Библиографическое описание:

Пинахина Л. И. Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках ГИА [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 99-100.

В демоверсии 2013 года С 22 отсутствует. Это значит, что все выпускники будут писать сочинение на лингвистическую тему. Основным содержанием сочинения будет лингвистический материал на основе текста.

Прежде чем начать анализировать текст, мы должны понять, в каком стиле он создан. Определив стиль, мы должны рассмотреть языковые и стилистические особенности.

Чтобы лучше понимать особенности художественной речи, тоньше чувствовать ее красоту и выразительность, нужно знать, какими средствами эта выразительность создается.

Основные средства выразительности - фигуры и тропы.

Тропы- олицетворения, градация, эпитет, сравнения, анафора, гипербола и другие, они употребляются в переносном значении, чтобы усилить выразительность.

Фигуры- синтаксические средства выразительности: инверсия, парцелляция, риторический вопрос, восклицание.

Все эти термины выпускники изучают в школе. Готовясь к экзаменационному сочинению, необходимо привести в систему эти знания.

Сочинение-рассуждение состоит из трех частей.

  1. Тезис.

  2. Аргументы.

  3. Вывод.

В первой части необходимо сформулировать позицию автора высказывания, выразить свое отношение к этой позиции.

Вступление может состоять из 2–3 предложений. Можно процитировать слова писателя, можно написать содержание, выразив его своими словами.

В основной части приводятся два примера из текста, которые подтверждают слова писателя и ваши рассуждения. Приводя пример, нужно назвать языковое явление, объяснить его значение и указать роль в языке.

Например, в предложении девятнадцатом автор использует пословицу - жанр фольклора, распространенное краткое изречение Железникова хочет усилить выразительность речи и показать жизнерадостность девочки.

В пятом предложении автор пользуется метафорой. Она основана на переносном значении, близка к скрытому сравнению. В данном предложении метафора помогает лучше представить себе улыбку девочки.

Заключительная часть - это вывод из всего сказанного. Он может повторять главную мысль только другими словами.

Используя такие рекомендации, учащиеся написали сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания выдающегося русского филолога В. В.Виноградова: «Понятие стиля в применении к языку художественной литературы наполняется иным содержанием, чем, например, в отношении стилей публицистического и научного».

Сочинение-рассуждение.

В нашем языке существует много литературных стилей, отличающихся друг от друга. Но отдельного внимания, несомненно, заслуживает стиль художественной литературы. Этот стиль опирается на всю национальную самобытность, красочность и индивидуальность русского языка, эстетически воздействуя на читателя.

Так для передачи нерешительности, а затем уверенности автор использует парцелляцию (предложения 30–37).Этого не покажешь в публицистическом стиле.

В пятом предложении Железников использовал градацию «чудная, милая, восхитительная». Этим автор дает нам представление о бабушке Колкиной, о прекрасном отношении к ней Николая Николаевича. В научном стиле градация отсутствует вовсе.

Таким образом, прав был Виноградов, утверждавший: «Понятие стиля в применении к языку художественной литературы наполняется иным содержанием, например, в отношении стилей публицистического и научного».

Сочинение- рассуждение.

Художественный стиль отличается от других стилей речи. Он наполнен иным содержанием, чем, например, научный или публицистический. Художественный стиль самый живой, красочный и эмоциональный. Существует много приемов, благодаря которым художественный стиль значительно отличается от остальных. Рассмотрим примеры из текста.

В предложении 5 автор применяет градацию- расположение слов, выражений в порядке возрастания их эмоционально- смысловой значимости- «чудная, милая, восхитительная» для того, чтобы усилить восприятие читателя бабушки Колкиной.

В предложениях 30–37 рассказчик пользуется парцелляцией- делением предложений для того, чтобы передать чувства деда по отношению к этой бабушке. Интонационно выделяя слова, автор показывает их значимость.

Эти приемы не встречаются в научной или публицистической литературе. Разнообразие изобразительно-выразительных средств можно найти в художественном стиле речи. Это и есть главное отличие художественного стиля от других. Поэтому прав был В. В.Виноградов в том, что «понятие стиля в применении к языку художественной литературы наполняется иным содержанием, чем, например, в отношении стилей публицистического и научного».


Основные термины (генерируются автоматически): языку художественной литературы, отношении стилей публицистического, Похожая статья, переносном значении, Художественный стиль, «Понятие стиля, средства выразительности, стиль художественной литературы, слова писателя, особенности художественной речи, предложении автор, Основным содержанием сочинения, предложении метафора, синтаксические средства выразительности, выразительность речи, научном стиле градация, высказывания выдающегося русского, дошкольников сочинению сказок, Основные средства выразительности, художественном стиле речи.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle