Библиографическое описание:

Старченко Г. Н. Реальное и вымышленное в романе Всеволода Иванова «Похождения факира» [Текст] // Актуальные вопросы филологических наук: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июль 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 19-24.

Творчество Всеволода Иванова 1920–30 г.г. ориентировано на общественно-культурную ситуацию его исторической родины. Родился будущий писатель в посёлке Лебяжье Павлодарского уезда Семипалатинской губернии. Учился в Павлодарском низшем сельскохозяйственном училище, работал в Павлодарской типографии. В дальнейшем Вс. Иванов никогда не забывал своих родных мест, даже объехав весь мир, побывав в Японии и Индии, куда он так стремился, живя в Павлодаре. Здесь для писателя начинался таинственный, романтический мир юрт, дымных кочевий, мир, казалось, сохранивший первозданную форму природной жизни и несложных человеческих отношений.

Внимание к человеческой индивидуальности по-разному проявилось в творчестве Вс. Иванова указанного периода. Сначала — в особой форме скрытого автобиографизма, в рассказах с автобиографической основой, затем в обращении к жанру романа, который не давал достоверного жизнеописания героя, подтверждённого документами, а представлял лишь художественное изложение его судьбы. События в романе «Похождения факира» представлены через призму восприятия автора, при этом автор вправе изменять какие-то моменты и детали. Литература воспоминаний, автобиографий, исповедей и «мыслей» ведёт прямой разговор о человеке. Подобное повествование стирает границы между вымыслом и фактом, позволяя проследить исторические, социальные, психологические особенности, присущие определённому периоду эпохи.

В письме А. М. Горькому от 26 марта 1933 года, где Вс. Иванов сообщает о работе над «Похождениями факира», есть такие строки: «Очень хочется сказать о себе правду. Удаётся это с трудом — нет, нет да и закруглишь её, эту правду, какой-нибудь выдуманной чепухой» [1, с.67]. Среди материалов к «Истории моих книг» встречается запись, относящаяся к «Похождениям»: «Фантастичность и вместе с тем — реальность — и я сам герой, чтоб придать наибольшую реальность, даже имя сохранил, а я мог бы взять, скажем, Пётр или Дмитрий» [цит. по: 2, с. 5].

Многие детали «Похождений факира» связаны с воспоминаниями детства, молодости и другими событиями из жизни писателя. Умело сочетая факты из жизни, вынося на суд читателя реалии окружающей действительности и в то же время, используя мир вымысла и художества, писатель создаёт свой собственный неповторимый стиль. Отдельные образы и лейтмотивы включены в создание образа жизненного странствия. В тончайших подробностях Вс. Иванов изображает посёлки, города, в которых жил и бывал. Исторически точен самый поверхностный слой романа. Подлинны фамилии не только рассказчиков, но и многих иных действующих лиц. Точны некоторые географические названия, достоверны отдельные реалии быта. Однако писателю свойственно не скрупулёзное воспроизведение действительности, а буйное фантазирование.

Переплетение реальногосвымышленным является одной из сильных сторон романа Вс. Иванова. С одной стороны, как будто намеренно автобиографическая задача, с другой — опора художника на внешние черты автобиографизма лишь для придания реальности вымышленному, нафантазированному. При осуществлении замысла эти две разные задачи по-разному сказались в первой книге — «Факир подходит к цирку», более автобиографической, и во второй и третьей. По мнению Л. А. Гладковской, «Факир обходит цирк» и «Факир входит в цирк» строятся почти исключительно на вымысле. Но образ главного героя, скрепляющего все три книги, развивается последовательно и органично» [3, с.91]. Правдивость повествования, возможность прикоснуться к «я» рассказчика позволяет читателю воспринимать даже вымышленные детали как реальные факты.

В произведении много внимания уделено Павлодару и другим родным местам автора: «О, этот Павлодар! Я и сейчас вижу как во сне, эти бесконечные пыльные улицы, по которым не спеша шагают люди, каждый из которых непременно самородок. Павлодар, в сущности, есть расширенное Лебяжье, с прогимназией, казачьим управлением, городской думой, с полицейскими участками<…>. Дома — большие деревянные, церковь разве в камне (но у церквей своя история — дальше). И у каждого человека своя история. Своё счастье» [4, с.323]. Специфическое мироощущение главного героя «Похождений факира», круг идей романа определили и саму общую картину жизни сибирской провинции 1920–30 г.г.

Есть факты и последовательность автобиографии: Лебяжье, Волчиха, Павлодар. Лавки, церкви, чайные, провинциальные типографии, скрип телег на трактах, парады бродячих цирковых труп, самодельные чудеса факира, его хождения в Индию. Здесь родословная Всеволода Иванова. При этом отсутствует подробное описание дома, поскольку главное внимание сосредоточено на внутренних взаимоотношениях персонажей.

Роман «Похождения факира» написан от первого лица. В основу рассказа о жизни юноши положены личные воспоминания писателя, но под его пером рождается не очередная художественная автобиографии, а оригинальнейшее жанрово-сюжетное образование. Автобиографичность прозы Вс. Иванова — способ вытеснения реальной биографии. Писателю кровно нужна «полоса отчуждения» между собой и персонажем, носящим его имя, переживающим его жизненную авантюру. Это побег от себя, попытка прожить инкогнито в раз и навсегда знакомом мире, обмануть его однообразие переодеванием, его недвижность — своим бродяжничеством.

Первая часть романа обнаруживает равновесие между описанием и повествованием, как это принято в автобиографическом романе-воспоминании. Во второй и в третьей частях происходит сдвиг в сторону повествования (за счёт описания). Да и само описание меняется. Если в первой части присутствует исповедальная искренность, с самого начала осложнённая лёгкой иронией, то во второй и третьей — она исчезает совсем.

В романе проявляется две тенденции: стремление широко охватить эпоху и одновременно как можно глубже постичь неповторимую человеческую индивидуальность. Автор не только вспоминает о реальной обстановке своего детства и юности, но рассказывает и о своём постепенном духовной становлении. Общественные события, создающие исторический контекст романа и круто изменяющие судьбу героя, являются лишь фоном, оттеняющим очередной этап развития индивидуума.         

В центре романа (что было отражено в заголовках частей) — образ цирка, к которому проходит и в который входит факир Сиволот. Цирк, который перевернул всю жизнь подростка и стал его мечтой, был построен в городе Павлодаре на улице Карла Маркса. Здесь Всеволод увлёкся факирством, здесь родилась его мечта непременно дойти до Индии — сказочной страны, которая для многих романтиков была тогда олицетворением «духа». На арене балагана его впервые увидел казахский писатель Мухтар Ауэзов. Именно в цирке началась литературная деятельность писателя — он стал создавать маленькие сценки для клоунов, а потом и первые рассказы о цирковой жизни.

У Вс. Иванова развитие юноши подано как процесс, где вечные признаки сливаются со специфическими, продиктованными временем и обстоятельствами жизни. С Ивановым и в самом деле происходило много удивительного и странного. Он исходил чуть не всю Западную Сибирь и Среднюю Азию, был факиром, протыкал себя шпагами, чтобы заработать на жизнь, всерьёз занимался йогой и опытами передачи мыслей на расстоянии.

В романе автор вспоминает юность, казахские степи, приуральские леса, сибирские городки, жизнь грубую, тяжёлую, но в то же время отличавшуюся сложностью и запутанностью драматических положений. Вс. Иванов показывает судьбу юного человека, образ которого несёт в себе представление об авторском идеале, что является неотъемлемой чертой искусства как такового. В произведении ощущается отношение писателя к герою, при этом создаётся художественный образ, который содержит субъективное представление автора. Молодой человек Сиволот пытается найти себя в этом мире, воплотить свои мечты в реальность, но жизненные ситуации всячески мешают молодому факиру исполнить заветную мечту.

С самого начала автор описывает своё детство, семью, трудные годы жизни, своё окружение, не выдумав, а изобразив так, как оно было в реальной жизни. Судьба героя обусловлена теми социальными обстоятельствами, которые были присущи конкретному историческому периоду. Жажда необычного началась у Всеволода Иванова задолго до писательства. Обычное связывалось с трудным и неровным домашним бытом, с бездуховной, мелкокорыстной жизнью павлодарской родни, с затхлым существованием уездного Павлодара. Обычным было низшее сельскохозяйственное училище, обычным явился уход из семьи.

Дневник героя Вс. Иванова накрепко связан с провинциальным миром провинциального Павлодара. Юноша Всеволод, брошенный в пучину житейского моря, рано узнаёт, как жесток мир, в котором ему предстоит отыскать своё место под солнцем. Эта жестокость заявляет о себе на каждом шагу то самосудом над конокрадом, то нелепой неукоснительностью традиций, то равнодушием к людским страданиям. Бесчеловечны социальные порядки, с которыми приходится сталкиваться герою, на себе испытывающему гнёт и бесправие. Иванов очень рано становится жертвой житейских невзгод, с ними ему не совладать. Спасением видится мысленное переселение в мир мечты, прекрасный уже тем, что ни в чём не похож на окружающую героя реальность.

Стихия вымысла захватила героя, ещё ребёнком он начал фантастически преображать жизнь. У него, как и других «мечтателей», есть «идея». Это Индия. Индия — экзотическая страна чудес, во всём противоположная серой, неприглядной обыденщине, страна дервишей и факиров. Сам герой уподобляет себя индийскому принцу, брошенному к берегам Иртыша коварными претендентами на престол его отца. Символика путешествия, странствия в романе тесно связана с концепцией человека как странника, путника. Странствие становится формой внешней жизни героя, вера в легенду и сотворение мифов — внутренней.

Оперируя мотивами, почерпнутыми из книг любимых авторов, калькируя книжные ситуации, герой Иванова творит в сознании свой особый мир, где все эти мотивы, ситуации, образы оказываются пропитаны реальными ощущениями юноши и в существе своём преобразованы. Самостоятельность — непременный атрибут поэтического мышления героя при всей его романтической стереотипности. Герой никогда не замыкается в своем одиночестве. Наоборот, душа его жаждет контактов с людьми, ищет поддержки.

Два мира, живущих в подвижном сознании героя, взаимопроникаемы. И это оказывается плодотворным: мир реальности насыщается отзвуками воображаемых картин, а фантастические видения конкретизируются внесением в них реальных бытовых проблем. Постепенно мир Индии настолько «обживается» сознанием героя, что обретает возможность стать основой для его усложнившихся фантастических видений. В новых фантазиях «мир Индии» уже становится тем первым миром, с которым сталкивается второй, вновь выдумываемый: возникает двоемирие уже внутри фантастического героя.

Исследователи творчества Вс. Иванова прежде всего оценили художественную правду романа и мастерство её выражения. Правду и автобиографичность надо понимать не как использование прошлого в качестве канвы произведения, а как использование собственного видения мира и вызванных в связи с этим своих мыслей, раздумий и переживаний. Наиболее значимым является передача тех норм и правил, привычек и традиций, современником которых являлся сам писатель.

Творчески переосмысливая действительность, всевозможные факты собственной жизни, писатель выражает свои мысли и мироощущения, передавая чрезвычайно личные, искренние и откровенные чувства. Логика действительности заменяется логикой художника. Рождается особая концепция жизни, не претендующая на объяснение всех противоречий и тенденций реальности, но способная уловить многое и очень существенное в ней. Вымышленные детали позволяют писателю преобразить уже свершившееся событие, в результате чего грань между фактом и вымыслом становится условной. Вс. Иванов не добивается точного фактического сходства жизни главного героя с собственной биографией, но автор верно передаёт общий характер своей юности, её «маршруты», её жизненную пестроту.

Литература:

1.      Иванов Вс. В. Переписка с А. М. Горьким. Из дневников и записных книжек. Изд. 2-ое, доп. — М.: Советский писатель, 1985. — 480 с.

2.      Косенко П. Биографические повести и литературные портреты. — Алма-Ата: Жазушы, 1980. — 280 с.

3.      Гладковская Л. А. Жизнелюбивый талант. Творческий путь Всеволода Иванова: монография. — Л.: Худож. лит., 1986. — 304 с.

4.      Иванов Вс.В. // Избранные произведения: в 8-х т. Похождения факира: Роман. — М.: Худож. лит., 1985. — Т. 1. — 647 с.

Основные термины: Всеволода Иванова, главного героя, «Похождения факира», Дневник героя Вс, Всеволода Иванова «Похождения, Всеволода Иванова 1920–30 г.г, сторон романа Вс, Иванова указанного периода, родословная Всеволода Иванова, образ главного героя, героя «Похождений факира», Иванова развитие юноши, достоверного жизнеописания героя, жизни главного героя, рассказах Всеволода Иванова, В тончайших подробностях Вс, внешней жизни героя, Автобиографичность прозы Вс, в творчестве Вс, у Всеволода Иванова

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle