Библиографическое описание:

Ахмедова С. А., Стародубцова М. В. Приобщение старших дошкольников к традиционной культуре родного края [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 41-43.

В последние годы возросло внимание к духовному богатству культурного наследия народа. В этом следует видеть стремление народов к национальному возрождению. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве. Сегодня ведущим принципом воспитания дошкольников следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной традиции.

Культура народа локализована: связана с традициями данной местности и демократична, поскольку в ее создании участвуют все желающие [1,с.152]. Ребенок получает духовную поддержку и жизненную опору, через народное творчество он может последовательно развиваться, может проявлять свои неограниченные умения и фантазию.

Перед знакомством старших дошкольников с традиционной культурой родного края проведен опрос среди родителей, хотят ли они, чтобы их ребенок изучал традиционную культуру русского и татарского народов в дошкольном учреждении. Результаты этого опроса оказались положительными.

На основе программы «От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой) [3] и общей задачи дошкольного учреждения, а именно: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе этнокультурного развития», спланирована организационно — педагогическая работа.

Групповые помещения дошкольного учреждения оснащены предметами, выполненными в национальных традициях родного края, созданы уголки старинного русского и татарского быта. Методическая работа отвечает поставленной задаче, в дошкольном учреждении обучают и педагогов и родителей. Для педагогов проводятся семинарские занятия. Темы занятий включают в себя как теоретические вопросы, так и методику работы с детьми и родителями по выбранному направлению. Семинары проводят педагоги дошкольного учреждения.

Для достижения поставленной цели по приобщению детей к истокам русской народной культуры выбраны следующие направления работы:

  • ознакомление с бытом и трудом русского и татарского народа;

  • приобщение детей к истокам русской и татарской праздничной и традиционной культуры;

  • ознакомление с игровым, песенным и танцевальным творчеством русского и татарского народа.

Наряду с обычными занятиями в разных разделах при перспективном планировании учитываются темы по этнокультурному развитию детей:

  • цикл занятий познавательного характера (два занятия в месяц непосредственно посвящаются ознакомлению с культурой русского и татарского народов, при этом конкретный выбор ведущей темы месяца определяется ритмом народного календаря);

  • занятия по изобразительной деятельности, связанные тематически с познавательными занятиями;

  • занятия по ознакомлению с художественной литературой: произведениями русского и татарского народного творчества.

Музыкальный руководитель планирует свою работу с народными песнями и традиционной пластикой русского и татарского этноса. Завершается изучение каждой темы комплексными занятиями или развлечениями.

В традиционной культуре любого народа все компоненты находятся в синкретичном виде. Так, приобщая детей к истокам русской и татарской народной культуры, педагоги развивают у старших дошкольников национальное самосознание, а значит и уважение к своему народу, его традициям, обычаям, прививают любовь к родной природе, уважение к людям труда, воспитывают добрые отношения в общении с другими детьми и взрослыми. Кроме этого формируется эмоционально окрашенные чувства причастности воспитанников к духовному наследию прошлого, устойчивый интерес к народному искусству, что способствует лучшему пониманию ценностей родного языка, развивает самостоятельность, инициативу и творческие способности у детей в самостоятельной и художественно–творческой деятельности.

В повседневной деятельности в режиме дня продолжается работа по закреплению темы месяца. Разные виды игр являются существенным дополнением к познавательным занятиям. Подвижные народные игры проводятся чаще, чем обычно. Особое внимание уделяется играм — драматизациям. Для того чтобы донести до понимания старших дошкольников своеобразие русского и татарского фольклора, широко используются русские и татарские народные сказки с последующей их театрализацией в музыкально — театральном кружке «Народная сказка». Произведения русского и татарского фольклора дают детям прекрасные образцы русского и татарского языков. Эти образцы различны: лаконичный и точный язык пословиц; веселые детские стишки, потешки, пестушки; выразительный, меткий язык народных сказок о животных; насыщенный сказочной «обрядностью» язык русских и татарских народных волшебных сказок. В детском саду собраны современные книги с народными произведениями [2,4].

Педагоги знакомят детей с народными традициями, исполняют вместе с детьми русские и татарские народные песни, прослушивают народную музыку, заучивают пословицы, поговорки, заклички. Организуют детские фольклорные и обрядовые праздники и развлечения: Осенины, Уныш Байрам, Рождество Христово, Колядки, Масленица, Сабантуй, Навруз Байрам, Ураза Байрам, Пасха, Веснянка.

На таких мероприятиях звучит много пословиц, поговорок, загадок о труде, урожае, о доброте, гостеприимстве русского и татарского народов, их традициях. Здесь же дети обучаются игре на национальных музыкальных инструментах, проводятся народные подвижные игры и затеи, детей знакомят с особенностями национальной кухни.

При организации детских праздников соблюдаются принципы, характерные для народного досуга: это душевное возвышение и просветление, единение людей, раскрытие их творческих сил, состояние всеобщей гармонии. Сделать праздник интересней помогают музыкальные инструменты, на которых играют и дети и взрослые. Игра на детских музыкальных инструментах усиливает впечатления от праздника, дает возможность показать гостям умения и навыки в этой области, тем самым закрепляет уверенность ребенка в своих силах, возможностях.

Большое значение в области приобщения детей к историческому наследию родного края имеет работа по расширению кругозора маленьких граждан путём организации экскурсий в общественные места родного города: краеведческий музей, Школу искусств, детскую библиотеку, музей Боевой Славы.

В содержание работы входит знакомство с декоративным прикладным искусством русского и татарского народов. Это известные во всем мире образцы русского декоративно-прикладного искусства: Хохлома и Городецкая росписи, по которым оформлены альбомы с образцами работ. Дети рассматривают образцы вышивки, кружевные изделия ручного плетения на коклюшках (ныртинские кружева), изделия из бисера, выполненные в традициях народного искусства; куклы в национальных костюмах, изготовленные ручным способом с применением традиционных видов вышивки, ткачества, аппликации, тканные ручные изделия, глиняную посуду, самовары, расписные прялки, ткацкий станок и другие экспонаты, открывающие особенности русского и татарского быта и творчества.

Определены наиболее эффективные методы и приёмы приобщения детей к истокам русской и татарской культуры. Это игровые методы и приёмы: сюрпризные моменты, дидактические игры «Старинное-нестаринное», «Чем мы похожи?», «Особенности быта», «Лавка сувениров» и т. д. Продуктивны приемы сравнения, вопросы поискового характера, метод моделирования и конструирования, метод проектов.

Одним из важных педагогических условий формирования этнокультурной компетентности дошкольников является активное включение родителей в эту деятельность.

В семье обычно проходят первые, решающие для становления, развития и формирования годы жизни человека. Ребенок обычно довольно точное отражение той семьи, в которой он растет и развивается. Семья во многом определяет круг его интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентаций.

В каждой семье свои представления о добре и зле, свои нравственные ценности. Подражая близким, любимым людям, следуя их жизненным урокам, ребенок овладевает формами поведения, способами общения и взаимодействия с окружающим миром. Важно, чтобы смысл традиций был понятен всем членам семьи: взрослые и дети должны чувствовать «объединяющую силу» семейных традиций.

В исследованиях отечественных педагогов выявлена возможность включения детей в жизнь семьи путем участия в подготовке семейных праздников, совместном досуге с использованием народных традиций в семейном воспитании русских, татарских и других народов (Т. М. Баринова, Г. Н. Гришина, С. А. Козлова).

Использование потенциала семьи осуществляется путём привлечения родителей к проведению занятий, их участия в выставках семейного творчества, устройства презентаций национальных раритетов. Родители охотно предоставляют альбомы с фотографиями, предметы быта и искусства, хранящиеся в семье или привезённые из путешествий. Педагоги и родители вместе с детьми участвуют в игровом исполнении старинных обрядов, в совместном изготовлении блюд национальной кухни, предметов национальной одежды. Такой воспитательный подход не только создаёт атмосферу гуманных отношений в семье, но и позволяет старшим обрести тот авторитет, на основе которого они получают право давать детям советы, наставления, приказания.

Весьма важным качеством у русского и татарского народов является гуманизм и вежливость, проявляемые в правилах гостеприимства. Умение принимать гостей — большое искусство, которому старшие с любовью обучают младших.

Родители помогают проводить экскурсии в музеи, участвуют во всех праздниках и развлечениях с этнокультурной тематикой.

Таким образом, углубленная, комплексная, систематизированная работа по приобщению детей к истокам русской и татарской народной культуры имеет положительные результаты:

  • у детей расширяются представления о многообразии культуры;

  • обогащаются представления о характерных особенностях народных промыслов;

  • у дошкольников формируется художественно-образное мышление;

  • развивается эмоционально-этическая сфера;

  • формируется любовь к Родине и своим национальным корням.

Освоение культурных традиций родного края в детском саду — это образ жизни, который включает в себя постепенную и целенаправленную организацию предметно — развивающей среды; внутреннее изменение каждого в процессе свободного принятия нравственных и эстетических ценностей русского и татарского народа; развитие дружеских отношений, душевного и духовного обогащения.

Научная новизна представленного опыта заключается в том, что:

  • осуществлено комплексное рассмотрение функционирования русских и татарских традиций и обычаев в условиях дошкольного учреждения;

  • раскрыты разные варианты использования традиций в единой системе дошкольного и семейного воспитания.


Литература:

  1. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. — Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: ИЦ «МарТ», 2005.- 448с.
  2. Литература народов России /сост.: Хайруллин Р. З., Бирюкова С. К.- Изд.: Дрофа, 2009.-415с.
  3. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2010. -304с.

  4. Сказки народов России (Антология)/Сост.: В. Занков, Ю.Оленичева. –Изд.: Оникс, 2011.-192с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle