Библиографическое описание:

Виноградова А. В. Субъектные предпосылки коммуникативной эффективности младших школьников [Текст] // Психологические науки: теория и практика: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 64-66.

В статье доказывается наличие статистически достоверной взаимосвязи между уровнем субъектности и коммуникативной эффективностью младших школьников, показана определяющая роль рефлексии как одной из атрибутивных характеристик субъектности в становлении младших школьников как коммуникаторов.

Ключевые слова: субъектность, рефлексия, коммуникация, коммуникативная эффективность, младшие школьники.

 

Младший школьный возраст характеризуется интенсивным включением ребёнка в особую систему коммуникации, освоение которой имеет ряд особенностей и требует организации оптимального психолого-педагогического сопровождения данного процесса, что определяет актуальность исследования возможностей психологической поддержки младшего школьника в освоении коммуникативного пространства образовательной организации.          Анализ состояния изученности данной проблемы позволяет констатировать, что ресурсный потенциал младшего школьника как коммуникатора практически не изучался с позиции субъектного подхода, акцентирующего внимание на преобразующей активности самого школьника, направленной как на предметную или социальную деятельность, так и на самоизменение, саморазвитие [1; 6]. В связи с этим было предпринято настоящее исследование, направленное на установление характера взаимосвязи между субъектностью и коммуникативной эффективностью младших школьников.

В качестве методического инструментария были применены: «Методика шкалирования успешности в общении «Конкурс мастеров общения» (авторская); «Методика исследования субъектности младших школьников» М. А. Пыжьяновой [5]; «Методика субъективного шкалирования для диагностики структуры эмоциональных переживаний младших школьников в общении» (авторская модификация «Методики субъективного шкалирования для диагностики структуры эмоциональных переживаний учителя в трудовой деятельности» [2]). В исследовании участвовали 368 обучающихся 1–4 классов. В качестве экспертов при выделении групп были привлечены 20 педагогов начальной школы. На основании кластерного анализа результатов диагностики и экспертной оценки педагогов были выделены три группы младших школьников: «высокоэффективные коммуникаторы» (70 обучающихся), «среднеэффективные коммуникаторы» (192 человека), «низкоэффективные коммуникаторы» (86 обучающихся). Статистическая обработка данных проводилась с помощью программного пакета SPSS.

Статистический анализ различий выраженности компонентов субъектности между всеми тремя группами респондентов по тесту Краскала-Уоллиса выявил статистически достоверную значимость различий по шкалам «Субъектность» (р = 0,048), «Способность к рефлексии» (р = 0,001), «Саморазвитие» (р = 0,002). Аналогичные данные получены и при оценке значимости различий выраженности компонентов субъектности между группами «высокоэффективные коммуникаторы» и «низкоэффективные коммуникаторы», которое проводилось с помощью непараметрического U-теста по методу Манна и Уитни. Также выявлены значимые различия в указанных группах по шкалам «Способность к рефлексии» (р = 0,000) и «Субъектность» (р = 0,034). Анализ таблиц сопряжённости и результатов статистического анализа по тесту хи-квадрат (X2) свидетельствует о том, что зависимость между переменными «Группа» и «Способность к рефлексии» достоверно существует (X2 = 7,305 при р = 0,026). При этом наибольшее расхождение наблюдается в отношении высокого и низкого уровня выраженности показателей по шкале «Способность к рефлексии» при приблизительно одинаковой представленности показателей среднего уровня: в группе «высокоэффективные коммуникаторы» в большем процентном соотношении по сравнению с двумя другими группами представлен высокий уровень способности к рефлексии (17,1 %), в группе «низкоэффективные коммуникаторы» — низкий уровень (31,0 %) (табл. 2).

Таблица 1

Процентное распределение уровней показателей по шкале «Способность к рефлексии» в группах «высокоэффективные» и «низкоэффективные коммуникаторы»

Группа

Уровни способности к рефлексии

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

высокоэффективные коммуникаторы

14,3 %

68,6 %

17,1 %

низкоэффективные коммуникаторы

31,0 %

60,7 %

8,3 %

 

Полученные данные достоверно свидетельствуют о наличии статистической зависимости между уровнем развития субъектности и эффективностью коммуникативной деятельности младших школьников. При этом особая роль в становлении младших школьников как коммуникаторов принадлежит такой характеристике субъектности, как способность к рефлексии, что вполне объяснимо: для успешной коммуникации необходима способность занимать рефлексивную позицию в коммуникативной ситуации, обеспечивающей возможность анализировать основания своих коммуникативных действий, а также ориентироваться в условиях коммуникативной ситуации, своём потенциале как коммуникатора, особенностях и намерениях своего партнёра по общению, что позволит, спрогнозировав результат, выбрать наиболее оптимальную коммуникативную стратегию.

Корреляционный анализ (расчёт ранговой корреляции по Спирмену) между показателями «Методики исследования субъектности младших школьников» М. А. Пыжьяновой и уровнем выраженности эмоциональных переживаний младших школьников в общении, обеспечивающих субъективное ощущение удовлетворённости общением, позволяет констатировать наличие связи между субъектностью и удовлетворённостью общением в младшем школьном возрасте, эта связь характеризуется как слабая положительная (r = 0,252 для р < 0,000). Другими словами, чем выше уровень субъектности респондента, тем большую удовлетворённость от процесса общения он испытывает. Верным будет и обратное утверждение: чем успешнее складывается процесс общения младшего школьника с одноклассниками, тем более благоприятны условия для развития его субъектности как интегрального свойства личности.

Детальный анализ корреляции отдельных компонентов субъектности показал достоверно наличие положительной связи между показателями «Удовлетворённость общением» и показателями по шкалам «Способность к рефлексии» (r = 0,136 для р < 0,05) и «Осознание своей уникальности» (r = 0,146 для р < 0,05). Сила данной связи может быть охарактеризована как очень слабая связь (значение коэффициента корреляции находится в пределах до 0,2), тем не менее существование связи между «Удовлетворённостью общением» и «Осознанием своей уникальности» отражает общую тенденцию в становлении субъектности у младших школьников, так как подтверждает положение М. А. Пыжьяновой о том, что в младшем школьном возрасте развитие субъектности обусловлено развитием ценностного отношения к себе и другим людям, в основе которого лежит эмоциональное принятие себя и других людей [5].

Таким образом, предположение о наличии взаимосвязи между субъектностью младших школьников и уровнем их эффективности в общении со сверстниками получило статистическое подтверждение: при помощи различных методов математической статистики достоверно показано, что уровень коммуникативной эффективности и удовлетворённости своим общением со сверстниками у младших школьников положительно взаимосвязан с уровнем их развивающейся субъектности. Статистически подтверждено существование значимой взаимосвязи между коммуникативной эффективностью младших школьников и их способностью к рефлексии как атрибутивной характеристикой субъектности, что соответствует общим положениям фундаментальных исследований о значении среды сверстников для развития рефлексивных способностей младших школьников [3; 4; 7]. В то же время наличие достаточного уровня рефлексивных способностей является необходимым условием для организации коммуникативной деятельности. На основании этого можно рассматривать развитие субъектности как интегративного свойства личности, а также таких его атрибутивных характеристик, как способность к рефлексии и осознание своей уникальности в качестве важных предпосылок для повышения эффективности коммуникативной деятельности младших школьников.

 

Литература:

 

1.         Абульханова К. А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды / К. А. Абульханова. — М.: МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1999. — 224с.

2.         Ермолаева М. В. Смысловые факторы эмоциональной устойчивости / Ермолаева М. В. // Компоненты адаптационного процесса; под ред. В. И. Медведева. — Л.,1984. — С.87–100.

3.         Коммуникативно-ориентированные образовательные среды. Психология проектирования / Сборник статей под ред. действ. члена РАО В. В. Рубцова // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://psychlib.ru/mgppu/Rko-1996/RKo-0011.htm

4.         Петровская Л. А. Общение — компетентность — тренинг: Избранные труды / Л. А. Петровская. — М.: Смысл, 2007. — 687 с.

5.         Пыжьянова М. А. Психолого-педагогические условия развития субъектности в младшем школьном возрасте: дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / Пыжьянова Мария Александровна. — Нижний Новгород, 2006. — 160 с.

6.         Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — СПб.: Издательство «Питер», 2000. — 720 с.

7.         Цукерман Г. А. Обучение учебному сотрудничеству / Г. А. Цукерман, Н. В. Елизарова, М. И. Фрумина и др. // Вопросы психологии. — 1993. — № 2. — С.35–43.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle