Библиографическое описание:

Чернова Н. В. Развитие звукового анализа и синтеза у детей старшей логопедической группы // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — №3. — С. 90-92.



 

Л. С. Выготский разработал концепцию развития высших психических функций, согласно которой приоритетным направлением работы дошкольных учреждений является личность ребенка.

Основной задачей, которую ставят перед собой все педагоги в нашем МБДОУ ЦРР детском саду № 1 «Журавушка» города Юбилейного, является формирование личности развивающегося ребенка, его подготовка к успешному обучению в школе. Пробелы в развитии фонетики, лексики, грамматического строя и связной речи являются серьезным препятствием в усвоении программы детского сада и в дальнейшем общеобразовательной школы. Это делает актуальным разработку наиболее рациональных путей формирования звукового анализа и синтеза — необходимой ступени к овладению грамотой.

Технология «Развитие звукового анализа и синтеза» помогает развивать личность ребенка, способствуя формированию его грамотности в будущем.

Изучение звуков происходит в процессе аналитико-синтетической работы над словом, то есть ребёнок овладевает основными навыками звукового анализа (мысленного расчленения слова на составляющие его звуки), а также синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое) поэтапно. Затем происходит знакомство с обозначением звуков буквами. На основе звукового анализа и синтеза дети овладевают чтением слогов и слов. Неумение воспроизводить звуковой анализ может привести к дислексии: затруднения и ошибки в первую очередь связаны с недостаточным овладением звуковым составом слова, смешиванием акустически сходных звуков, неполноценностью звукового анализа и синтеза.

Первые попытки сознательного выделения звука из слова, а затем и установление точного места того или иного звука являются необходимыми предпосылками обучения грамоте. По данным В. К. Орфинской, выделение звука из слова появляется у детей дошкольного возраста спонтанно, сложным же формам звукового анализа нужно обучать специально. А. Н. Гвоздев отмечает, что «хотя ребёнок замечает разницу в отдельных звуках, но разложение слов на звуки им самостоятельно не производится». И действительно, самостоятельно выделить последний согласный звук в слове, несколько гласных одновременно, установить позицию заданного звука или количество слогов дошкольнику непросто.

После проведения речевого обследования детей, имеющих нарушения звукопроизношения, мною был выявлен низкий уровень развития звукового анализа и синтеза у обследуемых детей.

Дети испытывали трудности, когда им предлагалось, внимательно слушая, выделить звук из разных позиций в слове. Многие ребята затруднялись в отборе картинок, придумывании слов с заданным звуком. Дети, имеющие отклонения в развитии звукового анализа и синтеза, не могут ни чётко повторить звуки, ни правильно показать картинки с определённым звуком. Встречались при обследовании случаи частичного нарушения, связанные с недостаточным различием одной группы звуков или одной пары звуков при хорошем различении других звуков.

В процессе коррекционной работы с детьми, имеющими различные нарушения звукопроизношения, я пришла к убеждению, что развитие звукового анализа и синтеза является важной, неотъемлемой частью всей работы по исправлению недостатков звукопроизношения у детей наряду с постановкой, автоматизацией звуков и их введением в речь. Ведь без полноценного восприятия фонем, без чёткого их различения невозможно и их правильное произношение, а в последствии — грамотная устная и письменная речь.

При работе над данной проблемой были поставлены следующие задачи:

          познакомить детей со звуковым составом, звуковым строением слова, научить детей звуковому анализу и синтезу;

          развивать умение выделить звуки из разных позиций в слове, слышать и выделять в ряду других звуков;

          учить детей различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».

          учить определять количество слогов в слове, отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры, выделять ударный слог.

В работе по формированию звукового анализа и синтеза можно условно выделить три этапа:

  1. Первый этап посвящается изучению гласных звуков. При этом мы используем систему символов, разработанную Т. А. Ткаченко.

Внешний вид символов совпадает с очертанием губ при артикуляции соответствующего гласного звука. Дети с речевыми нарушениями при обучении навыкам звукового анализа нуждаются в слуховой и зрительной опоре: выделению звука в слове помогает утрированное произнесение изучаемого звука в ходе занятия; в отличие от букв символы быстро и легко запоминаются детьми. Символы — это геометрические формы красного цвета: А — большой круг, У — маленький кружок, И — горизонтальная полоска, О — вытянутый по вертикали овал, ы — нижняя половина круга.

На данном этапе дети учатся анализу и синтезу звукосочетаний из двух, а затем из трех гласных типа АУ, АОУ, выделению начального гласного в словах.

  1.      В ходе второго этапа наряду с уточнением произношения наиболее артикуляционно простых звуков дети учатся выделять звук в ряду других звуков, слог с заданным звуком в ряду других слогов, определять наличие или отсутствие звука в слове, выделять начальный согласный. На занятиях дети обучаются анализировать обратные слоги типа гласный + согласный (например: ам), прямые слоги типа согласный + гласный (например: та), а затем слов согласный-гласный-согласный (например: мак). На данном этапе вводятся упражнения с фишками (мы используем пуговицы: красные для обозначения гласных звуков, синие для обозначения согласных твердых звуков, зеленые — мягкие согласные звуки). Эти упражнения воспитывают навык чтения прямых и обратных слогов и слов. В это время дети постепенно учатся понимать и правильно употреблять термины: звук, буква, слог, слово, гласный и согласный звук, твердый и мягкий звук, звонкий и глухой звук.
  2.      На последнем этапе дети обучаются производить полный звуковой анализ слов. Здесь особенно широко используется прием «живые звуки”. Постепенно дети начинают анализировать слова без опоры на утрированное произнесение. У детей формируют умения:

          различать изученные звуки;

          знать гласные звуки первого ряда и звук И;

          знать изученные согласные звуки и их акустико-артикуляционные признаки (твердость — мягкость, звонкость — глухость);

          выделять любой из изученных звуков в составе односложных слов (рак), двусложных (лапа), трехсложных (малина);

          определять местоположение звука (в начале, в середине, в конце слова);

          определять линейную последовательность звуков в слове;

          определять количество звуков в слове.

Обучение звуковому анализу и синтезу проводится в игровой форме на протяжении всего этапа коррекционного воздействия, так как ведущим видом деятельности ребенка дошкольника является игра. С. Л. Рубинштейн назвал игру практикой развития. Значение такой деятельности, как игра, в том, что она точно соответствует возрасту и интересам ребенка и включает в себя элементы, ведущие к выработке нужных навыков и умений. В игре происходит развитие речи и мышления.

Игра занимает значительное место в жизни детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игра создает тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Она выявляет индивидуальные способности ребенка, позволяет определить уровень его знаний и представлений.

При изучении гласных звуков первого ряда и И используем «Песенки звуков» (аааа, ииии… и т. д.). Игры «Послушай и повтори», «Посмотри и назови» в течение всего периода обучения учат детей чётко воспроизводить гласные звуки, угадывать их по беззвучной артикуляции, слышать и выделять в ряду других звуков. Включаются сюда и упражнения по удержанию в памяти ряда, состоящего из 3–4 гласных звуков. В процессе работы дети учатся интонационно подчёркивать, выделять звуки в слове. Упражнения на узнавание звука в слове, отбор картинок, придумывание слов со звуком так же осуществляется в процессе игр с использованием различного дидактического материала (игры «Кто самый внимательный?», «Добавь пропущенный звук» и др.)

Игры с предметными картинками (где изображены различные предметы, игрушки, животные и др.) позволяют выделять отдельные звуки в словах, первый звук в слове, сравнивать пары звуков по их звучанию. При организации игр по развитию звукового анализа и синтеза хорошо придумывать интересные сюжеты, использовать соревновательные моменты, игры-иллюстрации, создавать игровые ситуации. Например, пойти в магазин и купить вкусные вещи со звуками «к» и «кь» или «с» и «сь», класть их в корзинку, сумку. Потом посчитать, кто больше набрал «продуктов».

Особый интерес у детей вызывают задания, в которых «собирают рассыпанные» звуки или, наоборот, их «рассыпают», сопровождая действием. Составление схем слов из цветовых символов (пуговиц или кружочков) чередуется с подбором или поиском подходящих слов к заданной схеме. Важно научить детей самостоятельно задавать вопросы о звуках, слогах, словах. Дети выполняют творческие задания — задают вопросы персонажам — гостям на занятиях, друг другу и логопеду. Специально допущенные логопедом ошибки в ответах на эти вопросы вызывают особый интерес у детей, они эмоционально откликаются, желая помочь исправить ошибку, найти правильный ответ. На занятиях по звуковому анализу и синтезу мы используем такие игры, как: «Звуковой кубик», «Цепочка слов», «Составь и прочитай слово», «Кто в домике живёт?», «Определи первый звук в слове», «Волшебный коврик» и другие. Дети играют в них с большим удовольствием.

Играть в логопедические игры весело и занимательно. Дети соревнуются друг с другом. В результате возникшего интереса к играм поставленные звуки быстро закрепляются, речь становится грамматически правильной, а непростые упражнения по звуковому анализу превращаются в увлекательное занятие.

Использование игр в системе логопедической работы позволяет снизить утомляемость и повысить эмоциональную заинтересованность ребёнка.

Такая работа эффективна — уже после проведения нескольких этапов работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза заметны улучшения в развитии речи детей.

Процесс автоматизации и дифференциации звуков протекает быстрее; формирование правильной слоговой структуры слова значительно ускоряется. Дети могут с лёгкостью определить место заданного звука в слове, придумать слова на заданный звук, выделить начальный и конечный звук в слове, повторить слоговой ряд, ряд слов; найти рифмующееся слово, различать короткие и длинные слова, с удовольствием отстукивают или отхлопывают слово по слогам, отсчитывают количество звуков, слогов в слове.

Следовательно, после проведённой работы по данной проблеме заметны улучшения в развитии навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста

 

Литература:

 

  1. Волкова Логопедия: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология”– М.: Просвещение, 1989. — 528 с.
  2. Ковшиков В. А. Исправление нарушений различения звуков. Методы и дидактические материалы.- СПб.: КАРО, 2006. — 128 с.: ил.- (Серия «Популярная логопедия»).
  3. Лопухина И. С. Логопедия, М.,1995.
  4. Ткаченко Т. А. Формирование навыка звукового анализа и синтеза-М.: Издательство «Гном и Д», 2005.-48с.- (Практическая логопедия)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов