Библиографическое описание:

Борисенко Д. В. Потенциал образовательной коммуникации и виртуальной среды в обеспечении учебного процесса в университете [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 207-209.

В данной статье рассматриваются особенности использования информационно-коммуникационных образовательных технологий, в особенности, коммуникационное обеспечение и создание виртуальной образовательной среды.

Ключевые слова:информационно-коммуникативные технологии, информационно-коммуникативная сфера, виртуальная образовательная среда, инновации, обучающие технологии, дистанционное обучение.

В современном мире образование занимает одну из самых важных «комплектующих» общей структуры компетенции личности, которая при формировании постоянно накапливает знания и умения, обогащая личностный опыт. Актуализация процессов повышения эффективности, постепенное развертывание государственных стратегий развития информационно-инновационной конкурентоспособности и переход к высшим технологических укладам обусловливает рост научно-практического интереса к технологическим обновлениям образовательной сферы. Уже не является скрытым, что присутствует значительное расхождение требований к подготовке студентов и будущего места их трудоустройства, большим потенциалом инновационного развития и низким уровнем его применения. Для нахождения выхода из проблематичной ситуации внедряются новейшие учебные технологии, которые призваны повысить уровень, улучшить результативность и передачу учебной информации, включения новых форм организации взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Сегодня решением образовательной проблематики осуществляется на государственном уровне. Именно благодаря нормативным документам, постановлениям и рекомендациям регламентируются перспективные шаги развития национального образования, создается национальная инновационная система [3]. Инновационная модель основывается на разработке и практической реализации новых знаний и технологий, создания новых взаимосвязей и сетей для обеспечения информационно-коммуникативного консолидации с процессом изложения учебного материала. Это направление становится перспективным и требует постоянного приращение новых идей со стороны инициаторов образовательного сектора, учебных заведений и преподавательского состава, а также разработки теоретических моделей для будущего внедрения, включения новых подходов к активизации студента и повышения его мотивации. Также важным моментом разработки перспективных инновационных стратегий является развертывание пути повышения открытости образовательного процесса, включения большего количества факторов влияния для выявления наиболее важных и влиятельных на организационные особенности передачи учебной информации, овладение навыками и умениями студентами.

За последнее десятилетие радикальным путем изменяются обучающие технологии, разворачиваются перестройка процессов и координации на общеевропейские программы в образовательном пространстве. Стратегии модернизации не оставляют выбора для ожидания, а постоянно активизируют деятельность высших учебных заведений, обновление учебно-методической базы, повышение уровня к подготовке абитуриентам и студентов, что, в свою очередь, влияет и на выпуске компетентных специалистов.

Информационно-коммуникативная сфера стала тем фактором побуждения высших учебных заведении к просмотру предоставляемых образовательных услуг, выявления пробелов в развитии и внедрения инновационных учебных средств и технологий для эффективного использования выделенного учебного времени на овладение материала студентами. Особым современным аспектом инновационного развития становится создание общей открытой образовательной среды, в которой каждый может получить необходимую информацию. Так, со стороны студента, выбирать, чему учиться и как будет протекать образовательный процесс, выбирать методы и средства для обучения, ограничивать учебную загруженность и определять собственное расписание. Для преподавателя в этой перспективной образовательной системе, возможно, также автоматизирована деятельность по созданию учебных единиц, которые будут составлять курс изучения определенной дисциплины, контроля деятельности студентов и проверка заданий, определения уровня подготовки и т. д. Это, конечно, будущие стратегии, которые могут быть не реализованы из-за предоставления значительной открытости или снижение дидактических особенностей протекания учебного процесса, ухудшение состояния образовательного процесса. Но уже сегодня внедряются в отдельных случаях инновационные электронные вариации образовательного процесса, виртуальные лекции и другие инновационные стратегии, которые становятся прообразом традиционной системы с разветвленными новыми учебными средствами.

Информативность учебного процесса на современном этапе развития приближается все к более высоким результатам. Демонстрационные карточки с эпидиаскоп замещаются портативными проекторами и презентациями, широким внедрением компьютерных средств обучения, организацией индивидуального места за компьютером для каждого студента, внедрения виртуальных технологий. Начиная с середины 80-х годов двадцатого века, после снятия секретности, начинается кампания широкомасштабного распространения. Сначала это были исключительно прибыльная деятельность отдельных производителей, сосредоточенных на изготовление развлекательной техники. Впоследствии данные виртуальные технологии распространились на другие сферы, в том числе образовательное пространство. Использование инновационных средств высокотехнологичной визуализации учебного процесса имеют перспективные особенности применения при изучении технологических процессов с вредными веществами, дорогостоящим оборудованием, продуктами, которые быстро портятся, не подвергаются повторной обработки, ресурсозатратными процессами и другими сферами производства, в которых возможно альтернативное моделирование реальности.

Анализируя уже существующие устройства генерации виртуальной среды можно выделить две основные группы, на которых возложена актуализация перспективного внедрения информационных технологий. Наиболее распространенной формой и первыми историческими прототипами стали именно устройства полного погружения в виртуальную среду, которые представлены уже вышеупомянутыми шлемами-дисплеями. На сегодня они дополняются еще дополнительными дополнениями, среди которых стереофоническая система для создания звукового насыщения информационного потока, силовым жилетом (имитация нагрузки на тело человека)​​, сенсорные печати («дейта-глов») и обуви и т. п. То есть для инженерных специальностей, на примере подготовки инженера-дизайнера, комплексная система устройств генерации виртуальной среды может заменить овладение практических навыков связанных с выполнением технологических операций. Так, при работе, например, на швейной машинке можно использовать шлем-дисплей, сенсорные перчатки и обувь для реализации ассимиляции учебного когнитивного развития студентов. При этом швейную машину можно полностью смоделировать как реалистическую составляющую вместе с расходами швейного материала для изготовления дизайн-продукта.

Отдельное звено в создании инновационных учебных технологий занимает иммерсионная виртуальная реальность, которая нацелена на глубинное погружение в виртуальную среду. Данный вид виртуального сред характеризуется рядом отличий:

-          возможность перехода от большого к малому и обратно (создание формы, анализ ее общих характеристик и переход к детализированному решению);

-          возможность проектирования характеристик, которые не анализируются зрительным анализатором (студент при проектировании дизайна продукта может анализировать другие характеристики различий от зрительного, а именно теплопроводность, влагостойкость и т. д.);

-          формообразования и возможность работы с абстрактными моделями, много размерными моделями и совокупностями информационного потока, видов моделей и прочее. Абстрактность наиболее перспективно внедряется в творческих специальностях, на которое возложено раскрытие больших возможностей студента в креативном направлении деятельности [4]. Широкие возможности виртуальных в сочетании с методикой дистанционного обучения создают прочный комплекс для «включения» студента в активную учебную среду, видео- и аудио-конференции, дистанционное использование программного обеспечения и привлечения сервисной поддержки учебного канала между преподавателем и одновременно нескольких различных групп студентов.

Дистанционное обучение с применением виртуальной учебной среды может быть как групповым и индивидуальным. На сегодня виртуальные системы в учебном процессе сконцентрированы, главным образом, на применение в компьютерных аудиториях учебного заведения, где моделируется и решается учебное задание группой студентов. Появление развитых коммуникационных сетей с возможностями высокоскоростной передачи данных открыло активное развертывание онлайн виртуальных режимов, онлайн учебных кабинетов и т. д.

Распространение электронного обучения все больше раскрывает возможности создания разветвленных виртуальных учебных сред, обобщаются под процессом обеспечения дистанционного обучения. Исторический процесс развития программного обеспечения и распространения коммуникационных сетей позволил уменьшить стоимость систем дистанционного обучения или совсем предоставлять бесплатные возможность использования преподавателям за счет меценатов и спонсоров, что, в свою очередь, обеспечило широкое распространение данных учебных технологий, формирования прообразов виртуальных образовательных систем.

Приоритетность учебных заведений достигается содержанием конкурентного уровня в общей структуре образовательного направления, соблюдения качества образовательного продукта, повышения уровня доступности и эффективности инновационных методов и средств учебной и исследовательской деятельности. И это еще не весь спектр для постижения, в котором главным звеном остается именно преподаватель, на плечи которого возлагается разработка и создание, внедрение и использование важных дидактических систем, механизмов сокращения отставания национального образовательного пространства и повышение профессионального развития преподавательского состава учебного заведения, а также реализация системы будущей виртуальной образовательной среды [5].

На сегодня все больше разрастается использования все более новых разработок не только в сфере технологий промышленности, аэрокосмических и военных разработках, но и в социальном обеспечении, прежде всего, образовательном процессе. От образования зависит последующие достижения специалистов, их процесс исследования и открытия, нахождение эффективных и качественных технологий и методик, компетентное решение поставленных задач и достижение результата, использование современного высокотехнологичного среды. За счет внедрения инновационной стратегии развития образования и стремления к созданию виртуальной образовательной среды достигается будущая концепция обеспечения учебного процесса и выпуска компетентных специалистов. Анализируя уже существующий потенциал образовательных технологий нет сомнений в возможностях его еще большего усовершенствования и внедрения в учебный процесс, достижения максимальной визуализации и «открытости» образования будущего.

Литература:

1.                  Distance Learning Classroom Using Virtual Harlem / K. Park [and others] // Proceedings of the Seventh International Conference on Virtual Systems and Multimedia (VSMM’01) / Electronic Visualization Laboratory at the University of Illinois at Chicago, Department of English at the University of Illinois at Chicago, Department of English at the Central Missouri State University. — Chicago, 2001. — P. 489–499.

2.                  Демкин В. П., Можаева Г. В. Учебно-методическое обеспечение образовательных программ на основе информационных технологий //Открытое и дистанционное образование. — 2003. — №. 10. — С. 5–8.

3.                  Кузьменко А. Особенности национальной инновационной системы Украины / / Режим доступа: http://www. experts. in. ua / ua / baza / analitic / detail. php. — 2006.

4.                  Подкосова Я. Г. и др. Анализ перспектив использования технологий виртуальной реальности в дистанционном обучении //Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. — 2011. — №. 2. — С. 33.

5.                  Сбруева А. А. Приоритеты модернизации европейского высшего образования в контексте реализации стратегии «Европа 2020» // Международное сотрудничество в образовании в условиях глобализации: материалы второй международной научно-практической конференции. — Симферополь. 2013, с. 269–276.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle