Библиографическое описание:

Судьина С. Б. Разработка модели сетевой поддержки нравственного воспитания в начальной школе [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 123-126.

Данная статья раскрывает возможности использования модели сетевой поддержки для решения проблем нравственного воспитания младших школьников в обстановке информационного развития общества.

Ключевые слова: педагогическая поддержка, сетевая поддержка, процесс нравственного воспитания.

Одним из приоритетных направлений современной государственной политики в области образования является нравственное воспитание личности школьника. Особое внимание государства к проблемам нравственного воспитания вызвано осознанием отрицательных последствий кризиса нравственных ценностей в российском обществе. Озабоченность государства ролью образования в решении проблем нравственной воспитания школьника нашла свое отражение в ряде нормативных документов последних лет, таких как закон РФ «Об образовании», ФГОС второго поколения и т. д. В федеральном законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» говорится о том, что воспитание — это создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе духовно-нравственных ценностей в интересах человека, семьи, общества и государства.

Безусловно, особое место в нравственном воспитании должно быть отведено начальной школе, так как именно в этом возрасте происходит освоение школьником нравственных ценностей. Нравственное воспитание предполагает становление отношений младшего школьника к обществу, людям, труду, своим обязанностям и к самому себе.

Решение проблем нравственного воспитания младших школьников особенно важно в обстановке информационного развития общества, так как ребенок приобщается к современным технологиям, в том числе интернет-технологиям, с раннего возраста. По данным социологических исследований, основной интерес современного младшего школьника связан с сетевыми технологиями. Именно это, на наш взгляд, должно подтолкнуть педагога, учитывающего современные реалии, на разработку такой системы, которая способствовала бы усилению позитивных факторов при использовании современных интернет-технологий с учетом интересов ребенка.

На наш взгляд, необходимо обеспечить младшему школьнику помощь в самостоятельном нравственном выборе. Систему средств, которые обеспечивают детям помощь в данном выборе, представляет собой педагогическая поддержка. Теорию «педагогической поддержки» как третьего компонента вместе с «обучением» и «воспитанием» разрабатывал О. С. Газман, по мнению которого, предметом педагогической поддержки является процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в самовоспитании, общении, образе жизни [3]. Многими авторами отмечается, что педагогическая поддержка направлена в большей степени на самостоятельную деятельность субъектов и осуществляется на основе принципов индивидуального подхода и активной позиции младшего школьника, на принципах творческого сотрудничества, тем самым обеспечивая реализацию идей личностно-ориентированного подхода в воспитании и создания условия для саморазвития, самоопределения и самореализации личности.

В данной статье, понятие «педагогическая поддержка» мы рассматриваем применительно к нравственному воспитанию младших школьников, так как считаем, что поддержка может являться одним из условий эффективности нравственного воспитания младших школьников. Необходимо, учитывая современную ситуацию, содействовать целостному воспитанию младшего школьника, используя возможности реализации педагогической поддержки с интернет технологиями, так как они, на наш взгляд, позволяют интенсифицировать процесс нравственного становления жизни и способствовать приведению в соответствие процесса нравственного воспитания в начальной школе с современным уровнем развития сетевого взаимодействия в обществе.

В связи с этим возникает проблема поиска возможностей использования сетевых технологий как средства педагогической поддержки нравственного воспитания детей младшего школьного возраста. По мнению С. А. Маркеловой, если педагогическая поддержка реализуется с применением сетевых (Интернет) технологий, то возможно называть ее сетевой поддержкой. Таким образом, мы будем называть педагогическую поддержку нравственного воспитания, осуществляемую с помощью сетевых технологий, сетевой поддержкой процесса нравственного воспитания [4].

Выделяется объективная проблема, которая состоит в необходимости разработки модели сетевой поддержки процесса нравственного воспитания в начальной школе, описание которой включает в себя:

-        конкретизацию цели (целевой функции) сетевой поддержки нравственного воспитания младших школьников;

-        формулировку гипотезы достижения целевой функции;

-        определение компонентов сетевой поддержки нравственного воспитания младших школьников;

-        определение структуры деятельности сетевой поддержки нравственного воспитания младших школьников (субъекты и средства деятельности, связи между ними) [1], [2].

Представляется, что целевая функция сетевой поддержки нравственного воспитания младших школьников должна состоять в создании условий для развития нравственных качеств личности.

Необходимость организации сетевой поддержки нравственного воспитания младших школьников базируется на убеждении, что такая поддержка позволит интенсифицировать данный процесс в условиях информационно-насыщенной среды. Весьма значительно то, что сетевая поддержка нравственного воспитания младших школьников может способствовать повышению квалификации учителей школ в области использования интернет технологий в воспитательном процессе.

Возможность организации сетевой поддержки нравственного воспитания младших школьников обусловлена современным уровнем материально-технического обеспечения школ, который позволяет организовать такого рода поддержку без привлечения дополнительных материальных средств.

Рассмотрим модель сетевой поддержки нравственного воспитания младших школьников с позиции системно-деятельностного подхода, т. е. определим компоненты сетевой поддержки как системы деятельности: цель, содержание, виды, инструменты, результат, обозначим интегративное качество системы (см. рис. 1)

Рис. 1.

Цель деятельности сетевой поддержки нравственного воспитания младших школьников — повышение уровня нравственного воспитания младших школьников.

Содержанием деятельности сетевой поддержки нравственного воспитания младших школьников является взаимодействие субъектов процесса воспитания между собой: учителей, школьников, родителей а также их совместная работа с информационными, методическими, воспитательными ресурсами.

В качестве инструмента реализации деятельности сетевой поддержки нравственного воспитания младших школьников выступает комплекс сетевых технологий, обеспечивающий интерактивное взаимодействие субъектов процесса воспитания между собой, их взаимодействие с информационными, методическими ресурсами и подготовку ими собственных ресурсов. Инструмент призван, во-первых — обеспечивать возможность создания информационно-воспитательной среды для поддержки процесса нравственного воспитания и, во-вторых, — обеспечивать формы реализации сетевой поддержки, к которым относятся сетевые: переписка, дискуссии, рефлексия.

Объективно диагностируемыми результатами деятельности системы будут: воспитательная среда, востребованность среды со стороны субъектов, динамика уровня нравственного воспитания младших школьников.

Обратимся теперь к рассмотрению структуры деятельности сетевой поддержки нравственного воспитания младших школьников как системы. В структуре деятельности выделяются субъекты деятельности, средства деятельности и формы их взаимодействия.

Субъектами деятельности сетевой поддержки нравственного воспитания младших школьников являются: учителя, школьники, родители.

Содержание сетевой поддержки определяется целями и задачами нравственного воспитания. Младший школьник должен иметь возможность получить:

-        своевременную консультацию по тем вопросам и проблемам связанным с вопросами нравственного выбора, с которыми сталкиваются школьники в повседневной жизни;

-        доступ к материалам необходимым для становления ценностных ориентаций, нравственного развития и воспитания младшего школьника;

-        создание педагогических условий для нравственного воспитания школьников.

Учитель, задействованный в сетевой поддержке должен иметь:

-        возможность самостоятельно разрабатывать воспитательную среду (выкладывать методические, информационно-организационные материалы);

-        доступ к информации по организации процесса нравственного воспитания;

-        возможность согласовывать с родителями и учителями свои действия и планы;

-        средства взаимодействия с учениками вне школы с использованием различных инструментов, позволяющих организовать интерактивность;

-        возможность быстро и своевременно получать информацию и отклик от учеников во время и после воспитательных мероприятий.

Родители учеников должны иметь:

-        доступ к информации по организации воспитательного процесса;

-        доступ к методическим, информационно-организационным материалам;

-        возможность участвовать в сетевом взаимодействии совместно со всеми участниками;

-        возможность поделиться материалами, которые могут быть полезными для учеников, учителей или родителей в подготовке и разработке мероприятий, занятий способствующих нравственному воспитанию младших школьников.

Элементами структуры, представляющими собой средства сетевой поддержки, являются:

-        аппаратные средства (компьютеры, сеть с выходом в интернет, модемы, сервера и др.), позволяющее организовать коммуникацию между субъектами, создание, редактирование и установку ресурсов;

-        программные средства, обеспечивающие функционирование аппаратных средств субъектов взаимодействия (операционные системы, программные продукты связи и др.);

-        информационные средства: содержательные материалы, подготовленные и выложенные в воспитательную среду, доступные по сети Internet для всех участников процесса нравственного воспитания;

-        методические средства: комплекс инструктивных материалов, предназначенных для организации педагогической поддержки процесса нравственного воспитания младших школьников с использованием сетевой поддержки;

-        методические средства: материалы, разработанные учителями школ, ссылки на цифровые ресурсы, имеющиеся в сети интернет и рекомендуемые для подготовки воспитательных мероприятий, занятий.

Такова теоретическая (идеальная) модель сетевой поддержки нравственного воспитания младших школьников, которая наиболее отвечает современной методологии, так как именно с её помощью можно поставить ребенка в субъектную позицию с возможностью поиска нравственного выбора в проблемно-конфликтных ситуациях, имитирующих современное образовательное и жизненное пространство.

Литература:

1.                  Ахаян А. А. Виртуальный педагогический вуз. Теория становления. — СПб.: Корифей, 2001. — 172 с.

2.                  Ахаян А. А. Виртуальный педагогический вуз. Теория становления. СПб.: “Корифей”, 2001.-196с.

3.                  Газман О. С. От авторитарного образования к педагогике свободы// Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. — М., 1995.

4.                  Маркелова, Светлана Анатольевна. Сетевая дистанционная поддержка педагогической практики студентов: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Маркелова Светлана Анатольевна; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена].- Санкт-Петербург, 2010.- 153 с.: ил. РГБ ОД, 61 11–13/36.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle