Проблема государственной итоговой аттестации в классах компенсирующего обучения | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, ноябрь 2013)

Дата публикации: 04.11.2013

Статья просмотрена: 256 раз

Библиографическое описание:

Шегаев, И. С. Проблема государственной итоговой аттестации в классах компенсирующего обучения / И. С. Шегаев. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 105-106. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4434/ (дата обращения: 26.04.2024).

В статье поднимается вопрос о возможности сдачи итоговой аттестации в определенном законом формате, учитывая, что среди прочих есть и «особые» классы так называемого компенсирующего обучения. Предлагаются пути решения данной проблемы.

Ключевые слова:Итоговая аттестация, ГИА, образовательное учреждение, основное общее образование, общеобразовательная школа.

Вопрос итоговой аттестации является, пожалуй, ключевым в системе образования, поскольку именно от этого результата (его успешности) будет зависеть все: степень усвоения учениками программы, продолжение обучения выпускника, оценка компетентности педагога и уровня образовательного учреждения (далее — ОУ).     К сожалению, назвать современные тенденции российского образования последовательными, логичными и продуманными (с учетом практики их применения) не представляется возможным. Проблема формы итоговой аттестации «спустилась» с полного общего образования на уровень основного общего. В данном случае речь идет о новом положении, согласно которому с 2014 года все выпускники 9-х классов общеобразовательных школ будут аттестованы исключительно в виде ГИА [3]. При этом будет существенно сокращен перечень сдаваемых предметов: из списка выпадут наиболее «удачные» (с точки зрения подготовки и степени сложности) — физическая культура и ОБЖ.

Актуальность проблемы заложена в объективный вопрос: что делать тем ученикам, которые в силу каких-либо обстоятельств не в состоянии успешно сдать ГИА≤ Как их низкие результаты повлияют на рейтинг ОУ и лично его директора, а также педагога, преподававшего курс≤          ГИА (государственная итоговая аттестация) — форма проведения итоговой аттестации после получения основного общего образования (9-го класса), представляющая собой тестирование из трех частей:

-                А-часть (с выбором единственно верного ответа);

-                В-часть (требует анализа, выявления причинно-следственной связи с выбором нескольких ответов);

-                С-часть (требует свободного ориентирования в курсе предмета).

Данный формат предполагает значительную степень подготовки ученика, которая, учитывая опыт проведения ГИА, должна начинаться за несколько лет до самого экзамена. Особого внимания заслуживают предметы социально-гуманитарного цикла, сложно укладывающиеся в рамки тестирования [1].

Актуальность поставленной проблемы элементарно также проследить на примере так называемых классов компенсирующего обучения (далее — ККО), созданных для детей, «испытывающих затруднения в освоении общеобразовательных программ», деятельность которых кроме того содержит «признаки социально-педагогической запущенности, а также слабо выраженные симптомы органической недостаточности или соматической ослабленности» [2].

Новый закон об образовании не дает ответа на главный вопрос: что делать с подобными учениками, которые не могут сдать экзамен в данном формате вообще≤

Статья 17 п. 4 и 5 устанавливают возможность условного перевода ученика на следующий год обучения с целью ликвидации задолженности. При желании родителей можно продолжить обучение в «иных формах» [2]. Изменение формы аттестации нормативно-правовой документ предусматривает в редких случаях:

-                   в отношении лиц, обучающихся в учреждениях закрытого типа;

-                   в отношении лиц, поведение которых считается девиантным;

-                   в отношении лиц, имеющих проблемы со здоровьем/законом [4].

Таким образом, складывается следующая ситуация: дети, учащиеся в классах компенсирующего обучения (до 2014 года) проходили программу, ориентированную, в конечном счете, на традиционный (билетный) вариант экзамена, так как в ином формате они экзамен просто не сдадут, делая (в большинстве случаев) выбор в пользу физической культуры и ОБЖ, наиболее «удобных» для сдачи в отношении подготовки. Учебные классы регулярно пополнялись (и до сих пор пополняются) детьми из различных ОУ, в том числе и с более низкой подготовкой. Результатом складывающейся ситуации является тот факт, что учебная аудитория представляет собой группу абсолютно разных по уровню подготовки, возрасту, УУД и психическому восприятию окружающего учеников, каждый из которых будет сдавать предметы, к которым он не готовился ни по форме, ни по содержанию, имея одинаковую со всеми (и с детьми из традиционных классов/профильных классов) степень сложности контрольно-измерительного материала.

Итого предсказуем: неудовлетворительный оценка работы самого ученика, и его педагога, очевидное снижения рейтинга ОУ (в плане показателя уровня аттестации) и применение определенных санкций к директору школы.

Выход из сложившейся ситуации видится автору во внесении нескольких изменений в закон об образовании в качестве поправок.

В частности необходимо, во-первых, расширить перечень категорий лиц, в отношении которых может быть изменен порядок сдачи итоговой аттестации. Требуется добавить в него лиц, учащихся в ККО, при этом именно за образовательным учреждением необходимо закрепить право выбора варианта аттестации на основе механизма самоуправления (с привлечением независимого эксперта).

Вторым изменением должно стать положение, согласно которому все средние учебные заведения могли бы принимать детей после 8-го класса, то есть на год раньше аттестации в школе. Таким образом, будет решен вопрос о прохождении определенной группы учеников неопределенной для них формы экзамена.

В результате для учеников ККО школа станет своеобразной образовательной платформой, последовательно передающей их в стены СУЗ для получения дальнейших навыков и работы.

Литература:

1.                 Кара-Мурза С. Г.: «Система ЕГЭ является контрпродуктивной» // Русская народная линия, 22.09.2011.

2.                 Приказ Министерства образования РФ от 08.09.1992 г. № 333 «Об утверждении примерного положения о классах компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.lexed.ru/doc.php≤id=4560# (дата обращения: 29.10.2013)

3.                 С 2014 года ГИА станет обязательной [Электронный ресурс]. — URL: http://amurpress.ru/index.php≤Itemid=69&catid=1:latest-news&id=11945:-2014-&option=com_content&view=article (дата обращения: 28.10.2013).

4.                 Федеральный закон Российской Федерации от 21 апреля 2011 года. № 69-ФЗ // Российская газета, 25.04.2011.

Основные термины (генерируются автоматически): итоговая аттестация, образовательное учреждение, отношение лиц, класс, компенсирующее обучение, основное общее образование, ребенок, физическая культура.

Похожие статьи

Теория и методология обучения физической культуре...

Основные задачи современной дидактики в области преподавания физической культуры

Общие закономерности обучения физической культуре, развития двигательных

Целевая направленность образования в сфере физической культуры с идеальной.

Система российского образования: проблема государственной...

Ключевые слова:система образования, образовательная организация, итоговая аттестация, единый государственный экзамен, ЕГЭ, ГИА, школа.

Основной причиной тому является неоднозначное отношение общества на всех его уровнях к принятому государством стандарту.

Система подготовки учащихся к итоговой аттестации

Цель: оптимизировать систему подготовки учащихся к итоговой аттестации в школе.

«Сильные стороны» учителя при подготовке к ОГЭ: профессионализм, эрудиция, культура

Стандарт — средство отбора педагогических кадров в учреждения образования.

Педагогические условия организации физического воспитания...

Общие принципы образования и воспитания дошкольников в области физической культуры.

организации деятельности образовательного учреждения (создание системы диагностики и объективного контроля здоровья ребенка; формирование у всех участников...

Организация занятий по физическому воспитанию школьников...

Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов.

Общая стратегия специальных медицинских групп – сформировать физическую культуру личности.

Критерий оценки физической подготовленности учащихся...

дополнительное образование, физическая культура, физическое воспитание, общая физическая подготовка, занятие

Методика обучения учащихся младших классов на уроках по... В результате этого необходимо учитывать основные положения общего учебного...

Промежуточная оценка метапредметных результатов обучения...

В статье представлен вариант организации оценки метапредметных результатов обучения по адаптированной основной образовательной программе начального общего образования для детей с ЗПР при проведении промежуточной аттестации.

Требования к современному уроку физической культуры...

Согласно содержанию общего образования, личностные результаты обеспечиваются через формирование базовых национальных ценностей; предметные — через формирование основных

Содержание УДД на уроке физической культуры зависит от:  этапа обучения

Применение мини-футбола в общеобразовательной школе как...

Учебный процесс по дисциплине «Физическая культура» для студентов заочного обучения. Развитие инклюзивного образования в России | Статья...

инклюзивное образование, общее образование, ребенок, инклюзивное общество, инклюзивный подход, образовательный...

Похожие статьи

Теория и методология обучения физической культуре...

Основные задачи современной дидактики в области преподавания физической культуры

Общие закономерности обучения физической культуре, развития двигательных

Целевая направленность образования в сфере физической культуры с идеальной.

Система российского образования: проблема государственной...

Ключевые слова:система образования, образовательная организация, итоговая аттестация, единый государственный экзамен, ЕГЭ, ГИА, школа.

Основной причиной тому является неоднозначное отношение общества на всех его уровнях к принятому государством стандарту.

Система подготовки учащихся к итоговой аттестации

Цель: оптимизировать систему подготовки учащихся к итоговой аттестации в школе.

«Сильные стороны» учителя при подготовке к ОГЭ: профессионализм, эрудиция, культура

Стандарт — средство отбора педагогических кадров в учреждения образования.

Педагогические условия организации физического воспитания...

Общие принципы образования и воспитания дошкольников в области физической культуры.

организации деятельности образовательного учреждения (создание системы диагностики и объективного контроля здоровья ребенка; формирование у всех участников...

Организация занятий по физическому воспитанию школьников...

Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов.

Общая стратегия специальных медицинских групп – сформировать физическую культуру личности.

Критерий оценки физической подготовленности учащихся...

дополнительное образование, физическая культура, физическое воспитание, общая физическая подготовка, занятие

Методика обучения учащихся младших классов на уроках по... В результате этого необходимо учитывать основные положения общего учебного...

Промежуточная оценка метапредметных результатов обучения...

В статье представлен вариант организации оценки метапредметных результатов обучения по адаптированной основной образовательной программе начального общего образования для детей с ЗПР при проведении промежуточной аттестации.

Требования к современному уроку физической культуры...

Согласно содержанию общего образования, личностные результаты обеспечиваются через формирование базовых национальных ценностей; предметные — через формирование основных

Содержание УДД на уроке физической культуры зависит от:  этапа обучения

Применение мини-футбола в общеобразовательной школе как...

Учебный процесс по дисциплине «Физическая культура» для студентов заочного обучения. Развитие инклюзивного образования в России | Статья...

инклюзивное образование, общее образование, ребенок, инклюзивное общество, инклюзивный подход, образовательный...