Библиографическое описание:

Савинкова С. И. Внеклассная работа по химии - средство развития личности учащихся [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 109-116.

Материал адресован учителям естественно-научного цикла, председателям методических объединений, которые осваивают новые технологии по Федеральному стандарту образования нового поколения в свете концепции Новая школа.

Представленный опыт работы — плод сотрудничества методического объединения учителей естественно-научного цикла. Актуальность внеучебной деятельности в новых стандартах образования во многом определяет профессиональный уровень учителя и его готовность сотрудничать с коллегами, родителями, учащимися, устанавливать как внешние, так и внутренние связи. Разработка критериев и механизмов оценочной деятельности ученика, формирование его творческого портфолио во многом определяет содержание внеучебной деятельности. Анализ практического опыта сотрудничества позволяет переосмысливать подходы к организации развивающей деятельности в структуре урока (Рабочая программа) и в структуре внеучебной работы с учащимися.

Знание неизмеримо во все стороны. И из того, что достойно знания, никто не может знать даже и тысячной доли.

А.Эйнштейн

Реализация интеграционных процессов как в преподавании учебных дисциплин, так и во внеурочной деятельности наполняет жизнь старшеклассников ценностно-значимым опытом сотрудничества с учителями-предметниками, консультантами, расширяет возможности самопознания, самообразования, самореализации; формирует социально значимый опыт общения, социальной адаптации учащихся в современном мире.

Цель: Создание условий для становления и развития личности, развитие творческих способностей учащихся в процессе формирования естественно-научной картины мира, воспитание личностно значимых ценностей и чувства ответственности за личный выбор. В основе реализации творческой деятельности по предмету лежит системный личностно-ориентированный подход к участникам, нацеленный на результат, на развитие личности учащихся и формирование имиджа учителя-предметника, классного руководителя..

Задачи: выявление творческого потенциала учащихся;

-          привитие интереса к учебной и внеучебной деятельности старшеклассников;

-          формирование общих интеллектуальных и метапредметных навыков и умений;

-          рефлексия совместной творческой деятельности в системе: ученик — учителя- родители;

-          формирование коммуникативных навыков; привитие общечеловеческих ценностей;

-          воспитание гражданственности; привитие интереса к науке, ее истории, традициям, вовлечение в творческую деятельность. Проблемные зоны: недостаточная познавательная мотивация, несформированные организационные и исполнительские способности, недостаточная общая культура и культура умственного труда учащихся. Слабое внимание к вопросам организации внеучебной деятельности со стороны малых факультетов высшей школы из-за недостатков финансирования консультативной помощи ученых в работе со старшеклассниками, так как малые факультеты, ведут работу, в основном на платной основе и это снижет уровень методического обеспечения внеклассной работы.

Актуальность организации внеучебной деятельности по предмету очевидна. Как показывает опыт методические подходы к ее осуществлению много аспектные, и они во многом опираются на формирование у учащихся общих интеллектуальных, метапредметных, коммуникативно-значимых умений, которые реализуются в предметно-содержательных и смысловых блоках учебного процесса. В результате чего можно сделать вывод, что урочная и внеурочная деятельность тесно взаимосвязана и ее ядром является познавательная активность личности. Поэтому важно создать не только широкое информационное поле деятельности, но и включить весь мотивационный и методический аппарат, включая важнейшие компетентностные подходы.

Формы

Метапроекты

Проекты исследовательские, проблемно-исследовательские

Проекты социально-ориентированные

Реферативно-исследовательские

Образовательные траектории

групповые

Индивидуальные, коллективные

коллективные

индивидуальные

Выбор форм и средств внеучебной деятельности зависит и определяется степенью готовности ученического и учительского коллектива, его профессиональной компетентности и готовности к партнерству. Стратегическое направление- стремление подготовить учащихся не только к будущей профессии, но и сформировать толерантное отношение к вызовам в глобальной экономике, социальным проблемам нравственного выбора и воспитания личности. Вследствие этого актуальной становиться работа по моделированию внеурочной деятельности, проектированию ее результатов как личностно-значимых.

Механизмы реализации внеучебной деятельности

-          ориентация на традиции в науке, культуре через исследовательскую, проектную, игровую деятельность через индивидуальную работу и консультирование.

-          развитие у учащихся навыков работы по отбору и систематизации материалов

-          развитие познавательной мотивации, социальной адаптации учащихся и родителей к вызовам времени, воспитание и самовоспитании личности средствами самообразования и саморазвития.

В основе реализации творческой внеурочной деятельности по предмету лежит системно-личностно-ориентированный (деятельностный) подход к участникам, нацеленный на результат- на развитие личности учащихся.

Перспективным направлением в методической работе учителя является изучение критериев деятельности, которые опираются на мониторинг и использование социально-психологических диагностик, подготовленных совместно с учеными Медико-психологического центра имени Альбрехта Министерства здравоохранения.

Конкретные рекомендации помогают в выборе образовательной траектории ученика и во многом соответствуют личностным компетенциям педагога.

Актуальной становится разработка не только механизмов становления личности во внеучебной деятельности, но и апробация новых технологий обучения и воспитания, организации внеурочной деятельности по предмету, с опорой на традиции отечественной школы, современные информационно-коммуникативные технологии. Опыт сотрудничества с вузами Санкт-Петербурга: Технологическим университетом, Общественным центром Росатома, музеями: музеем-архивом Д. И. Менделеева (Санкт-Петербург), участие в научно-практических конференциях на базе данных вузов, Менделеевские чтения(Москва), Всероссийский конкурс работ обучающихся (РХТУ, МГУ (химический факультет), Малой Академией Наук, «Интеллект будущего»

(Обнинск), Институт развития образования (Калининград) и др. позволяет моделировать стратегию внеучебной деятельности в школе Расширение поля сотрудничества, поиск социальных партнеров позволяет делать работу интереснее. Важное место занимает деятельность ежегодных школьных и межшкольных конференций научно-практических конференций, посвященных развитию науки, техники на базе школы, а также сотворчество учителей и учащихся в межшкольных проектах: «Ломоносов и современность», «Из истории науки и техники начала 19 века» как творческая часть конференции межшкольной, посвященной 200-летию Отечественной войны 1812 года. Значимость проекта повышается в глазах учащихся, когда в подготовке конференции участвуют учителя — предметники, работающие в старшей и средней школе. Партнерская организация сотрудничества методических служб в школе позволила реализовать данные проекты. Оказалось очевидным, что при грамотной расстановке сил, используя ценный педагогический опыт, достигнуты позитивные результаты: повысился интерес к коллективной деятельности, ученики предъявили собственные работы и защитили их, получили одобрение и поддержку, высвободились дополнительные творческие ресурсы, повысилась активность участников, искорка творчества зажглась у учителей. Безусловно, без координации реализация внеучебной деятельности была бы невозможна, в конкретном проекте координатор-председатель методического объединения естественно — научного цикла, учитель химии. Далее остановимся на характеристике особенностей одного из направлений творческой деятельности: работе учащихся над созданием школьного альманаха, посвященного развитию науки с последующей публикацией в школьный журнал «Муравейник». Впервые ребята попробовали себя в качестве авторов. Так родились необыкновенно емкие по содержанию и любопытные по форме сказки, альбомы кроссвордов и загадок, возник интерес к участию в репортаже: Имена ученых в культурном наследии города (Калининский и Выборгский районы Санкт-Петербурга).

Репортаж вылился в проект.

Цель проекта: исследовательская работа учащихся по теме: «Имена ученых в культурном наследии города (Калининский и Выборгский районы)».

Гипотеза: диалог культур в диалоге города- устойчивый фактор влияния на развитие творческого потенциала личности.

Цель:- выявление творческого потенциала учащихся в сборе и обобщении материала;

-          оформление материалов исследования, сбор фотоматериалов, документов;

-          формирование коммуникативно-исследовательских навыков,

-          привитие общечеловеческих ценностей, гордости за город, район.

-          воспитание интереса к журналистской работе в небольшом творческом коллективе;

-          рефлексия совместной работы в ответах на вопросы викторины, выявление проблемных зон.

Методы: информационно-аналитические;

-          частично-статистические

-          интервью с жителями района

Этапы:

-          подготовительный

-          основной этап: сбор материала и его обобщение;

-          заключительный этап:

-          подведение итогов работы.

Практическая значимость проекта: Результаты исследования могут быть использованы учителями школы для изучения культурного наследия города в системе классных часов, в организации мини-исследований, в учебной деятельности на уроках истории Санкт-Петербурга (региональный компонент учебного плана), при организации и проведении автобусных, и пеших экскурсий по району.

