Имидж политического лидера как фактор легитимности власти | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №45 (179) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 10.11.2017

Статья просмотрена: 948 раз

Библиографическое описание:

Чапаева, П. О. Имидж политического лидера как фактор легитимности власти / П. О. Чапаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 45 (179). — С. 165-168. — URL: https://moluch.ru/archive/179/46304/ (дата обращения: 13.10.2024).



Кто занимается политикой, тот стремится к власти: либо к власти как к средству, подчиненному другим целям (идеальным или эгоистическим), либо к власти «ради нее самой», чтобы наслаждаться чувством престижа, которое она дает.

Макс Вебер

Процесс формирования имиджа политического лидера как одного из элементов системы подтверждения легитимности политической власти всегда был сложным и неоднозначным вопросом, что существенно затрудняло его анализ. Информационное поле вокруг ведущего политика обычно подвержено корректировкам и исправлениям с учетом факторов влияния мировых событий на общество, новых технологий и политическим и экономическим тенденциям развития.

Любое лидерство является явлением групповым. За каждой яркой исторической личностью стоит группа поддержки, его окружение, создающее необходимое информационное поле, и налаживающее его коммуникационную связь с обществом.

Эффективные способы формирования идеального имиджа политического лидера как фактора легитимации власти в современном мире разрабатываются до сих пор. Имиджи политических лидеров меняются, и каждая страна выделяет свой образ идеального политика, как правило, харизматичной и яркой личности.

Легальность государственной власти — это юридическое обоснование власти в соответствии с правовыми нормами: конституцией или законом о престолонаследии. В основе такой власти лежит закон. Если речь идет о какой-либо новой власти, то тут очень важно правопреемство: прежняя законная власть должна оформить передачу полномочий в виде определенного документа. И если законность прежней власти не вызывает сомнений, как не вызывало сомнений законность 300-летнего правления дома Романовых, то и новые органы власти становятся легальными.

Сложнее интерпретировать термин «легитимность». И не случайно до XIX века в него входила и «легальность», но насильственные революции потребовали ввести новый термин и легальность с легитимностью разошлись. Ведь новая власть, свергнув царя, могла и не озаботиться получением от него акта о передаче власти, т. е. она власть узурпировала. Но эту власть признало большинство населения, и она тем самым становилась легитимной (но не легальной). Организовав всеобщие выборы и создав новые законы и конституцию, новая власть становилась тоже законной, приобретя вместе с легитимностью и легальность.

В настоящее время легальность власти закреплена Конституцией РФ, а легитимность подкрепляется образом и действиями политического лидера.

В историческом аспекте существенный вклад в развитие теоретических представлений о природе имиджа политика внесли представители социально-психологической школы Г. Лебон, Г. Тард, 3. Фрейд, К. Г. Юнг и многие другие [1]

Главной особенностью отношений между руководителем страны и ее гражданами является то, что это, прежде всего, отношения власти, которое представляют собой социальное влияние одного человека на общество. Любое влияние, особенно в политической и социальной сфере, должно быть подкреплено легитимностью и поддержкой общества или отдельных сильных мировых игроков.

В историческом аспекте под влиянием понимается процесс, через который поведение одного или нескольких человек трансформирует состояние других людей. Объект влияния может изменить свои знания, верования и представления о каких-либо сторонах окружающего мира. Воздействие способно также затронуть чувства, ценности, мотивацию или отношение к тем или иным вещам и явлениям. Наконец, под нажимом другого лица или лиц объект может изменять свое поведение [4,c.69].

В самом общем виде под социальным влиянием понимается процесс, через который поведение одного или нескольких человек трансформирует состояние других людей. Объект влияния может изменить свои знания, верования и представления о каких-либо сторонах окружающего мира. Воздействие способно также затронуть чувства, ценности, мотивацию или отношение к тем или иным вещам и явлениям. Наконец, под нажимом другого лица или лиц объект может изменять свое поведение [2, c.122].

Каким же образом выстраивается идеальный имидж политического лидера, который бы легитимировать власть и укреплял политическую позицию руководителя.

Политическое руководство высокого уровня соответствует типу «отдаленное лидерство», которое было выделено В. Стоуном, то есть общение руководителя страны с гражданами осуществляется с помощью различных средств массовой коммуникации, которые и занимаются транслированием и формированием имиджа.

Именно образ политика, а не реальная личность, выполняет лидерские функции, заставляет общество идти на определенные поступки и уступки.

В истории нашего государства в переломных моментах стоят яркие личности, конкретные люди, которые смогли «повести за собой» общество и изменить политическую ситуацию, социальный строй. Сейчас иное время, важно новостное и информационное поле вокруг политика, которое на подсознательном уровне и формирует у каждого свой образ, выделяя ту черту характера, которая важна именно этой личности.

Мы никогда не увидим репортаж с В. Путиным после какого-нибудь сюжета о трагедии, аварии или катастрофы. Всегда сначала идет один два нейтральных сюжета, потом новость с Президентом страны. Таким образом, отрицательное информационного поле вокруг плохой для общества новости, не накладывается на информационного поле вокруг политического лидера.

Политические коммуникации становятся основной технологией формирования имиджа политика.

В отношении создания имиджа В. В. Путина СМИ используют чаще всего технологию использования вербальных и лингвистических приемов, а также метод политической мифологии. Стоит отдельно отметить, что с данной технологией наша страна давно борется, потому что практический каждый сюжет и материал за границей сопровождается социальным мифом.

Чаще всего на страницах и в материалах СМИ можно встретить следующие модели построения имиджа политического лидера.

Трехлучевая модель предполагает сосредоточение внимания на следующих моментах: нравственные качества, интеллектуальные качества и потенциал личности. Все эти моменты необходимо подчеркивать при помощи использования разнообразных средств. Причем, если в имидже политического лидера не представлено хотя бы одно из указанных качеств, он будет неэффективным. Чаще всего данная модель используется для формирования имиджа своих политиков.

Четырехлучевая модель предполагает добавление к трем вышеуказанным обязательно лидерских качеств. Лидерство — это неотъемлемая характеристика любого политического деятеля. Поскольку он берет на себя такие обязательства, полномочия, то он должен быть лидером. Поэтому важно или быть лидером на самом деле, или сформировать такой мифический образ. Под понятием «лидер» на самом деле подразумевается член группы или коллектива, который обладает наибольшим авторитетом и играет ведущую роль в рамках деятельности данной группы. Другой тип лидера — это лидер-автодидакт, сделавший себя сам, долго и упорно работая над собой. Согласно данной теории, лидером может стать каждый, задавшись стремлением развивать в себе лидерские качества. Однако не всем это удается, да и не все качества можно развить с помощью тренинга.

СМИ формируют идеальный имидж политического лидера для конкретной социальной группы, при этом искусно пряча его негативные черты.

Например, имидж Ленина формировали с использованием всех доступных технологий того времени, это и листовки, и концерты, это литературные посвящения[1]. Выступления Ленина перед целевой аудиторией демонстрируют его высокий профессионализм и отличное владение залом

Ярким историческим примером является образ И. Сталина. Троцкий утверждал, что псевдоним Иосифа Джугашвили происходит от слова «сталь». Трудно возразить, зная историю нашего государства, основным элементом имиджа тоталитарных структур был металл сталь. Например, роман «Как закалялась сталь» Н. Островского или выражения «железная дисциплина», «железная воля вождя» только дополняют образ власти того времени.

И. Сталин владел в совершенстве искусством создания и управления собственным имиджем, как во внутренней, так и внешней политических сферах. Во внешнем политике он сумел очаровывать западную литературную интеллигенцию (А. Барбюс, Л. Фейхтвангер и др.) [1].

У каждого политического лидера свои доминанты имиджа, которые и формируют его образ.

Визуальными атрибутами имиджа Сталина были френч, сапоги, усы и трубка. У Н. С. Хрущева — коктейль из лысины, ботинка на трибуне ООН, выражений «коммунизм» и «кузькина мать». Л. И. Брежнев обладал внешностью оперного певца. Многочисленные ордена и густые брови дополняли артистическую атрибутику. У М. С. Горбачева доминировали особенности в поведении и речи. Однако основным брендовым компонентом было его родимое пятно. В речи М.С Горбачева присутствовали неправильные ударения типа «углубить». Какие внешние доминанты у В. В. Путина? Как таковых ярких черт и символической атрибутике при построении его имиджа нет. Каждый из электората выделяет свою доминантную черту, которая кажется для него базисной. Основная доминанта имиджа, как не парадоксальна — это, прежнего место, работы, и как частное — образ сотрудников данного направления деятельности — ФСБ, КГБ. Это связано, прежде всего, с основным направлением развития нашей страны и новым вектором формирования государственного внешнего образа. Это уже не только валенки и медведи, гуляющие по Красной площади, это сильная страна, постепенно завоевывающая отдельные отрасли мировой экономики. Да, бесспорно, для международного сообщества, выгодно, представлять Россию как отсталую ресурсную страну, из которой можно качать дешевое сырье и ей же продавать втридорога готовый продукт. Но сейчас ситуация постепенно меняется.

Существует многокомпонентная взаимозависимость между изменениями в имидже политического лидера и динамикой уровня легитимности политической власти. Как только уменьшается эффективность построения имиджа политического лидера, так сразу же снижается уровень легитимации власти.

В информационном современном обществе, где знания и информация становятся приоритетным властным ресурсом, политическая коммуникация, ее формы, средства и содержания, выходят на первый план в системе средств и механизмов легитимации политической власти, которая происходит в системе элементов формирования политического имиджа.

Использование манипулятивных возможностей СМИ позволяет моделировать, структурировать и улучшать процесс построения образа политика как фактора легитимации политической власти. Современные манипуляции происходят на подсознательном уровне электората, что не вызывает отторжения и бунта. Общество становится равномерной серой массой, которой можно формировать сознания и руководить векторами движения. А те, отдельные единицы, которые не были подвластны влиянию, стерты с политической арены.

Таким образом, в настоящее время в российском обществе преобладает имиджевая легитимация власти.

Однако она недолговечна и ограничивается периодом дееспособности определенного лидера. Остается вопрос, когда уйдет Путин, что или кто будет.

Литература:

  1. Гринберг Т. Э. Политическая реклама: портрет лидера. М., 1995.
  2. Керимов А. А. Легитимность политической власти в современной России: основания и перспективы // Власть. 2015. № 3. С. 121–123
  3. Лебон Г. Психология социализма. — СПб.: Макет, 1995
  4. Маринова В. Л., Огарев А. В., Понеделков А. В. Политическое лидерство: социол. анализ. Ростов н/Д: Литера-Д., 1993. С. 69.

[1] В. Маяковский («Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить!»). С. Туликов («Он сказал, что на земле мы построим людям счастье»).

Основные термины (генерируются автоматически): политический лидер, политическая власть, власть, идеальный имидж, образ, информационное поле, исторический аспект, какая-либо сторона окружающего мира, самое дело, социальное влияние.


Задать вопрос