Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Гущина, Е. А. Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников / Е. А. Гущина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2013. — С. 36-38. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/71/4020/ (дата обращения: 26.04.2024).

Общение является одним из основных условий развития ребёнка, важнейшим компонентом формирования его личности, ведущим видом человеческой деятельности, направленным на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

Современные дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. У ребенка лучший друг — это телевизор или компьютер, а любимое занятие — просмотр мультиков или компьютерные игры. Для многих детей все труднее становится нормально взаимодействовать с другими.

Например, по результатам диагностики:

У 70 % детей старшего дошкольного возраста отмечаются трудности в коммуникативной сфере.

80 % детей этой категории имеют нарушение эмоционально-волевой сферы: проявляется тревожность, повышенная обидчивость, увеличивается количество страхов, отмечается повышенная возбудимость, чрезмерная чувствительность к внешним раздражителям или напротив вялость, пассивность, двигательная расторможенность.

Для 40 % характерен низкий уровень развития познавательных процессов

Наблюдения за повседневной деятельностью детей, за их общением показывают, что в детских коллективах присутствует достаточно высокая напряженность и конфликтность. Ребята, не имеющие навыков конструктивного общения с ровесниками, часто становятся причиной ссор, конфликтов в детском коллективе. Все это позволяет говорить о необходимости выстраивания специально организованной работы по формированию коммуникативных навыков и развитию социальных умений общения.

Из обязательного минимального содержания образовательной программы, реализуемой дошкольным образовательным учреждением (ДОУ), коммуникативная компетентность дошкольника включает распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих,умение выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами.

Кроме того, к старшему дошкольному возрасту ребенок уже должен овладеть коммуникативными навыками. Эту группу навыков составляют общеизвестные умения.

-    сотрудничать;

-    слушать и слышать;

-        воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию;

-        говорить самому.

Но практическая работа показывает, что в связи с реализацией других направлений общеобразовательной программы ДОУ, целенаправленное формирование коммуникативных умений у дошкольников часто остается за пределами внимания. Вместе с тем представления о практических методах и приемах работы по данной проблеме были и до сих пор остаются нечеткими, неконкретными и основываются на педагогической интуиции. Дефицит времени на занятиях приводит к тому, что вопросы педагогов предполагают односложные ответы детей, недостаточно часто создаются ситуации для взаимодействия и диалога.

Опыт социального поведения ребенок может накопить и усвоить, не только получая теоретические знания, которые ему дают родители и педагоги, а, скорее всего, в практической деятельности. Большое значение для усвоения норм в дошкольном возрасте имеет игра. В игре у детей закрепляются навыки социального поведения, они учатся самостоятельно выходить из конфликтных ситуаций, формируются морально — нравственные навыки, такие как отзывчивость, терпимость, дружелюбие, взаимопомощи и др., а также игра является и действенным средством формирования у дошкольников навыков общения.

Опираясь на это, мною был разработан проект «Вместе весело живем», который включает в себя систему коррекционно-развивающих игр по развитию коммуникативности детей старшего дошкольного возраста.

Цель: развитие и коррекция коммуникативной сферы у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность.

Задачи:

-          Способствовать самопознанию ребенка, помогать ему осознавать свои характерные особенности и предпочтения

-          Развивать навыки социального поведения, чувство принадлежности к группе

-          Помогать ребенку прожить определенное эмоциональное состояние; объяснить, что оно означает, и дать ему словесное обозначение

-          Учить ребенка выражать свои эмоции

-          Вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения; корректировать его нежелательные черты характера и поведения

-          Развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения

В основу этой программы легли занятия О. Хухлаевой «Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников», дополнена упражнениями, взятыми из книги К. Фоппеля “Как научить детей сотрудничать”, авторскими разработками.

Цикл занятий рассчитан на учебный год и состоит из следующих блоков:

Месяц

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

 

Игры, на сплочение группы

Игры, направленные на снижение агрессивности, умение владеть своими эмоциями

Разыгрывание психологических этюдов

Подвижные игры с правилами

Месяц

Февраль

Март

Апрель

Май

 

Игры, направленные на сотрудничество

Командные игры

Игры на проявление лидерских качеств

Игры познавательные

Игры проводятся с группой детей не более 12человек, их продолжительность составляет 25–30минут, один раз в неделю. Занятия проводятся в музыкальном или физкультурном зале, в котором участники могут свободно располагаться и передвигаться. В начале занятия используется ритуальная игра для настроя детей, в конце — релаксационное упражнение. Подвижные игры чередуются со спокойными, малоподвижными. Проведение игр включает работу по изменению мотивационной стороны общения: повышение собственной активности у детей, формирование адекватности эмоциональных реакций и оценок, как себя, так и других, изменение личностной позиции в процессе общения.

При проведении игр и упражнений необходимо:

-          Продумывать не только содержание инструкции, но и форму ее подачи

-          Воздействовать с помощью интонационно-выразительной окрашенности речи

-          Прогнозировать возможные реакции детей на предлагаемые правила и условия

-          Помнить, что каждый ребенок имеет свои коммуникативные права: на систему ценностей, на ответственность, на достоинство и уважение этого достоинства, на индивидуальность и своеобразие, на собственные мысли, на отстаивание своих прав

Включать игры в педагогический процесс рекомендуется ежедневно, поэтому на наших занятиях дети знакомятся с правилами игры, играют в нее, после проведения игры анализируют и обсуждают полученный ими опыт. Затем эта игра проводятся воспитателями в группе и на прогулках в течение недели.

Систематически вовлекая детей в обсуждение межличностных конфликтов, поощряю их попытки разрешать конфликт без применения силы, а с помощью высказываний своих мыслей и чувств. Для анализа поведения конфликтовавших детей использую аналогичное поведение сказочных персонажей; привлекая в совместные игры разных детей, создаю ситуацию успеха для каждого ребенка.

Проведение подобных игр с детьми способствует развитию их “эмоционального интеллекта”, помогает педагогу создать в группе, классе дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом и со взрослым, облегчая тем самым процесс совместного обучения.

Цикл занятий помогает формировать у дошкольников умения принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавая свои и чужие недостатки; помогает осознать свои чувства, причины поведения. Играя, дети получают опыт находить силы внутри себя даже в самой сложной ситуации.

Понимая, что работа по данной теме не мыслима без тесного взаимодействия педагогов и родителей использую разнообразные традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями, имеется богатый информационный материал, разработала рекомендации для родителей с целью:

-          совершенствования собственных умений межличностного общения;

-          формирования гуманных отношений с детьми в процессе общения и совершенствования умений общения у детей;

-           «шпаргалка для взрослых» или правила работы с проблемными детьми (гиперактивными, агрессивными, тревожными).

Таким образом, внимание родителей привлечено к совместному решению проблемы и совершенствованию коммуникативных умений самих взрослых.

Анализируя результаты работы по проекту, можно сделать вывод, что проведение коррекционно-развивающих игр позволяет ребенку реализовать свои творческие возможности, в игровой форме развивает речь, коммуникативные умения, способствует положительному эмоциональному настрою детей, позволяет продуктивно решать коррекционно-развивающие задачи.

Литература:

1.                          Крюкова С. В., Слободняк Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. — М., 2006.

2.                          Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. — Екатеринбург, 2004.

3.                          Панфилова М. А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. — М., 2005.

4.                          Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. — М., 2006.

5.                          Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3–9 лет: психологические игры, упражнения, сказки. — М., 2006.

6.                          Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е., Первушина И. М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. — М., 2007.

7.                          Чижова С. Ю., Калинина О. В. Детская агрессивность: 100 ответов на родительские «почему?». — Ярославль, 2001.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, старший дошкольный возраст, коммуникативная сфера, навык, проведение игр, процесс общения, социальное поведение, умение, цикл занятий.

Похожие статьи

Дидактическая игра как средство формирования... | Молодой ученый

В процессе коммуникативных навыков старший дошкольный возраст играет важную роль, поскольку именно в данный возрастной период дети: активно начинают ориентироваться во взаимоотношениях людей, интенсивно накапливают первый опыт взаимодействия...

Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие коммуникативных...

Ключевые слова: коммуникативные навыки, игра, дидактическая игра, условия. дидактическая игра, ребенок, старший дошкольный возраст, игра, сверстник, умение, навык, совместная деятельность, дошкольный возраст...

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного...

дети старшего дошкольного возраста, социально-коммуникативное развитие, ответственность.

межличностное общение, старший дошкольный возраст, ребенок, сверстник, школьное обучение, взрослый, дошкольник, общение, умение.

Развитие навыков общения и взаимодействия со сверстниками...

Развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста является одним из главных аспектов в процессе их социальной адаптации в окружающем мире.

Психологические особенности общения детей старшего...

Развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста является одним из главных аспектов в процессе их социальной адаптации в окружающем мире.

Сюжетно-ролевая игра как средство социального развития детей...

игра, дошкольный возраст, детство, социальное развитие, социально-коммуникативное развитие, сюжетно-ролевая игра.

старший дошкольный возраст, игра, ребенок, игровая деятельность, девочка, пол, мальчик, сюжетно-ролевая игра, создание условий, формирование.

К вопросу о социально-коммуникативном развитии детей...

Ключевые слова: детство, дошкольный возраст, игра, сюжетно-ролевая игра, социальное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Развитие коммуникативных способностей детей старшего...

коллективный труд, ребенок, умение, дошкольный возраст, коммуникативная способность дошкольников, отношение, групповая комната, детский сад, положительное отношение, прямой показ.

Общение как способ развития коммуникативной сферы...

ребенок, эффективное общение, группа занятий, коммуникативная сфера, занятие, старший дошкольный возраст, повседневная жизнь, навык, дошкольник, эмоциональное состояние.

Похожие статьи

Дидактическая игра как средство формирования... | Молодой ученый

В процессе коммуникативных навыков старший дошкольный возраст играет важную роль, поскольку именно в данный возрастной период дети: активно начинают ориентироваться во взаимоотношениях людей, интенсивно накапливают первый опыт взаимодействия...

Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие коммуникативных...

Ключевые слова: коммуникативные навыки, игра, дидактическая игра, условия. дидактическая игра, ребенок, старший дошкольный возраст, игра, сверстник, умение, навык, совместная деятельность, дошкольный возраст...

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного...

дети старшего дошкольного возраста, социально-коммуникативное развитие, ответственность.

межличностное общение, старший дошкольный возраст, ребенок, сверстник, школьное обучение, взрослый, дошкольник, общение, умение.

Развитие навыков общения и взаимодействия со сверстниками...

Развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста является одним из главных аспектов в процессе их социальной адаптации в окружающем мире.

Психологические особенности общения детей старшего...

Развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста является одним из главных аспектов в процессе их социальной адаптации в окружающем мире.

Сюжетно-ролевая игра как средство социального развития детей...

игра, дошкольный возраст, детство, социальное развитие, социально-коммуникативное развитие, сюжетно-ролевая игра.

старший дошкольный возраст, игра, ребенок, игровая деятельность, девочка, пол, мальчик, сюжетно-ролевая игра, создание условий, формирование.

К вопросу о социально-коммуникативном развитии детей...

Ключевые слова: детство, дошкольный возраст, игра, сюжетно-ролевая игра, социальное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Развитие коммуникативных способностей детей старшего...

коллективный труд, ребенок, умение, дошкольный возраст, коммуникативная способность дошкольников, отношение, групповая комната, детский сад, положительное отношение, прямой показ.

Общение как способ развития коммуникативной сферы...

ребенок, эффективное общение, группа занятий, коммуникативная сфера, занятие, старший дошкольный возраст, повседневная жизнь, навык, дошкольник, эмоциональное состояние.