Новизна проекта: в комплексной работе детского коллектива по изучению роли ученых и инженеров в развитии науки и сохранении культурного наследия Санкт-Петербурга.

Следует заметить, что участие в метапроектной деятельности повышает самооценку учащихся, способствует формированию личностно-значимых компетенций учащихся и учителей. Опираясь на личностно-значимые мотивы, формируется системно-деятельное поле приложения творческих возможностей в триедином пространстве: учащиеся, родители, учителя. По крупицам собирается ценный опыт для внедрения новых стандартов образования. Приводим примеры из творческих работ учащихся, созданные как плод раздумий при изучении химии (8класс) (см. Приложение № 3). Закончилось сказочное путешествие, ждем продолжения. Учащимся предлагается дать характеристику натрию, согласно положению в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, и объяснить его химическую активность, особенности физических и химических свойств, проследить историю открытия химического элемента. Под руководством учителя проводится химический эксперимент: взаимодействие натрия с водой, оценивается окраска солей натрия при нагревании, демонстрируется окисление натрия и образование пероксидов натрия. Анализируются правила безопасного поведения в работе с натрием и его соединениями. Включается творческий фрагмент из истории открытия и применения глауберовой соли. Интересно, что вопрос был взят из материалов заочного тура олимпиады, проводимого МАН «Интеллект будущего». Примеров использования творческих заданий конкурсов заочного творческого тура «Познание и творчество», «Созидание», № «Альбус» (Калининград) можно было бы привести много. В чем их привлекательность? В нестандартном подходе, в возможности трансформировать задания для реализации воспитательных задач предмета и внеурочной деятельности, в целях общего интеллектуального развития. Программа конкурсов интересна как для учителя, так и учащихся. Конкурс и участие в нем будит творческую активность, желание поработать осознанно с Интернет-сайтами, научно-популярной литературой, подумать головой, предпринять попытки использовать алгоритмические методы. Сложнее обстоят дела с мнемосхемами, так как учащимся не хватает методик работы со смысловыми заданиями, в которых предстоит использовать логические приемы, гибко искать решения. Ситуация поиска нова и для учителя, развитие способов вербального и невербального мышления во многом могли бы помочь. Продуктивная деятельность учителя и ученика определяется формированием мышления и расширением границ познания. Сотрудничество с Малой Академией наук и другими партнерами позволяет создавать учителю новые каналы информации и коммуникативного общения. Важно заметить, что учитель в данной работе выступает как опытный штурман, а ученик выбирает путь мичмана, который стремится достигнуть положительных результатов. Приведем попытки учащихся осмыслить некоторые задания и внести собственные элементы содержания, включая в работу друзей и родителей.

При изучении темы: «Теория электролитической диссоциации»- интересным занятием для учащихся будет предложение ответить на вопрос: «Какие из перечисленных веществ, в результате диссоциации образуют наибольшее число ионов. Составьте уравнения диссоциации электролитов:

1.KCL-хлорид калия; 2)Pb(NO3).- нитрат свинца (2);Сульфат железа (3) Fe2(SO4)3,

4). гидроксид бария- Ba(OH)2, Данные вопросы имеют значение при подготовке учащихся к ГИА, ЕГЭ и формируют предметные умения, способствуют формированию мышления.

Вызывают уважение задания на формирование понятийно-терминологического аппарата, так как они служат основой для дальнейшего плодотворного изучения химии как системно-образующего звена в естественно-научном цикле, смысловая и содержательная деятельность на всех этапах обучения с использованием практикума и информационно-компьютерных технологий- ключ к формированию естественно-научной картины мира

Творческие находки самих учащихся вызывают порой восхищение, так как они многие родом из детства и поэтому многие из них могут вспоминаться в начальной школе при изучении окружающего мира. Вчитайтесь в содержание загадок о воде, и вы сможете многое понять и оценить. В стихотворениях и загадках о воде отражена суть химических и физических превращений; физико-химических свойств необыкновенного по природе и химическим связям вещества- воды, как биологически активного. (см. приложение№ 2)

Одно из заданий блиц-турнира конкурса стало основой для проведения химического практикума в разделе: «Металлы». Учащимся предлагалось осуществить на практике эксперимент, схема которого была предложена. Интересным задание было еще и потому, что следовало самостоятельно выбрать реактивы для решения, назвать вещества и вспомнить встречались ли учащиеся и их родители с данными химическим реакциями в природе и в повседневной жизни. В данной постановке вопроса появился личностно-значимый смысл.

CO2→X→Ca(HCO3)2

CO2→H2CO3→ Ca(HCO3)2

Составьте уравнения химических реакций, укажите условия их протекания. Сочетания личностно-значимых компетентностей и предметного содержания позволило правильно организовать деятельность и получить результат. Личностно-деятельный подход к организации практикума по химии во многом повышает мотивационную составляющую, помогает воспитанию чувств, учит работать в группе и способствует саморефлексии, готовит к будущей карьере. Постановочный проблемно — поисковый вопрос: «Укажите состав яичной скорлупы. Проделайте эксперимент: подействуйте на скорлупу вначале уксусной кислотой. Второй эксперимент проведите с соляной кислотой. В каком случае процесс взаимодействия будет протекать медленнее и почему? Попытайтесь очистить яйцо в уксусной кислоте, не прибегая к обычному разбиванию яйца... Каковы ваши предположения Возможно ли это? Объясните». С первого момента прочтения задания учителем он позволяет мобилизоваться и приступить к эксперименту, предварительно актуализируется постановка цели и задачи эксперимента, выбираются этапы работы, формируется план исследования, результаты последовательно записываются в таблицу и далее обобщаются. В рабочей тетради записываются уравнения химических реакций и результаты наблюдений. В заключении формируется вывод. Интересная находка может быть использована при изучении курса «Окружающий мир» в начальной школе.

Поисково-исследовательская задача достигла решения и имела позитивный настрой у участников эксперимента. Материал данной задачи может быть использован как самостоятельное задание или как демонстрационный эксперимент, как фрагмент творческого задания при проведении внеклассного мероприятия.

Важной составляющей в изменяющемся мире является развитие множительной техники, для которой используются различные виды бумаги. Представленный ниже вопрос интересен и учащимся 8–9 класса и старшеклассникам, так как они в разделе: «Биологически активные вещества» изучают строение, физико-химические свойства полисахаридов – целлюлозы (клетчатки) и активно пользуются в работе принтером, а следовательно задумываются о выборе бумаги и ее качестве, немногие самостоятельно печатают фотографии, а кто-то мечтает о профессии фотографа. «Какое известное вещество составляет основу мелованной бумаги, которая известна издавна и сейчас в мир компьютерных технологий приобретает большое значение? Приведите примеры бумаги, которая используется в компьютерной технике». Вопрос многих учащихся застает врасплох. Он предельно прост, но надо поработать с информацией и сделать выбор ответа. Кажущаяся простота дает толчок к размышлению. Для поиска ответа используется исторический аспект, анализ различных точек зрения. И это вызывает интерес.

Разнообразие подходов к составлению творческих заданий дает поле деятельности для учителя и ученика. Решение заданий и задач с включением усложненных заданий частично может быть включено в урок, но многое зависит от учащихся, степени их подготовки. В целом же задание интересно по структуре содержания и проблематике вопроса. Приведем пример:

При взаимодействии фосфорного ангидрида оксида фосфора(v) с водой при различных условиях можно получить три вида фосфорной кислоты. Найдите соответствие между названием, условиями и формулой фосфорной кислоты. Следующее задание сочетает в себе элементы занимательности и практической ориентации и бесспорно заслуженно пользуется популярностью в работе как с качественными, так и количественными задачами, расширяет кругозор учащихся, помогает осознать роль химии в медицине и предостеречь от неправильного применения лекарственных средств, контроля за концентрацией растворов. Данное задание может рассматриваться в курсе химии 8 класса по теме: «Растворы» и в 11 классе. Возможно, что данную задачу можно трансформировать для подготовки метапредметных заданий (Б — блока ЕГЭ) по математике, так как правильное введение расчетных задач в план подготовки по теме: «Растворы. Сплавы» позволит мотивировать изучение предмета учащимися и поднимет ответственность за приобретаемые знания. Возможность рассмотрения многих вопросов теоретической химии с точки зрения молекулярно-кинетической теории дает возможность сотрудничать учителям физики, химии и биологии. Следовательно, совместное творчество педагогов является ключом к повышению профессиональной компетентности учителя и станет одним из условий создания творческого пространства в школе. Готовя ответ на необычный вопрос: «Известны ли вам несуществующие органические соединения?» Поиск ответов выдал некоторые результаты,с которыми ребята поделились и они оказались, несомненно, важными для лечения многих заболеваний 21 века. Задание: «Физиологический раствор по солевому составу и осмотическому давлению близок к составу плазмы крови. Физиологический раствор- это раствор хлорида натрия с массовой долей 0,9 %. Он применяется в медицине для внутривенного или подкожного введения при недостатке воды в тканях организма. Назовите данный раствор. Чью фамилию он носит? Какие еще вещества входят в химический состав и какую роль в организме человека играют? Осуществите химические превращения, Составьте уравнения химических реакций и условия их протекания.

NaCL→NaOH→Na2SO4→BaSO4

NaOH→Na2CO3→NaOH

Органичное включение эксперимента позволяет удостовериться в сформулированных предположениях, используя метод наблюдения, сравнения, анализа результатов. Завершающий результат: решенная задача и удовлетворение от проведенного эксперимента. Как показал опыт, сочетание различных видов деятельности помогает реализовывать стратегические цели. Воспитание душой и сердцем — стратегия личностно-деятельностного — системного подхода и оно составляет стержень развития интеллектуальных умений, навыков, воспитания свободной и творческой личности в сложном динамично развивающемся мире, в котором готовность к самосовершенствованию, развитию потенциала- основа для успешной деятельности в будущем, возможность приобретать новые знания и применять их в новых условиях и к этому результату готовят нас новые Федеральные стандарты образования и от правильно выбранных ориентиров зависит наше будущее.

Приложение№ 1

Структура внешних связей школы (естественно-научный цикл)

фотография (61)IMG_0625 (2)фотография(6)

Москва. Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся имени Д. И. Менделеева (2013) –финал. РХТУ, МГУ (химический факультет)

Организационная диаграмма

Структура внешних связей методического объединения школы

IMG_0634 (2)IMG_0640 (2)фотография (84)

Защита исследовательских работ. Менделеевские чтения. Олимпиада по химии(2013)

Приложение № 3

Сказка

Соленая дружба

В большой стране Химия родился небольшой городок по названию Системногорск. Городок оправдывает свое название: в нем все приведено в систему. Здесь (на сегодняшний день) всего семь улиц, которые расположены параллельно друг другу и носят схожие названия: однопериодная, 2-периодная, 3-периодная и т. д. На первой, второй и третьей периодных улицах дома стоят только по одной стороне, а вот остальные улицы двухсторонние. На первой периодной улице всего два дома, которые построены в начале и конце улицы и здесь живут всего два жителя: Водород и Гелий. Но Водород очень хитер. Ему — единственному в городе- позволено жить в двух домах на одно- периодной улице, на участке 1 и7. Правда на 7 участке, он находится реже, чем на 1.

В этом городе, как и любом другом, происходят знакомства и ссоры, жители дружат и ругаются между собой, и случаются сказочные случаи. Вот об одном из них мы хотим вам рассказать.

В доме № 11 на 3-периодной улице на 1 участке жил типичный металл Натрий. Он был блестящ, легок и мягок. Но при этом он быстро реагировал при общении с кислородом, а купаясь в бассейне, всегда в самый ответственный момент осознавал, что вода постепенно приобретала малиновый цвет, достаточно при этом было добавить фенолфталеин. Удивительное шипение издавалось в бассейне, натрий в воде бегал, словно ошпаренный по действием водорода. Он больно ударялся о стенки бассейна, прижимаясь к бортику, уменьшаясь в размерах. Так как жилец под номером 11 был аллергиком на воздухе, тускнел и со временем покрывался белой коркой, то его домик был пропитан керосином для нормального проживания. Но вот, если возникнет пожар, то натрий и его соединения окрасят свое пламя в желтый цвет.

Желтое свечение паров Натрия было использовано инженерами при полете одной из советских космических ракет, для определения местонахождения ракеты в момент выбрасывания из нее паров натрия.

Своим отцом Натрий называет английского ученого-химика Генри Деви. Натрий большой фантазер, вступает во многие реакции и любит про себя петь песни:

Хранят меня в керосине

И бегаю я по воде,

В природе, помните, отныне

Ух, не найти меня нигде!

В солях найти меня возможно,

Желтеет пламя от меня

И получить из соли можно,

Как Деви получил меня.

А вот в домике № 17 по этой же улице на седьмом участке жил желто-зеленый газообразный домовладелец с резким запахом. Его звали Хлор.. Он появился на свет в 1774 году в Швеции, благодаря успехам известного химика Карла Шееле. Соседи Хлора постоянно возмущались, что запах из его домика вызывает удушье, тогда как его сородичи- соединения не только не опасны, но и приносят пользу. Они даже сочинили Оду Хлору.

В солях бесцветен, безопасен,

Полезен, безусловно, всем.

Становится совсем опасен,

Когда свободен он совсем:

Тогда удушлив и окрашен,

Он может стлаться по земле,

Известен каждому и страшен,

как первый газ среди ОВ.

И вот соседи предложили Хлору подружиться с жильцом издомик № 11, расположенным на той же улице- 3-периодной.- Натрием.

Хлор недолго думал и пошел на встречу. Встретившись, они пожали друг другу руки. Натрий, как всегда, зарделся от сильного окисления и образовал белые кристаллы, состоящие из мельчайших частичек хлорида натрия.

Так образовалось известная всем поваренная соль, которую мы добавляем в пищу, она, как установили специалисты, безвредна при правильном ее потреблении. При чрезмерном злоупотреблении поваренная соль — опасна.

Приложение № 2

Творческая часть Конкурса» Творчество и познание»

Тема: Вода

Безбрежная ширь океана

И тихая заводь пруда,

Каскад водопада и брызги фонтана,

А все это только…(вода)

В бирюзовой дали исчезая,

Лебедями плывут облака,

Вот туча идет грозовая,

А в сущности только…(вода)

Как пухом зимой одевает

Снег белый родные поля,

Но время придет- все растает

И будет простая…(вода)

Составим логарифм(это загадка, которую решают удалением букв или слогов к зашифрованному слову так, чтобы получилось новое слово.

Стих торжественно звучит,

Артист читает…

Прибавить можно букву м,

Тогда получим…

Если прибавим С,

Все превратится в…

К ней подставим букву В

И мы получим…

(Сода- мода- сода- вода)

Составим кроссворд на тему: Вода- источник жизни

«Вода- это живая кровь, без которой нет человека. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь»

По горизонтали:

4) Не конь, а бежит,

Не лес, а шумит. (Ручей)

5) Я не горю, я сжигаю

И воду вам я предлагаю

Пусть будет дождь, и снег, и град-

Я напоить природу рад. (Кислород)

8) Что за звездочки сквозные

На пальто и платке,

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь — вода в руке(Снежинки)

9) Как звон капели ты услышишь,

Так сразу ты ее увидишь:

Вниз головой она растет

И тонким носом слезы льет. (Сосульки)

11) Вода дистиллированная,

Чистейшая, на свете,

А вот водопроводная

Что представляет, дети?

(Смесь)

12) Вы со мной уже встречались.

Я космический скиталец,

Элементов прародитель

И отважный предводитель,

Я любитель кислорода-

Вместе с ним даю я воду (Водород)

15) Мы воду фильтруем, чтоб она была чище,

И перегонкой ее мы очистим.

Какой еще способ очистки воды

Сможешь назвать нам, ты? (Отстаивание)

16) В белом бархате деревня-

И заборы, и деревья.

А как ветер нападет

Этот бархат опадет. (Иней)

19) Рыбки дома радуют глаз,

Живя в этом доме у вас.

Этот стеклянный сосуд для рыб

Может быть, мал, и очень велик. (Аквариум)

20) «Отдыхаем — воду пьем,

Заседаем — воду льем,

Потому что без воды:

«И ни туды, и ни сюды»,-

Эту песню пел герой

В фильме «Волга-Волга».

Наш вопрос очень простой-

Кто же этот герой? (Водовоз)

22) Королева Англии объявила премию

Еще в веке 16 за изобретение

Способом дешевым опреснения воды…

Как звали королеву? Знаешь это, ты? (Елизавета Первая)

23) Как хорошо, что песок речной

Не реагирует с водой,

Иначе б реки и озера

Наполнились бы кислотой.

Какой же это неметалл?

В формулу песка, попал? (Кремний)

По вертикали:

1) Один из изотопов водорода

Дарит нам сверхтяжелую воду

Какой же это изотоп,

Нам сверхтяжелую воду дает? (Тритий)

2) Даже ежик заблудился,

Идя в гости, в нем,

Ведь ничего не видно

Сквозь него и днем. (Туман)

3) Чист и ясен как алмаз,

Но дорог не бывает

Он от матери рожден

И сам ее рождает (Лед)

6)Меня частенько просят, ждут,

А только покажусь-

Все прячутся, бегут. (Дождь)

7) Если в сосуд из этого металла

Мы обычную воду нальем,

Лечебных свойств вода примет немало

И мы «святой» ее назовем (Серебро).

9) Жил я посреди двора,

Где играет детвора,

Но от солнечных лучей

Превратился я в ручей. (Снеговик).

10) А ну, скорей снимите шляпу!

Я дочь космического папы

Я вездесуща и легка,-

Я лед, я пот, я облака,

Я иней, чай, бульон, туман,

Река, ручей и океан.

Когда мороз — я застываю(Вода).

13) Ca2+ и Mg2+- катионы эти

Многое решают для жизни на планете

Коль излишек их в воде,

То при стирке быть беде:

Качество тканей становиться хуже,

И мыла для стирки много ведь нужно.

Что же обуславливают катионы эти

Для воды, в любой точке на планете? (Жесткость)

14) На дворе — горой,

А, в избе — водой. (Снег)

17) Коль из чайника выкипает вода,

То испарение происходит

Для жидкости то не беда-

В состояние газа она переходит (Пар).

18) Цвета у этих катионов

Пленяют дивной красотой:

Один — пронзительно зеленый

Другой небесно-голубой,

А третий в желтизне неистов

Четвертый — цвета аметистов…

Раствор, а может быть кристалл

Их приютил и домом стал. («Аква»)

19) Бредешь по пустыне

И пить очень хочется,

И вот перед взором оазис встает.

Стремишься к нему,

А он удаляется

И ты никогда к нему не придешь.(Мираж)

21) Гулять в грозу, какой резон?

Подышим воздухом, дружище,

В природе, словно, стало чище,

И воду этим веществом

Взяв вместо хлора, мы очистим. (Озон)

Это вещество «двуликий Янус»- известное вам аллотропное видоизменение кислорода — Убийца всего живого, и в тоже время вещество, которое образуется в атмосфере и способствует жизни на Земле.

Гулять в грозу- какой резон?

Подышим воздухом, дружище.

В природе словно стало чище.

Повсюду в воздухе …(вставьте недостающее существительное).

Приведите уравнения химических реакций.

Назовите области практического применения вещества.

Приложение№ 4

Из творческих работ учащихся — участников заочного тура конкурса «Творчество и познание» (2012год). Назовите несуществующие органические соединения. По мнению учащихся к ним можно отнести: карбидофоры, левадофоры, используемые для лечения болезни Паркинсона. Они принадлежат к гормонам человека и млекопитающих. Известно, что в составе композиционных материалов содержится пуленепробиваемый кевлак. В настоящее время известны исследований, образуются новые вещества, наноматериалы. Биочипы (подложка с биоматериалами), биосенсоры, которые используются для анализа генномодифицированных пищевых добавок. Существуют специальные методы анализа и определения нанопористых фильтров, радиоиндикаторов(радионуклидов), диагностики и разработки методов разделения веществ, так например работают над их созданием ученые в Радиевом институте в Санкт-Петербурге, в Сибирском отделении РАН Института химической биологии и др. Невозможность получения их традиционными методами в органической химии связано с большой скоростью образования свободных радикалов. Поэтому ученые прибегают к механохимическим методам в работе с белками- желатином, казеином, альбумином, гемоглобином; с полиаминокислотами: полиаланином, полилейцином, поливалином и др. биоимплантаторы гемоглобина; блоксополимеры. Механизм для синтеза несуществующих веществ, представляет собой сложную технологическую схему. Он подобен сборке и самосборке, который рассматривается в наноматериалах: в фуллерене, турбуллене, графене и др., а также в генной инженерии. Следовательно, достижения современной неорганической, органической, физической, аналитической химии, биохимии являются предметом молекулярных исследований. Собранный материал активно используется при изучении раздела органической химии: «Биологически активные вещества» и представляет интерес для учащихся.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle