Автор: Ляшенко Ольга Игоревна

Рубрика: 4. Художественная литература

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Актуальные вопросы филологических наук» (Казань, октябрь 2016)

Дата публикации: 29.09.2016

Статья просмотрена: 39 раз

Библиографическое описание:

Ляшенко О. И. Уральские мотивы в романе Ольги Славниковой «2017» [Текст] // Актуальные вопросы филологических наук: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 19-21.



Ольга Славникова вошла в большую литературу в 1999 году с романом «Стрекоза, увеличенная до размеров собаки», который стал номинантом престижной Букеровской премии.

Но настоящую известность писательнице принес роман «2017», привлекший внимание многих критиков и читателей и ставший лауреатом премии «Русский Букер 2006» Такой успех обусловлен концентрацией в романе актуальных идей времени (экологическая катастрофа, предчувствие кризиса в политике и обществе, грязь и убогость города, поиски смысла) и популярностью жанра (роман-антиутопия о ближайшем будущем). Сама Славникова во многих интервью называла свой роман «остросюжетным» в отличие от «трудной», по ее словам «Стрекозы».

Славниковское «насыщенное авторское письмо, в котором напряженный сюжет искусно инкрустирован нетривиальными образами, любопытными метафорами и точнейшими наблюдениями» [1] многим обязано уральской мифологии. Она формирует и картину мира романа, и характеры его героев.

По мнению К. Юнга, в основе культурно-исторического развития человечества положена трансформация мифа. В культурологической концепции ученого миф занимает очень важное место, через него ученый объясняет связь между личностью и обществом, то есть между индивидуальным и коллективным. [9]

Антрополог К.Леви-Стросс, осмысляя идеи Юнга, разработал теорию мифологического мышления. Основными его признаками, как считает ученый, являются оперирование готовым набором элементов, метафоричность, коллаж как способ построения образов. [5]

В эпоху XXI века, когда благодаря техническому прогрессу происходит постоянное межкультурное взаимодействие, а электронные средства связи стирают всевозможные границы, сокращают время коммуникации, миф становится своеобразной альтернативой нагромождению информации, продолжает определять культурный ландшафт нашей жизни.

В настоящей статье мы предпримем попытку проанализировать уральскую мифологию, осмысленную Ольгой Славниковой, ее роль в произведении и в современной литературе в целом.

Действие романа «2017» разворачивается на Урале, обозначенном писательницей как Рифейский край. Так в античную эпоху назывались горы у северной оконечности земли в стране гипербореев, которые, по одной из версий, идентифицируются с Уральскими горами. Согласно уральской мифологии, в этих горах находится вход в подземный мир, это граница между двумя мирами [3, с. 430]. Рифеец все время стремится вверх, к небу: «мир рифейца был принципиально негоризонтален», поэтому и кажется, что роман выстраивается по вертикали. Рифейские горы «картинны» и «живописны», их не в состоянии изобразить ни один художник: они сами как картина, которая «уже содержит композицию и основные краски — характерное соотношение частей, вместе составляющих простой и узнаваемый рифейский логотип».

В этой картине мира действуют собственно уральские герои — хитники, промышляющие добычей драгоценных камней. Истинный рифеец — романтик, отважный искатель приключений. Он — хитник, идущий в горы не за богатствами, а для того, чтобы прикоснуться к высшей силе, живущей в горах, почувствовать ее. Профессор-геолог Анфилогов убежден, что ему нужно умереть среди камней, самому превратиться в камень. Художественный мир романа отчетливо детерминирован бажовской мифологией. В героях просвечивают мифологические и сказовые персонажи: Великий Полоз, Огневушка Хозяйка Медной Горы, она же — Каменная Девка. Последний образ особенно важен в структуре романа: «это узколокальный образ, атрибутивными свойствами которого являются владение подземными богатствами, в поведении — установка на связь с неженатыми мужчинами» [3, с. 251]. Этот уральский языческий образ уже был описан Бажовым в сказах «Хозяйка Медной горы», «Каменный цветок», «Приказчиковы подошвы», «Малахитовая шкатулка». У Бажова Каменная Девка — сказочная царевна, знающая секрет красоты. Она ищет себе женихов, устраивает для них испытания, заставляет страдать мужчин («Худому с ней встретиться — горе, и доброму — радости мало» [2, с.65], но и обречена страдать сама.

Мир горных духов, рифейских камней у Славниковой — это воплощение настоящего, подлинного, пускай и губительного и опасного. Он противопоставлен городскому миру симулякров, миру копий реальности, где все серо и предсказуемо. Этот мир отвратителен: «город-чудовище», «кариесные особняки», дешевые гостиницы и кафе, в которых встречаются герои [6 с.72–73]. Мир города кажется более призрачным, ненастоящим, чем мир духов. У Славниковой духи живут среди людей. Каменная девка не обладает особой красотой и внешне ничем не отличается от обычных женщин, ее «различает только тот, к кому она пришла. Вдруг при виде женщины, ничем особо не приметной, душа у хитника странно намагничивается». Очаровывая своего избранника, эта женщина испытывает его чувства. После встречи с ней мужчина либо погибает, закончив жизнь самоубийством, либо обречен всю жизнь страдать: «Такой не лазил больше за пределы города, завязывал с самоцветным промыслом и, по слухам, не видел себя в зеркалах, отчего утрачивал связь с самим собой». Сама она исчезала навсегда, лишь на могиле самоубийцы «люди видели во всякий теплый день хорошенькую ящерку [6, с.84]

Дух Каменной Девки живет в героине романа Славниковой, Татьяне. С самого начала эта женщина притягивает к себе Крылова, в ней есть какая-то тайна, она будто бы из другого мира: «Таня была существом Зазеркалья». Эта женщина с ее «жгучими пятнами» на теле, моментально заживающими ранками и царапинами напоминает ящерицу или змею. «Ее маленькие ручки с перепонками, очень похожие на лапки коронованной рифейской ящерки». Татьяне невероятно идут камни, в этих украшениях она — как будто в каменном платье. Последняя встреча Крылова с Татьяной напоминает встречу Степана с Хозяйкой Медной горы из сказа Бажова. Оба видят ее со спины, замечают необычную вертлявость, слышат странный смех. «Доносилось Татьянино пение, фальшивое и милое, отчего-то казалось, будто Таня, как волшебная птица, летает по комнате». [6, с.512]

Лабиринт Главный герой также спроецирован на Данилу-мастера. Данила–мастер из сказов Бажова ищет каменный цветок. В романе Славниковой камнерез Крылов пытается обрести прозрачность, которая есть в камнях, в небе, в душах хитников. «Душа исконного рифейца обладает свойством прозрачности: все в ней как будто видно насквозь, а внутрь проникнуть нельзя». Прозрачность в романе — символ высшего начала, это способность пропускать свет, но при этом оставаться твердой. О категории прозрачности размышлял философ П.Флоренский, считавший, что для художника прозрачность не столько объект, сколько тема, некий заданный образ. По мнению философа, прозрачность оказывается онтологическим условием видения мира. [7]

Крылов «охотится» за камнями не для обогащения, а чтобы познать тайну прозрачности, то есть обрести для себя истину. Кроме того, Крылов, как и Данила, обладает обостренным чувством восприятия окружающего мира, встреча с Хозяйкой Медной Горы оказывается роковой для обоих, неизвестна их дальнейшая судьба.

Уральский пласт романа противостоит политической реальности: мнимая ситуация стабильности в обществе рушится, разыгрываемый по случаю столетия Революции маскарад превращается в настоящую бойню. История, совершив виток, вновь оказалась в состоянии перелома. Назревшие в обществе конфликты потребовали выхода, но каким он должен быть — никто не знает, и поэтому люди «вынуждены пользоваться формами столетней давности как самыми адекватными» [6]

Бажовская мифология Урала вдохновила не только Славникову, но и пермского писателя А. Иванова. «То, что объединяет романы двух этих авторов, можно условно определить как географически локализованный мифологизм» [8]. Хозяйка Медной Горы у Славниковой и Ламия у Иванова, Великий Полоз и живущий под землей дракон, хитники и скальники. У А. Иванова (кстати, искусствоведа по образованию) есть специальная статья, посвященная бажовской мифологии, где образы змея, ящерицы закономерно возводятся к пермскому звериному стилю: «Образ Ящера достаточно часто встречается в пластике Пермского звериного стиля. Он символизирует собой «нижний», подземный мир… Образы змей генетически связаны с образами ящерок. <…> В мифологическом сознании змея с ее «каменной» окраской, любовью к горячим камням, уменьем прятаться в расщелины или замирать неподвижно, как каменная, больше ассоциировалась с минералогическим царством, чем с царством растений и животных». [4]

Таким образом, уральские мотивы составляют основу романа О. Славниковой, формируют особый пограничный мир, в котором живут герои, объясняют их поступки, раскрывают сущность характера рифейского (а значит уральского) жителя. Кроме того, они важны для раскрытия философской концепции романа. Человек не одинок в этом мире, существует высшая сила, перед которой он будет отвечать за свои действия. Камень — это символ твердости, нечто настоящее. Герои пытаются вырваться из цепи симулякров окружающего мира, поэтому их тянет в горы, только там они ощущают подлинность своего существования. Но горы опасны: разбуженная человеком горная Тайная Сила манит, завораживает, сначала приносит удачу, дает надежду, а потом навсегда оставляет человека погибать среди этой каменной красоты.

С другой стороны, этот мир Урала чрезвычайно хрупок. Мотивы смерти в горах связаны с тем, что именно человек, нарушив экологический баланс, гармонию с природой, сделал эти горы опасными.

Уральский субстрат, таким образом, является смысло- и структурообразующей основой романа О. Славниковой. И опыт этой писательницы не единичен: мифология, связанная с Уралом, вдохновляет сегодня и других современных авторов: С. Алексеева («Сокровища Валькирии. Правда и вымысел»), Д. Скирюка («Парк Пермского периода»).

Литература:

  1. Александров Я. Искусство инкрустации // Культура, 2006, № 14 (http://www.club366.ru/books/html/88391.shtml)
  2. Бажов П. Малахитовая шкатулка, АСТ, 2007
  3. Бажовская энциклопедия. Екатеринбург «Сократ», 2007
  4. Иванов А. Угорский архетип в демонологии сказов Бажова // www.arkada-ivanov.ru/ru/my_articles/UGORSKIJJARKHETIPVDE
  5. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М, 1973.
  6. Немзер А. Славникова «2017» // www.ruthenia.ru/nemzer/slavnikova2017.html
  7. Славникова О. 2017, М. «Вагриус», 2006
  8. Флоренский П. А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М., 1993
  9. Чанцев А. Фабрика антиутопий // НЛО, 2007 № 86 (http://magazines.russ.ru/nlo/2007/86/)
  10. Юнг К. Душа и миф. М., 2005
Основные термины (генерируются автоматически): Медной Горы, Хозяйка Медной Горы, Хозяйкой Медной, уральской мифологии, Хозяйкой Медной горы, героине романа Славниковой, Каменная Девка, романе Ольги Славниковой, картину мира романа, Действие романа «2017», Огневушка Хозяйка Медной, Художественный мир романа, Уральский пласт романа, окружающего мира, Хозяйкой Медной Горы, Великий Полоз, сказах «Хозяйка Медной, Славниковой камнерез Крылов, структурообразующей основой романа, философской концепции романа.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос