Мастерство Уткира Хашимова в использовании сказок | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (106) январь-2 2016 г.

Дата публикации: 19.01.2016

Статья просмотрена: 1325 раз

Библиографическое описание:

Хамидова, М. О. Мастерство Уткира Хашимова в использовании сказок / М. О. Хамидова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 2 (106). — С. 856-858. — URL: https://moluch.ru/archive/106/25034/ (дата обращения: 25.04.2024).



 

Абдулла Каххор, известный узбекский писатель, говорил так: «Писатель входит в литературу двумя способами: «пылая» и «цветя».

Кто вошёл в литературу первым способом – «пылая», тот будет пылать долго, такой писатель пишет свои произведения не от души, а от живота. Такой писатель не будет творить лишь для того, чтобы просто привлекать внимание, искать известности.

Писатель, вошедший в литературу как пылающий огонь, вечно будет цвести от произведения к произведению. Такие писатели привлекают внимание читателей своим первым произведением и, как правило, вносят большой вклад в литературу.

Я считаю себя фанатом литературы, поэтому видя молодёжь, стремящуюся оставить свой след в литературе, как пылающий огонь, не могу скрыть своей радости и эти эмоции я передаю той самой молодёжи в качестве благодарности. В моём понимании это значит «поддувать пылающий огонь».

Известный в литературной сфере человек никогда не выходит за рамки своей махали, но считает себя классиком литературы. Именно поэтому их можно назвать «махаллинскими классиками…».

Можно без преувеличения сказать, что Уткир Хашимов вошёл в литературу как «пылающий огонь». Поэтому и нашел в душе читателя своё незаменимое место.

Все произведения, написанные писателем, направлены на создание своего стиля, который он совершенствует от произведения к произведению. В них, особенно в повестях и романах, мы наблюдаем две особенности, объединенные одной тенденцией. Первая особенность – свои художественные произведения он превращает в оружие пропаганды посредством «лёгких» акцентов, но в них отражены актуальные проблемы сегодняшнего дня в художественном аспекте. Возможно, во всех его произведениях изображены современные события, в которых отражены явления, забытые или забывающиеся, и человеческий фактор при этом превыше всего. Автор в своих произведениях задаёт вопросы, которые являются основой человеческой жизни и заставляет любого здравомыслящего человека искать ответы на эти вопросы. Вторая особенность произведений писателя заключаются в том, что все проблемы заставляют искать ответ на сложные вопросы. Порой эти ответы весьма трогательны и отражаются в высокой художественной форме, они изображены в судьбах героев, часто встречающихся в произведениях. Самое важное – это не глупые идеи, а идеи, имеющие свой облик, свою судьбу, свои человеческие прелести и они отражены в сильных человеческих личностях. В качестве примера хочу привести беседу автора с читателями.

– Героев своих произведений вы берёте из жизни или это ваша выдумка?

– Ни то и ни другое. Писатель, который всё сгребает на бумагу подобно муравью, который всё тащит в муравейник – не настоящий писатель. И  писатель, который пишет, выдумывая, спрятавшись, словно паук – тоже не писатель. Для того чтобы собрать 100 граммов мёда пчела облетает миллион цветов. Для того чтобы набрать нужное количество мёда она облетает 46 тыс. квадратных километров. Кроме этого, каждую каплю, взятую из цветка, она выливает 240 раз из своего хоботка и вырабатывает мёд. Но это еще не все – это не значит, что мёд уже готов… После этого пчёлка размещает добытый сироп в клеточки и в течение нескольких часов поддувает воздух для того, чтобы мёд не скис.

Для того чтобы создать настоящее произведение писатель должен проделывать тоже столько же ходов, как эта пчелка. Тогда его произведение будет долго жить».

Из вышесказанного можно сделать вывод, что настоящий писатель долго и трепетно работает над каждым своим произведением.

«Писать надо так, чтобы при чтении произведения читатель забывал обо всем и сливался с образами героев, чтобы читая произведение, провел хотя бы одну бессонную ночь… И спустя годы с трепетом брал книгу в руки и снова находил что-то новое для себя, чтобы вновь и вновь хотелось прочитать ему это произведение» — вот о чем мечтал писатель.

Причиной того, что произведения Уткира Хашимова читаются с большим интересом, является то, что писатель в своем творчестве мастерски использует фольклор.

Известно, что каждый народ издревле владеет своим устным народным творчеством, который формировался годами.

Устное творчество является отражением национальной культуры, оно отражает информацию об определенном периоде жизни, обычаях, трудовой деятельности, об уровне культуры нации.

Устное народное творчество является плодом творческого наследия великих предков, которое рождалось в процессе труда и борьбы с древних времён.

Также мы можем наблюдать, что Уткир Хашимов использует в своих произведениях один из распространенных жанров устного народного творчества — жанр сказок.

В повести «Дела людские» можно встретить примеры из узбекских народных сказок.

В предисловии этого произведения автор приводит следующую фразу: «Эта повесть состоит из больших и маленьких новелл. Но самый дорогой для меня образ – это образ моей матери. Героев этого произведения я видел своими глазами. Только имена некоторых героев изменены. Судьба этих людей в какой-то мере связана с жизнью моей матери.

Материнское отношение к своим детям во всем мире одинаковое. Значит, это произведение я посвящаю Вам – дорогие матери!»

С одной стороны это произведение похоже на автобиографическую повесть. В ней автор говорит о своей маме и своем детстве, выпавшем на военные годы. Главная мысль писателя заключается в том, как это было сказано в предисловии произведения – создать портрет самого близкого для себя человека – образ матери. Описать жизненный портрет,  жизненный путь, прославить и увековечить имя своей матери – это не только выполнить свой сыновний долг перед матерью. Если это так, то это произведение явилось бы одним из обычных рассказов, ничем не отличающихся от других рассказов о матерях.

Произведение «Дела людские» полно философско-объединенных мыслей, которые ведут читателя к глубокому размышлению о важных житейских сторонах жизни, является лирико-психологической повестью. Писатель, изображая обычные распространенные бытовые проблемы, которые встречаются и по сей день в жизни узбекского народа, ставит для себя главной задачей отразить в образе матери духовно-воспитательные черты народной жизни, которые являются главной художественной задачей автора.

На уроках астрономии в школьные годы писатель выявляет одну истину, о чём пишет в произведении: из-за того, что на свете есть солнце, луна излучает свет. Это природное явление автор сопоставляет с жизнью, т. е. солнце посылает такие лучи, от которых и идёт любовь, доброта, благородство, совесть и другие душевно-человеческие качества, которые переходят из поколения в поколение, из века в век и вносят в человеческую жизнь смысл, красоту. Эти качества находят отражение в образе матери. Повесть «Дела людские» имеет высокоидейно-воспитательное значение, его основная концепция заключается в философско-воспитательном характере.

У писателя свое видение образа матери, где портрет матери полностью не изображен. Из некоторых деталей мы узнаем, что она была хрупкого телосложения, маленького роста и не доставала до тандыра, что руки матери пахнут парным молоком. В повести даже не написана автобиография матери, мы узнаём, что она работала уборщицей. Насколько она была грамотной женщиной, тоже остается для читателя загадкой, ее представление о жизни ограничено семьей, детьми, родственниками и махаллей, вся жизнь ее связана заботами о семье.

Если заглянуть в автобиографию писателя, можно определить, что мать его была домохозяйкой и даже без образования она была мудрой, умной, добродушной женщиной.

«Отца мама описывала нам тоже очень спокойным, уравновешенным, заботливым человеком, который переживал даже за соседскую кошку, которая родила котят. Сочувствовал ей, говоря «наверное, ей было больно», а если видел заплаканного ребёнка, обязательно гладил его и успокаивал. Даже когда мама нас сильно ругала, у него появлялись слёзы на глазах, он тут же начинал нас утешать». Поэтому вся махалля, и стар и млад, ценили ее и среди жителей ее с уважением называли «Пошша ойи».

В повести «Дела людские» есть рассказ «Тассали» (Утешение).

После смерти матери слова могильщика автор воспринимает как утешение и мы вновь наблюдаем, что это за человек:

«Успокойтесь, сын мой! Такова жизнь, у нас нет другого выхода. Ваша мать счастливая женщина, потому что она не была лежачей больной и такой смерти удостаивается не каждый. Вы же видели, всю ночь шел ливень и не остановился до тех пор, пока ее не спустили в могилу, а после того как ее похоронили – солнце засияло. Таких людей с чистой душой на этом свете мало».

Из этого отрывка можно сделать вывод, что она была очень хорошим человеком, поэтому обретает легкую смерть, а то, что идёт ливень, а потом сияет солнце, говорит о том, что сама природа выражает соболезнование.

В итоге мать, которая прожила очень скромную жизнь, ничем не отличить от остальных узбекских матерей, однако и их жизнь тоже нельзя назвать бессмысленной. Напротив, насыщенный жизненный путь является неповторимым примером величия, что отражено острым взглядом в глубокой мысли писателя. В обычных житейских событиях отражается душевная чистота, глубокая духовность и прекрасные человеческие качества матери.

В материнской душе есть неисчерпаемое количество добра и это великое чувство она старается внушить своим детям. По ее заповеди великая материнская любовь способна сделать человека человеком, согреть душу, и она распространяет эту любовь, словно лучи солнца среди своих детей. Мать стремится к тому, чтоб в душе ее ребенка вечно пылала любовь ко всему, что создано Всевышним, поэтому с самого раннего самосознания своего ребенка она прививает ему национальную духовную культуру. Эти уроки отражаются в легендах, былинах, которые рассказывает мать. Она постоянно твердит, что «qonqus» – это родник, из которого пьем воду, его надо беречь. А также надо любить животных. Но больше всех надо любить людей, в первую очередь, самых близких людей: папу, маму, братьев сестер, хороших людей, которых на свете много. Жизнь, как твердит мать — великий дар. А человек является украшением этого дара. В этой материнской вере изображены истинно человеческие качества, прошедшие испытания веками. Мать истинно верит в человеческую духовную доброту и эта вера заочно управляет в ее отношениях человека с миром. Мать, выявляя истинное лицо человека, опирается на свое скромное мудрое мнение. Рассказывая сказку про солнце, мать внушает своим детям, что самый лучший человек – это тот, кто содержит землю в чистоте. Детское представление ребенка связывает это с тем, что их мама работала уборщицей. Писатель же намекает на символическое значение этой мудрости. Хороший человек всю свою жизнь должен делать людям добро, помогать им. Не чувствовать чужую боль, безжалостность, безразличие — это плохие качества людей.

Толкование этой сказки заключается в том, что если землю не содержать в чистоте, то даже солнце не захочет сиять.

Вместе с этим красоту девушек сопоставляют с чистотой земли.

Известно, что в узбекском народе есть привычка рано просыпаться. «Кто рано встает – тому Бог подает». Следуя этой поговорке, в узбекских семьях женщины и девушки с раннего утра начинают наводить чистоту, подметать, поливать землю водой. При этом можно и не следовать поговорке, но надо отметить, что вставать рано во-первых – хорошая привычка, которая полезна для здоровья, во-вторых – у того, кто рано встаёт, «дело спорится в руках». В-третьих, кто рано встает, сам ангел удачи сопутствует ему.

Писатель в своих произведениях, в частности, в повести «Дела людские» изображая реальные события, использует фольклорный жанр — жанр сказки и пером писателя эта жизнь изображена в действительности. Но писатель, хорошо зная фольклор, не злоупотребляет этим, а использует этот жанр в меру и очень точно. Использование в меру фольклорного жанра без преувеличения, находя в нем равновесие, этим и определяется истинное мастерство писателя, которое является доказательством его таланта.

Основные термины (генерируются автоматически): произведение, писатель, мать, жизнь, образ матери, пылающий огонь, устное народное творчество, эта, узбекский народ, фольклорный жанр.


Похожие статьи

К вопросу изучения в узбекской фольклористике межжанровых...

В статье отмечается, что вопрос взаимосвязей и взаимовлияний фольклорных жанров представляет собой достаточно обширную и сложную проблему.

Образ коня в башкирском устном народном творчестве.

А. Навои и А. Арипов — две жемчужины узбекской поэзии

Добро, красота, любовь, справедливость — были вечными темами, традицией в устном народном творчестве и до сих пор воспеваются поэтами, отражаются в произведениях писателей.

Хамид Алимджан и фольклор | Статья в журнале «Молодой...»

Когда идёт разговор об узбекском устном народном творчестве и фольклороведения, конечно, нельзя не вспомнить пламенного

Так как и сам поэт пишет в своей автобиографии: «Неудивительно, если сказки, услышанные от дедушки и матери, сделали меня поэтом».

Устное народное творчество как фактор социального...

Устное народное творчество в научной литературе именуется русским фольклором, русской устной

Точно также как песни матери, сказки открывают ребенку в мир в окно

Основные термины (генерируются автоматически): устное народное творчество, народ, сказка, ребенок...

Великие люди Узбекистана в литературе | Статья в журнале...

Речь идёт о тайных попытках переправить за границу культурные ценности узбекского народа.

В романе «Набат» М. Шевердин в традиционно-фольклорном духе решил сюжетный конфликт, связанный с образом дочери бухарского ткача Дильаром.

О характерных особенностях исследования устного народного...

Ключевые слова: пословицы, Азербайджан, народное творчество, историко-этнографическое исследование.

«Долг матери не вернешь». «Сын творение отца» и др.

(2, с.13). Пословицы по смыслу очень богаты, они отражают жизнь, быт народа.

Басенные образы и мотивы в кыргызском фольклоре

Нельзя сказать, что кыргызское устное народное творчество развивалось без басен. Есть все основания утверждать, что басня — это жанр

Таким образом, урожай достался Клещу. Как видим, данное произведение полностью отвечает требованиям басенного жанра.

Образ коня в башкирском устном народном творчестве

Произведения устного народного творчества представляют собой незаменимый материал для исследования особенностей народа, проявляющихся в разных поступках

Как у волка, быстрая кровь, Так и пылает пара зрачков» [6, с.116]. Любой народ — явление уникальное.

Толкование народных поверий связанных с культом верблюда...

Поэтому в народных песнях состояние глубоко скорбящих и плачущих людей сопоставляется состоянию матери верблюда, которая

Исходя из данных примеров, нужно подчеркнуть что верблюд один из традиционных зооморфных образов в узбекском устном творчестве.

К вопросу изучения в узбекской фольклористике межжанровых...

В статье отмечается, что вопрос взаимосвязей и взаимовлияний фольклорных жанров представляет собой достаточно обширную и сложную проблему.

Образ коня в башкирском устном народном творчестве.

А. Навои и А. Арипов — две жемчужины узбекской поэзии

Добро, красота, любовь, справедливость — были вечными темами, традицией в устном народном творчестве и до сих пор воспеваются поэтами, отражаются в произведениях писателей.

Хамид Алимджан и фольклор | Статья в журнале «Молодой...»

Когда идёт разговор об узбекском устном народном творчестве и фольклороведения, конечно, нельзя не вспомнить пламенного

Так как и сам поэт пишет в своей автобиографии: «Неудивительно, если сказки, услышанные от дедушки и матери, сделали меня поэтом».

Устное народное творчество как фактор социального...

Устное народное творчество в научной литературе именуется русским фольклором, русской устной

Точно также как песни матери, сказки открывают ребенку в мир в окно

Основные термины (генерируются автоматически): устное народное творчество, народ, сказка, ребенок...

Великие люди Узбекистана в литературе | Статья в журнале...

Речь идёт о тайных попытках переправить за границу культурные ценности узбекского народа.

В романе «Набат» М. Шевердин в традиционно-фольклорном духе решил сюжетный конфликт, связанный с образом дочери бухарского ткача Дильаром.

О характерных особенностях исследования устного народного...

Ключевые слова: пословицы, Азербайджан, народное творчество, историко-этнографическое исследование.

«Долг матери не вернешь». «Сын творение отца» и др.

(2, с.13). Пословицы по смыслу очень богаты, они отражают жизнь, быт народа.

Басенные образы и мотивы в кыргызском фольклоре

Нельзя сказать, что кыргызское устное народное творчество развивалось без басен. Есть все основания утверждать, что басня — это жанр

Таким образом, урожай достался Клещу. Как видим, данное произведение полностью отвечает требованиям басенного жанра.

Образ коня в башкирском устном народном творчестве

Произведения устного народного творчества представляют собой незаменимый материал для исследования особенностей народа, проявляющихся в разных поступках

Как у волка, быстрая кровь, Так и пылает пара зрачков» [6, с.116]. Любой народ — явление уникальное.

Толкование народных поверий связанных с культом верблюда...

Поэтому в народных песнях состояние глубоко скорбящих и плачущих людей сопоставляется состоянию матери верблюда, которая

Исходя из данных примеров, нужно подчеркнуть что верблюд один из традиционных зооморфных образов в узбекском устном творчестве.

Похожие статьи

К вопросу изучения в узбекской фольклористике межжанровых...

В статье отмечается, что вопрос взаимосвязей и взаимовлияний фольклорных жанров представляет собой достаточно обширную и сложную проблему.

Образ коня в башкирском устном народном творчестве.

А. Навои и А. Арипов — две жемчужины узбекской поэзии

Добро, красота, любовь, справедливость — были вечными темами, традицией в устном народном творчестве и до сих пор воспеваются поэтами, отражаются в произведениях писателей.

Хамид Алимджан и фольклор | Статья в журнале «Молодой...»

Когда идёт разговор об узбекском устном народном творчестве и фольклороведения, конечно, нельзя не вспомнить пламенного

Так как и сам поэт пишет в своей автобиографии: «Неудивительно, если сказки, услышанные от дедушки и матери, сделали меня поэтом».

Устное народное творчество как фактор социального...

Устное народное творчество в научной литературе именуется русским фольклором, русской устной

Точно также как песни матери, сказки открывают ребенку в мир в окно

Основные термины (генерируются автоматически): устное народное творчество, народ, сказка, ребенок...

Великие люди Узбекистана в литературе | Статья в журнале...

Речь идёт о тайных попытках переправить за границу культурные ценности узбекского народа.

В романе «Набат» М. Шевердин в традиционно-фольклорном духе решил сюжетный конфликт, связанный с образом дочери бухарского ткача Дильаром.

О характерных особенностях исследования устного народного...

Ключевые слова: пословицы, Азербайджан, народное творчество, историко-этнографическое исследование.

«Долг матери не вернешь». «Сын творение отца» и др.

(2, с.13). Пословицы по смыслу очень богаты, они отражают жизнь, быт народа.

Басенные образы и мотивы в кыргызском фольклоре

Нельзя сказать, что кыргызское устное народное творчество развивалось без басен. Есть все основания утверждать, что басня — это жанр

Таким образом, урожай достался Клещу. Как видим, данное произведение полностью отвечает требованиям басенного жанра.

Образ коня в башкирском устном народном творчестве

Произведения устного народного творчества представляют собой незаменимый материал для исследования особенностей народа, проявляющихся в разных поступках

Как у волка, быстрая кровь, Так и пылает пара зрачков» [6, с.116]. Любой народ — явление уникальное.

Толкование народных поверий связанных с культом верблюда...

Поэтому в народных песнях состояние глубоко скорбящих и плачущих людей сопоставляется состоянию матери верблюда, которая

Исходя из данных примеров, нужно подчеркнуть что верблюд один из традиционных зооморфных образов в узбекском устном творчестве.

К вопросу изучения в узбекской фольклористике межжанровых...

В статье отмечается, что вопрос взаимосвязей и взаимовлияний фольклорных жанров представляет собой достаточно обширную и сложную проблему.

Образ коня в башкирском устном народном творчестве.

А. Навои и А. Арипов — две жемчужины узбекской поэзии

Добро, красота, любовь, справедливость — были вечными темами, традицией в устном народном творчестве и до сих пор воспеваются поэтами, отражаются в произведениях писателей.

Хамид Алимджан и фольклор | Статья в журнале «Молодой...»

Когда идёт разговор об узбекском устном народном творчестве и фольклороведения, конечно, нельзя не вспомнить пламенного

Так как и сам поэт пишет в своей автобиографии: «Неудивительно, если сказки, услышанные от дедушки и матери, сделали меня поэтом».

Устное народное творчество как фактор социального...

Устное народное творчество в научной литературе именуется русским фольклором, русской устной

Точно также как песни матери, сказки открывают ребенку в мир в окно

Основные термины (генерируются автоматически): устное народное творчество, народ, сказка, ребенок...

Великие люди Узбекистана в литературе | Статья в журнале...

Речь идёт о тайных попытках переправить за границу культурные ценности узбекского народа.

В романе «Набат» М. Шевердин в традиционно-фольклорном духе решил сюжетный конфликт, связанный с образом дочери бухарского ткача Дильаром.

О характерных особенностях исследования устного народного...

Ключевые слова: пословицы, Азербайджан, народное творчество, историко-этнографическое исследование.

«Долг матери не вернешь». «Сын творение отца» и др.

(2, с.13). Пословицы по смыслу очень богаты, они отражают жизнь, быт народа.

Басенные образы и мотивы в кыргызском фольклоре

Нельзя сказать, что кыргызское устное народное творчество развивалось без басен. Есть все основания утверждать, что басня — это жанр

Таким образом, урожай достался Клещу. Как видим, данное произведение полностью отвечает требованиям басенного жанра.

Образ коня в башкирском устном народном творчестве

Произведения устного народного творчества представляют собой незаменимый материал для исследования особенностей народа, проявляющихся в разных поступках

Как у волка, быстрая кровь, Так и пылает пара зрачков» [6, с.116]. Любой народ — явление уникальное.

Толкование народных поверий связанных с культом верблюда...

Поэтому в народных песнях состояние глубоко скорбящих и плачущих людей сопоставляется состоянию матери верблюда, которая

Исходя из данных примеров, нужно подчеркнуть что верблюд один из традиционных зооморфных образов в узбекском устном творчестве.

Задать вопрос