Библиографическое описание:

Коршунова О. С. Векторы развития дисциплины «физическая культура» в высшей школе [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 161-163.

В работе определены современные направления развития физической культуры и студенческого спорта в высших учебных заведениях. Пути решения поставленных правительством РФ задач по развитию физической культуры и спорта в современном образовании.

Ключевые слова: Спортивный стиль жизни, образовательная среда, педагогический процесс, физкультурно-спортивное движение.

Многоступенчатая система образования предъявляет высокие требования к уровню преподавания на разных этапах обучения. Совершенствование педагогического процесса, поиск эффективных педагогических систем — неотъемлемая часть педагогики высшей школы. Цель педагогики — воспитание и обучение молодежи, формирование ценностных ориентаций, получение знаний, умений и навыков, необходимых для дальнейшего построения карьеры. Динамика профессионального роста будет во многом зависеть от уровня компетенций, целостности полученных знаний, умением применить их на практике.

Российские школы и вузы уже целый год руководствуются новым законом об образовании, принятом в конце 2012 года. Он обхватывает все возраста, от дошкольников, до студенческой молодежи. Тем самым позволяет иметь преемственность поколений и систему в физическом развитии. Новые образовательные стандарты затронули все ступени образования в нашей стране и стали действенным фактором модернизации системы образования. Наиболее значимыми стали статьи 27, 28, 43. Вот их содержание: (ст.27) — «структура образовательной организации»: образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществления образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения, и режима пребывания обучающихся…спортивные клубы, студенческие спортивные клубы,…(ст. 28) -«Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации»:» создание условий для занятий обучающимися физической культурой и спортом» (ст. 43)- «обязанности и ответственность обучающихся»: обучающиеся обязаны заботиться о сохранении и укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и совершенствованию…» [1] Понимание Федерального закона «Об образовании в российской Федерации» руководителями и специалистами, отвечающими за воспитательный процесс в образовательных учреждениях приведет к эффективности физкультурного и спортивного движения.

. Образовательный процесс высшей школы должен затрагивать и влиять на формирование социального, нравственного, психического и физического состояния здоровья молодежи. Комплексный подход к формированию студенческого мировоззрения даст в результате грамотных, компетентных, образованных выпускников. Министерство Образования и Науки, внедряя новые образовательные стандарты в систему высшего образования, предприняло новые беспрецедентные меры поддержки физкультурного и спортивного движения студенческой молодежи. В соответствии со стратегией развития физической культуры и спорта в России до 2020 года планируется увеличить количество студентов, занимающихся спортом до 80 % от общего числа. В прошлом должны остаться директивные методы и консервативные формы организации проведения академических занятий на кафедрах физического воспитания и спорта в вузах страны. Для того чтобы стимулировать заинтересованность в добровольной двигательной активности надо развивать популярность спортивного стиля жизни студенчества. Физическая активность должна стать способом самовыражения индивидуальности, быть эмоционально и эстетически привлекательной, здоровье созидающей и динамичной. Методологические и организационные основы формирования спортивной культуры молодежи сегодня активно разрабатываются группой ученых во главе с Л. И. Лубышевой [2]

1.         Роль педагога. Высокий профессионализм профессорско-преподавательского состава кафедры ФВиС будет способствовать улучшению показателей физического состояния студентов в целом и раскрытию личностного потенциала каждого из них. Критерием оценки работы педагога является умение организовать спортивную среду образовательного процесса. Сформировать стимулы, позволяющие студенту осознанно добровольно с интересом получать умения и навыки физкультурной деятельности. Разбираться в теоретической основе вопроса, сохранить стремление к физическому совершенству на всю жизнь. Повышение квалификации преподавателей кафедры, с учетом современных тенденций и направлений, научная деятельность педагогов — все это будет способствовать планомерному и поступательному развитию дисциплины физической культуры и повышению её статуса и значимости.

2.         Программно-методическое обеспечение учебного процесса.

Повышения качества учебного процесса невозможно без разработки программно-методического обеспечения учебного процесса. Разработка и внедрение программы 3–го поколения, которая должна имеет базовый (основной) раздел, обеспечивающий формирование основ физической культуры личности, и вариативный, учитывающий индивидуальность студента, его физкультурно-спортивные интересы и потребности. На этой основе обеспечивается построение разнообразных по направленности, объему и интенсивности физической нагрузки академических занятий по данной дисциплине [4]. Методические рекомендации должны быть актуальны, современны, с учетом разработок российских ученых, работающих вы этом направлении. Со стороны правительства продолжается создание и совершенствование нормативной базы в области Физической культуры и спорта на государственном уровне. Распоряжением № 402 от 12 марта 2013 года утвердило государственную программу Российской Федерации «Развитие физической культуры спорта» [3] Совершенствование внеучебной спортивно-массовой работы должно осуществляться согласно плану, разработанному совместно со студенческим активом. Развитие традиций, ведение архивирования спортивных рекордов выпускников прошлых лет, создание музея спортивной славы, стендов современных достижений во внутренних соревнованиях вуза. Создание в локальной сети электронное портфолио для студентов, где каждый может объективно оценить свой собственный вклад в общую копилку спортивных достижений кафедры и спортивного клуба.

3.                  Материально техническая база.

Локальная спортивная среда вуза несет воспитательный характер при правильно организованном учебном процессе. Наличие просторных светлых спортивных залов, комфортных условий для проведения учебных и тренировочных занятий, будут иметь стимулирующий эффект для активного добровольного посещения академических занятий и спортивных тренировок. Современное спортивное оборудование и инвентарь внесут разнообразие, заинтересуют, будут благотворно влиять на качество проведения занятий. Музыкальное сопровождение уроков физической культуры всегда имеет положительную оценку со стороны молодежи. Наличие душевых, медицинского пункта, столовой, все это в комплексе характеризует уровень качественного подхода к воспитательному и образовательному процессу. Но и уже существующие условия для практических занятий по дисциплине физическая культура, надо эффективно и рационально использовать. Постепенно обновлять инвентарь, закупать новое современное оборудование.

4.                  Спортивные клубы.

Стимулирование развития спортивных клубов при спортивных кафедрах непрофильных вузов, дает простор для формирования спортивных команд по различным видам спорта и другой вариативности спортивной деятельности молодежи. Наличие спортивных символов, разработанных совместно со студенческим активом и преподавателями кафедры, стимулируют, развивают патриотизм. Студенты по состоянию здоровья, не имеющие возможности заниматься активно на уроках физической культуры, могут подобрать себе деятельность соответствующую их возможностям. Это могут быть группы поддержки при основных спортивных командах, волонтеры и т. п. Главное возродить дух для саморазвития, и самовыражения личности средствами массового спорта. Спортивные активы из числа студентов могут стать основной движущей силой в пропаганде спортивного стиля жизни молодежи в вузе, связующим звеном между студентами и преподавателями. Решать вопросы по организации и проведению соревнований выбирать приоритетные направления. Спортивные праздники, посвященные открытию спартакиады, подведению итогов спортивного года и т. д., позитивно влияют, на атмосферу внутри коллектива.

5.                  Нормативные документы, способствующие развития физкультурно-спортивного движения студенчества.

Постановлением правительства РФ предусмотрено выделение повышенной стипендии, в том числе за достижения студента в спортивной деятельности как внутри вуза так и на областных региональных и всероссийских соревнованиях. Из выделяемых средств, а это около девяти миллиардов рублей в год, порядка 20 % направляется на поощрение за достижения в студенческом спорте. Кроме того, каждый вуз вправе установить свою стипендию из внебюджетного фонда, и многие это делают. Ректор, заинтересованный в развитии спорта, находит формы и способы его развития. Существуют также стипендии, назначаемые региональными и муниципальными властями, коммерческими компаниями и различными фондами. Внедрение стимулирования спортивной жизни студентов их активность в этом вопросе положительно влияет на рейтинг вуза. Студенты создают портфолио, паспорта здоровья участвуют в совместной с преподавателем проектно-исследовательской деятельности. Дополнительными образовательными услугами, можно заинтересовать студентов, желающих получить сертификаты инструкторов по фитнесу,

Философия физического воспитания меняется с учетом современных тенденций развития общества. Влияние физического воспитания касается всех ступеней образования, и многих его дисциплин. Победы наших олимпийцев и паралимпийцев на международной арене, весомее, чем успехи отечественной космонавтики. Для подрастающего поколения объектами для подражания становятся выдающиеся спортсмены, такие как Елена Исинбаева, Александр Карелин. Евгений Плющенко и т. д. Молодежь видит в них своих кумиров, стремятся записаться в спортивные секции, продолжить достойные традиции. Студенческая молодежь, приобщенная к физической культуре и спортивному движению, участвует в состязаниях, соперничает на спортивном поприще, своей двигательной активностью снимает психофизическое напряжение, стрессы. Как правило, студенты, преуспевающие в спортивной жизни, имеют положительные оценки и по другим предметам. Спорт дисциплинирует, учит правильно рассчитывать свои силы, экономно тратить время. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской федерации» гласит: физическая культура — часть культуры представляющая собой совокупность ценностей норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания… [3]

Литература:

1.                 Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» (от 29 декабря 2012года № 273-ФЗ)

2.                 Лубышева Л. И. структура и содержание спортивной культуры личности. /Л. И. Лубышева, А.И Закревская// Теория и практика физ. культуры. -2013 -№ 3. –с. 7–16

3.                 Федеральный закон Российской федерации «О физической культуре и спорте в Российской федерации» (от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ)

4.                 Шилько В. Г. Физическое воспитание студентов с использованием личностно-ориентированного содержания технологий избранных видов спорта: учебное пособие /В. Г. Шилько.- Томск, 2005.-176с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle