Библиографическое описание:

Чирков П. С. Проблема имиджа региона в политическом пространстве России [Текст] // Вопросы политической науки: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 29-35.

В статье рассматриваются основные аспекты политического имиджа региона в РФ, а также раскрывается проблема формирования имиджа региона с основными вопросами и требованиями.

Ключевые слова: политический имидж региона, имидж, образ региона.

 

Современная политическая ситуация требует от политического центра и периферии особого внимания при осуществлении любой политики, направленной на регионы, поскольку это не только важный резерв политических, социальных и культурных ресурсов, но и источник формирования государственного бюджета, а значит экономической состоятельности всей страны. Каждый из выделенных аспектов оказывает особое влияние на имидж региона, в особенности на политический имидж.

В настоящее время потребность в формировании имиджа региона неоспорима, поскольку это позволяет региональным образованиям более эффективно лоббировать свои интересы, привлекать к нему внимание, способствовать формированию благополучного инвестиционного климата и далее региональной экономики, а также позволяет наладить особые политические связи между центром и регионом. Для субъекта федерации это особенно важно, поскольку это поле борьбы за «кредит доверия» к региональной власти, что в связи с этим дает возможность получить дополнительные ресурсы для развития региона.

Понимание дефиниции «имидж» чаще всего ассоциируется с понятием «образ», где имидж — это искусственно созданный образ какого-либо явления [1, с.48]. Однако имидж следует понимать гораздо шире, чем просто образ, поскольку это может быть система образов, как минимум совокупность внутренних и внешних характеристик [2,c.54]. Существенное дополнение может внести определение из Большого психологического словаря, где имидж определяется как «стереотипизированный образ конкретного объекта, существующий в массовом сознании» [3]. Данная дефиниция даёт четкое понимание, что главной целью имиджмейкеров является массовое сознание, по которому должен наноситься основной «удар», особенно, если речь заходит об имидже региона/страны или политика. Таким образом, имидж можно определить, как совокупность искусственно созданных образов какого-либо явления, внедряемый путем всесторонней коммуникации.

Одним из основных моментов при работе с образом региона является проблема разработки политического имиджа, где следует учитывать три наиболее значимых аспекта.

Во-первых, политический имидж должен быть востребованным. Никому не нужен имидж, который совершенно не соответствует личности человека, деятельности партии или характеристике региона. Он должен выделять лучшие черты, которые приветствуются гражданами в данный момент и конкретное время. Он должен выражать необходимость в нём людей, отвечать их потребностям и желаниям.

Во-вторых, он должен быть реалистичным. Политический имидж, который в значительной степени далек от реальности, не сможет получать достаточной поддержки. Станет очевидно, что он не достигнет поставленных целей и не вызовет положительного эффекта, если, например, регион позиционирует себя как продовольственный край, а на деле испытывает дефицит продукции. При этом важно, чтобы политический имидж включал в себя как позитивные, так и негативные элементы. В противном случае он будет рассматриваться как неестественный и чересчур искусственный, что уже не соответствует критерию реалистичности. В такой ситуации он будет неубедителен, не найдет достойной поддержки и даже может спровоцировать снижение доверия к тому, чей образ позиционируется.

И, наконец, в-третьих, он должен быть простым и ярким. Здесь нужно учитывать и угадывать эмоциональное состояние адресатов. Эмоциональная реакция должна возникать не сама по себе, а в результате визуального канала, воздействующего на сознание. Важным представляется достижение существенной эффективности, которую можно определить, анализируя, правильно ли выстроен имидж, хорошо ли он донесен до каждого человека, и, в конечном счете, какую эмоциональную реакцию он вызовет [4,c.37].

Также, по мнению Г. Л. Тульчинского [5,c.28], имидж должен обладать гибкостью и вариативностью. Действительно, это представляется важным, если мы хотим создать устойчивый долгосрочный имидж, который сможет адаптироваться к постоянным изменениям внешнего мира. Информационное пространство современного мира очень чувствительно к любым событиям, поэтому имиджмейкеры должны также быть хорошими стратегическими планировщиками, стараясь учитывать возможные изменения внешней среды.

Политический имидж региона имеет свои нюансы. Он состоит из трех главных каналов: имидж внутри региона (среди жителей и местных элит), вовне региона (другие субъекты и федеральный центр) и в СМИ. Системный анализ региона позволит успешно рассмотреть запросы властей и местных жителей, а также увидеть, как данные требования и инициативы оцениваются в СМИ.

В связи с этим не менее значимым вопросом являются технологии создания политического имиджа. В данном контексте поднимается множество аспектов, например, какие технологии стоит применять, из каких компонентов должен формироваться политический имидж региона, кто должен осуществлять данную работу. Также важным является вопрос о целях, которые преследуют те, кто заинтересован в положительном имидже региона, представляющего собой «совокупность эмоциональных и рациональных представлений, вытекающих из сопоставления всех признаков территории, а также собственного опыта и слухов, влияющих на создание определенного образа территории; отражение реальности территориального развития» [6].

Политический процесс здесь выражается в ряде политических действий, осуществляемых в соответствии с представлениями местного истеблишмента и политических партий, активистов и обычных граждан. Это будет отражать текущую действительность на всем пространстве разнообразных характеристик территории.

В условиях современности, когда политический имидж может приносить существенные преимущества, при анализе следует учитывать главные задачи имиджмейкинга: определение позиционирования, формирование имиджа, его поддержка, изменение и адаптация, ориентировка на конкурента.

Значимым представляется и тот факт, что без людей, на которых направлена имиджевая политика, сам имидж исчезает. Это подчеркивает значение коммуникаций, которые должны быть привязаны к характеристикам выбранного региона. Общественность привыкла, что главным источником влияния на неё оказываются теле- радио- и печатные СМИ, поэтому всё большую независимость в данных условиях приобретает Интернет, поскольку на этот канал влиять сложно, так как в создании информации может участвовать каждый.

Говоря о привязке коммуникаций к характеристикам региона, следует делать акцент на осознание этих характеристик самим гражданами, поскольку в сфере Интернета именно они имеют властный потенциал как для создания, так и для разрушения имиджа. В данной ситуации, как замечает И. А. Василенко, имидж региона становится общим делом: каждый должен быть заинтересован в том, что скажут о его регионе, поскольку от этого зависит имидж самих жителей [7,c.75].

Политический имидж региона в первую очередь адресован федеральному правительству, элите, бизнес кругам и широкой аудитории. Для каждой группы он играет свои функции. А. А. Минаев выделяет следующие функции политического имиджа региона:

1)      Привлечение позитивного внимания и расположения к региону;

2)      Выражение индивидуальности региона;

3)      Формирование доверия к региону;

4)      Привлечение инвестиций в региональную экономику;

5)      Урегулирование отношений между региональной и федеральной властью [8].

Все выделенные функции по большей степени решают проблемные стороны регионов. Однако прежде чем политический имидж смог играть на благо региону, его следует правильно сформировать. На начальном этапе необходимо произвести стратегическое планирование развития имиджа, определить, какие цели мы хотим достигнуть с помощью имиджа. Самое главное — определить уникальность территориального субъекта. Далее, учитывая приведенные характеристики, сформировать желанный образ. По возможности это должен быть бренд региона, с которым жители смогут себя ассоциировать.

Дальнейшая работа должна быть ориентирована на каналы коммуникации такие как теле-, радио-, печатные СМИ, которые могли бы регулировать интенсивность упоминания основных элементов созданного политического образа региона. Для определения эффективности СМИ целесообразным считается проведение нескольких социологических исследований для того, чтобы получить полезную обратную связь, которая позволит понять, в каком направлении редактировать политический имидж региона.

При реализации имиджевой политики следует помнить, что политические решения оказывают серьезное влияние как на общественность, на сферы развития, так и на региональный политический имидж [9]. Если власть стремится позиционировать себя как эффективная структура, то её стремление должно быть обращено на принятие решений с положительным результатом, что не только благоприятно скажется на развитии региона, но и повысит репутацию местной власти, а значит, положительно скажется на имидже субъекта в целом.

Важным представляется соответствие сформированного политического имиджа трем аспектам: востребованность, реалистичность и простота. Только учитывая эти главные общие моменты, есть возможность добиться какой-то поддержки среди населения и одобрительной реакции со стороны федеральных властей. Для продвижения обозначенного политического имиджа региона, разумеется, необходима «подпитка», которая может быть представлена в виде различного рода мероприятиях, подчеркивающих значимость созданного имиджа и бренда.

 

Литература:

 

1.         Квеско Р. Б. Имиджелогия: учебное пособие / Р. Б. Квеско, С. Б. Квеско. — Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2008. — 116 с.

2.         Панасюк А. Ю. Формирование имиджа. Стратегия, психотехнологии, психотехники. — М.: ОМЕГА-Л, 2008.—266с.

3.         Имидж // Большой психологический словарь [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://pr.slovaronline.com/ %D0 %98/ %D0 %98 %D0 %9C/185-IMIDZH

4.         Мосина Е. И. Продвижение стратегии развития региона на основе маркетинга взаимодействия: монография / Е. И. Мосина. — Орёл: Орлик, Издательство Орёл ГИЭТ, 2009. — 143с.

5.         Тульчинский Г. Л. PR фирмы: технология и эффективность / Спб.: Алетейя, 2001. -64с.

6.         Маркетинг: большой толковый словарь. — М.: Омега-Л. Под ред. А. П. Панкрухина. 2010.

7.         Имидж России: город, регион, страна: материалы научной конференции кафедры российской политики факультета политологии МГУ имени М. В. Ломоносова 1 ноября 2011 г. / Под ред. И. А. Василенко. — М.: Издатель Воробьёв А. В., 2011. — 124с.

8.         Минаев А. А. Критерии формирования имиджа региона. М.: «Роснаук»,2002. — 8с.

9.         Современная Россия и мир: альтернативы развития (роль политических лидеров в формировании имиджа страны и региона): материалы международной научно-практической конференции / под ред. Ю. Г. Чернышова — Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2009. — 248с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle