Библиографическое описание:

Андреянова С. Я., Добаров Н. К. Организация занятий по физическому воспитанию школьников, отнесённых к специальной медицинской группе // Молодой ученый. — 2016. — №7.3. — С. 4-6.



Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одной из самых перспективных систем ХХI века; и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников без ущерба для их здоровья; и качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

В данной разработке мы рассматривали подходы к организации главной составляющей образовательного процесса – урока, способам оценки его качества с точки зрения здоровьясбережения.

Актуальность данного исследования обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. Долгое время наше образование не уделяло должного внимания сохранению, укреплению и развитию здоровья, уходило от оценок влияния педагогического процесса на психическое состояние обучаемых, не рассматривало образовательные технологии с точки зрения здоровьесберегающей направленности. В лучшем случае все сводилось к спортивным мероприятиям и оздоровительному отдыху во время каникул. Практика обнажила: судя по статистике, лишь малая часть выпускников относятся к числу здоровых. Таким образом, каждому учителю необходимо учитывать, что присутствующий на уроке в обычной школе ребенок, как правило, не здоров.

Работая в школе 17 лет, проанализировав причины школьных болезней, мы пришли к выводу о необходимости решить эти проблемы в области здоровьесбережения комплексно. С этой целью мною была организована работа с учащимися, отнесёнными к специальной медицинской группе. Данная проблема особенно актуальна, поскольку на сегодняшний день практически отсутствует четкий узаконенный перечень заболеваний и патологических состояний, являющихся основанием для освобождения от занятий физической культурой или зачисления детей в специальные медицинские группы. Совместно со школьным врачом было произведено комплектование групп.

Общая стратегия специальных медицинских групп – сформировать физическую культуру личности.

Целью является качественное, максимально эффективное воздействие на определённые мышечные группы, на системы и функции организма при помощи комплекса лечебного воздействия.

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:

-укрепление здоровья занимающихся, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоническому физическому развитию, выработка устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды, снижение заболеваемости;

-овладение основами разнообразных жизненно важных движений;

-развитие координационных(точность воспроизведения и дифференцирования) и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы;

-формирование мотивационно- ценностного отношения к физической культуре, усвоение элементарных знаний о личной гигиене,режиме дня, о здоровом образе жизни, влияние физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательной активности;

-приобщение к самостоятельным занятиям, подвижным играм.

Основными средствами для решения данных задач явились:

  1. Общеразвивающие упражнения.
  2. Специальные упражнения.
  3. Упражнения для домашнего выполнения.
  4. Работа с родителями.
  5. Проведение занятий на открытом воздухе.

Для решения поставленных задач мы реализовали следующие условия:

- учебно-воспитательный процесс ведётся с учётом индивидуального подхода к каждому школьнику, двигательные действия подбираются в зависимости от уровня развития ребёнка, вида и тяжести заболевания. Продолжительность занятий, интенсивность и количество повторений двигательных действий также определяются индивидуальными способностями занимающихся, а также по мере усвоения ими этих действий;

- на уроках физической культуры используются современные здоровьесберегающие технологии: занятия на тренажерах, дыхательные упражнения, антистрессовая пластическая гимнастика, элементы танцев, подвижные игры;

- усилена образовательная направленность учебно — воспитательного процесса, используется вариативная часть учебного плана;

- формируется мотивация к физическому совершенствованию, укреплению собственного здоровья через систему самостоятельных занятий по физической культуре с использованием специальной тетради- пособия;

- уделяется внимание саморефлексии при овладении навыками физического самосовершенствования, ведению индивидуального дневника самоконтроля;

- школьники специальной медицинской группы обучаются здоровому образу жизни по индивидуальным программам;

- школьники могут выбрать физические упражнения по интересам, потребностям и мотивации(аэробика, игры), получить удовлетворение от занятий физической культурой, от улучшения физического развития и общего состояния;

- в режим дня школьников включены обязательные домашние упражнения;

- ведётся мониторинг педагогических, физиологических и социально-психологических показателей.

Ведущий принцип в работе с учащимися специальной медицинской группы- дифференцированный подход, дозирование нагрузок с учётом индивидуальных особенностей.

Считаю, что должная эффективность занятий может быть полностью обеспечена только при творческом использовании дидактических принципов:

принцип всесторонности основывается на физиологических положениях о взаимосвязи и взаимообусловленности функций и физических качеств и предусматривает гармоническое развитие организма;

принцип сознательности направлен на воспитание у занимающихся глубокого понимания роли и значения проводимых занятий в укреплении их ослабленного здоровья, а также повышение умственной работоспособности;

принцип постепенности предусматривает последовательное, но неуклонное увеличение сложности упражнений, переход от менее к более трудным;

принцип повторности основывается на физиологических данных о значении повторных воздействий для образования двигательного стереотипа навыка;

принцип индивидуализации предусматривает использование средств физической культуры, соответствующих состоянию здоровья, возрастно-половым, функционально-психологическим особенностям данного контингента школьников и доступных им.

Как видим, главным резервом здоровьесберегающей деятельности был и остается «Его величество»- урок, в котором сконцентрированы все проблемы современной школы, а разрешение их зависит от профессионализма учителя.

Целенаправленная и систематическая работа по реализации идей здоровьесбережения позволила достичь положительных результатов. Отмечается увеличение числа детей основной группы (2014г.-34 %, 2015г.-40,5 %), снижение количества учащихся с нарушением осанки (2014 г.-41 %,2015г.-31 %). Прослеживается положительная динамика по коррекции зрения.

Достигнутые результаты мотивируют на дальнейшую реализацию модели школы, содействующей укреплению здоровья. Считаем, что в работе по созданию в школе здоровьесберегающей среды необходимо обеспечивать системность, систематичность, комплексность мероприятий, осуществлять деятельностный и программно-целевой подходы. Дети в таких школах будут себя чувствовать лучше и комфортней, а, значит, станут и более успешными.

Путь, по которому надо идти, обозначен Всемирной организацией здравоохранения в девизе: «Инвестируя в здоровье, мы построим более безопасное будущее».

Литература:

  1. М. Д. Рипа, В. К. Велитченко, С. С. Волкова. Занятия физической культурой со школьниками, отнесёнными к СМГ. М.: Издательство «Просвещение», 1988г.
Основные термины (генерируются автоматически): специальной медицинской, занятий физической культурой, специальной медицинской группе, специальной медицинской группы, физической культуре, физической культуры, физическому воспитанию школьников, образовательные технологии, школьники специальной медицинской, точки зрения, Занятия физической культурой, принцип сознательности направлен, учащимися специальной медицинской, систему самостоятельных занятий, должная эффективность занятий, значения проводимых занятий, укреплению собственного здоровья, уроках физической культуры, технологическую основу здоровьесберегающей, гармоническому физическому развитию.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос