Возможности использования технологий социальной работы при обучении использованию ИКТ людьми с ограниченными возможностями здоровья | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №27 (131) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 12.12.2016

Статья просмотрена: 407 раз

Библиографическое описание:

Завражнов В. В., Сметанина С. М. Возможности использования технологий социальной работы при обучении использованию ИКТ людьми с ограниченными возможностями здоровья // Молодой ученый. — 2016. — №27. — С. 753-755. — URL https://moluch.ru/archive/131/36675/ (дата обращения: 18.07.2018).



Проблема использования информационно-коммуникативных технологий людьми с ограниченными возможностями здоровья подавляющим большинством исследователей связывается с дистанционным обучением и инклюзивным образованием. Такая связь вполне объяснима тем, что в Российской Федерации на протяжении длительного времени решается проблема включения в образовательную среду детей с особыми потребностями. Решение данной проблемы потребовало разработки соответствующей теоретической базы, поэтому литературы, посвященной использованию информационно-коммуникативных технологий в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья достаточно много. При этом совокупность людей с ограниченными возможностями здоровья не исчерпывается только данной категорией. Так сегодня в Российской Федерации проживает около 13 млн. людей с ограниченными возможностями здоровья, что составляет 9,1 % от общей численности населения. У 60 % россиян старше 50 лет — серьезные проблемы со зрением, каждый пятый страдает глаукомой. Число инвалидов по зрению в России составляет до 500 тысяч человек, 20 % из них являются инвалидами с детства. От воспалительных заболеваний ежегодно нарушается зрение у 4 миллионов россиян. Из них, по данным из разных источников, до 1,5 млн. человек составляют дети. К основным причинам детской инвалидности относятся следующие: болезни нервной системы и органов чувств — около 50 % всех случаев; около 30 % психические заболевания; около 20 % врожденные аномалии развития [3].

Необходимость обучения людей с ограниченными возможностями здоровья использованию информационно-коммуникативных технологий обусловлена тем, что значительная их часть в силу зрелого возраста не имеет возможности участвовать в программе дистанционного обучения. Самообучение приемам использования информационно-коммуникативных технологий людьми с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 25 до 55 лет осложняется тем, что большинство пособий недостаточно учитывают индивидуальные потребности этой группы людей и не рассказывают о программных и аппаратных средствах, облегчающих применение информационно-коммуникативных технологий инвалидами. В то же время значительный объем действительно эффективных аппаратных и программных средств стоит достаточно дорого и недоступен для людей с ограниченными возможностями здоровья. Это касается, например, синтезаторов речи, которые могли бы помочь людям с ослабленным зрением в восприятии информации с монитора и чтении электронных книг.

Задача обучения людей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации закреплена в соответствующих нормативных документах. Так закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» констатирует необходимость беспрепятственного доступа людей с ограниченными возможностями здоровья к информационным ресурсам, а также устанавливает ответственность должностных лиц за уклонение от исполнения этих требований. Однако правоприменительная практика показывает, что люди с ограниченными возможностями здоровья сталкиваются с рядом трудностей, выражающихся в отсутствии системной и целостной политики в достижении целей развития информационного общества в Российской Федерации. Необходимость приобщения людей с ограниченными возможностями здоровья к использованию информационно-коммуникативных технологий определяется задачами развития электронного правительства, что отражено в стратегии развития информационного общества в России [1].

А. Е. Лысенко анализирует наиболее серьезные препятствия на пути людей с ограниченными возможностями здоровья в процессе овладения информационно-коммуникативными технологиями. Эти препятствия могут быть классифицированы по группам:

– во-первых, технологическая дискриминация, выражающаяся в недостаточном учете инженерами и разработчиками аппаратно-программных средств индивидуальных потребностей людей с ограниченными возможностями здоровья;

– во-вторых, информационная дискриминация, выражающаяся в наличии барьеров для инвалидов при доступе к информационным базам знаний;

– в-третьих, социальная дискриминация, выражающаяся в недостаточной готовности существующей системы образования к обучению людей с ограниченными возможностями здоровья [2].

Все вышеперечисленные барьеры приводят к тому, что люди с ограниченными возможностями здоровья зрелого и частично юношеского возраста оказываются предоставленными сами себе, поскольку системы их обучения использованию информационно-коммуникативных технологий в Российской Федерации практически не существует. В этих условиях немаловажное значение приобретает деятельность социальных работников и соответствующих социальных служб, которые могут принять на себя задачу обучения инвалидов современным информационным технологиям. Такая деятельность должна строиться с учетом категорий людей с ограниченными возможностями здоровья. Конкретными формами деятельности по обучению использованию информационно-коммуникативных технологий людьми с ограниченными возможностями здоровья являются консультативная и обучающая работа, участие в разработке программно-аппаратных средств, сотрудничество с органами власти по организации специально оснащенных классов для обучения людей с ограниченными возможностями здоровья.

Помощь незрячим и слабовидящим людям включает в себя информирование о соответствующих программных продуктах со специальными возможностями для инвалидов по зрению; сотрудничество с разработчиками программного обеспечения и Интернет-сайтов для соблюдения ГОСТ 52872–2007 «Требования доступности для инвалидов по зрению»; оснащение социальных служб соответствующими аппаратными средствами и компьютеризоваными рабочими местами.

Помощь инвалидам по слуху и слабослышащим людям включает информирование о системах текстового сопровождения аудиоинформации; оснащение такими системами социальных служб и учреждений культуры; обеспечение инвалидов соответствующими аппаратными средствами; внедрение электронных образовательных средств для обучения языку жестов.

Помощь инвалидам с нарушением опорно-двигательных функций включает информирование о наличии адаптированных периферийных устройств для обеспечения пользования компьютером; привлечение специалистов соответствующего профиля для установки и настройки таких устройств; участие в создании программных продуктов, позволяющих людям с ограниченными возможностями здоровья получить дистанционный доступ к знаниям, культурным ценностям, рекреационному потенциалу сети Интернет.

Помощь инвалидам с умственной отсталостью предполагает участие в разработке Интернет-ресурсов доступных для удовлетворения реабилитационных, обучающих и познавательных потребностей инвалидов с умственной отсталостью.

Общим для работы со всеми категориями инвалидов является участие социального работника в создании специализированных порталов, обеспечивающих возможность доступа людей с ограниченными возможностями здоровья к различным информационным ресурсам; консультирование по вопросам получения различных услуг, связанных с информационно-коммуникативными технологиями (подключение к сети Интернет, выбор провайдера и др.); поиск и внедрение современных образовательных технологий, облегчающих изучение возможностей информационно-коммуникативных технологий для людей с ограниченными возможностями.

Изучение возможностей использования технологий социальной работы при обучении использованию информационно-коммуникативных технологий людьми с ограниченными возможностями здоровья проводилось на базе ГБУ «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» г. Арзамаса, Нижегородской области. Методами исследования стали интервьюирование социальных работников Центра, в количестве 4 чел., непосредственно занятых в работе с инвалидами, а также наблюдение за процессом обучения.

Интервьюирование показало, что среди всех категорий людей с ограниченными возможностями здоровья наблюдается устойчивый интерес к использованию информационно-коммуникативных технологий. Этот интерес связан с возможностью получения различных социальных услуг без необходимости покидать жилище и простаивать в очереди, а также с богатыми возможностями общения, предоставляемыми сетью Интернет.

Индивидуальные особенности обучающихся накладывают отпечаток на предлагаемый учебный материал. Так при обучении инвалидов с умственной отсталостью особое внимание приходится уделять усвоению правил безопасной работы в сети Интернет. При работе с другими категориями инвалидов важное место отводится настройке рабочее места и аппаратно-программного комплекса (настройка мыши, смена разрешения экрана, подключение акустики). Позитивным моментом является то, что все сайты, предоставляющие услуги в электронном виде имеют версии для людей с нарушениями зрения.

Сложность при обучении людей с ограниченными возможностями здоровья использованию информационно-коммуникативных технологий представляет отсутствие единой образовательной программы, которая учитывала бы все специфические особенности людей с ограниченными возможностями здоровья.

Важным направлением в социальной работе с инвалидами по приобщению их к информационно-коммуникативным технологиям могла бы стать организация занятий для людей, перенесших инсульт. Компьютеризированное обучение является эффективным средством их социальной реабилитации, за счет расширения возможностей в получении информации и доступе к различным организациям. В то же время компьютеризированная деятельность людей, перенесших инсульт, может рассматриваться как один из видов упражнений по восстановлению мелкой моторики и координации движений.

Наблюдение за людьми с ограниченными возможностями также выявило их высокую заинтересованность в овладении информационно-коммуникативными технологиями. Особый интерес представляют средства общения (электронная почта, социальные сети, Skype). Уровень усвоения материала обучающимися различен и зависит от особенностей познавательной сферы и характера ограничений здоровья. Главной сложностью является отсутствие помощи со стороны родственников в овладении информационно-коммуникативными технологиями за пределами Центра.

Литература:

  1. Аймалетдинов, Т. А. Инновационные возможности Интернет-технологий в социальной адаптации инвалидов / Т. А. Аймалетдинов, Л. И. Любимова // Социология медицины. — 2012. — № 1. — С.51–55
  2. Лысенко, А. Е. Взгляд на развитие информационного общества, основанного на равных возможностях / А. Е. Лысенко // Информационное общество. — 2010. № 1. — С.32–40
  3. Мухаметзянов, И. Ш. Рабочее место инвалида во взаимодействии с персональным компьютером / И. Ш. Мухаметзянов, А. В. Мочалов // Казанский педагогический журнал. — 2012. — № 3(93). — С.141–150
Основные термины (генерируются автоматически): ограниченная возможность здоровья, Российская Федерация, технология людьми, инвалид, обучение людей, умственная отсталость, дистанционное обучение, информационное общество, социальная работа, Россия.


Похожие статьи

Научный обзор вопроса детской инвалидности как...

В работе рассмотрены вопросы инвалидности как медико-социальной проблемы в Российской Федерации.

Удельный вес случаев умственной отсталости среди детей-инвалидов от возрастных матерей в 2–3 раза превышает аналогичный показатель в...

Инновации в образовании: дистанционное обучение детей...

дистанционное обучение, Российская Федерация, ограниченная возможность здоровья, состояние здоровья, дистанционное обучение детей, образовательный процесс, образовательное учреждение...

Возможности социальной поддержки безработных людей...

Для защиты прав людей с ограниченными возможностями в сфере трудоустройства применяются нормы Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Использование образовательных технологий в работе с детьми...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с умственно отсталыми детьми

Ребенок с умственной отсталостью, как и нормальный ребёнок, растёт и развивается, но

Основной целью воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья...

О новой форме организации дистанционного предметного...

АООП для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) учитывают особенности психофизического развития детей, их

Обучение осуществляется с помощью образовательной технологии «Белгородская дистанционная образовательная оболочка».

Анализ интернет-ресурсов для дистанционного обучения детей...

Ключевые слова: дистанционное обучение, дети с ограниченными возможностями здоровья, Интернет. Ограниченность социальных возможностей инвалидов препятствует вхождению этой категории граждан в качестве полноценных участников гражданского...

Развитие инклюзивного образования в России | Статья в журнале...

Человек как социальное существо нуждается в образовании. В познании себя, других людей и всего мира.

В 2012 году вводятся поправки в Закон «Об образовании в Российской Федерации», связанные инклюзивным обучением детей с ОВЗ.

Основы нормативно-правового регулирования прав детей...

возможность, Российская Федерация, социальная защита людей, ребенок, социальная защита, социальная помощь, Россия, полноценная жизнь, трудовая деятельность, Европейская конвенция.

Специфика деятельности социального работника при обучении...

Обучение пожилых людей компьютерной грамотности является в настоящее время одним из наиболее перспективных направлений социальной политики Российской Федерации. Его возникновение связано с государственной программой «Информационное общество»...

Научный обзор вопроса детской инвалидности как...

В работе рассмотрены вопросы инвалидности как медико-социальной проблемы в Российской Федерации.

Удельный вес случаев умственной отсталости среди детей-инвалидов от возрастных матерей в 2–3 раза превышает аналогичный показатель в...

Инновации в образовании: дистанционное обучение детей...

дистанционное обучение, Российская Федерация, ограниченная возможность здоровья, состояние здоровья, дистанционное обучение детей, образовательный процесс, образовательное учреждение...

Возможности социальной поддержки безработных людей...

Для защиты прав людей с ограниченными возможностями в сфере трудоустройства применяются нормы Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Использование образовательных технологий в работе с детьми...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с умственно отсталыми детьми

Ребенок с умственной отсталостью, как и нормальный ребёнок, растёт и развивается, но

Основной целью воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья...

О новой форме организации дистанционного предметного...

АООП для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) учитывают особенности психофизического развития детей, их

Обучение осуществляется с помощью образовательной технологии «Белгородская дистанционная образовательная оболочка».

Анализ интернет-ресурсов для дистанционного обучения детей...

Ключевые слова: дистанционное обучение, дети с ограниченными возможностями здоровья, Интернет. Ограниченность социальных возможностей инвалидов препятствует вхождению этой категории граждан в качестве полноценных участников гражданского...

Развитие инклюзивного образования в России | Статья в журнале...

Человек как социальное существо нуждается в образовании. В познании себя, других людей и всего мира.

В 2012 году вводятся поправки в Закон «Об образовании в Российской Федерации», связанные инклюзивным обучением детей с ОВЗ.

Основы нормативно-правового регулирования прав детей...

возможность, Российская Федерация, социальная защита людей, ребенок, социальная защита, социальная помощь, Россия, полноценная жизнь, трудовая деятельность, Европейская конвенция.

Специфика деятельности социального работника при обучении...

Обучение пожилых людей компьютерной грамотности является в настоящее время одним из наиболее перспективных направлений социальной политики Российской Федерации. Его возникновение связано с государственной программой «Информационное общество»...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Научный обзор вопроса детской инвалидности как...

В работе рассмотрены вопросы инвалидности как медико-социальной проблемы в Российской Федерации.

Удельный вес случаев умственной отсталости среди детей-инвалидов от возрастных матерей в 2–3 раза превышает аналогичный показатель в...

Инновации в образовании: дистанционное обучение детей...

дистанционное обучение, Российская Федерация, ограниченная возможность здоровья, состояние здоровья, дистанционное обучение детей, образовательный процесс, образовательное учреждение...

Возможности социальной поддержки безработных людей...

Для защиты прав людей с ограниченными возможностями в сфере трудоустройства применяются нормы Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Использование образовательных технологий в работе с детьми...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с умственно отсталыми детьми

Ребенок с умственной отсталостью, как и нормальный ребёнок, растёт и развивается, но

Основной целью воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья...

О новой форме организации дистанционного предметного...

АООП для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) учитывают особенности психофизического развития детей, их

Обучение осуществляется с помощью образовательной технологии «Белгородская дистанционная образовательная оболочка».

Анализ интернет-ресурсов для дистанционного обучения детей...

Ключевые слова: дистанционное обучение, дети с ограниченными возможностями здоровья, Интернет. Ограниченность социальных возможностей инвалидов препятствует вхождению этой категории граждан в качестве полноценных участников гражданского...

Развитие инклюзивного образования в России | Статья в журнале...

Человек как социальное существо нуждается в образовании. В познании себя, других людей и всего мира.

В 2012 году вводятся поправки в Закон «Об образовании в Российской Федерации», связанные инклюзивным обучением детей с ОВЗ.

Основы нормативно-правового регулирования прав детей...

возможность, Российская Федерация, социальная защита людей, ребенок, социальная защита, социальная помощь, Россия, полноценная жизнь, трудовая деятельность, Европейская конвенция.

Специфика деятельности социального работника при обучении...

Обучение пожилых людей компьютерной грамотности является в настоящее время одним из наиболее перспективных направлений социальной политики Российской Федерации. Его возникновение связано с государственной программой «Информационное общество»...

Научный обзор вопроса детской инвалидности как...

В работе рассмотрены вопросы инвалидности как медико-социальной проблемы в Российской Федерации.

Удельный вес случаев умственной отсталости среди детей-инвалидов от возрастных матерей в 2–3 раза превышает аналогичный показатель в...

Инновации в образовании: дистанционное обучение детей...

дистанционное обучение, Российская Федерация, ограниченная возможность здоровья, состояние здоровья, дистанционное обучение детей, образовательный процесс, образовательное учреждение...

Возможности социальной поддержки безработных людей...

Для защиты прав людей с ограниченными возможностями в сфере трудоустройства применяются нормы Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Использование образовательных технологий в работе с детьми...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с умственно отсталыми детьми

Ребенок с умственной отсталостью, как и нормальный ребёнок, растёт и развивается, но

Основной целью воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья...

О новой форме организации дистанционного предметного...

АООП для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) учитывают особенности психофизического развития детей, их

Обучение осуществляется с помощью образовательной технологии «Белгородская дистанционная образовательная оболочка».

Анализ интернет-ресурсов для дистанционного обучения детей...

Ключевые слова: дистанционное обучение, дети с ограниченными возможностями здоровья, Интернет. Ограниченность социальных возможностей инвалидов препятствует вхождению этой категории граждан в качестве полноценных участников гражданского...

Развитие инклюзивного образования в России | Статья в журнале...

Человек как социальное существо нуждается в образовании. В познании себя, других людей и всего мира.

В 2012 году вводятся поправки в Закон «Об образовании в Российской Федерации», связанные инклюзивным обучением детей с ОВЗ.

Основы нормативно-правового регулирования прав детей...

возможность, Российская Федерация, социальная защита людей, ребенок, социальная защита, социальная помощь, Россия, полноценная жизнь, трудовая деятельность, Европейская конвенция.

Специфика деятельности социального работника при обучении...

Обучение пожилых людей компьютерной грамотности является в настоящее время одним из наиболее перспективных направлений социальной политики Российской Федерации. Его возникновение связано с государственной программой «Информационное общество»...

Задать вопрос