Библиографическое описание:

Бибик И. А. Инструментарий конкурентоспособного преподавателя в подготовке компетентного специалиста в неязыковом вузе [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 181-183.

The article is about some efficient tools (Internet Technologies) in teaching students of non-linguistic Institutes, which can help the users to develop competitiveness and information and communication competence. In this connection these tools are very useful both for students and teachers.

Keywords:competitiveness, information and communication competence,tools, Internet Technologies.

Вхождение России в европейское образовательное пространство, прошедшие переговоры Минобрнауки России с руководством профильного министерства и ведущих вузов Гонконга (2013г.), а также ряд других мероприятий, направленных на активизацию образовательного сотрудничества и обмен лучшими практиками в области высшего образования, служат импульсом для повышения уровня конкурентоспособности российских вузов и становления, как конкурентоспособных преподавателей вуза, так и конкурентоспособных, компетентных специалистов.

Конкурентоспособность на современном рынке труда во многом зависит от готовности к многофункциональной и все более усложняющейся деятельности человека, от обладания профессионалом «интегральными характеристиками конкурентоспособной личности» (Л. М. Митина): направленностью, гибкостью (эмоциональной, поведенческой, интеллектуальной), компетентностью, от готовности участвовать в профессиональных конкурсах.

Говоря о конкурентоспособности преподавателя высшей школы, имеется в виду позитивная конкурентоспособность, которая проявляется в сотрудничестве, во взаимообогащающем диалоге, в адекватном выборе инновационной технологии «здесь и сейчас», в нахождении «индивидуального стиля деятельности» (В. С. Мерлин), в готовности к «самопрезентации» (Н. В. Тамарская), в «самоконкуренции» (Ю. В. Андреева), в «честной конкуренции» (П. Сорокин) по всем видам профессиональной деятельности, при которой «равные соперники напряжением своей творческой энергии становятся более конкурентоспособными» (Н. И. Пирогов).

Таким образом, конкурентоспособный преподаватель вуза — это специалист, обладающий умениями и качествами, свойственными конкурентоспособной личности профессионала; ориентированный на профессиональные ценности, основой которых является определенный «нравственный фундамент» (И. П. Саратцева) — интеллигентность; способный находить «динамический баланс» (Т. А. Коробкова, П. В. Скулов) между данными компонентами и потребностями потребителей образовательных услуг — студентов. Для преподавателя такого уровня, представляющего собой ретранслятор профессионально-личностных качеств и способов деятельности (В. И. Андреев) для будущего конкурентоспособного, компетентного специалиста, характерной особенностью является способность достигать поставленные цели в разных, быстро меняющихся образовательных ситуациях за счёт владения методами решения большого класса профессиональных задач средствами современного инструментария.

К инструментарию (инструментам/tools) 21 века в зарубежной литературе в большинстве своем относят Интерет-технологии. Tools don`t teach but they can change the way we teach. Инструментарий/инструменты не обучают, они могут изменить способ обучения.

В педагогической деятельности преподавателя неязыкового вуза под инструментарием будем понимать современные инновационные Интернет-технологии (ИКТ), служащие для повышения уровня информационно-коммуникационной компетентности как одной из ведущих в подготовке конкурентоспособного, компетентного специалиста.

В контексте обсуждаемого вопроса умение общаться на иностранном языке не только при личной встрече, но и посредством всевозможных сервисов и служб сети Интернет является важным показателем уровня сформированности информационно-коммуникационной компетентности конкурентоспособного специалиста.

Это связано с тем, что в современных условиях конкуренции будущий профессионально-личностный успех специалиста, позиционирующего свои интересы и представляющего себя,напрямую зависит от выстраивания им профессиональных отношений средствами Интернет-ресурсов.

Под ИКТ в методике обучения иностранным языкам следует понимать совокупность форм, методов, способов, приёмов обучения иностранному языку с использованием ресурсов сети Интернет и социальных сервисов.

К таким социальным сервисам относят следующие: блог, подкаст, Твиттер, и другое.

В связи с этим в 2010–2011 учебном году преподаватели кафедры иностранных языков Амурской ГМА внедрили информационно-коммуникационные технологии в учебный процесс на лечебном и педиатрическом факультетах.

На основе анкетирования нами был проведён анализ осведомлённости студентов об Интернет-технологиях и социальных сервисах и анализ отношения студентов (1 и 2 курсов) Амурской ГМА к ИКТ как к средству обучения иностранному языку.

В исследовании приняло участие 236 студентов-медиков. По результатам опроса удалось выяснить, что 98 % респондентов являются активными пользователями Интернета и выходят в сеть ежедневно. 85 % опрошенных студентов положительно отнеслись к идее изучения иностранного языка посредством Интернет-технологий и нашли её интересной и актуальной. В результате обработки данных исследования выяснилось, что более 60 % студентов никогда не пользовались и не имеют представления о том, что такое Twitter, Podcast, Glogster.

При этом любопытным и полезным для нас оказалось, что большинство из респондентов выходят в сеть для общения и поиска учебной информации в социальных сетях Интернет.

По степени популярности среди студентов Амурской ГМА социальные сети и блоги расположились в следующем порядке: Одноклассники (45 %), ВКонтакте, Мой мир, Facebook, В кругу друзей, Мир тесен, LiveJournal (ЖЖ).

Подавляющее большинство студентов чётко представляли что такое блог. 20 % читали блоги звёзд шоу бизнеса и кино. 32 % вели свои блоги на русском языке.

В связи с этим для формирования информационно-коммуникационной компетентности конкурентоспособного специалиста целесообразно было начать процесс интеграции ИКТ в учебный процесс именно с социального сервиса блогов.

Опытно-экспериментальная работа с использованием блогов на кафедре иностранных языков проходила в несколько этапов.

Целью первого этапа стало знакомство студентов 1 и 2 курсов с особенностями использования блог-технологий в процессе обучения иностранным языкам. На втором этапе преподаватели продемонстрировали блоги и их возможности (www.BLAGOVESCHENSK2011.blogspot.com, www.1year-project.blogspot.com).

Затем, например, студентам 2 курса было предложено поучаствовать в Интернет-проекте «Нобелевские лауреаты США в области физиологии и медицины» (“USA Nobel Laureates in Medicine”).

Студенты получили первое практическое задание создать свой блог на платформе www. blogspot.com, выбрать дизайн блога, загрузить информацию о Нобелевском лауреате.

В дальнейшем студенты делали гиперссылки, вставляли мультимедийные объекты (изображения, видео, аудиофайлы) о своих лауреатах, загружали сообщения. На своих страничках в блогах они отвечали на вопросы однокурсников и преподавателей, а также оставляли комментарии к публикациям своих однокурсников на английском языке.

Каждую неделю преподаватели кафедры давали новые задания.

Стоит отметить, что преподавателями кафедры иностранных языков был разработан свод правил, касающихся соблюдения сетевого этикета, языковых норм, грамматической и стилистической корректности, регулярности чтения и комментирования, обновляемости информации на блогах студентов.

Для выявления уровня конкурентоспособности, информационно-коммуникационной компетентности студентов-блогеров 2 курса на данной ступени их профессионального становления был проведен конкурс «Самый активный блогер» по разработанным заранее критериям. Вкачествекритериевучастиявконкурсебыливыделеныследующие: 1) interesting facts about the chosen Noble laureate (from the USA); 2) You Tube films about the chosen Noble laureate (from the USA); 3) photo(s) of the chosen Noble laureate (from the USA); 4) your photo(s); 5) a short story about yourself (-ves); 6) a film about yourself (-ves); 7) quantity of your comments on the other participants blogs, photos, films etc.

На заключительном этапе был подведен итог конкурса. Студенты проанализировали свою работу и работу своих однокурсников. Совместно с преподавателями студенты определили задачи по самопрезентации, последующего освоения Интернет-технологий и дальнейшего самосовершенствования по вопросам позитивной конкурентоспособности и информационно-коммуникационной компетентности.

На этом же этапе было проведено анкетирование студентов-медиков с целью определения отношения участников проекта к блогам.

С помощью опроса удалось выяснить, что среди достоинств использования блогов респонденты выделяют следующее: а) возможность проявить себя; б) поделиться своими мыслями и впечатлениями о ходе работы с другими участниками проекта; в) научиться пользоваться службами Интернета; г) узнать какую информацию нашли одногруппники; д) получить комментарии от однокурсников и преподавателей о своей работе и о ценности найденного материала; е) узнать много нового по теме; ж) расширить словарный запас; з) накопить и обработать материал.

В целом, студенты отметили повышение уровня осведомлённости в области ИКТ и проявили желание осваивать новые Интернет-технологии в новом учебном году.

Таким образом, логичным стала апробация другого Интернет-проекта. И в 2011–2012 учебном году в рамках недели языка был запущен проект с использованием социальной сети “Facebook”.

Студенты выполнили следующие задания:

1.      Просмотрели фильм об основателе социальной сети “Facebook”.

2.      Зарегистрировались в социальной сети “Facebook”.

3.      Нашли и подписались под англоязычные медицинские on-line журналы и масс-медиа источники, такие как BBC, CNN и др.

В результате такой работы у студентов появилась возможность отслеживать интересующие их статьи по научным медицинским проблемам в ленте активности на своей страничке в “Facebook” в режиме нон-стоп через телефоны, модемы операторов сотовой связи, стационарные компьютеры.

Затем участники проекта написали аннотации к понравившимся им статьям из медицинских журналов на английском языке.

В течение 2012–2013 учебного года в работу с социальной сетью “Facebook” включилось 129 студентов 1–2 курсов Амурской ГМА.

Необходимо подчеркнуть, что формирование информационно-коммуникационной компетентности будущего конкурентоспособного специалиста — сложный и длительный процесс. Для преподавателей и студентов он сопряжён с рядом трудностей, связанных со следующим: 1) недостатком знаний о существующих технологиях в сети Интернет, 2) отсутствием умений пользоваться этими технологиями, 3) незнанием методики использования данных технологий в процессе обучения иностранным языкам в неязыковом вузе, 4) психологической неготовностью, как студентов, так и преподавателей к кардинально новым формам и методам при обучении иностранным языкам.

При этом следует сделать вывод, что обладая такими дидактическими свойствами, как простота использования и доступность, эффективность организации информационного пространства, интерактивность и мультимедийность блоги и другие социальные сети могут служить интерактивной платформой для реализации методических, педагогических и образовательных целей в подготовке конкурентоспособного, компетентного специалиста, а также для повышении уровня конкурентоспособности самих преподавателей.

Литература:

1.                  Андреев, В. И. Конкурентология. Учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности / В. И. Андреев. — Казань: Центр инновац. технологий, 2004. — 468 с.

2.                  Митина, Л. М. Психология развития конкурентоспособной личности / Л. М. Митина. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. — 400 с.

3.                  Титова, С. В. Ресурсы и службы Интернета в преподавании иностранных языков / С. В. Титова. — М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2003.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle