Библиографическое описание:

Пирматова О. Методика изучения сказок на уроках внеклассного чтения в начальных классах [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). — М.: Буки-Веди, 2013. — С. 92-93.

В данной статье освещены методы и приемы организации уроков внеклассного чтения, посвященных сказкам, представлено подробное описание одного из таких уроков, проведенного в 4 классе, на котором были использованы произведения устного народного творчества.

Основные уроки исторического развития состоят в том, что все материальные блага, духовные богатства, передаются из поколения в поколение как бесценное наследие, которое служит основой всестороннего развития личности. Трудно представить себе общество, на развитие которого не влияли бы духовные и культурные ценности, оставленные предшественниками.

Созданные нашими предками, мудрецами и многоопытными людьми древнейшие наскальные изображения и письмена — обозначения на дощечках, образцы устного народного творчества и тысячи других рукописей, которые хранятся как сокровища в специальных фондах библиотек, являются огоромным культурно-духовным наследием, в котором сконцентрированы жемчужины знаний по истории, литературе, исскуству, политике, морали, философии, медицине, математике, минерологии, химии, астрономии, архитектуре, земледелию и многим другим наукам и сферам [1,31].

Сказки являются одним из древнейших жанров устного народного творчества. Это любимые учащимися начальных классов произведения, при чтении которых развивается творческое мышление младших школьников, формируются гуманные личностные качества.

В учебниках «Книга для чтения» для начальных классов в дополнение к различным темам представлены сказки, несущие в себе разные идеи.

При изучении сказок нами были использованы интерактивные методы работы с художественным текстом, которые дают хороший результат, в частности на уроках внеклассного чтения. В процессе чтения сказок учащиеся отвечали на тестовые вопросы. Приведем пример организации уроков внеклассного чтения, целью которых было ознакомление учащихся с образцами устного народного творчества.

Девочка по имени Севара, ученица четвертого класса, во время летних каникул решила навестить свою бабушку, которая жила в лесу. Девочка шла по дороге долго, одна. Она очень устала и проголодалась. Вдруг перед ней оказалась большая яблоня. На дереве висели спелые красные яблоки, которые так и притягивали взгляд. Девочка была очень голодна и захотела съесть одно яблочко. А дерево было волшебное, вдруг заговорило и потребовало рассказать сказку, прежде чем девочка получит яблоко. Девочка вспомнила сказку «Правдивый мальчик», которую она прочитала в 1 классе в «Книге для чтения» и решила пересказать её. «У одного падишаха не было наследника, поэтому он всегда был опечаленным, как-то визирь посоветовал падишаху раздать цветочные семена мальчикам с условием посадить их. И у кого вырастает самый красивый цветок, того падишах возьмет к себе как сына. Прошло какое-то время. Падишах решил проехать по городу и посмотреть, кто какой цветок сумел вырастить. Многие ребята вышли, чтобы показать свои цветы. А на одной улице падишах увидел мальчика, сидящего около пустого горшка. Падишах подошел к нему, спросил:

— А где твой цветок?

Мальчик на это ответил, что у него ничего не выросло и 3 семян.

Тогда падишах сказал:

— Я искал именно такого мальчика.

Оказывается, семена, которые раздал падишах, были негодными».

Выслушав с интересом эту сказку, волшебное дерево дало девочке одно яблоко. Девочка продолжила свой путь. Вдруг перед ней оказался черный див (колдун). Девочка вежливо поздоровалась с ним. Див смягчился, спросил у девочки, куда она идет. Девочка ответила. Див сказал, что покажет ей самую короткую дорогу к бабушке, но прежде она должна правильно ответить на тестовые вопросы.

Тесты были составлены к сказке, которую учащиеся читали в втором классе.

1.                  Верблюд с всадником спас лисицу от змеи. В какой сказке описан этот эпизод.

А) «Поющий тополь».

Б) «На добро злом»

В) «Прохожий парень и лев».

2.                  В сказке «Упрямая рыбка» в какой ситуации оказалась упрямая рыбка?

А) Запуталась в морских водорослях.

Б) Была поймана рыбаком на удочку.

В) Была выброшена на сушу.

3.                  Что подарил падишах дехканину (крестьянину) за его мудрые ответы на вопросы (сказка «Мудрый крестьянин»)?

А) Десять золотых

Б) Двадцать золотых

В) Полное решето пшеницы и десять золотых.

4.                  Что подарил Лайлаквой старику в сказке «Бей, дубинка!»? (лайлак-аист).

А) Скатерть — само бранку

Б) Кипящий горшочек (сам варит кашу) и дубинку

В) А и Б

5.                  В какой сказке участвует мальчик-сирота по имени Алпон?

А) «Олень с золотыми рогами»

Б) «Добродушный старик и скупой бай»

В) «Кто много видел, тот много знает».

Девочка правильно ответила на все вопросы, и див показал ей ближнюю дорогу. Когда девочка подошла к дому бабушки, перед ней появилась баба-яга. Она стала загадывать девочке загадки и сказала при этом, что если девочка даст правильный ответ, то баба-яга пропустит её в дом. Вот пять загадок:

Цвет разный, имя (название) одинаковое.

(Карандаш)

Не птица, а крылья есть,

Величественный и красивый,

Летит — сокол не догонит,

Сильный, мощный и не знает усталости.

(Самолёт)

Листок за листочком,

Станешь умным, не бросай её

(Книга)

День и ночь ходит,

А всегда на одном месте стоит.

(Часы)

Цвет красный, как рубин,

На вкус разный, то кислый, то сладкий

Кожура твердая, горьковатая,

Везде у него друзья.

Что это, девочка Гульнор (красавица)?

Это, дедушка, анор (Гранат).

Девочка отвечала не торопясь, обдумывая свой ответ. Баба-яга была довольна сообразительностью девочки и пропустила её в дом. Бабушка, увидев внучку, очень обрадовалась. Та ей рассказала про все приключения, которые случились с ней в дороге. Бабушка тоже восхищалась тем, какая у неё умная внучка и дала ей подарок.

Применение описанного выше метода позволило повысить интерес учащихся к уроку, закрепить знания прочитанных сказок, активизировать творческое и логическое мышление, формировать качества трудолюбия. Мы использовали такие приемы, как пересказ содержания сказок с изменением лица, разные виды творческих пересказов, что также способствовало повышению эффективности уроков внеклассного чтения.

Литература:

1.                  И. А. Каримов “ Юксак маънавият-енгилмас куч” Тошкент “Маънавият” 2009

2.                  1 синф “Ў?иш китоби” дарслиги. “Шар?” нашриёт-матбаа акциядорлик компанияси бош та?ририяти. Тошкент-2007

3.                  2 синф “Ў?иш китоби” дарслиги. “Ў?итувчи” нашриёт-матбаа ижодий уйи. Тошкент-2007

4.                  4 синф “Ў?иш китоби” дарслиги. Тошкент- 2011.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle