Библиографическое описание:

Туран Н. К. Влияние тренинга сказкотерапии на уровень школьной тревожности младших школьников [Текст] // Современная психология: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 36-38.

В работе приведены результаты экспериментального исследования влияния тренинга сказкотерапии на уровень школьной тревожности младших школьников.

Ключевые слова: арт-терапия, сказкотерапия, школьная тревожность, эксперимент.

В настоящее время все большую популярность обретают разные виды арт-терапии, и в частности, сказкотрепия.

Сказкотерапией называется психотерапевтическое течение, использующее ресурсы сказок, применяя их в таких целях, как образование, воспитание, личностное развитие и коррекции. При этом, данный вид терапии не имеет возрастных ограничений, поскольку морфологические и антропо-культурологические аспекты близки и понятны вне зависимости от возрастных и образовательных особенностей индивида.

Эта методика эффективна при работе как с детьми, так и со взрослыми. Метод не имеет ограничений и противопоказаний и работает как при консультировании и терапии взрослых, так детей и подростков. В частности, у детей она помогает оптимизировать чувство тревожности, изменить самооотношение и развивать воображение, что способствует школьной и общей культурной адаптации [1].

Сказкотерапия — эклектическое направление практической психологии, позволяющее специалисту гармонично интегрировать и применять техники других направлений психологии: психодрамы, гештальтпсихологии, арт-терапии.

. Важным положительным аспектом является то, что при арт-терапии возможно, с одной стороны, более ясное, тонкое выражение пациентом собственных переживаний и противоречий, а с другой — творческое самовыражение. При этом, фантазийные образы, переданные пациентом посредством песка, глины, красок и бумаги позволяют консультанту дать мягкую интерпретацию того, что тревожит пациента, тем самым, облегчая проговаривание переживаний пациента [1, 2].

Применение данных методик поможет психологу наладить оптимальную коммуникативную ситуации в процессе терапии, обходя интропсихическое сопротивление клиента. При этом, терапевтом создается безопасная среда, в которой пациент можно максимально раскрыть личностный потенциал.

В контексте школьной адаптации сказкотерапия способствует нивелированию повышенной тревожности, оптимизации межличностных отношений и развития коммуникативных навыков.

Проблема тревожности как проблема с психологической точки зрения была впервые поставлена и подверглась рассмотрению в трудах З. Фрейда. При этом, взгляды Фрейда в понимании тревоги и страха во многом близки к воззрениям философа. И Кьеркегор, и Фрейд признавали необходимость разграничения страха и тревоги, считая, что страх — реакция на конкретную опасность, тогда как тревожность — реакция на опасность, неизвестную и неопределяемую. Фрейд определял тревожность как неприятное переживание, выступающее сигналом предвосхищаемой опасности. Содержание тревожности — чувства неопределенности и беспомощности [4].   

Школьная же тревожность является сравнительно мягкой формой проявления эмоционального неблагополучия ребенка. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения, своих решений. Как отмечает Прихожан, возникновение и закрепление тревожности связаны с неудовлетворением ведущих возрастных потребностей ребенка, которые приобретают гипертрофированный характер. Устойчивым личностным образованием тревожность становится в подростковом возрасте, опосредствуясь особенностями «Я-концепции», отношения к себе. До этого она является производной широкого круга семейных нарушений [3].

Кроме того, особенности тревожности младшеклассников обусловлены развитием магического восприятия действительности — веры в несчастливые цифры, дни, черную кошку, Пиковую даму и т. д. Более широко это — страх несчастья, беды, рокового (фаталистического) стечения обстоятельств, т. е. всего того, что потом получает развитие в страхах перед судьбой, роком, таинственными явлениями, предсказаниями, включая положение звезд на небе и т. д. Подобные страхи, опасения, предчувствия являются отражением зарождающейся тревожности, мнительности, как и типичной для младшего школьного возраста внушаемости [3].

В нашем экспериментальном исследовании использовался тренинг сказкотерапии Т. Д. Зинкевич — Евстегнеевой «Знакомство со слугой по имени Страх». Цель методики — снизить уровень тревожности у детей. Перейдем к описанию экспериментального воздействия.

Испытуемым было сообщено, что данное исследование необходимо нам в учебной деятельности; также испытуемые были предупреждены, что сначала они заполнят небольшой тест до начала тренинга. В какой-то степени, испытуемые были дезинформированы, т. к. им не сообщили цели проведения данной методики.

Формула эксперимента: О1 Х  О2

                                                                                            О3      О4

Испытуемые были распределены в случайном порядке на две группы — контрольная и экспериментальная. Исследуемые: 10 школьников в составе экспериментальной группы и 10 школьников — в контрольной группе.

Экспериментальный материал включил опросник диагностики уровня школьной тревожности Филлипса и опросник реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина. Экспериментальное задание: испытуемым необходимо было ответить на вопросы теста до и после тренинга, а также принять участие в тренинге. У обеих групп была проведена входная диагностика уровня тревожности, что заняло 30–40 минут.

Затем экспериментальная группа участвовала в тренинге «Помоги жителям Сказочной страны», название которого было несколько изменено, чтобы завуалировать истинную цель тренинга. Продолжительность тренинга в экспериментальной группе составила 60 мин., в то время как участники контрольной группы занимались своими обычными делами. Далее и контрольная, и экспериментальная группы были подвергнуты вторичной диагностике тревожности.

Внешние дополнительные переменные (освещенность, температура, звуковой фон, пространственные характеристики помещения) поддерживались на стабильном уровне на протяжении всего эксперимента. Непредвиденные помехи — непредусмотренного появления посторонних лиц в помещении, звонков телефона и т. п. — контролировались с помощью создания специальных условий опыта, а именно: телефоны испытуемых были отключены по просьбе экспериментатора, а вероятность появления посторонних лиц сведена к минимуму. Внутренние непостоянные дополнительные переменные (физиологические состояния, привыкание и т. д.) контролировались с помощью поддержания комфортного физиологического состояния, поддержания мотивации на оптимальном уровне, поддержание интереса к эксперименту. Экспериментатор, как внешняя дополнительная переменная, имел значение, т. к. при формирующем типе эксперимента, коим и является наш тренинг, исследователь выступает в качестве наставника и «друга», сохраняя при этом допустимые границы, чтобы не перейти на панибратские отношения.

С целью достижения результатов исследование снижения страхов у детей методом сказкотерапии нами был измерен изначальный уровень тревожности с помощьюопросника диагностики уровня школьной тревожности Филлипса и опросника реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина в доэкспериментальных условиях и уровень тревожности по той же методике после экспериментального воздействия. Та же диагностика была проведена в контрольной группе.

Тревожность учащихся находится на среднем уровнем уровне, что может свидетельствовать о том, что школьники адекватно воспринимают школьные ситуации, в нужное время, активизируя свою деятельности и активность в нужном направлении. Кроме того, эти данные могут служить индикатором недостаточной активности и заинтересованности в повседневной деятельности, сниженном чувстве ответственности, а также о недостатке мотивации к учебному процессу младшеклассников.

Причем, тревожность во время вторичной диагностики в контрольной группе снижается. Это можно объяснить воздействием дополнительных переменных вне экспериментальных условий.

Нами был проведен анализ достоверности различий средних значений двух групп по t-критерию Стьюдента, так как при обычном анализе полученных данных нельзя с уверенностью констатировать, какое влияние оказывает на тревожность проведенный тренинг сказкотерапии.

Проведя расчёты достоверности отличий средних значений двух групп с помощью критерия Стьюдента. Расчёт достоверности отличий средних значений двух групп с помощью критерия Стьюдента по дельтам тревожности контрольной и экспериментальной групп на уровне 0,05. При расчете нами был получен эмпирический коэффициент t эмп., равный -3,21. Следовательно, мы получили данные, которые позволяют сделать вывод о том, что тренинг сказкотерапии не повлиял на тревожность школьников. Это можно объяснить возможным нарушением внутренней и внешней валидности. На тревожность экспериментальной группы могли влиять не только исследуемые факторы, но и другие (например, то, что эксперимент проводился в стенах школы; обстановка в аудитории).

Литература:

1.                 Грабенко, Т. М., Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по креативной терапии [Текст] / Г. Грабенко, Т. Д. Зенкевич-Евстегнеева. — СПб.: Речь, 2003. — 400с.

2.                 Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Тренинг по сказкотерапии [Текст] / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. — Спб.: Речь, 2006. — 176 с.

3.                 Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика [Текст] / А. М. Прихожан. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. — 304 с.

4.                 Степанов С. С. Популярная психологическая энциклопедия [Текст] / С. С. Степанов. — М.: Эксмо, 2005. — 672 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle