Библиографическое описание:

Матьязова Н. С. Отражение быта и обрядов в Хорезмских дастанах [Текст] // Филология и лингвистика в современном обществе: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 27-28.



В статье идёт речь об этнографических деталях и разнообразных обрядах в структурах хорезмских дастанов. Освещаются древние истоки свадебных обрядов.

Ключевые слова: эпос, этнография, Хорезм, брак, обряд.

The article is devoted to speaking about the ethnographic details and various customs in the dastans. The ancient source of marriage ever monies have been analyzed.

Key words: epos, ethnography, Khorezm, marriage, custom.

Жизненный уклад каждого народа находит свое отображение в его собственном эпосе. В произведениях народного творчества, в частности, в дастанах, наряду с отражениями фантастических представлений человека, находит свое выражение национальное своеобразие быта народа, создавшего данный эпос, т. к. «любой национальный эпос, являясь органической частью культуры данного народа, будучи естественным порождением этой культуры, выражением исторического опыта, взглядов, идеалов народа, отвечая сложившимся бытовым традициям и эстетике народа, одновременно составляет часть единого мирового эпического фонда» [1]. Другими словами, «история фольклора есть часть истории его носителей» [2].

Анализ событий, изображенных в хорезмских дастанах, позволяет обнаружить множество фактов, касающихся этнографии народа, проживающего в данном регионе. Для подтверждения сказанного, можно обратиться к отдельным эпизодам из дастана «Ашик Гариб и Шахсенем», пользующемуся большой популярностью в Хорезме.

В экспозициях дастана, записанного от Кадыра бахши имеет место эпизод, в котором правитель Шах Аббос со своим визирем Хасаном отправляются на шикар –охоту. Известно, что в дастанах весьма широкое распространение получает ситуация, связанная с отправлением главных героев на охоту. В основе эпизода лежит факт, имеющий отношение к древнейшим истокам народной жизни. Если обратиться к архаическому эпосу, то очевидно, что первоначальная деятельность эпического героя была непосредственно связана с охотой, во многом зависела от умения мастерски владеть, луком, копьём. На поздних этапах развития эпоса «смена форм труда (охоты — земледелием) влечет за собой и смену объекта идеализации: образ богатыря-охотника вытесняется из традиции образом богатыря-земледельца» [3].

В упоминаемом нами дастане, падишах и визирь в процессе охоты расходятся в разные стороны и перед каждым из них пробегает беременный заяц. Согласно народному обычаю нельзя стрелять в беременное животное во время беременности жен. И падишах, и визирь долгое время страдали от бездетности, пока наконец, не забеременели их жены — они ожидали рождения наследника. Перед глазами падишаха и визира встали их беременные жены, что категорически исключало возможность выстрелить в беременного зайца. Таким образом, отказ стрелять в беременного зайца восходит к обычаю, получившему распространение в народной среде. Продолжением данной ситуации является обряд, имевший широкое распространение в народной среде падишах и визирь ещё до рождения своих детей решили связать их судьбу.

Древний обряд сужения ожидаемых или новорожденных сыновей и дочерей, распространеннқй среди тюркских народов, существует и по настояший день. Данный обряд также получил свое отражение в дастанах. Характерно то, что взаимная договоренность между падишахом и визирем, составляя основной сюжет, определяет дальнейшее развитие событий. Падишах ждал рождение дочери, которую назвали Шахсеной, а визирь — сына, которому дали имя Гарибджан. Молодые люди со временем, действительно, полюбили друг друга. Однако после смерти визиря падишах отказывается от своего обещания. Как видим, обычаи, существующие в народе с древних времен, получают отражение в дастане. Изображение упоминаемого нами обряда предопределения судьбы сына и дочери их сужения имеет место в «Книге моего деда Коркуда», представляющей собой памятник древнего эпоса огузских племен [4].

Отображение в народных дастанах различных обычаев и обрядов весьма тесно связано с деятельностью их создателей и исполнителей. С течением времени, переходя от поколения к поколению, дастаны подвергались определенным изменениям, но они сохранили в своей структуре отражение множества обычаев и традиций. Данное явление объясняется тем, что фольклорным произведениям, наряду с изменчивостью, характерна определенная устойчивость. Отдельные эпизоды, образы, ситуации в дастанах со временем подвергаются определенным обновлениям, но основа произведения в полной мере не изменяется. Сохранение основы дастанов предопределяет и сохранение в их структуре древнейших этнографических элементов. Главное заключается в их различии.

Литература:

  1. Путилов Б. Н. Героический эпос и действительность. –Л.: 1988. — С. 4.
  2. Анфертьев А. Н. Об историзме в изучении этнографических истоков фольклора. // Фольклор и этнография. — Л.: 1984. — С. 252.
  3. Криничная Н. А. Персонажи преданий: становление и эволюция образа. — Л.: 1988. — С. 159–160.
  4. Горкут ата. Ашгабад. 1990.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle