Библиографическое описание:

Кожухова Ю. В. Экотуризм с использованием скандинавских палок как форма взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ на основе интеграции физического развития и экологического воспитания детей // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №2. — С. 37-40.



МБДОУ № 23 города Новороссийска несколько лет работает с инновационным образовательным проектом «Экологический туризм с использованием скандинавской ходьбы как способ формирования социокультурных ценностей воспитанников и их семей». В своей профессиональной инновационной деятельности инструктора по физической культуре я интегрирую две образовательные области — физическое и познавательное развитие в части экологического воспитания. Что явилось первопричиной выбора инновационной темы в моей работе?

  1. Врождённые патологии, низкий иммунитет, нарушение осанки, плоскостопие у детей.
  2. Недостаточное методическое обеспечение по образовательной области «Физическое развитие» с учётом регионального компонента Краснодарского края и близости к Черному морю.
  3. Низкая компетентность многих родителей в вопросах оздоровления детей.

В практике ДОУ существует много апробированных традиционных здоровьесберегающих форм — рациональное питание, закаливание, плавание. Мы же пытаемся найти новые инновационные пути решения проблем, с которыми сталкиваемся.

Педагогический коллектив заинтересовал новый в России вид ходьбы — «Скандинавская ходьба». Что же это такое и можно ли использовать ее в дошкольной организации?

Это относительно новое направление в физической культуре, появившееся в 90-е годы в Финляндии. Оно вобрало в себя технику различных видов спорта: лыжи (возможность тренироваться летом), спортивная ходьба (шаг с пятки и перекат на носок), коньки (вариант коньковой ходьбы). В результате получился набор полезных техник и упражнений из разных видов спорта, адаптированных для детей с различной физической подготовкой. Такая ходьба действительно подходит всем детям и дает положительные результаты для сердца, сосудов, дыхания и развития мышц.

Преимуществами скандинавской ходьбы в работе с дошкольниками являются:

Доступность (в любом месте, в любое время, легко обучиться, для любого возраста).

Естественность (близость к природе, техника повторяет естественные движения тела).

Высокая эффективность (европейские исследования подтвердили более 40 оздоровительных воздействий на организм).

Безопасность (ходьба нетравматична, отсутствуют высокие нагрузки и излишнее напряжение, нет противопоказаний).

Воздействие скандинавской ходьбы на организм:

  1. Тренирует 90 % мышц всего тела.
  2. Улучшает работу сердца и кровеносных сосудов.
  3. Улучшает работу дыхательной системы.
  4. Укрепляет все мышцы.
  5. Снижает нагрузку на коленные и тазобедренные суставы.
  6. Поднимает настроение.
  7. Снимает стресс.
  8. Повышает иммунитет.
  9. Способствует улучшению осанки.
  10. Сжигает жир.

Например, при занятиях бегом используется 45 % мышц тела, при езде на велосипеде 50 %, при скандинавской ходьбе 90 %. Считается, что не работают только мышцы лица. Но если человек будет улыбаться от хорошего настроения, то стопроцентная работа организма обеспечена.

Исходя из полученной информации, была определена актуальность внедрения скандинавской ходьбы в занятия физической культурой.

Занятия скандинавской ходьбой:

‒ реализуют потребность ребёнка в двигательной активности с помощью нестандартного физкультурного оборудования;

‒ дают возможность расширять индивидуальный двигательный опыт, используя совокупность разных видов спорта, мало используемых в детских садах южного региона (лыжи, коньки);

‒ являются одним из эффективных средств для популяризации активного семейного досуга, а также для повышения психологического и физического здоровья семьи.

Было принято решение педагогами использовать скандинавские палки на третьем физкультурном занятии, которое проводится на улице, в старших и подготовительных к школе группах.

МБДОУ № 23 г. Новороссийска — это новый современный детский сад, имеющий довольно большую и достаточно рельефную территорию. Все участки и спортивная площадка между собой соединяются дорожками — это даёт возможность составить разнообразные маршруты и создаёт благоприятные условия для организации и проведения скандинавской ходьбы на базе данного детского сада.

Для физкультурно-оздоровительной работы было создано авторское методическое обеспечение. Туда вошли:

1) консультации для родителей и воспитателей;

2) конспекты занятий физической культурой с использованием скандинавской ходьбы, которые соответствуют календарно-тематическому плану ДОУ и состоят из дыхательной гимнастики, небольшой беседы по теме недели, подвижной и пальчиковой игры;

3) схемы-маршруты (1 схема на 2 занятия), разные по нагрузке (прямые или рельефные), имеющие разные препятствия (камни, бревна, ступеньки);

4) комплексы общеразвивающих упражнений со скандинавскими палками для разминки перед началом ходьбы (1 комплекс на 2 занятия);

Для того чтобы и детям, и воспитателям было более удобно и продуктивно заниматься, на территории детского сада определили места остановок — привалов и оборудовали их:

‒ организовали места, где детям можно легко повесить на крючки скандинавские палки, для безопасного проведения другого вида детской деятельности на привале;

‒ сделали разметку на асфальте, чтобы дети могли быстро занять свои места-«домики» для проведение разминки с палками в начале занятия или же поиграть в подвижную игру (например: «Птички в гнёздышки») в конце занятия, при этом воспитателю не нужно выносить на улицу дополнительное оборудование;

‒ проложены из тротуарной плитки дополнительные дорожки — тропинки по холмистой территории ДОУ.

Созданную развивающую предметно-пространственную среду воспитатели используют во время прогулок и для проведения утренних зарядок, физкультуры, подвижных игр на улице.

В своей работе я максимально учитываю климатические условия Южного региона. Поэтому, не только использую скандинавские палки при организации дозированной ходьбы и мини-походов, но и с апреля по октябрь занятия по физкультуре провожу на свежем воздухе. В это время больше внимания уделяем бегу как на скорость, так и на выносливость. Поначалу детям было непривычно бегать на более длинные дистанции, они пытались успеть поговорить и начинали кашлять или отставать от других, но затем втянулись, и мы уже могли не только увеличивать дистанцию, но и скорость. И, самое главное, им это нравится.

На начальном этапе, перед внедрением скандинавской ходьбы в детском саду для педагогов были проведены консультации, практикумы, мастер-классы, где осуществлялось ознакомление со скандинавскими палками, техникой ходьбы и методикой проведения данного вида двигательной активности. Использовались такие формы работы, как круглый стол и семинар. Коллективом обсуждались все плюсы и минусы данной темы, разрабатывались разные маршруты по длине и сложности, учитывая возрастные особенности детей, разрабатывалась система контроля.

В работе с детьми использую индивидуальную, подгрупповую и групповую формы работы, которые довольно разнообразны. Это занятия, беседы, игры, экскурсии, походы, развлечения, выставки.

ФГОС дошкольного образования направляет нас на поиски новых форм взаимодействия с родителями. Использование скандинавской ходьбы в детском саду поддержали родители воспитанников, и это стало благодатной почвой для сотрудничества с ними.

После того, как систематически стала проводиться дозированная ходьба со скандинавскими палками, по пути маршрута дети стали задавать больше вопросов, проявлять познавательный интерес, любознательность. В процессе ходьбы дети обращали внимание на всё, что им попадалось на пути: цветы, деревья, птицы, муравейники. По этой причине было предложено воспитателями совместить двигательную активность с экологическим воспитанием, что органично интегрировалось по содержанию. Так появился новый виток развития инновации с последующим прохождением этапов создания системной продуктивной работы.

Решено было расширить экологическую среду ДОУ. На уличной территории были выстроены крольчатник, птичник, террариум, пруд, метеостанция. Родители охотно сотрудничали с детским садом и своими руками соорудили данные объекты.

Наш детский сад новый, деревья на территории ещё маленькие, но в шаговой доступности от нас находится стадион, парковая зона, парк Дома культуры, лес. Всё это помогает проводить интересные экскурсии и мини — походы. Мы начали приглашать родителей на совместные развлечения и им это очень понравилось. По инициативе родителей воспитанников была введена новая для нашей организации форма работы — семейный клуб выходного дня «Любознайка».

Для повышения компетентности родителей провелись консультации и мастер- классы. И, как итог, была создана дополнительная образовательная программа клуба «Любознайка». Совместно с семьями воспитанников обсуждаются и разрабатываются маршруты выходного дня, которые проходят 1 раз в месяц. К походу семьи готовятся заранее, так как каждый из маршрутов подчинен определенной актуальной познавательной теме для детей. Так, например, в зимнее время проводился поход на Суджукскую косу, которая находится у побережья Черного моря в Новороссийске. Родители с детьми узнали о том, какие водоплавающие птицы прилетают в зимний период в наш край. Узнали более подробно о разнообразии их, особенностях. Поход с целью проведения экологической акции «Помоги птицам зимой» наполнил мероприятие значимостью, позволил детям проявить сопричастность в вопросе бережного отношения к «братьям нашим меньшим», покормить птиц в сложный для них зимний период. Интересно прошли мероприятия «Дружные семейки на тропинках здоровья»; «Путешествие с Лесовичком»; поход в городской парк «Знакомство с экзотическими птицами». Все мероприятия проводятся с участием педагогов, воспитанников и их семей, что позволяет неформально взаимодействовать участникам образовательного процесса на основе интересного, познавательного и оздоровительного досуга.

В экологическую работу включаются люди разных поколений. Часто детей в детский сад водят дедушки и бабушки. Некоторые из них проявили свою инициативу, стали участвовать в походах со скандинавскими палками в клубе «Любознайка», приглашать в свои частные приусадебные хозяйства. Таким образом, у нас стали появляться новые познавательные маршруты под названием «В гости к бабушке», где дети могут познакомиться с домашними животными, растениями, которые растут в теплицах и на грядках у наших бабушек.

Перспективой профессиональной деятельности в своей работе ставлю:

‒ распространение опыта интеграции физического развития и экологического воспитания среди дошкольных учреждений;

‒ приобщение к здоровому образу жизни педагогического коллектива ДОУ, семей воспитанников через использование в работе экологического туризма со скандинавской ходьбой;

‒ поиск новых форм взаимодействия с семьями воспитанников.

В заключении хочется отметить, что профессионализм педагогов детского сада позволяет подойти системно к организации данной инновационной деятельности. А так же, результат анализа, проведенного по физическому и экологическому воспитанию детей, показывает положительную динамику. И это не может не радовать наш коллектив.

Литература:

  1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»; под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.- 3-е изд. — М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2015.- 130с.
  2. Николаева С. Н. Парциальная программа «Юный эколог». — М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2016. — 108с.
  3. Журнал «Инструктор по физкультуре» № 4. — М: «Сфера», 2015. — 26с.
  4. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. — 21с.
  5. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6–7 лет.- Воронеж. «Педагогика нового времени», 2009. — 5с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов