Развитие звукового анализа и синтеза у детей старшей логопедической группы | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (3) декабрь 2015 г.

Дата публикации: 07.12.2015

Статья просмотрена: 4411 раз

Библиографическое описание:

Чернова, Н. В. Развитие звукового анализа и синтеза у детей старшей логопедической группы / Н. В. Чернова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — № 3 (3). — С. 90-92. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/12/349/ (дата обращения: 26.04.2024).



 

Л. С. Выготский разработал концепцию развития высших психических функций, согласно которой приоритетным направлением работы дошкольных учреждений является личность ребенка.

Основной задачей, которую ставят перед собой все педагоги в нашем МБДОУ ЦРР детском саду № 1 «Журавушка» города Юбилейного, является формирование личности развивающегося ребенка, его подготовка к успешному обучению в школе. Пробелы в развитии фонетики, лексики, грамматического строя и связной речи являются серьезным препятствием в усвоении программы детского сада и в дальнейшем общеобразовательной школы. Это делает актуальным разработку наиболее рациональных путей формирования звукового анализа и синтеза — необходимой ступени к овладению грамотой.

Технология «Развитие звукового анализа и синтеза» помогает развивать личность ребенка, способствуя формированию его грамотности в будущем.

Изучение звуков происходит в процессе аналитико-синтетической работы над словом, то есть ребёнок овладевает основными навыками звукового анализа (мысленного расчленения слова на составляющие его звуки), а также синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое) поэтапно. Затем происходит знакомство с обозначением звуков буквами. На основе звукового анализа и синтеза дети овладевают чтением слогов и слов. Неумение воспроизводить звуковой анализ может привести к дислексии: затруднения и ошибки в первую очередь связаны с недостаточным овладением звуковым составом слова, смешиванием акустически сходных звуков, неполноценностью звукового анализа и синтеза.

Первые попытки сознательного выделения звука из слова, а затем и установление точного места того или иного звука являются необходимыми предпосылками обучения грамоте. По данным В. К. Орфинской, выделение звука из слова появляется у детей дошкольного возраста спонтанно, сложным же формам звукового анализа нужно обучать специально. А. Н. Гвоздев отмечает, что «хотя ребёнок замечает разницу в отдельных звуках, но разложение слов на звуки им самостоятельно не производится». И действительно, самостоятельно выделить последний согласный звук в слове, несколько гласных одновременно, установить позицию заданного звука или количество слогов дошкольнику непросто.

После проведения речевого обследования детей, имеющих нарушения звукопроизношения, мною был выявлен низкий уровень развития звукового анализа и синтеза у обследуемых детей.

Дети испытывали трудности, когда им предлагалось, внимательно слушая, выделить звук из разных позиций в слове. Многие ребята затруднялись в отборе картинок, придумывании слов с заданным звуком. Дети, имеющие отклонения в развитии звукового анализа и синтеза, не могут ни чётко повторить звуки, ни правильно показать картинки с определённым звуком. Встречались при обследовании случаи частичного нарушения, связанные с недостаточным различием одной группы звуков или одной пары звуков при хорошем различении других звуков.

В процессе коррекционной работы с детьми, имеющими различные нарушения звукопроизношения, я пришла к убеждению, что развитие звукового анализа и синтеза является важной, неотъемлемой частью всей работы по исправлению недостатков звукопроизношения у детей наряду с постановкой, автоматизацией звуков и их введением в речь. Ведь без полноценного восприятия фонем, без чёткого их различения невозможно и их правильное произношение, а в последствии — грамотная устная и письменная речь.

При работе над данной проблемой были поставлены следующие задачи:

          познакомить детей со звуковым составом, звуковым строением слова, научить детей звуковому анализу и синтезу;

          развивать умение выделить звуки из разных позиций в слове, слышать и выделять в ряду других звуков;

          учить детей различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».

          учить определять количество слогов в слове, отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры, выделять ударный слог.

В работе по формированию звукового анализа и синтеза можно условно выделить три этапа:

  1. Первый этап посвящается изучению гласных звуков. При этом мы используем систему символов, разработанную Т. А. Ткаченко.

Внешний вид символов совпадает с очертанием губ при артикуляции соответствующего гласного звука. Дети с речевыми нарушениями при обучении навыкам звукового анализа нуждаются в слуховой и зрительной опоре: выделению звука в слове помогает утрированное произнесение изучаемого звука в ходе занятия; в отличие от букв символы быстро и легко запоминаются детьми. Символы — это геометрические формы красного цвета: А — большой круг, У — маленький кружок, И — горизонтальная полоска, О — вытянутый по вертикали овал, ы — нижняя половина круга.

На данном этапе дети учатся анализу и синтезу звукосочетаний из двух, а затем из трех гласных типа АУ, АОУ, выделению начального гласного в словах.

  1.      В ходе второго этапа наряду с уточнением произношения наиболее артикуляционно простых звуков дети учатся выделять звук в ряду других звуков, слог с заданным звуком в ряду других слогов, определять наличие или отсутствие звука в слове, выделять начальный согласный. На занятиях дети обучаются анализировать обратные слоги типа гласный + согласный (например: ам), прямые слоги типа согласный + гласный (например: та), а затем слов согласный-гласный-согласный (например: мак). На данном этапе вводятся упражнения с фишками (мы используем пуговицы: красные для обозначения гласных звуков, синие для обозначения согласных твердых звуков, зеленые — мягкие согласные звуки). Эти упражнения воспитывают навык чтения прямых и обратных слогов и слов. В это время дети постепенно учатся понимать и правильно употреблять термины: звук, буква, слог, слово, гласный и согласный звук, твердый и мягкий звук, звонкий и глухой звук.
  2.      На последнем этапе дети обучаются производить полный звуковой анализ слов. Здесь особенно широко используется прием «живые звуки”. Постепенно дети начинают анализировать слова без опоры на утрированное произнесение. У детей формируют умения:

          различать изученные звуки;

          знать гласные звуки первого ряда и звук И;

          знать изученные согласные звуки и их акустико-артикуляционные признаки (твердость — мягкость, звонкость — глухость);

          выделять любой из изученных звуков в составе односложных слов (рак), двусложных (лапа), трехсложных (малина);

          определять местоположение звука (в начале, в середине, в конце слова);

          определять линейную последовательность звуков в слове;

          определять количество звуков в слове.

Обучение звуковому анализу и синтезу проводится в игровой форме на протяжении всего этапа коррекционного воздействия, так как ведущим видом деятельности ребенка дошкольника является игра. С. Л. Рубинштейн назвал игру практикой развития. Значение такой деятельности, как игра, в том, что она точно соответствует возрасту и интересам ребенка и включает в себя элементы, ведущие к выработке нужных навыков и умений. В игре происходит развитие речи и мышления.

Игра занимает значительное место в жизни детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игра создает тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Она выявляет индивидуальные способности ребенка, позволяет определить уровень его знаний и представлений.

При изучении гласных звуков первого ряда и И используем «Песенки звуков» (аааа, ииии… и т. д.). Игры «Послушай и повтори», «Посмотри и назови» в течение всего периода обучения учат детей чётко воспроизводить гласные звуки, угадывать их по беззвучной артикуляции, слышать и выделять в ряду других звуков. Включаются сюда и упражнения по удержанию в памяти ряда, состоящего из 3–4 гласных звуков. В процессе работы дети учатся интонационно подчёркивать, выделять звуки в слове. Упражнения на узнавание звука в слове, отбор картинок, придумывание слов со звуком так же осуществляется в процессе игр с использованием различного дидактического материала (игры «Кто самый внимательный?», «Добавь пропущенный звук» и др.)

Игры с предметными картинками (где изображены различные предметы, игрушки, животные и др.) позволяют выделять отдельные звуки в словах, первый звук в слове, сравнивать пары звуков по их звучанию. При организации игр по развитию звукового анализа и синтеза хорошо придумывать интересные сюжеты, использовать соревновательные моменты, игры-иллюстрации, создавать игровые ситуации. Например, пойти в магазин и купить вкусные вещи со звуками «к» и «кь» или «с» и «сь», класть их в корзинку, сумку. Потом посчитать, кто больше набрал «продуктов».

Особый интерес у детей вызывают задания, в которых «собирают рассыпанные» звуки или, наоборот, их «рассыпают», сопровождая действием. Составление схем слов из цветовых символов (пуговиц или кружочков) чередуется с подбором или поиском подходящих слов к заданной схеме. Важно научить детей самостоятельно задавать вопросы о звуках, слогах, словах. Дети выполняют творческие задания — задают вопросы персонажам — гостям на занятиях, друг другу и логопеду. Специально допущенные логопедом ошибки в ответах на эти вопросы вызывают особый интерес у детей, они эмоционально откликаются, желая помочь исправить ошибку, найти правильный ответ. На занятиях по звуковому анализу и синтезу мы используем такие игры, как: «Звуковой кубик», «Цепочка слов», «Составь и прочитай слово», «Кто в домике живёт?», «Определи первый звук в слове», «Волшебный коврик» и другие. Дети играют в них с большим удовольствием.

Играть в логопедические игры весело и занимательно. Дети соревнуются друг с другом. В результате возникшего интереса к играм поставленные звуки быстро закрепляются, речь становится грамматически правильной, а непростые упражнения по звуковому анализу превращаются в увлекательное занятие.

Использование игр в системе логопедической работы позволяет снизить утомляемость и повысить эмоциональную заинтересованность ребёнка.

Такая работа эффективна — уже после проведения нескольких этапов работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза заметны улучшения в развитии речи детей.

Процесс автоматизации и дифференциации звуков протекает быстрее; формирование правильной слоговой структуры слова значительно ускоряется. Дети могут с лёгкостью определить место заданного звука в слове, придумать слова на заданный звук, выделить начальный и конечный звук в слове, повторить слоговой ряд, ряд слов; найти рифмующееся слово, различать короткие и длинные слова, с удовольствием отстукивают или отхлопывают слово по слогам, отсчитывают количество звуков, слогов в слове.

Следовательно, после проведённой работы по данной проблеме заметны улучшения в развитии навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста

 

Литература:

 

  1. Волкова Логопедия: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология”– М.: Просвещение, 1989. — 528 с.
  2. Ковшиков В. А. Исправление нарушений различения звуков. Методы и дидактические материалы.- СПб.: КАРО, 2006. — 128 с.: ил.- (Серия «Популярная логопедия»).
  3. Лопухина И. С. Логопедия, М.,1995.
  4. Ткаченко Т. А. Формирование навыка звукового анализа и синтеза-М.: Издательство «Гном и Д», 2005.-48с.- (Практическая логопедия)
Основные термины (генерируются автоматически): звуковой анализ, звук, слово, ребенок, заданный звук, синтез, игра, гласный, слог, детский сад.

Похожие статьи

Использование дидактических игр при подготовке к обучению...

Синтез звуков и слогов в слове. ‒ Полный звуко-слоговой анализ слов.

Основные термины (генерируются автоматически): ход игры, ребенок, игра, слово, звук, слог, буква, развитие умения, звуковой анализ, картинка.

Формирование звукового анализа слова у детей старшего...

ребенок, звук, звуковая культура речи, слово, развитие, дошкольный возраст, детский сад, речевое дыхание, речевое общение

слово, звук, дошкольный возраст, ребенок, умение, нарушение речи, слоговой анализ, звуковой анализ слова, синтез слов, этап обучения.

Влияние познавательной игры на развитие фонематического...

звук, слово, фонематическое восприятие, фонематический слух, инструкция, ребенок, звуковой анализ, звуковая сторона речи, какой звук, картинка.

Звуко-слоговой анализ и синтез слов. 1) Игра «Буква потерялась».

Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста...

Ключевые слова: обучение грамоте, языковой анализ, звуковой анализ слова, звукобуквенный анализ слова, слоговой анализ слова, нарушения речи.

‒ формировать четкие фонематические представления на базе умения подбирать слова на заданный звук

Формирование навыков звукового анализа и синтеза младших...

слово, фонематический анализ, звуковой анализ, звук, предложение, способность, синтез, гласный, слоговой анализ, речевой план.

Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного...

«Поймай звук» — выделение заданного звука из ряда звуков. Инструкция: а) хлопни в ладоши, если услышишь звук [м]. (с 4 лет).

Навыки звукового анализа и синтеза. Выделение начального ударного гласного из слова (с 5 лет).

Предупреждение дисграфии, обусловленной нарушением...

III раздел работы — формирование звукового анализа и синтеза состоит в следующем: Формирование понятий и овладение терминами, их обозначающими: слово, предложение, слог, звук, согласный и гласный, глухой и звонкий, твердый и мягкий звуки.

Технология наглядного моделирования в коррекции общего...

‒ интонационно выделять звук в слове. ‒ называть слова с заданным звуком.

При помощи зрительной символики дети учатся анализу и синтезу звукового состава слова.

Для формирования слоговой структуры слова успешно используются следующие игры и...

звук, слово, ребенок, звуковой анализ, ударный слог, слог...

Следующим этапом работы является выделение звука из ряда других звуков, слогов, слов. Нравится дошкольникам игра «Услышишь — хлопни», «Эхо», которая позволяет развить слуховое восприятие звуковых и слоговых рядов.

Похожие статьи

Использование дидактических игр при подготовке к обучению...

Синтез звуков и слогов в слове. ‒ Полный звуко-слоговой анализ слов.

Основные термины (генерируются автоматически): ход игры, ребенок, игра, слово, звук, слог, буква, развитие умения, звуковой анализ, картинка.

Формирование звукового анализа слова у детей старшего...

ребенок, звук, звуковая культура речи, слово, развитие, дошкольный возраст, детский сад, речевое дыхание, речевое общение

слово, звук, дошкольный возраст, ребенок, умение, нарушение речи, слоговой анализ, звуковой анализ слова, синтез слов, этап обучения.

Влияние познавательной игры на развитие фонематического...

звук, слово, фонематическое восприятие, фонематический слух, инструкция, ребенок, звуковой анализ, звуковая сторона речи, какой звук, картинка.

Звуко-слоговой анализ и синтез слов. 1) Игра «Буква потерялась».

Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста...

Ключевые слова: обучение грамоте, языковой анализ, звуковой анализ слова, звукобуквенный анализ слова, слоговой анализ слова, нарушения речи.

‒ формировать четкие фонематические представления на базе умения подбирать слова на заданный звук

Формирование навыков звукового анализа и синтеза младших...

слово, фонематический анализ, звуковой анализ, звук, предложение, способность, синтез, гласный, слоговой анализ, речевой план.

Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного...

«Поймай звук» — выделение заданного звука из ряда звуков. Инструкция: а) хлопни в ладоши, если услышишь звук [м]. (с 4 лет).

Навыки звукового анализа и синтеза. Выделение начального ударного гласного из слова (с 5 лет).

Предупреждение дисграфии, обусловленной нарушением...

III раздел работы — формирование звукового анализа и синтеза состоит в следующем: Формирование понятий и овладение терминами, их обозначающими: слово, предложение, слог, звук, согласный и гласный, глухой и звонкий, твердый и мягкий звуки.

Технология наглядного моделирования в коррекции общего...

‒ интонационно выделять звук в слове. ‒ называть слова с заданным звуком.

При помощи зрительной символики дети учатся анализу и синтезу звукового состава слова.

Для формирования слоговой структуры слова успешно используются следующие игры и...

звук, слово, ребенок, звуковой анализ, ударный слог, слог...

Следующим этапом работы является выделение звука из ряда других звуков, слогов, слов. Нравится дошкольникам игра «Услышишь — хлопни», «Эхо», которая позволяет развить слуховое восприятие звуковых и слоговых рядов.

Задать вопрос