Библиографическое описание:

Инасаридзе Т. П. Логика рассуждения как метод обучения иностранному языку (русский) в вузе [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 155-157.

Современному обществу 21 века требуется самоактуализирующаяся творческая личность, способная ориентироваться в информационном потоке: осознанно воспринимать и производить информацию.

Рассуждение — при овладении иностранным языком (русский) в вузе, необходимый навык, который формируется в учебном процессе, способствует интеллектуальному развитию студента.

Под логикой рассуждения мы понимаем обучение мыслительным процессам поиска и построения доказательства т. е. учить доказывать означает прежде всего учить рассуждать,это также умение занять свою позицию по обсуждаемому вопросу и умение обосновать её, способность выслушать собеседника, обдумать аргументы и проанализировать их логику, способность рассуждать, ставить новые вопросы, вырабатывать аргументы, принимать независимые решения.

Суть рассуждения заключается в объяснении какого- либо утверждения, или в обосновании истинности какой-то основной мысли(тезиса) другими суждениями (аргументами). Целью рассуждения в процессе обучения русскому языку является воспитание у студентов сознательного отношения к речи, умения понимать речь другого и строить свою речь аргументированно, умения грамотно вести дискуссию.

Основную функцию рассуждения следует определить как выполнение особого коммуникативного задания — придать речи аргументированный характер, отразить логику отношений между явлениями окружающего мира.

Рассуждение — это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли. Рассуждение важный тип речи: чтобы убедить другого или других в чем-то, надо уметь рассуждать, доказывать, логически мыслить, делать выводы.

В тексте- рассуждении обычно выделяются три части:

  • тезис (высказывается какая то мысль);

  • доказательство (или опровержение) этой мысли, т. е. аргументы;

  • вывод, или заключение.

Тезис должен быть доказуемым и чётко сформулированным. Аргументы должны быть убедительными, чем яснее сформулированы, тем неотразимее всё рассуждение и бесспорнее вывод.“ [1,с.182].

Истинность суждений устанавливается логическим способом -через посредство других суждений, обосновать какое -либо суждение означает привести другие, логически связанные с ним и подтверждающие его суждения, аргументы.

Поиск эффективных путей связаны на ориентацию смысла“, аргументов“.

В этих поисках видится развитие мысли, И. В. Щерба о том, что ведущим началом для активного усвоения языка должен быть смысл“.

Поэтому можно выделить:

  • умение правильно мыслить;

  • умение выражать свои мысли в конкретной языковой форме;

  • умение находить доводы за и против, и анализировать их;

  • умение научиться аргументированно доказывать собственное мнение;

  • умение использовать языковые средства для связи смысловых частей;

  • умение видеть структуру текста и логику его построения;

  • умение сформулировать свою точку зрения: тезис, аргументы, вывод;

  • умение выслушать партнёров;

  • умение поддержать дискуссию;

  • умение соблюдать речевой этикет;

  • умение приходить к консенсусу;

  • умение формулировать совместно принятие решения.

Научить рассуждению на иностранном языке трудная задача. Логическое мышление предположениями является отличительным инструментом научного рассуждения.

Аргументация учитывает исследовательские, критические и всесторонние подходы к действительности, студенты формируют возражения и контр- возражения и понимают разнообразие точек зрения.„ [2, с. 245].

Научные взгляды Перре- Клермонта является важным методическим ресурсом в разработке гипотезы по рассуждению и аргументации, которая формирует умение чётко высказать свои мысли, слушать других, приводить аргументы, взвешивать основательность доводов и искать противоречия.

Рассмотрим умение построения текста- рассуждения:

студентам разъясняется, что содержание высказывания, состоящего из одного предложения со ссылкой на его автора, можно передать следующими синтаксическими формами: предложением с прямой речью или предложением с косвенной речью.

Чтение- вот лучшее учение“- А. Пушкин.

  • Во –первых, оно знакомит нас с новыми словами;

  • Во- вторых, активизирует нашу мысль;

  • Наконец, расширяет наши знания;

  • Итак, чтение — хорошее учение, потому что оно обогащает наш словарь, нашу мысль, наши знания.

Этим примером, мы показали студентам, как можно, уместно используя в основной части вводные слова во первых, во- вторых, а в заключительной- вводное слово итак, построить рассуждение на тему Виды синтаксических построений высказывания.„

Студенты получают необходимую речеведческую информацию о видах и структуре рассуждения, строя высказывание по типу рассуждения, он должен преследовать: убедительность,и выразительность своей речи.

Поэтому студенту необходимо — владеть логическими навыками: формированием понятия; суждениями тезиса; подбора и выстраивания аргументов, и иллюстрация их фактами, создание вывода.

Логика аргументов отражает путь познания, которым идёт студент в процесс обучения, овладевает логическими навыками, проверяет её эффективность. Эффективность дискуссии во многом зависит от опоры на логику, от владения искусством аргументации. Доказывать же свою точку зрения -это необходимое условие культуры рассуждения.

Технология развития логического рассуждения ориентирована на вопросы как ключевую силу размышления, и студентов необходимо обращать к их собственной интеллектуальности.

Во время рассуждения студенту необходимо мыслить чётко, логично строить свои выступления, давать аргументированные ответы,т. е. обладать высокой культурой мышления. Для этого важно соблюдать основные законы формальной логики.“ [2, с.416].

Культура логического мышления отличается аргументированностью и логичностью суждений, стремлением прояснять проблемы и сложные вопросы, смелостью аргументов, чёткостью формулируемых положений, ясностью изложения высказывания, умением выявлять противоречивые факты.

Итак, рассуждение на иностранном языке в вузе, формирует у студентов культуру творческого, логического мышления. Можно сказать, студентам только тогда удаётся логически грамотно сформулировать аргумент, когда достигается уровень объективной позиции в собственных рассуждениях.

Данная статья способствует решению актуальной психолого-педагогической задачи- поиску эффективных средств рассуждения и аргументации речи на иностранном языке, и мышление студента.


Литература:

  1. Власенков А. А. Рыбченкова Л. М. Русский язык М. 2007- 182 с.

  2. Ивин А. А. Теория аргументацииМ. 2000 -416 с.

  3. Перре-Клермон А. Н.- Роль социальных взаимодействии в развитии интеллектаМ. 1991- 245с.


Основные термины: иностранному языку, обучения иностранному языку, процессе обучения иностранному, неязыковом вузе, обучении иностранному языку, Похожая статья, метод обучения иностранному, уровень обучения иностранному, Основную функцию рассуждения, смешанного обучения иностранному, Логика рассуждения, обучения русскому языку, развития логического рассуждения, логикой рассуждения, условие культуры рассуждения, Целью рассуждения, эффективных средств рассуждения, Метод кейсов, рассуждения студенту, типу рассуждения

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle