Авторы: Сабитова Айгуль Миннегалиевна, Имамутдинова Рушания Гумеровна

Рубрика: Общие вопросы литературоведения. Теория литературы

Опубликовано в Филология и лингвистика №1 (5) январь 2017 г.

Дата публикации: 03.01.2017

Статья просмотрена: 102 раза

Библиографическое описание:

Сабитова А. М., Имамутдинова Р. Г. Детские образы-типы в русских народных сказках // Филология и лингвистика. — 2017. — №1. — С. 8-10. — URL https://moluch.ru/th/6/archive/45/1850/ (дата обращения: 18.02.2018).



Детский образ-тип как субъект действия обладает характерными функциями, согласно концепции В. Я. Проппа, свойственными герою, персонажу волшебных и новеллистических сказок. В ряде сказок детский персонаж выступает как будущий «герой-искатель или «герой-жертва» [5, с. 89]. Версии с парными персонажами предполагают наличие как «искателя», так и «жертвы». Функции детских образов-типов подкрепляются деятельностью помощников, дарителей, отправителей, посредников, вредителей.

Так, в волшебных сказках с героем-мальчиком связано становление будущего богатыря (и его братьев), ход повествования прерывает отправка, то есть словесно не обозначенный выход «на борьбу» [5, с. 147]. Имеют место конкретизация возраста, выбор коня. Например:

–царь «не хотел верить, что такой сын мог от него народиться»;

–по совету «думных людей» изгоняет сына вместе с матерью «в дальние страны, чтоб о них и слуху не было»;

–царевич пошёл «в заповедные луга, начал коня выбирать» [4, с. 206].

–получив выкованное кузнецом оружие, герой «расцеловал свою мать», просил «благословить поехать в чистое поле, в широкое раздолье, добрых людей посмотреть и сам себя показать» [4, с. 37].

Для царевичей, отправляемых на поиски украденной антагонистом матери, характерно нарушение запрета:

– по совету няни дети выпускают мать из «особой комнаты»;

– «повидались, ушли и не заперли»;

– мать уносит Чудилище;

– отец отправляет: «Ступайте, куда хотите, найдите мать...» [2, с. 16];

– уговорили мать нарушить запрет;

– «Если они сумели отдать Вихорю Вихоревичу, то пусть сумеют воротить обратно, а штобы без неё не являлись в городу» [4, с. 53].

Явный конфликт в сказке может и отсутствовать: царевич «на возрасте» отправлен царем «в иные государства погулять, людей посмотреть и себя показать»; не выбрав коня в царских конюшнях, «в великой кручине» идет «в чистое поле», стреляет по лебедю, теряет стрелу. Выпустив «славного разбойника» Булата-молодца, обещавшего, что царь «о том не проведает», получает стрелу, «коня доброго», «сбрую богатырскую», «со слезами прощается» с отцом [3, с. 8].

На страницах русских народных сказок часто можно встретить образ мальчика-приемыша. Функция, реализуемая мальчиком-приемышем (стремящимся найти родных) — отправка. В качестве подтверждения приведем примеры:

–«Отпускайте меня, пойду на все четыре стороны свою долю искать»;

–«несколько с нём время бились, не могут ничо с ём сделать»;

–«расказали, кто он и чей сын. И пошол он в етот же город, где етот кашей бессмертной» [4, с. 17].

Отправка или переход к самостоятельной деятельности мотивируются совершеннолетием: «Вырос большой. Стал торговлей заниматься» [4, с. 84]; «Стало ему восьмнадцать лет»; «уже в совершенном разуме стал»; «Ступай вот по этой тропочке, выйдешь куды следует» [4, с. 32]. Во всех указанных выше примерах обозначено, что герой уходит на поиски. Таким образом, детство завершает отправка в путь-дорогу.

Часто встречается в народных сказках и образ похищенного ребенка. К примеру, в одной из сказок сюжет разворачивается следующим образом: персонаж, похищаемый ведьмой, противодействует вредителю «Иди-иди, вядьмища-дурища. Это ни маей мамки галасок»; решает трудную задачу — убегает из мешка; отправляет ведьму в печь; от преследования гостей спасают «гусачки», перенося домой [3, с. 112].

Вредитель детей, подвергающихся преследованию ведьмы, колдовству, — ведьма («волшебницева дочь», мачеха матери). От колдовства (смерти) их спасает (плачем привлекает внимание отца, воскрешает) мать-уточка или голубка. Дети в таких сказках выступают в роли посредников между зачарованной матерью и отцом. Вредителями или врагами мальчика, изгнанного вместе с матерью или убегающего от преследования родных, выступают образы-антиподы. Как правило, это «три сына и три снохи», изгоняющие мать героя из дома [2, с. 38]; мачеха и ее «знакомый», «чужеземец» [4, с. 98]; мать и отчим («жид»), Змей и волшебница.

Встречаются в сказках и помощники героя-мальчика, которые учат его противодействию вредителям. Например, бабушка-задворенка советует не входить в натопленную «зельем» комнату, не есть отравленных «колачков»; выпускает «ночью из конюшни неученого жеребца» [4, с. 109]. Детство в сказках с героями-мальчиками завершается «отправкой»: «вышел из тёмных лесов на трактовую дорогу» [2, с. 57]; «и побрел куды глаза глядят» [4, с. 117].

Для образов-типов девочекв волшебных сказках не характерны самостоятельные функциональные проявления. Инициатива, проявленная девочкой, может иметь негативные последствия. Состав системы персонажей включает как жизнеподобные образы (например, членов семьи, подруг), так и условно-фантастические. Девочку, запроданную отцом «морскому царю», «ростят» вплоть до возраста невесты [4, с. 211]. В сюжете подробно детализируется только выход во взрослую жизнь: опасаясь вредителя, в ночь накануне разрешения запродажи «отец да мать всё обрали имение в доми и уехали с дому»; «Соломанида этого дела не знаат» [там же]. Противодействуя, девочка полагается на волшебного помощника, реализующего отправку (бегство) и спасение от преследования [4, с. 228].

В сказках с героинями-девочками также встречаются образы-антиподы, реализующие функцию вредительства. К примеру, вредителем сестер–детей заколдованной матери часто выступает «свекровь». Старшая дочь является активным посредником между близкими, содействующей узнаванию и обличению вредительства: «из глубин леса отзывалась рысь своей дочери»; отец «подслушал перекличку дочери с матерью» [3, с. 344].

Вредитель детей, проходящих испытание у Яги (Мороза и т. п.), реализующий отправку — это мачеха (для родных дочерей ее отправка еще более вредна). Например:

мачеха, требующая «падчерицу со двора согнать» «во чисто поле на трескун-мороз» [3, с. 90];

–«выгнать в лес, скормить «волкам» [4, с. 61].

–пособник-отец: «затужил, заплакал», «повез бездомную во чисто поле» [3, с. 96];

«жалко ее свезти»; «привезал такой чурбан к ёлке, чтобы ветром яво качало, и он стучал об елку, чтобы ей было не скушно»; «уехал домой, оставил» [3, с. 99].

В лагерь вредителей попадает и Баба Яга. Яга, будучи «сестрой» мачехи, также выступает в роли безусловного вредителя. Противодействуя, героиня обращается к помощнице — «родной тётке», «научающей» персонаж верному поведению (решению задач). Обитатели дома Яги (работница, кот), при соблюдении ряда условий, помогают (не вредят). В сказках про девочек переход в старшую социовозрастную группу не изображается, указывается лишь то, что прохождение испытаний завершается бегством и возвращением домой.

Обобщая все вышесказанное можно отметить, что в русских народных сказках герои-мальчики и герои-девочки попадают в схожие ситуации «испытаний», но у мальчиков — путь испытаний более сложный и долгий, нежели у девочек. У девочек практически всегда в сказках находятся помощники, мальчики же вынуждены в большей степени рассчитывать на свои силы. Гендерное деление в русских народных сказках довольно явное, поскольку испокон веков бытовало мнение, что мальчиков необходимо воспитывать сильными, воинственными (именно поэтому на их долю выпадают более сложные в физическом плане испытания), а девочкам — прививать покорность, трудолюбие и смекалку.

Литература:

  1. Аникин В. П. Теория фольклора. — М.: КДУ, 2004. — 432 с.
  2. Великорусские сказки в записях И. А. Худякова. — М.; Л.: Наука, 1964. — 302 с.
  3. Великорусские сказки архива Русского географического общества / Сборник А. М. Смирнова: в 2-х кн. — СПб.: Тропа Троянова, 2003. — Кн. 1. — 479 с.
  4. Народные русские сказки А. Н. Афанасьева в III томах. — М., 1984. — Т. 3. — 495 с.
  5. Пропп В. Я. Поэтика фольклора. — М.: Лабиринт, 1998. — 351 с.
Основные термины (генерируются автоматически): народных сказках, русских народных сказках, волшебных сказках, народных сказках герои-мальчики, девочекв волшебных сказках, русских народных сказок, сказок детский персонаж, Вредитель детей, Великорусские сказки, матерью «в дальние, «в чистое поле», «в заповедные луга, выход «на борьбу», персонаж верному поведению, «в великой кручине», героем-мальчиком связано становление, –по совету «думных, совету няни дети, отцом «морскому царю», Функции детских образов-типов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос