Формирование навыков звукового анализа и синтеза младших школьников с нарушением звукопроизношением | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Казинская, Л. Ф. Формирование навыков звукового анализа и синтеза младших школьников с нарушением звукопроизношением / Л. Ф. Казинская, Г. С. Айрумян. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Реноме, 2013. — С. 131-133. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/70/3764/ (дата обращения: 25.04.2024).

В начальной школе на уроках русского языка у учащихся формируются умения и навыки учебного труда, обеспечивается на определенном уровне усвоения родного языка в устной и письменной формах, совершенствуются различаются виды речевой деятельности, то есть создается база для дальнейшего обучения детей, для успешного изучения ими всех предметов в основной школе.

Успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность, осмысленность знаний зависит не только от одной деятельности педагога, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся, обусловленных многими факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности, физическим развитием. Перед логопедом стоит задача — создать такие условия, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных способностей каждого ребенка с нарушением звукопроизношения, как во время коррекционно-развивающих занятий, так и во время урока. Чтобы сформировать у учащихся указанные мыслительные процессы, необходимо включать в занятие продуктивные задания, непосредственно направленные на развитие таких процессов творческого мышления, как целеобразование, планирование, анализ, сравнение, обобщение и т. д. решение этой практической задачи связано с последовательной реализацией дифференцированного и индивидуального подхода к ученикам.

Нет необходимости говорить о том, насколько трудным бывает процесс овладения родным языком (чтением, письмом, связной речью), особенно у детей с нарушениями. Трудности эти, конечно, могут иметь различный характер, проявляться в разного рода ошибках. Причины здесь также довольно многообразны. Главные из них кроются в недостаточном развитии соответствующих способностей: либо общеучебных, либо специальных (лингвистических), либо тех и других одновременно. Мне бы хотелось поговорить о лингвистических способностях: фонематическом восприятии, фонематических представлениях, фонематическом анализе и синтезе, способности к морфологическим и синтаксическом обобщениям, объёме пассивного и активного словаря, способности к анализу и синтезу зрительно-слухо-двигательных образов и представлений.

Здесь названы элементарные способности. Наряду с ними важную роль в усвоении языка играют и более сложные качества, связанные с общими познавательными процессами, в частности смысловое восприятие (понимание) речи, память, мышление.

Недостаточное развитие любой из названных способностей может обусловить серьёзные трудности, и даже неуспеваемость как в овладении письмом, так и чтением. Поскольку у каждого ребенка, который испытывает трудности усвоения языка «набор» причинных факторов может быть различный, то перед педагогом встаёт задача их диагностики, а затем, естественно, и устранения (коррекции).

Нам бы хотелось остановиться на некоторых аспектах этой проблемы более подробно. Формирование лингвистических способностей у учащихся младших классов с дислалией позволяет не только предупреждать дисграфию, дизорфографию, но и развивать их мыслительные способности.

Принципиально важное значение для развития речи имеет сознательный анализ составляющих её звуков. Умение выделять фонемы в слове и правильно их дифференцировать является одним из самых необходимых условий развития звукового анализа. Для правильного протекания звукового анализа необходимо и ещё одно условие — умение представить звуковую структуру слова в целом, а затем, анализируя ее выделить звуки, сохраняя и фиксируя как количество, так и правильный порядок их в слове. [1, с. 15]

Преодоление речевых нарушений у младших школьников предполагает прежде всего формирование языкового анализа и синтеза. В ходе коррекционной работы логопед нередко сталкивается с тем, что ученики испытывают трудности при выполнении даже несложных речевых упражнений, плохо усваивают учебную лексику, познавательные интересы, самоконтроль и самооценка у них на низком уровне, то каждое задание предлагаемое логопедом, требует от них самоконтроля и самооценки, активного внимания, мыслительной и речевой деятельности. Игровые ситуации увлекают детей, снимают напряжение, усталость, чувство скованности, нередко испытываемые детьми на уроках русского языка.

На начальном этапе обучения дети с трудом усваивают членимость речевых единиц, что в последствии может отразиться в отсутствии границ предложений — заглавных букв и точек. В определенной мере это объясняется тем, что поначалу внимание ребёнка не может продуктивно распределяться между многими задачами стоящими перед учеником в период овладения грамотой. Имеет значение и несформированность воспринимать интонационное оформление фраз. [2, с. 47]. Поэтому коррекционная работа на уровне предложения предусматривает следующие цели:

-        научить детей выделять предложения из потока речи;

-        грамматически правильно составлять предложения;

-        вычленять слова из предложения;

-        закрепление понятий «слово» и «предложение» и умение эти понятия дифференцировать.

Для начала предложений по словам даётся лёгкий и доступный материал с постепенным нарастанием слов в предложении, начиная с предложений из двух слов и кончая предложениями с большим количеством слов. Методика работы с предложениями сводиться к следующему:

-        составлять предложение по картинке;

-        сосчитать, сколько слов в предложении;

-        указать, на каком месте стоит каждое из слов предложения;

-        докончить начатое предложение по данному образцу;

-        придумать самостоятельно предложение в два, три и более слова.

Вся работа строится на индивидуальном подходе к учащимся. На этом этапе можно использовать такие коррекционно-развивающие упражнения, как:

-        «предложите сами» (закончить предложение по данному началу),

-        «мы тоже» (определить конец предложения, хлопнув в ладоши и сказав «мы тоже»,

-        «две части» (в двух столбиках начало и конец предложений, восстановить эти предложения по образцу) и т. д.

При формировании слогового анализа и синтеза с опорой на вспомогательные средства, используемые в начале обучения, предлагается, например, отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество. В процессе развития слогового анализа в речевом плане делается акцент на умение выделять гласные звуки в слове, усвоение основного правила слогового деления: в слове столько слогов, сколько гласных звуков. Опора на гласные звуки при слоговом делении позволяет устранить и предупредить такие ошибки, как пропуск или добавление гласных.

Для оформления умения определять слоговой состав слова с опорой на гласные необходима предварительная работа по дифференциации гласных и согласных и выделение гласного из речи. В дальнейшем проводится работа по выявлению гласного звука из слога и слова. Для этого предлагаются простые односложные слова (ох, ус, ах, да), дети определяют гласный звук и его место в слове. Далее работа усложняется, она идёт на материале двух и трёхсложных слов. Проводя эту работу можно использовать следующие задания:

-        назвать гласные в слове;

-        записать только гласные данного слова;

-        разложить картинки под определённым сочетанием гласных;

-        распределить буквы в два круга (гласные и согласные)

-        вставить пропущенные гласные и согласные.

Для закрепления навыков слогового анализа и синтеза можно предложить следующие задания:

-        произнести слово по слогам, сосчитать количество слогов:

-        определить количество слогов в слове и поднять соответствующую цифру;

-        определить пропущенный слог в слоге;

-        соединить слоги стрелочками так, чтобы получились слова и т. д.

Одновременно с коррекционно-развивающей работой над слоговым анализом и синтезом надо начинать и работу над формированием умения проводить звуковой анализ и синтез. Логопедическая работа по развитию фонематического анализа и синтеза должна учитывать последовательность формирования указанных форм в онтогенезе. В процессе развития элементарных форм необходимо учитывать, что трудности выделения звука зависят от его характера, положения в слоге, а также от произвольных способностей звукового ряда. Лучше начинать работу по выделению звука из слова с гласных звуков, стоящих в начальной позиции. Затем выделять щелевые, т. к. они более длительные и выделяются легче, когда стоят в начале слова. А вот взрывные звуки выделять легче всего, когда они находятся в конце слова.

Звуковой ряд из двух, трёх гласных легче проанализировать, чем ряд куда входят согласные и гласные звуки. Это можно объяснить тем, что каждый гласный в этом ряду произносится почти как изолированный звук и ещё потому, что в таком ряду он (гласный) звук представляет собой единицу произносительного потока, т. е. слог. В связи с этими особенностями формировать функцию фонематического анализа нужно начинать на материале из ряда гласных, ряда-слога (ум, на), потом на материале слова из двух и более слогов.

При формировании сложных форм фонематического анализа необходимо учитывать, что всякое умственное действие проходит определённые этапы формирования, основными из которых являются следующие: освоение действия с опорой на материализацию, в плане громкой речи, перенос его в умственный план.

I этап — формирование фонематического анализа и синтеза с опорой на вспомогательные средства и действия. Такими вспомогательными средствами могут быть: графические схемы слова и фишки. [2, с. 78]

По мере выделения звуков ребёнок заполняет схему фишками — это действие представляет собой моделирование последовательности звуков в слове. Если такая работа начинается на более позднем этапе обучения ребёнка письму и чтению то можно использовать как опору — цифровой ряд. Он помогает установить последовательность звук в слове, определить каким по счёту стоит тот или иной звук в слове.

II этап — формирование действия звукового анализа в речевом плане. В это момент исключается опора на вспомогательные средства; совершается перевод формирования фонематического анализа в речевой план. [2, с. 79] Слово называется, определяется первый, второй, третий и т. д. звуки, уточняется их количество.

III этап — формирование действия фонематического анализа и синтеза в умственном плане. Ученики определяют количество и последовательность звуков, не называя слова и непосредственно на слух не воспринимая его, т. е. на основе представлений. Можно предложить такие задания:

-        придумать слова, состоящие из трёх, четырёх, пяти звуков;

-        отобрать картинки в названии, которых 4 или 5 звуков;

-        расположить буквы в определенном порядке;

-        расшифруй слова;

-        подбери слова к данным схема;

-        отдели два слова друг от друга и т. д. [2, с. 80]

В процессе работы над формированием навыков звукового анализа и синтеза на занятиях по звукопроизношению вырабатывается способность к удержанию в памяти плана действий в заданной последовательности и его реализации, осуществляется развитие навыков анализа и синтеза и воспроизведения определённых пространственных структур. Подобные упражнения облегчают усвоение фонематического, морфологического и грамматического анализа, способствуют программированию алгоритма речевых действий в процессе реализации морфологического принципа письма.

 В ходе этой работы огромное внимание уделяется развитию способностей к концентрации, распределению и переключению внимания, а как известно, умение сосредоточиться, сконцентрироваться — в значительной степени определяет эффективность дальнейшего обучения.

Литература:

1.                 Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) — СПб.: СОЮЗ, 1999. — 160 с.

2.                 Мазанова Е. В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий с младшими школьниками — М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006

Основные термины (генерируются автоматически): слово, фонематический анализ, звук, звуковой анализ, предложение, гласный, синтез, слоговой анализ, способность, речевой план.

Похожие статьи

Развитие фонематических процессов у детей дошкольного...

Признаками нарушения фонематических процессов являются: - Нарушения звукопроизношения (замены и смешения звуков). - Нарушения звуковой структуры слова, которое проявляется в ошибках звукового анализа (пропуск гласных и согласных звуков, слогов; вставки звуков...

Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного...

Сколько слогов в слове сок? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова?

Фонематические представления (способность осуществлять фонематический анализ слов в умственном плане, на основе представлений).

Развитие звукового анализа и синтеза у детей старшей...

На основе звукового анализа и синтеза дети овладевают чтением слогов и слов.

 учить детей различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».  учить определять количество слогов в слове, отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры...

Система работы по дифференциации звуков при...

Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи, развитию фонематического восприятия и формированию навыков звукового анализа и синтеза.

Предупреждение дисграфии, обусловленной нарушением...

Формирование умения делить слова на слоги, используя зрительную опору-схему, где длинной четой обозначается слово, короткой слог; формирование умения делать слоговой анализ слова. Анализ и синтез обратного слога типа [ап].

Развитие фонематического восприятия младших школьников

Главное внимание уделяется звуковому анализу, артикулированию звуков, развитию речевого слуха. В качестве единицы чтения берётся слог (слоговой, или позиционный, принцип как следствие аналогичного принципа русской графики).

Формирование фонематического восприятия как залог успешного...

звук, слово, ребенок, звуковой анализ, ударный слог, слог, звучащее слово, согласный, звуковой разбор, русский язык.

фонематическое восприятие, процесс, слово, ребенок, звук, смешение звуков, грамматический строй, звуковой анализ, звуковой состав, логопедическая...

Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста...

Ключевые слова: обучение грамоте, языковой анализ, звуковой анализ слова, звукобуквенный анализ слова, слоговой анализ слова, нарушения речи.

Формирование звукового анализа слова у детей старшего...

слово, звук, дошкольный возраст, ребенок, умение, нарушение речи, слоговой анализ, звуковой анализ слова, синтез слов, этап

звук, слово, фонематическое восприятие, фонематический слух, инструкция, ребенок, звуковой анализ, звуковая сторона речи, какой...

Похожие статьи

Развитие фонематических процессов у детей дошкольного...

Признаками нарушения фонематических процессов являются: - Нарушения звукопроизношения (замены и смешения звуков). - Нарушения звуковой структуры слова, которое проявляется в ошибках звукового анализа (пропуск гласных и согласных звуков, слогов; вставки звуков...

Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного...

Сколько слогов в слове сок? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова?

Фонематические представления (способность осуществлять фонематический анализ слов в умственном плане, на основе представлений).

Развитие звукового анализа и синтеза у детей старшей...

На основе звукового анализа и синтеза дети овладевают чтением слогов и слов.

 учить детей различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».  учить определять количество слогов в слове, отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры...

Система работы по дифференциации звуков при...

Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи, развитию фонематического восприятия и формированию навыков звукового анализа и синтеза.

Предупреждение дисграфии, обусловленной нарушением...

Формирование умения делить слова на слоги, используя зрительную опору-схему, где длинной четой обозначается слово, короткой слог; формирование умения делать слоговой анализ слова. Анализ и синтез обратного слога типа [ап].

Развитие фонематического восприятия младших школьников

Главное внимание уделяется звуковому анализу, артикулированию звуков, развитию речевого слуха. В качестве единицы чтения берётся слог (слоговой, или позиционный, принцип как следствие аналогичного принципа русской графики).

Формирование фонематического восприятия как залог успешного...

звук, слово, ребенок, звуковой анализ, ударный слог, слог, звучащее слово, согласный, звуковой разбор, русский язык.

фонематическое восприятие, процесс, слово, ребенок, звук, смешение звуков, грамматический строй, звуковой анализ, звуковой состав, логопедическая...

Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста...

Ключевые слова: обучение грамоте, языковой анализ, звуковой анализ слова, звукобуквенный анализ слова, слоговой анализ слова, нарушения речи.

Формирование звукового анализа слова у детей старшего...

слово, звук, дошкольный возраст, ребенок, умение, нарушение речи, слоговой анализ, звуковой анализ слова, синтез слов, этап

звук, слово, фонематическое восприятие, фонематический слух, инструкция, ребенок, звуковой анализ, звуковая сторона речи, какой...