Библиографическое описание:

Мясникова М. С. Инновации в образовании: дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 149-151.

Дети с ограниченными возможностями здоровья согласно Федеральному закону «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья» получают образование на базе специальных образовательных учреждений или образовательных учреждений интегрированного типа. Однако, среди таких детей имеется отдельная группа лиц, кто не может посещать образовательное учреждение в силу ограничений по состоянию здоровья, и которая часто лишена возможности получить качественное образование. В связи с этим приоритетной задачей российской образовательной системы было и остаётся предоставление широким слоям населения эффективного, качественного и доступного образования.

В настоящее время в концепции модернизации российского образования заявлен принцип равного доступа молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания и состояния здоровья. Одним из направлений реализации данного требования является внедрение новых моделей содержания образования и его организации. Вследствие этого, с целью реализации поручения Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г. № Пр-988 (пункт «б») Министерством образования и науки РФ совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти осуществлялась подготовка предложений по организации дистанционного обучения детей — инвалидов. В частности рассматривалось предложение по оснащению мест их проживания необходимыми техническими средствами, в том числе обеспечивающими доступ к сети Интернет. По результатом проработки данного вопроса в программу реализации национального проекта «Образование» на 2009–2012 годы было включено мероприятие «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов». В настоящее время во многих субъектах Российской Федерации проводится работа по организации дистанционной формы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, которые по своему состоянию здоровья не могут систематически посещать образовательные учреждения и нуждаются в обучении на дому.

Ценность дистанционного образования детей с ограниченными возможностями здоровья заключается в том, что «дистант» -это порой единственная возможность реализовать себя, возможность быть успешным в жизни наравне со здоровыми сверстниками. Переход к новым аудиовизуальным, мультимедийным технологиям в обучении обеспечивает учащимся с тяжёлыми нарушениями развития равные возможности в обучении.

Развитие глобальных сетей создало принципиально новые условия для получения образования. Занимаясь с помощью компьютера, ребенок перестает быть инвалидом, ограниченным пространственными и временными рамками — у него появляется связь буквально со всем миром. Он может учиться, не выходя из дома, по индивидуальному расписанию и в удобном для себя темпе, что позволяет адаптировать учебный процесс к нуждам отдельного человека. Он может активно виртуально общаться с учителями и сверстниками в режиме он-лайн. Таким образом, посредством современных информационных и телекоммуникационных технологий происходит интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в общество.

Под дистанционным обучением понимается особая форма обучения, которая имеет место в случае территориальной удаленности обучающегося от педагога и при наличии особых технических средств коммуникации. На сегодняшний день дистанционное обучение детей-инвалидов можно считать одной из самых главных инноваций современной школы в Российской Федерации.

Внедрение дистанционного обучения как инновационной технологии выявило ряд преимуществ и проблем, требующих своего разрешения. К достоинствам дистанционной формы обучения детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития можно отнести доступ детей-инвалидов к образовательным и иным информационным ресурсам; социализация и интеграция детей с ОВЗ в общество; широкий охват аудитории обучающихся; учет индивидуальных особенностей детей; интерактивность обучения; пространственная и временная безграничность обучения; постоянное технологическое совершенствование (например, использование робототехники); качественное образование детей с ОВЗ; поддержка семьям детей-инвалидов.

Трудности в ходе реализации дистанционного обучения детей связаны с высокими материальными затратами на техническую основу обучения (обеспечение оборудованием, высокоскоростным интернетом); технологической готовностью участников образовательного процесса; готовностью участников образовательного процесса к коммуникации в сети; педагогической и методической готовностью педагогов; обеспечением технической поддержки и обслуживания каналов связи и комплектов оборудования.

Однако, не смотря на все те трудности, которые возникают в ходе реализации дистанционного обучения, необходимо помнить, что в системе образования дистанционное обучение отвечает важнейшему принципу гуманистичности, согласно которому никто не должен быть лишен возможности учиться по причине бедности, географической или временной изолированности, социальной незащищенности и невозможности посещать образовательные учреждения в силу физических недостатков. Гуманистический принцип дистанционного обучения означает направленность обучения и образовательного процесса к личности; создание максимально благоприятных условий для овладения обучающимися знаниями, для развития и проявления творческой индивидуальности, гражданских, нравственных и интеллектуальных качеств.

Основными направлениями деятельности по организации дистанционного обучения в субъекте российской Федерации являются создание центра дистанционного образования; подбор и подготовка педагогических работников, осуществляющих дистанционное обучение детей-инвалидов; подключение центров дистанционного образования и мест проживания детей-инвалидов и учителей к сети Интернет; обеспечение участников дистанционного образования комплектами компьютерной техники, цифрового учебного оборудования, оргтехники и программного обеспечения; оказание информационно-методической поддержки деятельности по организации дистанционного обучения детей-инвалидов (обучающие мероприятия, разработка учебно-методических материалов); обеспечение технической поддержки и обслуживания каналов связи и комплектов оборудования.

В Санкт-Петербурге, как и во многих других субъектах Российской Федерации, в 2009–2010 учебном году была открыта пилотная площадка для дистанционного образования детей-инвалидов на базе ГБОУ «Центр «Динамика», где реализуется очно- дистанционная модель обучения детей с ОВЗ. Часть деятельности учащихся сохраняется за очным индивидуальным обучением в школе (для детей, здоровье которых позволяет периодически посещать образовательное учреждение), другая часть — переносится в дистанционный режим on-line. Группа учащихся обучается по экспериментальному учебному плану с использованием программ, разработанных специалистами московской «i-школы» в обучающей оболочке MOODLE. С ними работают педагоги ГБОУ «Центр абилитации с индивидуальными формами обучения «Динамика»», прошедшие курсы повышения квалификации для учителей дистанционного обучения. Коррекционно-психологической службой сопровождения были разработаны «Общие рекомендации при дистанционном обучении детей с нарушениями ЦНС», которые позволили педагогам осуществлять индивидуальный подход к составлению индивидуального образовательного маршрута для каждого учащегося. Объем учебной нагрузки определяется индивидуально для каждого учащегося и зависит от уровня усвоения базового компонента основного общего образования, социальных запросов и не превышает предельно допустимую нагрузку базового учебного плана. Каждый учащийся имеет доступ к программе Skype, личную страницу на сайте Центра образования «Технологии обучения» http://iclass.home-edu.ru, а также электронную почту. С учетом потребностей обучающихся школа предоставляет дополнительные ресурсы для детей дистанционной формы обучения в виде занятий адаптивной физкультурой, музыки, занятий с психологом, логопедом, дефектологом, Монтессори-педагогом. А также участие детей дистанционного обучения в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий школы. Кроме этого, для учащихся дистанционной формы обучения предоставляется возможность пользования школьным транспортом.

Приведём пример индивидуального образовательного маршрута ученика начальной школы надомной формы обучения с использованием дистанционных технологий.

Таблица 1

Расписание индивидуальных занятий

Дни недели для проведения занятий очно/on-line

Курсы по основному образованию (всего 8 ч/нед)

Дополнительные курсы (ч/нед)

Дополнительные занятия

Понедельник: 4ч / - Среда: — / 2ч Пятница: 2ч / -

Русский язык (2 ч) Чтение (2 ч) Математика (3 ч) Окружающий мир (1 ч)

Музыка (1 ч) совместно с классом Монтессори-терапия (1 ч) Дефектолог (1 ч) Логопед (1 ч) ЛФК (2 ч)

Биссероплетение (1 р/нед) Занятие в школьной киностудии «6 кадров» (2 р/нед)

Опыт школы-центра «Динамика», заинтересованность детей с нарушениями в развитии и их родителей, а также постоянный рост количества учащихся позволяет сделать вывод об актуальности развития данных технологий. Достижения науки и прогрессивные технические изобретения сегодня реально могут быть использованы в деле социальной, психологической и педагогической помощи и поддержки людей, которые в этом нуждаются. Компетенция выпускников, обучавшихся по дистанционной модели, позволит им соответствовать требованиям современного общества и быть социально активными.

Литература:

1.                 Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов/ под общ.ред. М. Б. Лебедевой. СПб.: БХВ-Петербург, 2010.

2.                 Интернет-технологии-образованию/ под ред. В. Н. Васильева, Л. С. Лисицыной. СПб.: Питер, 2003.

3.                 Никитина Л. Н. Дистанционное обучение детей с множественными нарушениями развития. — СПб: НОУ «Институт специальной педагогики и психологии», 2012.

4.                 Педагогические технологии дистанционного обучения/ под ред. Е. С. Полат. М.: Академия, 2006.

5.                 Средства дистанционного обучения: методика, технология, инструментарий / под ред. З. О. Джалиашвили. СПб.: БХВ-Петербург, 2003.

6.                 Холодкова И. В. Организация дистанционного обучения на основе интеграции очных и дистанционных форм обучения//Информатика и образование. 2009.№ 1. С.87–88.

7.                 Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребёнок в семье и обществе. СПб., 2002.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle