Библиографическое описание:

Пикина Е. В. Конспект развивающего занятия для детей подготовительной группы «Следствие ведут колобки» // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №1. — С. 84-87.



Конспект развивающего занятия включает в себя игры и упражнения, направленные на развитие познавательной активности, мыслительной деятельности, внимания и памяти, обогащение словарного запаса у детей подготовительной группы. Материал будет интересен педагогам, воспитателям, специалистам дошкольных образовательных учреждений.

Цель: Развитие познавательных процессов с помощью специально подобранных игр, упражнений. Формирование учебно-познавательных мотивов у старших дошкольников, возможность испытать себя в приближенной к реальности игровой ситуации. Формирование целостного знания, потребности в творческой деятельности, развитие интеллектуальных и творческих возможностей ребенка.

Задачи:

1) Научить детей работать в коллективе сверстников, выполнять устные инструкции взрослого.

2) Познакомить с новыми играми по развитию познавательной деятельности.

3) Развивать когнитивные процессы старших дошкольников.

4) Научить детей работать со схемой — картой.

Подготовка кзанятию:

  1. Сделать карточки по количеству детей со специальными заданиями, необходимыми для работы.
  2. Сделать конверты для заданий — 6 штук.
  3. Сделать карту схему группы, в которой будет проходить игра-путешествие. Разделить её на 6 равных частей и положить в конвертики.
  4. Подобрать «волшебную вещь» для детей (это может быть снежинка, маленькая елочка, новогодняя игрушка)
  5. Оформить для детей задания.
  6. Чистые листы бумаги и простые карандаши по количеству детей.

ХОД ЗАНЯТИЯ

//Дети сидят в группе на своих местах. Все они делятся на 2 игровые команды, так как в ходе занятия им предстоит участвовать в различных соревнованиях, выполняя задания//

Психолог: Здравствуйте, ребята!

Сегодня утром я получила странное письмо от Деда Мороза. «В одном красивом детском саду, на празднике, я потерял волшебную снежинку. И сейчас, когда моему времени подходит конец, и я должен освободить место весне, мне хочется забрать ее с собой. Дорогие мои Колобки, помогите, пожалуйста, мне ее найти!».

Что же нам делать, ребята? Придется нам с вами отправиться на поиски волшебной снежинки. Путешествие это не простое, а необычайно интересное.

Путешествие наше мы назовем «Колобки идут по следу». В шести конвертиках лежат обрывки карты, по которой мы сможем найти снежинку. Каждый конверт можно открыть, выполнив какое-то задание.

ИТАК, нам многое надо успеть сделать, давайте отправимся в путь.

Проверим готовность всех участников игры. А для этого посмотрим, какие вы дружные, внимательные и сообразительные. Давайте поиграем с вами в игру «Путанка» (2 команды).

«Путанка вкругу».

Игроки встают в круг и берутся за руки. Руки расцеплять нельзя! Игроки запутывают круг — не расцепляя рук, перешагивая через руки, оборачиваясь и так далее. Когда путанка готова, в комнату приглашается водящий. Ему нужно распутать игроков обратно в круг, не расцепляя их рук.

Психолог: Вы все успешно справились с первым испытанием. Давайте откроем первый конверт и посмотрим, что находится внутри.

//Дети находят внутри конверта кусочек карты, на которой изображена часть группы, где лежит потерянная вещь//.

Игра «Ищи безостановочно»

Цель: Развитие воображения, мыслительных операций, активизация словаря.

В течение 10–15 сек. увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т. п.). По сигналу один ребенок начинает перечисление, другие его дополняют.

Победителем игры станет тот участник, который последним назовёт предмет или вещь, ему предоставляется право открыть второй конверт с кусочком карты.//

Психолог: Вы успешно прошли разминку и все готовы прийти на помощь Деду Морозу. ИТАК, мы отправляемся в путь!

Каждый из вас знает, что для поиска предметов нужно внимательно изучить следы. Давайте поиграем в игру «Колобок идет по следу».

Цель: развитие зрительного восприятия, распределения внимания, устного счёта.

//Каждому ребенку психолог раздает карточки с заданием.//

Реши примеры, пользуясь подсказкой в рамке.

Таблица 1

Задание «Колобок идет по следу»

Психолог: Молодцы, ребята, все справились с этим заданием, а сейчас давайте откроем третий конвертик. Право вскрыть предоставляется (называет ребенка), который первым справился с заданием. //Ребенок открывает третий конверт//

Психолог: Для того чтобы открыть следующий конверт вам надо выполнить следующее задание: называется оно «Графический диктант».

Упражнение «Графический диктант».

Цель: Коррекция внимания, произвольности психических процессов, умения работать под диктовку взрослого.

Таблица 2

Задание «Графический диктант»

Графический диктант для дошкольников. Рисование по клеточкам сторожевого пса

//Упражнение графический диктант выполняется каждым ребенком на специально приготовленных листочках под диктовку психолога//

Отгадайте загадку:

Заворчал живой замок,

Лег у двери поперек,

Две медали на груди,

Лучше в дом не заходи. //Собака//

//После выполнения данного задания ребенок, который первым сдал свою работу, получает право открыть четвертый конверт, в котором дети находят часть схемы группы//

Психолог: Итак, мы с вами успешно справились с несколькими заданиями, но нам предстоит открыть ещё 2 конвертика, прежде чем мы узнаем, где же находится потерянная вещь. Давайте посмотрим, какое же задание нам предстоит выполнить?

//Каждому ребенку психолог раздает чистый лист бумаги//

Возьмите чистый лист бумаги и карандаш. Я сейчас назову слово, а вы, чтобы лучше его запомнить, должны этот предмет быстро зарисовать. Ясно? Тогда попробуем — «гора», как можете, так и нарисуйте и запомните, что это гора (дети выполняют тренировочное задание)

— Теперь приготовьтесь, я буду быстрее говорить слова: снег, дождь, лужа, солнце, дорога, карандаш, елка, трава, мяч, дом.

Теперь давайте посмотрим, кто больше слов вспомнит с помощью рисунков (в конце упражнения каждый ребенок воспроизводит ряд слов, используя опорные рисунки).

Психолог: Молодцы, ребята, все справились с этим заданием, а сейчас давайте откроем пятый конвертик. Право вскрыть печать предоставляется (называет ребенка), который первым справился с заданием.

//Ребенок открывает пятый конверт//

Психолог: Ребята, давайте дадим отдохнуть нашим пальчикам.

Упражнение-релаксация «КУЛАЧКИ».

ЦЕЛЬ: освоение и закрепление позы покоя, расслабление мышц рук.

«Сожмите пальцы в кулачок покрепче. Руки положите на колени. Сожмите их сильно — сильно. Руки устали. Расслабьте их. Отдыхаем. Кисти рук потеплели. Легко, приятно стало. Слушаем и делаем как я. Спокойно! Вдох — пауза! Выдох — пауза!"

Руки на коленях,

Кулачки сжаты,

Крепко с напряжением

Пальчики прижаты (сжать пальцы).

Пальчики сильней сжимаем -

Отпускаем, разжимаем. (Легко поднять и уронить расслабленную кисть.)

Знайте девочки и мальчики,

Отдыхают наши пальчики.

Психолог: Ну что ж, вы очень хорошо справляетесь со всеми заданиями и нам осталось открыть последний конверт, чтобы узнать, где же Дед Мороз потерял снежинку. Давайте приступим к выполнению следующего задания.

//Каждому ребенку психолог раздает карточки с заданием.//

Таблица 3

Задание «Снежинка»

E:\времена года, занятия\зима\Зима-14.jpg

Возьмите карандаш и слушайте меня внимательно: слева от снежинки нарисуйте квадрат, справа — круг, над снежинкой — овал, а под снежинкой треугольник. В пустых клеточках нарисуйте фигуры, которые вы еще знаете.

//Дети открывают последний конверт. Складывают из частей карту и узнают, где Дед Мороз потерял волшебную снежинку. Все участники отправляются на ее поиски. Когда снежинка найдена, проходит заключительная часть занятия//.

Психолог: Вы все — молодцы! Задания выполнили, Деду Морозу помогли. И теперь пора возвращаться домой. Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и попрощаемся. Наше занятие подошло к концу. До следующей встречи.

Литература:

  1. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры. М, 1986; Детские подвижные игры народов СССР. М., 1988.
  2. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов — М.: ООО «Издательство АСТ», 2004
  3. Шарохина В. Л. Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе. — М.: Книголюб, 2007.
  4. Широкова Г. Н. Справочник дошкольного психолога — Ростов н/Д.: Феникс, 2008.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов