Библиографическое описание:

Бондарева Л. Ю. Специфика логопедической работы с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — №1. — С. 11-13.

Работа логопеда с детьми, имеющими как нарушения речи, так и проблемы здоровья, связанные с опорно-двигательным аппаратом (нарушение осанки, плоскостопие, кривошея, сколиоз) ответственна. Поэтому, здесь нужна такая система упражнений и занятий, чтобы гармонично сочетались бы логопедические цели (исправление речи) и ортопедические коррекционные задачи.

Во-первых, коррекция речевых нарушений является уже сама по себе основной для логопеда здоровьесберегающей технологией. Логопед проводит индивидуальные занятия по исправлению звукопроизношения, фонематического восприятия, обогащение лексики и грамматики, а также — групповые занятия с детьми, направленные на профилактику нарушений письменной речи в школе, подготовку к обучению грамоте. Поэтому, основная задача- коррекция как речевых недостатков ребенка, так и решение коррекционных задач ортопедического характера.

Задачи, которые решаются в процессе логопедических занятий:

1 задача — Формирование навыка правильной осанки

-        Введение оздоровительных поз

Поза «Наездника» используется для развития мышечной памяти и сохранения правильной осанки (когда ребенок сидит с разведенными ножками как бы верхом на стульчике).

Поза «Руки в замке за спиной или за спинкой стула» — используется для растягивания грудных мышц и увеличения объема дыхания. Эта поза актуальна для детей, которые не могут долго сидеть с расправленными плечами. Часть заданий можно выполнять, расположившись в группе (кабинете) на ковре. Дети вместе с педагогом сидят кружком или в ряд в оздоровительных позах, которые формируют навык правильной осанки.

«Сидя на пятках»

Это удобная поза для поддержания правильного положения спины, когда также расслаблены плечи. Колени и стопы должны быть параллельны и вес тела распределяется равномерно на правую и левую стороны. Педагог напоминает детям: «Спина прямая, плечики расправили, опустили и расслабили». Удобно использовать при пересказе по опорным схемам, при работе с низким фланелеграфом.

Поза «Кошечки» — туловище ребенка находится в горизонтальном положении с опорой на ладони и колени, спина прогибается в поясничном отделе. Поза способствует разгрузке позвоночника. Эта оздоровительная поза применяется при работе с мелким раздаточным материалом, в игре с пазлами, в заданиях, где надо разложить карточки-лото.

Поза «Сидя со скрещенными ногами» или «Сидя по-турецки»

Сесть прямо, скрестить ноги. Руки положить на колени ладонями вверх. Но если при таком положении рук трудно расслабить плечи, то руки положить, как будет наиболее удобно. Поза «Сидя по-турецки» способствует развитию мышечной памяти, формированию привычки соблюдать правильную осанку. Главное здесь — расправленные плечи и прямая спина. В этой позе с детьми можно проводить задания для развития фонематического слуха.

Положение стоя с прямой спиной, руки в замке за спиной

Используют для того, чтобы грудная клетка ребенка расправлялась; и чтобы формировалась привычка сохранять правильное положение тела, осанки. Эту позу можно широко использовать в качестве альтернативы «позе сидя за столами» при любых заданиях, где не требуется работать с раздаточным материалом.

-        Использование упражнений для растяжения грудных мышц («Самолет», «Маленькая мельница», «Крылья бабочки», «Руки в замке за спиной, за спинкой стула»)

-        Упражнение «Крылья бабочки»

Руки согнуты в локтевых суставах, подняты вертикально вверх в виде «крыльев». Сведение и разведение предплечий перед грудью, когда ладони касаются друг друга. Руки опустить вниз и потрясти кистями. Терапевтический эффект: развивается сила грудных мышц, тренируется навык правильной осанки, снимается напряжение.

Навык правильной осанки формируется также при выполнении следующих обязательных для занятия условий:

-        Динамические разминки.

-        Правильная посадка детей на занятии.

-        Контроль осанки и самоконтроль (Ортопедические минутки).

2 задача — Разнообразие режима двигательной активности детей

Организация здоровьесберегающей среды — это и организация разнообразного двигательного режима воспитанников. Т. е. дети не сидят все занятие за партами, через каждые 5–6 минут применяется специальное двигательное упражнение. Этому способствует:

-        Режим свободного перемещения на занятии и смена поз.

-        Динамические разминки.

-        Подвижные игры и игровые упражнения речевого характера.

Мы подбираем, адаптируем, придумываем речевые игры с движением. Например, необходима автоматизация звука в речи на материале большого количества слов. Это происходит в игре «Сделай шаг вперед, если повторишь за мной правильно, шаг назад — если с ошибкой». Происходит самоконтроль за собственной речью, и, конечно, быстрее идет введение звуков в самостоятельную речь ребенка. Разработаны игры с движением по различным направлениям: обогащение словаря, работа над грамматикой, фонематическим слухом. Т. е. речевые задачи решаем через движение. Также используем игры с перекидыванием и перекатыванием мяча.

-        Игра «Волны». Дети встают в круг и держатся за руки. Взрослый произносит слово. Когда первый ребенок называет слог, то он слегка присаживается. Затем второй ребенок называет слог и тоже присаживается (эффект бегущей волны). Так в игровой форме осуществляется коррекция слогового анализа слова.

-        Игровое упражненне «Живые буквы, слоги». При знакомстве с буквами для закрепления зрительного образа буквы мы используем прием «живых букв» и составляем из них слоги (ка ко ок ак жа жо аж ож ла ло ал ол ар ор ра ро ма мо фа фо и т.д), прочитываем их.

-        Игра «Камешки». На полу разложены овальные карточки с буквами, врисованными друг в друга. Надо пройти по камешкам к замку, но для этого назвать буквы на каждом «камешке» и составить из них слова. Коррекция звукобуквенного синтеза и зрительного восприятия.

-        Игровое упражнение при знакомстве с буквой «Х»

Задание: «Если услышите звук «Х» в слове, то поднимите скрещенные руки в виде буквы, если не услышите — присядьте»

-        Игровое упражнение при знакомстве с буквой «З» изображаем полет насекомых с произнесением «З-з-з» и помахиванием «крыльев».

3 задача — Релаксация, т. е. обучение детей снимать напряжение с мышц шеи, плечевого пояса, спины, рук, ног

Чтобы снять напряжение с шеи, рекомендуется использование расслабляющих поз и такая посадка за партами:

-        локти опираются на поверхность стола, кулачки подпирают подбородок

-        подбородок опирается на сцепленные в замок пальцы рук

-        кисти рук сложены друг на друга и поддерживают подбородок

-        отдых на парте (голову положить на скрещенные руки и прилечь корпусом на парту)

Дети отдыхают одну минуту, положив голову на сложенные на парте перед собой руки. Можно этот отдых использовать для обдумывания ответа на вопрос педагога.

-        Упражнение на еще большее напряжение и последующее расслабление рук и ног

Вообще, желание растягиваться возникает естественно — утомившись от длительного пребывания в одном положении, мы обычно потягиваемся. Растягивание может стать полезным физическим упражнением — простым в овладении, приятным, снимающим мышечное напряжение. Растягивание благотворно действует на весь организм, особенно на позвоночник, улучшает кровообращение и снижает утомление. После любого упражнения на растягивание обязательно расслабление. Эти процессы всегда взаимосвязаны.

-        Упражнение для снятия общего мышечного напряжения:

-        Для снятия напряжения с ног и для улучшения кровоснабжения мышц применяем упражнение «Потянули носочки, теперь пяточки и т. д., расслабили, встряхнули ножки»

-        Для того, чтобы расслабить мышцы шеи и плечевого пояса, проводятся очень простые упражнения, занимающие минимум времени. Дети при этом даже могут не вставать со своих мест.

-        «Растягивание грудных мышц». Сидя на стуле, сомкнуть руки за спиной и за спинкой стула. Не разжимая ладоней, руки поднимаются вверх, насколько возможно. Вдох и руки еще выше. Счет до 5 и последующее расслабление. Повторить несколько раз.

-        «Деревья». Руки через стороны поднимаются вверх, дети как бы «тянутся вверх»,, затем расслабление.

-        «Руки в замке». Поднять руки вверх ладонями к потолку, согнуть локти, опустить руки на шею.

-        «Мельница». Кистями рук дотронуться до плечевых суставов, вращать локтями по часовой стрелке, против часовой стрелки.

-        «Вращение плечами». Вращать обоими плечами, округляя их вперед, поднимая и отводя назад. Повторить в обратном направлении. Упражнение расслабляет мышцы верхней части спины, снимает напряжение в этой области.

-        «Поднимание плеч». Снижается напряжение в верхней части спины.

4 задача — Выработка мотивации к укреплению и сохранению здоровья при помощи ортопедических минуток

Ортопедические минутки направлены на то, что ребенок постепенно заучивает в стихотворном виде эталон правильного положения тела, и это ведет к подсознательному, а затем и к сознательному воспитанию мотивации здоровья, контролю за своей осанкой.

«Кто здоровым хочет стать,

Спину должен выпрямлять»

«Спинки держим мы ровней,

Дышим глубже и бодрей»

5 задача — Массаж ладоней массажными мячами

Массажные мячи незаменимы для улучшения кровообращения кистей рук, для наращивания силы пальцев. Включение этих упражнений связано с тем, что, воздействие на рефлекторные зоны ладоней улучшает состояние отдельных органов и организма в целом. Основные требования: все движения выполняются с разной интенсивностью (легко — прокатывание по руке, с усилием — сжатие мяча); после выполнения движения — обязательное расслабление.

Массажные мячи идеально использовать на индивидуальных логопедических занятиях при автоматизации звука, при речевых заданиях: «Подбери слово, противоположное по значению», «Продолжи предложение» и т. д. Ребенок повторяет речевой материал, и в то же время происходит самомассаж кистей рук и пальцев.

6 задача — Выработка правильной и сильной воздушной струи, улучшение голосоподачи

Происходит через дыхательную гимнастику с использованием диафрагмального дыхания и фонетические упражнения.

Так как дети с ортопедической патологией часто имеют диагноз «Дизартрия», то нарушаются именно модуляция силы голоса, силы и направления воздушной струи, что препятствует постановке звуков.

7 задача — Учить детей расслаблять глазодвигательные мышцы

-        Зрительная гимнастика проводтся после заданий, которые требуют тщательного сосредоточения: после упражнений прорисовки предмета, штриховки. Для расслабления используется слежение по инструкции за зрительными ориентирами.

 

Литература:

 

1.      Тарасова О. В., Бондаренко Е. Г. «Хорошая осанка с раннего детства до глубокой старости», Архангельск, 2003

2.      Красикова И. С. «Осанка. Воспитание правильной осанки. Лечение нарушений осанки» СПб, 2004

3.      Лосева «Плоскостопие у детей 6–7 лет», М., 2004

4.      Страковская В.А, «Подвижные игры в терапии больных и ослабленных детей», М., «Медицина», 1987

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов