История изучение женских персонажей Хорезмского пандемониума | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №6 (65) май-1 2014 г.

Дата публикации: 22.04.2014

Статья просмотрена: 206 раз

Библиографическое описание:

Абидова З. К. История изучение женских персонажей Хорезмского пандемониума // Молодой ученый. — 2014. — №6. — С. 593-595. — URL https://moluch.ru/archive/65/10443/ (дата обращения: 26.09.2018).

Многовековые религиозно-культовые убеждения очень живучи. Так, как и ныне в жизни жителей республики встречаются элементы разных божеств и культов. Всестороннее изучение этих и других реликтов дает возможность выявлять основные черты формирования духовной культуры узбекского народа. Основательно стали подходить к изучению духовному наследию национальных традиций, приступили к возрождению незаслуженно подвергшихся к забвению религиозно-культовых ценностей народа.

Одним из перспективных в этом отношении регионов является Средняя Азия и особенно древний Хорезм. Хорезмский оазис, расположенный в низовьях Амударьи, по праву считается одним из очагов древнейшей цивилизации. Здесь издревле развивалось земледелие, создавалась мощная ирригационная система. «Наряду с этим,— как отмечал С. П. Толстов, — обилие городов, расцвет ремесла, искусства, далеко идущие торговые связи показывали высокий уровень цивилизации античного Хорезма» [1 с. 341].

Часть материальной культуры древнего Хорезма раскрыта многолетними кропотливыми поисками археологов. Вместе с тем, восстановить достоверную историю древних религиозных культов. Как известно, культ — это совокупность религиозных обрядов [2 c. 3]. Древнем Хорезме в VIII тысячелетии до н. э. существовала неолитическая культура, создатели которой почитали женское божество. Об этом свидетельствует женский образ, запечатленный в произведениях мелкой пластики, статуэтках, медных монетах и мифах. Почитание женских божеств занимало особое местадревних религиозных верований народов Хорезмского оазиса.

Несмотря на то, что в отечественной и зарубежной этнографической науке тема архаичных явлений, связанных с духовным наследием народов Средней Азии, нашла отражение в многочисленных специальных статьях и монографических работах, феномен культа женского божества в контексте местных культур на сегодняшний день остается практически не изученным. В образах женских святых как Анахита-Ардисура, Альбасти, Момо и Биби-Сешанба и Биби-Мушкулъкушод, Биби Фатима и персонажей местного пандемониума. Эти явлений непосредственно связанных с культом святых, плодородия и природы. Что же касается поиска генетических корней местных традиций, сохраняющих следы культа женского божества, то большинство исследователей, затрагивавших эту проблему, связывали их преимущественно с культом богини Ардвисуры-Анахиты [3] (культ плодородья. «Великая мать» «Богиня мать»)- явления, которое по самым оптимистическим оценкам зародилось на четыре тысячелетия позднее обнаруженных на территории древнего Хорезма ранних свидетельств сакрализации женского образа [4 c. 272].

В своих этнографических работах С. М. Андреев не раз обращался к теме сакральных и демонических женских образов, пытаясь выявить их истоки [5]. Он приводит сведения о распространенных не только в регионе, но и далеко за его пределами, поверьях, связанных с существом Албасты и высказал предположение о связи этого персонажа с образом древнего божества плодородия (рождения). По его мнению, родиной демона Албасты является именно Средняя Азия, откуда «он еще в древности перекинулся на Европу» [6].

O. A. Сухаревой, посвященных культу мусульманских святых, получила дальнейшее развитие высказанная С. М. Андреевым гипотеза о связи святых женских покровительниц как Биби-Сешанба(«Госпожа вторник». В мифологии покровительница семейного счастья, а также патронесса прядения и ткачества(обработка хлопка) и Биби-Мушкулъкушод («Госпожа-разрешителница затруднений». В мифологии персонаж, который призывают на помощь в несчастьях) [3] почитаемых современными среднеазиатскими народами с древним образом женского божества. Изучение эти образы этнографы пришла к выводу о том, что хотя они и имеют общие корни, сложение культов этих персонажей происходило в разное время: образ Биби-Сешанби, по ее мнению, послужил прототипом образа Биби-Мушкилькушо [7].

В легендах о Биби-Мушкилькушо, как и в повествованиях о Биби-Сешанби, в качестве главного атрибута святой выступает очаг. святой пещера, указывает па архаичность образа. Однако окончательно культ божества, послужившего прототипом этой святой, сложился, очевидно, гораздо позднее, чем культ Биби-Сешанби. Тот факт, что основные моменты в легендах, на которых построен сюжет, связаны с серпом, возможно, объясняется тем, что формирование данного культа было связано с развитием металлургии [8].

O. A. Сухарева уделяла особое внимание проблеме происхождения женских образов не только среднеазиатской агиологии и высказан ряд версий относительно их генезиса. В частности, исследуя представления местных жителей о духах Момо, она предположила, что этот образ восходит к образу женских предков, культ которых «на определенной ступени истории. должен был существовать в той или иной форме у всех народов», а все иные роли этого персонажа, могли появиться лишь сравнительно недавно, в результате разрушений прежних верований [9].

Вклад в исследование культа женского божества Хорезмской агиологии в его среднеазиатском варианте внес также С. П. Толстов, изложивший свои взгляды на проблему генезиса этого феномена в книге «Древний Хорезм», содержание которой далеко выходит за территориальные рамки, определенные названием. Изучая особенностей культа женского божества в Средней Азии, С. П. Толстов выделяет в качестве его главной характеристики теснейшую связь женского сакрального образа с водной стихией, объясняя это специфическими географическими и культурно-хозяйственными условиями — огромной значимостью водных ресурсов в регионе, где основой экономики является поливное земледелие. Будучи сторонником так называемой «восточной теории» происхождения зороастризма, он высказал предположение, что родиной образа Ардвисуры Анахиты — богини вод, представленной в «Авесте» в виде стремительной, полноводной реки, является Хорезм, а сама богиня олицетворяет собой великую водную магистраль Средней Азии — древний Окс (Амударья) [4 c. 272].

Гипотезы и теоретические обобщения С. П. Толстова во многом определили дальнейшее направление этнографических исследований в области верований и культа народов Средней Азии. Статуэтки женщин, найденные в крепости Куйкирилган, который находиться в Каракалпакской Республике кормящего ребенка он назвал «хорезмской мадонной» [10]. Их считали культом плодородья, а культ женского божества в образе Анахиты как «богиня водных стихией» и научные идеи были продолжены и развиты Г. П. Снесаревым. В своей монографии «Реликты домусульманских верований и обрядов у узбеков Хорезма» он уделяет особое внимание культу популярнейшей в Хорезме святой Амбар-она, рассматривая его наряду с другими явлениями религиозной жизни хорезмийцев (аграрными, семейно-бытовыми и даже погребальными обрядами) как составляющую часть особого, обладающего определенной автономией комплекса — культа плодородия [11]. Детально проанализировав элементы культа святой Амбар-она, других почитаемых в Хорезме женских святых как хур-кыз и кирк-киз.

По легенде Анбар-она жена знаменитого мусульманского святого Хаким ата, популярного Хорезмского шейха, вторым браком была замужем за другим шейхом Зенги-ата, известен по всей Средней Азий как покровитель пастухов. Легенда о Хаким-Ата и Амбар-Ана популяризировалась в литографиях, имевших широкое хождение среди населения Хорезма. Однако не официальная мусульманская версия, а многочисленные народные легенды рисуют образ Амбар-Ана как популярнейшей в оазисе святой, покровительницы женщин [4].

Г. П. Снесарев возводит все эти явления к культу богини Анахиты и приходит к выводу, что это божество в Средней Азии проявляется в двух значениях — богини-матери и богини-девственницы. Рассматривая на хорезмском материале женские образы среднеазиатской демонологии, Г. П. Снесарев поддержал гипотезу О. А. Сухаревой [10] относительно связи духов Момо с культом женских предков и предположил, что на основе представлений об этих духах, эволюционировавших под влиянием уже сложившегося образа богини плодородия Анахиты в древнем Хорезме «выкристаллизовался» образ святой Амбар-она [12]. Фольклорист О.Муродов считает что Момо это дух умершие предков который охраняющих живых от всяких бед [13].

В то же время он высказал сомнение относительно версии С. М. Андреева об изначальной «божественной» природе демона Албасты. Определенная ясность в этом вопросе появилась благодаря дальнейшим исследованиям ряда ученых, занимавшихся изучением среднеазиатского шаманизма. Особый вклад в решение данной проблемы внес В. Н. Басилов, который неоднократно обращался к проблеме генезиса образов местной демонологии. Следует отметить его статью, посвященную Албасты [14]. Основываясь на собственных данных и материалах, опубликованных в литературе по Средней Азии и другим регионам, В. Н. Басилов представил детальный анализ этого персонажа и поддержал гипотезу М. С. Андреева относительно связи между образом Албасты и древним женским божеством. Развивая ее, он сделал некоторые существенные уточнения и дополнения, касающиеся изначальных функций и прототипа этого демона. Однако, если М. С. Андреев возводил Албасты к образу «азиатской» Венеры — Анахиты [4], то В. Н. Басилов предположил, что прототип этого персонажа гораздо древнее, обратив внимание его некоторые внешние сходства с образом, запечатленным в палеолитических «Венерах» [15]. Албасты, по его мнению, изначально добрая богиня, покровительница плодородия, домашнего очага, а также диких животных и охоты, которая с распространением более развитых мифологических систем была низведена до роли одного из злых низших духов [3].

Хорезмской агиологии встречается персонажи среднеазиатского пандемониума — духе Момо восходит к культу женских предков. В таджикском языке «момо» означает «мать», в узбекском — «бабушка». Показательно, что словом «момо» в таджикско-узбекской среде называют также повитух, женщин, осуществляющих функцию сакральной защиты невест во время свадебного церемониала (янга), уважаемых пожилых женщин, часто оно прибавляется к имени святой. Сами духи иногда называются Момо-Хаво, что означает «прабабушка Ева». Все это дает основание полагать, что образ Момо восходит к представлениям о всеобщей прародительнице — одного из аспектов Великой Богини-матери, являющегося своего рода проекцией последней стадии жизни женщины, ассоциирующейся с пожилой, седой женщиной, ночью, холодным временем года, умирающей природой, убывающей луной.

В Хорезмских верованиях есть персонаж Биби Фатима, она как покровительница семейного очага, но в Хорезме образ Фатимы переходить на второстепенный план [4 с. 240].

В заключение можно сказать генезис и эволюция культа женского божества дневного Хорезма — одна из актуальных и проблемных тем современного этнологии. Элементы культа женского божества встречаются в различных религиозно-обрядовых комплексах в традиции почитания объектов природы, природных стихий, растительного и животного мира. А это означает, что источником всего сущего во Вселенной, в живой и неживой природе, в земном и неземном мире, является высшее начало, воплощенное в женском образе.

Литература:

1.         Толстов С. П. Древний Хорезм. М., МГУ, 1948. с. 341.

2.         Басилов.В. Н. Культ святых в исламе. ― М.: Мысль. 1970. — c. 3

3.         Женщина в мифах и легендах. Под.ред. О. П. Валянская. Энциклопедический словарь. ― Т.:1992 «Комус».

4.         Снесарев Г. П. Реликты домусульманских верований и обрядов у узбеков Хорезма. — М: Наука, 1969. — c. 272.

5.         Андреев М. С. Среднеазиатская версия Золушки (Сандрильоны)// По Таджикистану. Вып. 1. Ташкент, 1927.

6.         Андреев М. С. Таджики долины Хуф. Вып. 1, 2. Сталинобад, 1953, 1958.

7.         Альбаум Л. И. Балалык-тепе. Ташкент, 1960.

8.         Гошунова.О. В. Женское божество в системе религиозно-мировоззренческих представлений народов Средней Азии. Дисс.докт.наук. М.2007.

9.         Сухарева O. A. Пережитки демонологии и шаманства у равнинных таджиков // Домусульманские верования и обряды в Средней Азии. М., 1975.

10.     Х.Кароматов. История древних верований в Узбекистане. –Т. 2008

11.     Снесарев Г. П. Обряд жертвоприношения воде у узбеков Хорезма, генетически связанный с древним культом плодородия // Материалы Хорезмской экспедиции. Вып. 4. М., 1960.

12.     Андреев М. С. Чильтаны в среднеазиатских верованиях //В. В. Бартольду. Ташкент, 192

13.     Муродов О. Древние образы мифологии у таджиков долины Зеравшана. Душанбе, 1979.

14.     Басилов В. Н. Албасты // Историко-этнографические исследования по фольклору. М., 1994.

15.     Горшунова О.В., автореферат по диссертации на тему "Женское божество в системе религиозно-мировоззренческих представлений народов Средней Азии"

Основные термины (генерируются автоматически): Азия, женское божество, образ, древний Хорезм, культ, женский образ, персонаж, Хорезм, особое внимание, Хорезмский оазис.


Похожие статьи

Об образе дива в средневековых мифологических представлениях...

див, Азия, хорезмская демонология, грузинская мифология, дух, народ, образ дива, сила, Хорезм.

Художественная литература о Хорезме (на примере творчества...)

Он своим творчеством внес вклад в развитие древней истории народовЦентральной Азии, в частности, Хорезма.

На левом берегу Днепра пленники увидели другой образ жизни. Они оказались на земле, где обитало Сарматское племя — народ из степей хорезмийских.

Культура кайрского земледелия в Хорезме | Статья в журнале...

Ключевые слова: Кайр, Амударья, Хорезмские дыни, Тупроккалъа, Чарджоуский оазис, Аральское море, материальные памятники, оросительное земледелие, бахчевые культуры. Древний Хорезм, насчитывающий несколько тысячелетий...

Из истории этнокультурных связей Хорезма с территориями...

Хорезмский оазис с древнейших времен был центром взаимодействия культур

Таким образом, по вышеуказанным историческим данным можно прийти к следующему заключению: Хорезмский

В конце VI в. до н. э. в Хорезмском оазисе создано государство Хорезм, в...

Значение Хорезма в исторических отношениях народов Средней...

Хорезм — одна из самых древних историко-культурных областей Средней Азии. Источники эпохи арабского завоевания называют Хорезм — Страной тысячи крепостей. И в самом деле, сегодня на территории Хорезмской области археологами обнаружено множество древних...

Своеобразие ювелирного искусства Хорезма | Статья в журнале...

Излюбленными изделиями Хорезмских ювелиров испокон веков были женские украшения

Украшения в Хорезме всегда имели особый смысл, который со временем забылся.

Амулет асык — сердцевидный кулон, форма которая связана с культом богини-матери.

Собственные имена в «Авесте» | Статья в сборнике... | «Молодой

В состав Арйанам Вайжа (Большой Хорезм) входили Поурата (Парфия), Гава (Согдиана), Моуру — Мервский оазис и Хорезм [9].

Таким образом, поскольку создание «Авесты» на территории древнего Хорезма признано многими исследователями, древний Хорезм, население...

Исторические корни образа Авазхана из цикла «Гороглы»...

эпический герой, вспомогательный эпический герой, хорезмская версия, туркменская версия, Туркмения, сын мясника, сын, образ, главный герой, восточно-узбекская версия.

Древние корни ранней государственности Хорезма

Климатические условия и географическое расположение хорезмского оазиса отличается от других исторических культурных областей Средней Азии. Археологические исследования, проведённые членами хорезмской археологически-этнографической экспедиции во главе с...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Об образе дива в средневековых мифологических представлениях...

див, Азия, хорезмская демонология, грузинская мифология, дух, народ, образ дива, сила, Хорезм.

Художественная литература о Хорезме (на примере творчества...)

Он своим творчеством внес вклад в развитие древней истории народовЦентральной Азии, в частности, Хорезма.

На левом берегу Днепра пленники увидели другой образ жизни. Они оказались на земле, где обитало Сарматское племя — народ из степей хорезмийских.

Культура кайрского земледелия в Хорезме | Статья в журнале...

Ключевые слова: Кайр, Амударья, Хорезмские дыни, Тупроккалъа, Чарджоуский оазис, Аральское море, материальные памятники, оросительное земледелие, бахчевые культуры. Древний Хорезм, насчитывающий несколько тысячелетий...

Из истории этнокультурных связей Хорезма с территориями...

Хорезмский оазис с древнейших времен был центром взаимодействия культур

Таким образом, по вышеуказанным историческим данным можно прийти к следующему заключению: Хорезмский

В конце VI в. до н. э. в Хорезмском оазисе создано государство Хорезм, в...

Значение Хорезма в исторических отношениях народов Средней...

Хорезм — одна из самых древних историко-культурных областей Средней Азии. Источники эпохи арабского завоевания называют Хорезм — Страной тысячи крепостей. И в самом деле, сегодня на территории Хорезмской области археологами обнаружено множество древних...

Своеобразие ювелирного искусства Хорезма | Статья в журнале...

Излюбленными изделиями Хорезмских ювелиров испокон веков были женские украшения

Украшения в Хорезме всегда имели особый смысл, который со временем забылся.

Амулет асык — сердцевидный кулон, форма которая связана с культом богини-матери.

Собственные имена в «Авесте» | Статья в сборнике... | «Молодой

В состав Арйанам Вайжа (Большой Хорезм) входили Поурата (Парфия), Гава (Согдиана), Моуру — Мервский оазис и Хорезм [9].

Таким образом, поскольку создание «Авесты» на территории древнего Хорезма признано многими исследователями, древний Хорезм, население...

Исторические корни образа Авазхана из цикла «Гороглы»...

эпический герой, вспомогательный эпический герой, хорезмская версия, туркменская версия, Туркмения, сын мясника, сын, образ, главный герой, восточно-узбекская версия.

Древние корни ранней государственности Хорезма

Климатические условия и географическое расположение хорезмского оазиса отличается от других исторических культурных областей Средней Азии. Археологические исследования, проведённые членами хорезмской археологически-этнографической экспедиции во главе с...

Задать вопрос