«Физкультминутки нам нужны, для детей они важны!» Консультация по здоровьесберегающим технологиям | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Авторы: ,

Рубрика: Методика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (9) июль 2017 г.

Дата публикации: 29.06.2017

Статья просмотрена: 107 раз

Библиографическое описание:

Казакова Г. Н., Зиновьева О. Н. «Физкультминутки нам нужны, для детей они важны!» Консультация по здоровьесберегающим технологиям // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №3. — С. 75-77. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/63/2582/ (дата обращения: 27.05.2018).



Здоровье, как известно, на 50 % определяется образом жизни, а модель образа жизни формируется в детстве. Поэтому так важно формировать привычку к здоровому образу жизни в дошкольном возрасте.

Роль движений для развития психики чрезвычайно велика. Физические упражнения повышают общий тонус, активизируют защитные силы организма. Учёными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. [1, с. 23]

Чем старше ребёнок, тем больше движений он должен совершать для нормального дальнейшего формирования.

В последние годы возросли требования родителей по подготовке детей к школе. В связи с этим выросли объемы учебной нагрузки на детей. К сожалению, организм ребенка не всегда готов воспринимать обрушившиеся на него нагрузки без каких-либо изменений со стороны здоровья.

По данным ученых-физиологов образовательная деятельность требует от детей большого нервного напряжения. [3, с. 154]

Во время непосредственной образовательной деятельности у дошкольников любого возраста значительную нагрузку испытывают их органы зрения, слуха, мышцы кистей рук и всего туловища, часто длительно находящегося в статическом положении.

Как правило, через некоторое время после начала занятий, дети начинают проявлять повышенную отвлекаемость, слабую концентрацию внимания, выражено слабое запоминание, что говорит о снижении умственной работоспособности и как следствие этого, умственное переутомление.

Малейшие признаки поведения малышей, подобные перечисленным, являются очевидным сигналом для воспитателя, что детям срочно требуется физкультминутка!

Физкультурные минутки — необходимая составляющая любой непосредственной образовательной деятельности в ДОУ.

Веселые физкультминутки можно использовать в работе с дошкольниками с самого раннего возраста. [4, с. 23]

Они положительно влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы. Физкультминутка — это весело, интересно и полезно.

Формы проведения физкультминуток бывают следующих видов:

‒ Общеразвивающие упражнения — подбираются по тем же признакам, что и для утренней гимнастики. Используется 3–4 упражнения для разных групп мышц, закончить физкультминутку можно прыжками, бегом на месте или ходьбой;

‒ В форме подвижной игры — подбираются игры средней подвижности, не требующие большого пространства, с не сложными, хорошо знакомыми детям правилами;

‒ В форме дидактической игры с движениями — хорошо вписываются в занятия по ознакомлению с природой, по математике;

‒ В форме танцевальных движений — используются между структурными частями занятия под звукозапись. Больше всего подходят мелодии умеренного ритма. Негромкие, иногда плавные;

‒ В форме выполнения движений под текст стихотворения;

‒ В форме любого двигательного действия и задания:

  • отгадывание загадок не словами, а движениями;
  • использование различных имитационных движений: спортсменов (лыжник, конькобежец, боксер, гимнаст), отдельных трудовых действий (рубим дрова, заводим мотор, едем на машине).

Требование кпроведению физкультминуток:

‒ Проводятся на начальном этапе утомления 8–15-я минута занятия в зависимости от возраста, вида деятельности, сложности материала;

‒ Упражнения должны быть просты по структуре, интересны и хорошо знакомы детям;

‒ Упражнения должны быть удобны для выполнения по ограниченной площади;

‒ Упражнения должны включать движения, воздействующие на крупные группы мышц, улучшающие функциональную деятельность всех органов и систем;

‒ Комплекс физкультминутки обычно состоит из 2–4 упражнений: для рук и плечевого пояса, для туловища и ног.

Физкультминутки могут быть тематическими, т. е. представлять собой набор физических упражнений, объединенных единым сюжетом, отражающим движение транспорта, животных, насекомых и т. д., а также могут представлять собой последовательность 4–5 не сложных общеразвивающих упражнений, выполняемых в течение 3 мин. (каждое движение повторяется 5–6 раз). Тематические физкультминутки, включающие в себя игровой компонент, способствуют не только двигательному, но и эмоциональному отдыху ребенка.

Наибольшую эффективность имеют физкультминутки, когда они связаны с задачами и содержанием занятий. [5, с. 54]

Так, на занятиях по формированию элементарных математических представлений с помощью физкультминутки можно решить такие задачи, как: закрепление счета, знаний о геометрических фигурах, умений ориентировки в пространстве. Например, детям предлагается: хлопнуть столько раз, сколько …(Наташа) ударит мячом об пол; присесть на единицу больше названного или увиденного числа; для закрепления порядкового или количественного счета разработать счет-движение: 1 — руки в стороны, 2 — руки вверх, 3 — руки вперед, 4 — присесть, и так до пяти, шести, семи; часто используется и стихотворный текст.

На занятиях по развитию речи можно использовать физкультминутки в упражнениях по звукопроизношению. Например:

Ча-ча-ча, печка очень горяча. ---Три хлопка перед собой.

Чи-чи-чи, печет печка калачи. --- Три хлопка, руки в стороны.

Чу-чу-чу, будет всем по калачу. ---Три хлопка по коленям, руки вперед.

Чо-чо-чо, осторожно: горячо! ---Три хлопка, руки за спину.

Для физкультурных минуток можно использовать упражнения для пальчиковых гимнастик и игр, ведь известно насколько развитие тонких движений рук влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга.

Начинать физкультминутку целесообразно с упражнений для рук и плечевого пояса, затем проделать упражнения для мышц туловища и ног.

Виды физкультминуток:

‒ Упражнения для снятия общего локального утомления;

‒ Упражнения для кистей рук;

‒ Упражнения для профилактики плоскостопия;

‒ Упражнения, корректирующие осанку.

Упражнения для снятия общего и локального утомления:

Чаще всего на практике используются физкультминутки под стихотворные тексты, например:

— Мы трудились и устали, а теперь мы дружно встали,

Ручками похлопали, ножками потопали.

Чуть покружимся бочком и трудиться вновь начнём.

Упражнения для кистей рук:

«Моем руки» (дети повторяют знакомые движения, совершаемые при мытье рук).

«Бабушка очки надела» (поочерёдно каждый палец на руках соприкасается с подушечками больших пальцев).

«Деревья» (дети изображают деревья, подняв руки вверх. Сначала поникли листочки.- опускаем пальчики. Потом веточки-кисти, ветви-предплечья, деревья уснули — опускаем руки).

Упражнения, корректирующие осанку:

Неправильная поза во время занятий способствует прогрессированию нарушений опорно-двигательного аппарата. Предупредить дефекты осанки легче, чем их лечить.

«Ели, ёлки, ёлочки» (стоя на носках руки вверх; руки в стороны, ступни прижаты к полу; присесть, руки вперёд). Следить за спиной, спина прямая.

«Аист» (спина прямая, дети поочерёдно плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, руки на поясе, спина прямая).

«Равновесие» (выполняется как сидя, так и стоя. Дети садятся прямо, распрямляют плечи, кладут себе на голову тетрадь. Стараясь удержать предмет на голове, считают до 10).

Упражнения для профилактики плоскостопия:

«Балерина» (сидя на стульчиках упереться пальцами ног в пол и делать маленькие шажки, как балерина на пуантах).

«Цапля». Ходьба на носках, спина прямая.

«Медвежонок». (ходьба на внешней стороне стопы. а затем на внутренней. Руки на поясе).

Комплекс здоровье сберегающих мероприятий поможет осуществить теснейшую связь между деятельностью мышц, состоянием внутренних органов и психическим состоянием ребёнка, а значит, и реализовать истину: «Здоровому — всё здорово!».

Литература:

  1. Абрамов Э. Н. Физкультминутки в образовательном процессе / Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. — Курган, 2007. — 53 с.
  2. Алямовская В. Г. «Профилактика психоэмоционального напряжения средствами физического воспитания Москва — 2000г.
  3. Ввозная В. И., Коновалова И. Т. Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ М., ТЦ Сфера, 2006.
  4. Рунова М. А. «Двигательная активность ребенка в детском саду» Москва, Мозаика — Синтез — 2000г.
  5. Сивцова А. М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях / А. М. Сивцова //Методист. — 2007. — № 2.
Основные термины (генерируются автоматически): спина прямая, непосредственной образовательной деятельности, плечевого пояса, носках руки, форме танцевальных движений, форме выполнения движений, внутренних органов, тонких движений рук, различных имитационных движений, мышцы кистей рук, сложных общеразвивающих упражнений, Роль движений, большого нервного напряжения, знакомыми детям правилами, двигательной активности детей, набор физических упражнений, снижении умственной работоспособности, Вопросы дошкольной педагогики, эмоциональному отдыху ребенка, разных групп мышц.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос