Библиографическое описание:

Абдурасулов Р. А., Атабаев Ш., Султонов Б. А. Влияние педагогических способностей на формирование взаимоотношений между учителем и учеником [Текст] // Психологические науки: теория и практика: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 62-64.

Статья посвящена вопросу влияния педагогических способностей на проявление взаимоотношений между учителем и учеником в процессе обучения, проведен анализ некоторых характеристик педагога, влияющих на формирование взаимоотношений.

Ключевые слова:взаимоотношение, характеристика педагогических способностей, взаимоотношения учителя и учеников.

The article is devoted to the influence of pedagogical skills on development of the relationship between teacher and pupil in education process, the analysis of some teacher characteristics that influence on the formation of relationships.

Keywords: relationship, characteristic of pedagogical skills, self-concept of the teacher.

 

Благодаря приобретению Республикой Узбекистан независимости в ее сфере образования происходит ряд изменений. Это обусловлено глобальными переменами в разуме и мышлении нашего народа. В результате самопознания, нахождения своего места в обществе, постижения того, на что способен человеческий разум, каждый гражданин ощущает наступление поры торжества уверенности разума и своих способностей.

Нахождение новых форм и способов позитивного воздействия на детей, введение в школьную жизнь и практическое применение понятий гуманизма, формирование между учителем и учащимся взаимоотношений, основанных на взаимоуважении и доверии, тем самым способствовать воспитанию всестороннне развитой молодежи является одним из ключевых вопросов дня.

Творческий подход к воспитательной работе занимает важное место при всестороннем совершенствововании учащихся. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что все социальное устройство школы должно служить достижению этих целей.

У педагога как основного лица, влияющего на изменение дальнейшей судьбы учеников вместе с педогогическим мастерством немаловажное место занимает также и его способность постижения одобрения учащихся.

В этой связи хотелось бы прежде всего отметить научные основы способности постижения одобрения учащихся. Психологам известно, что организм человека имеет резервы, позволяющие приспосабливаться к любым обстоятельствам. В результате таких возможностей человек может сберечь и восстановить истраченную энергию за короткий срок. Вместе с неуверенностью в своей значимости у человека формируется механизм потребности заслужить одобрение, уважение от других лиц, избегание дать отпор при разных конфликтных обстоятельствах и механизм самозащиты. Ряд механизмов направлен на самозащиту от разных социальных влияний, а другие на желание заслужить одобрение других лиц.

Далее мы вкратце рассмотрим часть этих механизмов, проанализируем симптомы препятствия формированию способностей достижения одобрения учащихся во взаимоотношениях. Постоянное проявление данных симптомов в характере учителя пропорционально сигнализирует о нехватке ощущения своей значимости и одобрения.

1.         Преувеличение и похвала. Под этим процессом преобладает желание не только увидеть свои достижения, но и посмотреть на них с точки зрения учащихся. Иногда можно заметить, что учитель, хвастаясь, пытается убедить учащихся в своих особенностях, и даже переубедить самого себя в своих особенностях. Данные действия могут повлечь ухудшение представления учащихся об учителе и формирование негативного отношения к нему. При любых обстоятельствах найдутся доброжелательные ученики, ставящие педагога на свое место. В целом, можно сказать, что хвастливость – это один из механизмов, который влечет за собой печальные и негативные последствия для педагога. Убеждение учителя с таким характером проявляется в том, что он старается показать свои возможности и желает их признания и поощрения учащимися. То есть такой педагог считает, что его забота к учащимся должна быть ими признана и поощрена.

2.         Критика. Педагог, не любящий себя в процессе приспособления, особенно при взаимоотношениях с учащимися, начинает действовать на основе механизма их критикования, говоря им в лицо их ошибки и указывая на их недостатки, обвиняет их. Очевидно, что такой педагог может даже не почувствовать, что его критика и обвинения на самом деле возникают как следствие самокритики. Критика педагога формируется на основе его представлений. То есть педагог настолько впечатляется своими недостатками, что в облике учащихся он видит именно их. Так возникает необоснованная критика.

3.         Выдумка объяснения. Педагог, не любящий себя ввиду того, что он лишился чувства своей значимости, иногда может думать, что его значимость проявится при достижении учащимися какого-либо результата или в ходе какого-либо процесса. Тогда в случае, если педагог потерпит поражение при осуществлении выдуманного, либо это не будет соответствовать выдуманному им плану, он постарается оправдаться или выдумает разные объяснения своей неуспешности. Признание им ошибки может серъезно повлиять на него. Поэтому он считает, что он где-то, что-то не смог предвидеть, не смог определить правильность или некорректность какой-либо информации. В качестве человека его значимость решительно снижается и это может свести его самоуважение абсолютно на нет.

4.         Сверхисполнительность. Педагоги данной категории при выполнении какой-либо работы стараются тшательно выполнить даже самые мелкие детали. Ввиду того, что они придерживаются мнения о том, что для того, чтобы заслужить одобрение учащихся требуется сверхисполнительность, он увлекается не заслужением одобрения учащихся, а сверхисполнительностю, считает это важным. Показать ученикам ожидаемое становится его повседневной работой. Учителя данной категории для их признания могут даже взять на себя обязанности по покрытию разных расходов. В случае, если такие его действия подвергаются критике, он может перейти на другую роль и вступить в еще более исполнительную степень.

5.         Неудовлетворение своей деятельностью. Учителя данной категории вследствие недооценки себя не рассчитывают достичь степени других учителей, считают себя человеком низкой степени, могут потерять уверенность. Иногда они, как дети, могут описывать себя в образе героя кинофильма, а иногда стараются представить себя ученикам в образе супермена. Само собой, это может привести к насмешкам над ним со стороны учеников.

6.         Соглашаться со всеми. Учителя данной категории в результате их снисходительности соглашаются со всеми действиями и любым отношением со стороны учеников. Для того чтобы показать себя хорошим человеком, он одобряет мнение учеников, избегает их критики. Такой учитель никогда не может выдвигать свои цели и интересы. В результате чего, даже если он останется в полном одиночестве, обвинить в этом может только себя.

7.         Сомневающийся. Учителя данной категории не уверены в себе, в результате этого на действия учеников они также смотрят с неуверенностью. Думая, что ученики тоже такого мнения, они склонны к пропагандированию своих сомнений.

8.         Трусливость. Учителя данной категории стремятся избегать принятия каких-либо решений касательно учеников. Ввиду того, что они боятся проявления заботы учениками и получения их одобрения, возможность поражения, неодобрение учениками их общения, такие учителя могут и не заметить, что ставят перед собой множество преград.

После выявления вышеперечисленных симптомов, старание каждого учителя устранить их выражается развитием у них способности заполучения одобрения учеников.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что у каждого учителя есть потребность в своеобразной значимости. Человек может получить представление о самом себе, только если посмотрит на себя со стороны взглядом учеников. Это значит, что его самопознание прежде всего зависит от изучения представлений учителей об учениках и наоборот, учеников об учителе. На основании этого учитель создает возможность изменить черты своего характера, старается устранить свои психологические недостатки. Иногда одобрение ученика может возникнуть в результате выполнения определенных требований учителя и наоборот, впоследствии невыполнения требований может потерять их уважение.

Данное обстоятельство возникает не в результате действий учеников и их одобрения, а в результате того, как учитель ведет себя с ними. Это свидетельствует о наличии у учителя самоуважения, собственной точки зрения при положительной оценке, его старание найти в себе недостатки посредством многочисленных проверок и исследований. Это может привести к снижению самоуверенности, к мнению о своей неуспешности. Для преодоления этих ощущений учитель ни на мгновенье не должен забывать о своей ответственности за воспитание ученика, своеобразности его обучения и своей значимости в качестве человека. Только тогда учитель может переодолеть любые трудности и заслужить уважение других лиц.

 

Литература:

1.    Каримов И. А. Ўзбекистон ХХИ аср бўсағасида: Хавфсизликка тахдид, барқарорлик шартлари ва тараққиёти кафолатлари. -Т.: Ўзбекистон, 1997. -326 б.

2.    Каримов И. А. Баркамол авлод — Ўзбекистон тараққиётининг пойдевори.-Т.: Шарқ, 1997. -63 б.

3.    Каримов И. А. Юксак маънавият-енгилмас куч.-Т.: Маънавият,2008.- 176 6.

4.    Абдулла Авлоний.Туркий гулистон ёхуд ахлоқ-Т:Ўқитувчи, 1992.160 б.

5.    Адизова     Т.М. Ўқувчиларнинг шахслараро муносабатларини психологик диагностика ва коррекцион ишлари. —Т.: ТДПИ, 1997. — 56 б.

6.    Давлетшин  М.Г. Ҳозирги замонда этнопсихологиянинг муаммолари.// Ҳозирги замонда этнопсихологиянинг муаммолари: Республика илмий — амалий анжуман материаллари. -Т., 1990. -Б. 4–6.

7.    Токарева    В. А. Вопросы психологии формирования верности обшественному долгу у младших подростков (У-У1 классы). Дисс. канд. психол. наук. -Т., 1968.

8.    Ғозиев       Э.Ғ. Психология. -Т.: Ўқитувчи, 1994. — 223 б.

9.    Умаров Б. М. Мулоқот ва шахслараро муносабатлар психологияси. Услубий қўлланма. Тошкент, 1998. — 78 б.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle