Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через знакомство с родным городом | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Тимофеева, И. В. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через знакомство с родным городом / И. В. Тимофеева, Л. Б. Тимченко. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 57-62. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4746/ (дата обращения: 26.04.2024).

Нравственно-патриотическое воспитание детей на современном этапе — одна из основных задач дошкольного образования, важной частью которого является знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые строили наш город. Задача педагогов и родителей как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, развивать интерес к истории своего края.

На наш взгляд, метод проекта — наиболее приемлем в системе руководства патриотическим воспитанием, так как позволяет сочетать интересы всех участников проекта: педагогов, родителей, детей.

Представляем паспорт проекта, направленный на привлечение дошкольников к изучению родного города Колпино, который был нами реализован в старшей логопедической группе дошкольного образовательного учреждения. Актуальность настоящего проекта определяется стремлением расширить познания дошкольников об истории родного края, его культуре, традициях и обычаях местных жителей.

Паспорт проекта «Моя родина — Колпино»

«Только тот, кто любит,

ценит и уважает накопленное

и сохранённое предшествующим

поколением, может любить Родину,

узнать её, стать подлинным патриотом».

С. Михалков

Авторы проекта — воспитатели логопедической группы — Тимченко Людмила Борисовна, Тимофеева Ирина Вячеславовна.

Участники проекта — воспитатели логопедической группы, учитель-логопед, музыкальный руководитель, руководитель физического воспитания, дети старшей группы, их родители.

Раздел программы / область:

Тип проекта — информационно-творческий, продолжительный (ежемесячная работа в течение учебного года).

Возрастная группа — старшая логопедическая.

Наличие межпредметных связей — разные виды деятельности:

-          Познавательно-исследовательское;

-          Чтение художественной литературы;

-          Игровая;

-          Коммуникативная;

-          Художественно-продуктивная;

-          Музыкальная.

Актуальность:

-          Систематизация накопленного педагогического опыта по нравственно-патриотическому воспитанию, социализации дошкольников;

-          Создание единого образовательного пространства, включающего группу и семью;

-          Недостаточная информированность родителей по данной теме;

-          Реализация творческого потенциала коллектива группы.

Цель работы над проектом:

-          Воспитание у детей нравственно-патриотических чувств в процессе знакомства с родным городом;

-          Приобщение к истории и культуре родного города;

-          Расширение кругозора.

-          Задачи:

-          Расширить и углубить знания детей о городе Колпино, его истории, достопримечательностях, о людях-героях родного города;

-          Формировать у детей чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям через творческую, познавательно-исследовательскую деятельность;

-          Развивать у детей речь, мышление, воображение, умение анализировать, сравнивать посредством специальных игр и упражнений;

-          Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению города, ориентировать их на патриотическое воспитание в семье.

Прогнозируемые результаты:

-          Повышение нравственного уровня воспитанников;

-          Расширение кругозора детей, их интереса к истории родного города;

-          Развитие инициативы, сообразительности, самостоятельности;

-          Преобразование предметно-игровой среды группы;

-          Организация педагогического поиска через реализацию инновационных форм;

-          Укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом по вопросам нравственно-патриотического воспитания;

-          Появление у детей чувства гордости за свой город, уважение к его истории, народам, которые здесь живут и работают;

-          Ознакомление с родным городом продолжится в повседневной жизни группы, на прогулке, в семье.

Вся работа в рамках проекта проходила в три этапа:

I этап — запуск проекта,

II этап — планирование и реализация проекта,

II этап — подведение итогов.     

На первом этапе наша цель — выявление уровня знаний детей о родном городе и принятие решения к осуществлению проекта.

На этом этапе работы были запланированы такие мероприятия, как:

-          Экскурсии по улицам города;

-          Выяснили у детей, в каких местах они любят гулять с родителями;

-          С целью выявления знаний детей о городе провели дидактическую игру «Знаешь ли ты свой город?»;

-          Вместе с детьми приняли решение об осуществлении проекта «Моя родина — Колпино».

На втором этапе работы была создана инициативная группа по реализации проекта, в состав которой вошли родители, дети, воспитатели. Для осуществления проект были проведены следующие мероприятия:

-          Рассматривание буклетов, фотографий о городе, картин колпинских художников, просмотр видеоролика «Экскурсия по Колпино»;

-          Чтение книг о родном городе, стихов, рассказов колпинских писателей (Бейлин А. И. «Ижорские были», Ирклей А. С. «На берегах Ижоры»;

-          Целевая прогулка — «Стройка высотного дома» (профессии, техника);

-          Экскурсия в детскую библиотеку (презентация книги «Стихи и песни о Колпино» сост. В. И. Атисков, Е. П. Сизенов);

-          Экскурсия на почту. Составление письма Деду Морозу в Великий Устюг;

-          Прослушивание музыкальных произведений: гимн Колпино, Колпинский вальс, песни о Колпино;

-          Цикл занятий по ознакомлению с родным городом:

·           «История возникновения родного города».

·           «Жизнь моей улицы» (почта, парикмахерская, школа, библиотека, поликлиника, супермаркет и т. д.).

·           «Колпино — город спортсменов» (экскурсия на стадион «Ижорец» «Веселые старты»).

·           «Правила безопасности в городе. История создания светофора».

·           Придумывание рассказов на тему: «Из окна, из окна наша улица видна».

·           «Мы – горожане» (правила этикета).

·           «Знакомство с символикой города Колпино (герб, гимн)».

·           «Никто не забыт, ничто не забыто» (беседа о героизме людей, встреча с участниками Великой отечественной войны, возложение цветов к памятнику павшим героям).

Учитывая, что детская игра — одно из самых важных направлений организации жизни детей в дошкольном учреждении и познавательные процессы легче развивать в игре, в рамках проекта спланирована игровая деятельность:

·           Дидактические игры: «Какой наш город», «Сказки в Колпино», «Кто что делает», «Прогулка по городу», «Колпинская азбука», «Заколдованный город», лото «Знаешь ли ты свой город», «Любимый город», «Ижорские рифмы»,«Подбери словечко», «Ошибки художника» и т. п.

·           Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие по городу», «Музей», «Мы — строители», «Почта», «Библиотека», «Мы — экскурсоводы», «Наша улица».

-          Детская художественно-продуктивная деятельность:

·           Конкурс рисунков «Праздники нашего города».

·           Занятие по изодеятельности «Течет река Ижора».

·           Рисунки к рассказам на тему: «Из окна, из окна наша улица

видна».

·           Коллективные творческие работы «Улицы города», «Мы — строители», «Мы — пешеходы», «Мы — юные спортсмены» и т. д.

·           Конструирование «Мой родной дворик».

Воспитательно-образовательный процесс в детском саду невозможно организовать без участия родителей. Работу с родителями мы начали с выявления их информированности по данной теме. С этой целью мы провели игру «Интервью», анкетирование «Знаете ли вы свой город?». Далее были использованы такие формы работы, как:

-          Проведение цикла бесед с детьми «Я могу рассказать вам…"

-          Издание книги «Город будущего» (совместная деятельность

-          детей и родителей).

-          Изготовление совместно с детьми макетов «Мост через Ижору».

-          Составление картотеки стихов и песен о Колпино.

-          Изготовление альбомов «Безопасная дорога от дома до детского сада».

-          Выпуск газеты «Наш любимый город Колпино» (периодичность раз в квартал)

(1-ый выпуск — «Наш город прежде и сейчас»»;

2-ой выпуск — «Новогоднее Колпино»;

3-ий выпуск — «Колпино-город воинской славы»).

-          Совместное итоговое занятие детей и родителей «Мой любимый город»

Оснащение педагогического процесса:

-          Создание в группе мини-центра «Мой город»;

-          Выставка книг о городе;

-          Создание альбомов о Колпино;

-          Оформление продуктов детского творчества (рисунки, макеты, поделки);

-          Оформление фотоальбомов «Времена года в Колпино», «Где мы были» (по материалам экскурсий);

-          Подготовка атрибутов для сюжетно-ролевых игр,

-          Обновление и изготовление дидактических игр по теме;

-          Создание игровых ситуаций: «Строим город Колпино», «Правила уличного движения», «Уроки вежливости и этикета».

В завершение работы над проектом был проведен вечер досуга «Мой любимый город»» с участием родителей, презентация книги «Город будущего».

Конспект итогового занятия в старшей логопедической группе на тему:

«Мой любимый город» (с участием родителей)

Программное содержание:

1.         Расширять представления детей о родном городе, его достопримечательностях.

2.         Совершенствовать умение составлять небольшие рассказы о колпинском гербе.

3.         Активизировать словарь детей, совершенствовать грамматический строй речи, работать над развитием связной речи.

4.         Закреплять знания детей о цифрах и порядковом счете от 1 до 10.

5.         Закреплять умения детей интонационно, выразительно рассказывать наизусть стихи.

6.         Развивать слуховое внимание, подбирать рифмы к четверостишиям.

7.         Развивать чувство ритма, двигаться в соответствии с характером музыки.

8.         Развивать мыслительные операции: память, мышление, умение анализировать и обобщать.

9.         Вызывать у детей чувство восхищения и гордости за свой родной город.

10.     Продолжать учить детей работать согласованно, воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.

Наглядный материал:

-          Фотографии с видами города Колпино на липучках.

-          Разрезное изображение герба (из 4 частей) -2 шт.

-          Медали с символикой города по количеству детей

-          Игра «Веселый лабиринт»

-          Игра «Колпинские силуэты»

-          Ватман, картинки с видами Колпина, клей, листы желтой бумаги для коллективной работы по аппликации.

Ход занятия.

(Дети и родители под музыку входят в зал.)

Ведущий: Ребята, в наш детский сад пришла телеграмма: «Встречайте. Вылетаю». Интересно, кто бы это мог быть?

(Звучит заставка к мультфильму «Приключение Лунтика».)

Ведущий: Ребята, вы узнали эту музыку? (Да) Как вы думаете, кто может сейчас появиться у нас в гостях?

(Появляется Лунтик.)

Лунтик:Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? (Ответы детей) Правильно! Меня так зовут потому, что я прилетел с другой планеты, с какой? (С Луны)

Ведущий:Значит твоя родина Луна?

Лунтик: Не знаю. А что такое Родина и зачем она нужна?

Ведущий:Сейчас мы вместе с ребятами и их родителями расскажем тебе об этом.

Ведущий:Дети, что мы называем Родиной? (Место, где родились, живем, ходим в детский сад, где живут наши мамы, папы, друзья). Правильно!

Песня о Родине.

Ведущий:Место, где мы родились, и называется Родина. Много пословиц и поговорок сложил народ о Родине. Давайте вспомним их, а родители нам помогут. (Дети начинают, а родители — заканчивают. Например: ребенок говорит: «Нет в мире краше», взрослый заканчивает: «Родины нашей» и т. д.)

«Человек без Родины, — что соловей без песни»,

«Одна у человека мать, — одна у него и Родина»,

«За морем теплее, — а на Родине светлее»,

«На чужой сторонушке — рад своей воронушке»,

«На чужой стороне — и весна не красна»,

«Всякому мила — своя сторона»,

«Везде хорошо, — а дома лучше»,

«Своя земля — и в горе мила».

Каждый человек любит свою Родину? Любить можно только то, что хорошо знаешь. Чем больше мы будем знать о своем родном городе, тем больше будем его любить.

Дети: 1. Всю планету обойдете

Места лучше не найдете

Вместе дружно мы живем.

Колпино — наш общий дом!

2. Город мой любимый,

Город мой родной,

Ты зеленый летом,

Осенью цветной.

Чистый, белоснежный

Ты стоишь зимой,

А весной ты нежный…

Я горжусь тобой!

Пусть ты не столица,

Но люблю тебя,

И знакомых лица радуют меня.

На большой планете

Городов не счесть,

На реке Ижоре -

Самый лучший есть!

Лунтик: Я понял — Колпино это ваша родина. Наверное, это очень хороший город?

Ведущий:Конечно, и мы тебе про него сейчас расскажем. Ребята, Лунтик никогда не был в нашем городе, и я предлагаю для начала познакомить его с картой нашего города.

(Ведущий обращает внимание детей на ковролин, который закрыт.)

Ведущий:Здесь можно увидеть все достопримечательности Колпина.

(Открывает ковролин — на нем силуэты памятных мест.)

Лунтик: Какой скучный и неинтересный ваш город.

Ведущий: Нет, Лунтик, город наш очень интересный — это с нашей картой что-то случилось. Ребята, мне понадобится ваша помощь.

(Воспитатель предлагает рассмотреть рисунки с контурами зданий, затем фотографии этих же сооружений и сопоставить рисунки с фотографиями. Удетей фотографии с видами Колпина. Каждый ребенок показывает свою фотографию, рассказывает, что на ней изображено (библиотека, стадион и т. д.) и размещает на ковролин.)

Ведущий: Молодцы, ребята! А теперь нам понадобятся знания ваших родителей. Обращается к взрослым. Скажите, что не хватает на нашей карте? (Герба)

Ребенок:Свой герб делами заслужил

Старинный город наш и славный.

Герб городу подарен был

За честь, за верный труд исправный.

Проводится игра «Собери герб и расскажи о нем»

(Воспитатель предлагает разделиться на 2 команды: команда родителей и команда детей. Каждая команда собирает свой герб из нескольких частей. Родители совместно с детьми собирают герб и рассказывают о нем. (На гербе Колпино изображены: красный столб, золотые огни и черные полосы. Красный столб — это кирпичные заводские стены; золотые огни — пламя, которое на заводе пылает, и где колпинцы делают свое знаменитое железо; узкие черные столбы напоминают железнодорожный путь Николаевской дороги.)

Ведущий: Ребята и Лунтик, посмотрите, какой большой и красивый наш город, какой замечательный колпинский герб. И пусть засветит солнышко, чтобы лучше было видно, сколько красивых мест у нас есть.

Лунтик: А что такое солнце? Я его никогда не видел, потому что на Луне солнца нет.

Ведущий: Ребята, давайте покажем Лунтику наше яркое солнце.

(Ведущий выставляет яркий круг-серединку солнца без лучиков.)

Дети, это похоже на солнце? (Нет) Что не хватает? (Лучиков) Вы будете называть красивые слова о Колпине и у нашего солнышка появятся лучики.

Дети: Наш город красивый, светлый, современный, спортивный, рабочий, гостеприимный, чистый, зелёный, большой.

(На каждое названное ребёнком слово воспитатель выкладывает лучик)

Ведущий: Посмотри, Лунтик, какое лучистое солнышко засверкало над нашим городом.

Разминка «Хорошо» (дети стоят в кругу):

Хорошо, что солнце светит? (изображают солнце)

Хорошо! (хлопают в ладоши)

Хорошо, что дует ветер? (изображают ветер)

Хорошо! (хлопают в ладоши)

Хорошо идти с друзьями? (шагают)

Хорошо! (хлопают в ладоши)

Хорошо прижаться к маме? (обнимают себя)

Хорошо! (хлопают в ладоши)

Хорошо в краю родном? (разводят руки в стороны)

Хорошо! (хлопают в ладоши)

Хорошо там, где наш дом? (изображают дом)

Хорошо! (хлопают в ладоши)

Хорошо кружиться в танце? (кружатся)

Хорошо! (хлопают в ладоши)

Хорошо быть колпинцем? (выставляют большие пальцы)

Хорошо!

(Лунтик обращает внимание на лабиринты.)

Лунтик:Ачто это за кривые линии? Это такие дороги?

Ведущий:Нет, это волшебные лабиринты. Кто правильно по ним пройдет, тот отгадает слово. (Карточки с буквами на обратной стороне и с цифрами — на лицевой) Участником становится тот, кто правильно ответит на вопросы.

Как называется главный завод в Колпино? — Ижорский.

Как называется главный мост в Колпино? — Ижорский.

Как называется воинская часть, которая формировалась в Колпино и воевала в годы В. О. В? — Ижорский батальон.

Как называется стадион в Колпино? — Ижорец.

Как называется колпинская футбольная команда? — «Ижорец»

(Дети, правильно ответившие на вопросы, проходят лабиринт, в конце которого находят цифру. Затем ищут карточку с такой цифрой и забирают ее. Карточку держат в руках буквой к себе, а цифрой — к детям. Затем ведущий предлагает оставшимся детям перестроить ребят с карточками по порядку с цифрами от 5 до 10 и перевернуть карточки. Должно получиться слово ИЖОРА.)

Лунтик: А что обозначает это слово?

Дети:Это главная река в Колпино.

Лунтик:Какие вы молодцы! А что вы еще умеете?

Дети: Мы умеем танцевать.

Ведущий: Ребята, приглашайте, своих родителей на танец и мы исполним Колпинский вальс.

Танец «Колпинский вальс».

Ведущий: Лунтик, ты умеешь сочинять стихи?

Лунтик: Нет.

Ведущий: Тебя научат наши ребята. Давайте поиграем в игру, которая называется «Ижорские рифмы» (подскажи словечко).

1. Мы пришли туда всей группой,

Встали у его дверей.

Прочитали вывеску

Это был……(музей)

2. Давным-давно великий Петр,

Решил построить русский флот.

Приехав на Ижору, он сосны увидал.

Завод он на Ижоре построить……(приказал)

3. По городу любимому

Мы весело идем.

Шагаем дружно парами

И песенку……(поем)

4. Навстречу детям мчатся:

Автобусы, такси.

А детям очень нравится

По городу……(идти)

Лунтик:Японял, почему ваш город такой замечательный, ведь там живут такие дружные люди, как вы. Мне у вас очень понравилось, но, к сожалению, пора улетать на свою планету. Я обязательно расскажу своим друзьям про вас и ваш город Колпино.

Ведущий:Лунтик, не спеши! Мы хотим на память сделать тебе подарок — карту Колпино.

(Родители вместе с детьми делают коллективную работу «Наш город в подарок Лунтику» (аппликация с элементами оригами) и дарят Лунтику.)

Ведущий:Наше путешествие тоже подошло к концу. Мы все славно потрудились, и я хочу наградить вас медалями «Знатоки родного города»!

Песня о Колпино.

Литература:

1.                 Н. В. Алешина Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Изд. УЦ «Перспектива», Москва — 2009.

2.                 А. Я. Ветохина, З. С. Дмитренко Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Изд. «Детство-Пресс», Санкт-Петербург 2009 г.

3.                 Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова Мы живем в России. Изд. «Издательство Скрипторий», Москва 2007 г.

4.                 М. Д. Маханева Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Изд. «Аркти». Москва, 2004 г.

5.                 Е. Ю. Александрова, Е. П. Гордеева Система патриотического воспитания в ДОУ. Изд. «Учитель», Волгоград, 2007г.

6.                 Практический журнал «Воспитатель ДОУ» № 8 2011 г., № 12 2011 г.

Основные термины (генерируются автоматически): Колпино, родной город, ребенок, город, Ижора, Родитель, детский сад, ведущий, ребята, Родина.

Похожие статьи

малая Родина, ребенок, детский сад, родной город, город...

родной город, Ребенок, образовательная деятельность, детский сад, малая родина, патриотическое воспитание, город, дошкольный возраст, родной край, труд людей.

Ознакомление с родным городом как средство патриотического...

Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, и

Ныне эта деятельность рассматривается как самостоятельная. Вместе с тем анализ литературы и опыта работы детских садов позволяет...

малая Родина, ребенок, детский сад, родной город, город...

родной город, детский сад, ребенок, самар, патриотическое воспитание, город, старший дошкольный возраст, Российская Федерация, дошкольный возраст, воспитанник.

Воспитание маленьких граждан и патриотов своей малой Родины...

малая Родина, ребенок, детский сад, родной город, город, семья, бережное отношение, подготовительная группа, Россия, вид деятельности.

родной город, Ребенок, образовательная деятельность, детский...

детский сад, родной город, малая родина, окружающая среда, развивающая среда, Омутнинск, Александров, ближайшее окружение, Омутнинский

Моя малая Родина | Статья в журнале «Молодой ученый». родной город, Ребенок, образовательная деятельность, детский...

Моя малая Родина (из опыта работы) | Статья в журнале...

- знакомство с историей родного города через рассматривание иллюстраций о городе, беседы, экскурсии

Принимая малыша в детский сад, мы осознаём, что для своих родителей он самый лучший, самый умный, самый-самый…

Партнерское взаимодействие с родителями в процессе...

Общепризнано, что взаимодействие детского сада и семьи — важнейшее условие эффективной деятельности ДОУ в решении задач патриотического воспитания дошкольников.

‒ устные журналы — «Как организовать ознакомление детей с родным городом?» (этапы)...

Краеведение в детском саду | Статья в журнале «Образование...»

Для малыша это, прежде всего, родной дом, детский сад, улица, город.

Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России. Со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.

Мониторинг уровней развития патриотических чувств любви...

дошкольное образование, родной город, ребенок, родной край, домашний адрес, Севастополь, задание, детский сад, патриотическое воспитание, патриотическое воспитание дошкольников.

Похожие статьи

малая Родина, ребенок, детский сад, родной город, город...

родной город, Ребенок, образовательная деятельность, детский сад, малая родина, патриотическое воспитание, город, дошкольный возраст, родной край, труд людей.

Ознакомление с родным городом как средство патриотического...

Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, и

Ныне эта деятельность рассматривается как самостоятельная. Вместе с тем анализ литературы и опыта работы детских садов позволяет...

малая Родина, ребенок, детский сад, родной город, город...

родной город, детский сад, ребенок, самар, патриотическое воспитание, город, старший дошкольный возраст, Российская Федерация, дошкольный возраст, воспитанник.

Воспитание маленьких граждан и патриотов своей малой Родины...

малая Родина, ребенок, детский сад, родной город, город, семья, бережное отношение, подготовительная группа, Россия, вид деятельности.

родной город, Ребенок, образовательная деятельность, детский...

детский сад, родной город, малая родина, окружающая среда, развивающая среда, Омутнинск, Александров, ближайшее окружение, Омутнинский

Моя малая Родина | Статья в журнале «Молодой ученый». родной город, Ребенок, образовательная деятельность, детский...

Моя малая Родина (из опыта работы) | Статья в журнале...

- знакомство с историей родного города через рассматривание иллюстраций о городе, беседы, экскурсии

Принимая малыша в детский сад, мы осознаём, что для своих родителей он самый лучший, самый умный, самый-самый…

Партнерское взаимодействие с родителями в процессе...

Общепризнано, что взаимодействие детского сада и семьи — важнейшее условие эффективной деятельности ДОУ в решении задач патриотического воспитания дошкольников.

‒ устные журналы — «Как организовать ознакомление детей с родным городом?» (этапы)...

Краеведение в детском саду | Статья в журнале «Образование...»

Для малыша это, прежде всего, родной дом, детский сад, улица, город.

Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России. Со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.

Мониторинг уровней развития патриотических чувств любви...

дошкольное образование, родной город, ребенок, родной край, домашний адрес, Севастополь, задание, детский сад, патриотическое воспитание, патриотическое воспитание дошкольников.