Библиографическое описание:

Ермакова Е. Е., Прончев Г. Б. Анализ использования виртуального образовательного пространства при подготовке школьников к ГИА-9 и ЕГЭ-11 [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 186-187.

Сегодня в России идет становление новой системы образования, основанной на информатизации [1]. Этот процесс ориентирован на вхождение в мировое информационное образовательное пространство и сопровождается существенными изменениями в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы. В настоящее время учитель должен не только обучить ребенка преподаваемому предмету, но и способствовать его гармоничному вхождению в информационное общество [2].

Использование современных информационно-коммуникационных технологий становится обязательным при проведении различных видов работ в учебно-воспитательном процессе. Обзор современных информационно-коммуникационных технологий, применяемых в общеобразовательной школе в настоящее время можно найти в нашей работе [3]. Введение Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения [1] подразумевает для учителя создание и поддержку виртуального информационного образовательного пространства.

Организация учебного виртуального образовательного пространства подразумевает:

  • создание информационного обеспечения и техническую поддержку;

  • создание учебно-методического обеспечения;

  • разработка занятий;

  • организация информационно-обучающей среды.

При использовании виртуального образовательного пространства в учебном процессе возрастает значимость школьного курса информатики. От учителя требуется не только уметь определять материалы занятий, но и спрогнозировать результат. При этом необходимо учитывать личностные потребности и интересы учеников.

Модернизация образования и введение новых образовательных стандартов способствуют формированию у ученика новых компетенций, приоритетные из которых:

  • исследовательские;

  • коммуникативные;

  • ИКТ-компетенции.

Формирование таких компетенций требует создания такой среды обучения, которая способствует самостоятельному поиску и обработке информации самим учеником, появлению навыком моделирования и прогнозирования.

Следует заметить, не смотря на введение Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения [1] в учебно-воспитательный процесс российских школ, до настоящего времени не существует “отлаженной” методологии, теории и практики использования виртуального образовательного пространства. Опубликованные по данной теме исследования (см., например, [2]) показывают, что виртуальное образовательное пространство может с успехом использоваться на всех этапах обучения: для объяснения нового материала, для выполнения проектных работ, подготовки уроков, организации комбинированных форм обучения и др.

Данная работа посвящена анализу возможности использования виртуального образовательного пространства при подготовке школьников к Государственной итоговой аттестации (ГИА-9) и Единому государственному экзамену (ЕГЭ-11).

ГИА-9 и ЕГЭ-11 в настоящее время является неотъемлемой частью обучения старшеклассников и вызывает у них определенные трудности в подготовке.

В век информационных технологий все меньше учеников готовятся к экзаменам, используя методическую литературу на “бумажном” носителе. Чаще они стараются найти ответы на нужные им вопросы на специализированных интернет-ресурсах и в социальных сетях. Однако, зачастую это вызывает большую путаницу и непонимание, т. к. на разных ресурсах по-разному объясняется один и тот же материал.

Сложность в подготовке к экзамену заключается в том, что ГИА-9 и ЕГЭ-11 требует от учащихся затрат дополнительного времени, так же требуется отработка навыков. Однако небольшое количество занятий в школе не дает полного охвата всех вопросов. Помимо подготовки учащихся к экзамену и проведению тренировочных работ, необходимо выполнение государственной программы по предмету. При большом объеме изучаемых дисциплин свободное время для подготовки выпадает на вечерние часы или выходные дни.

В свою очередь, создание специального виртуального образовательного пространства с заданиями для подготовки, тренировочными работами, правильным и подробным объяснением, дает возможность:

  • реализации специализированных методов обучения за счет визуализации учебной информации;

  • контроля за результатами усвоения материала;

  • автоматизированной обработки результатов, т. е. после анализа работы учащихся учитель может уже к следующему уроку подобрать индивидуальное или дополнительное задание для ученика;

  • индивидуализации обучения.

Оптимальное сочетание уроков в “традиционной” форме и занятий с использованием виртуального образовательного пространства формируют положительную мотивацию к изучению предмета, позволяет:

  • отслеживать умения работать с учебным текстом в сжатые временные сроки;

  • отслеживать динамику овладения способами обработки информации;

  • повышается интенсивность мыслительной деятельности;

  • ускоряет формирование информационной и коммуникационной деятельности;

  • осуществляет интеграцию различных способов учебной деятельности;

  • осуществляет контроль как специальных, так и общеучебных компетенций.

Использование виртуального образовательного пространства позволяет моделировать различные условия обучения, к которым учащимся приходится быстро адаптироваться, что способствует повышению эффективности обучения.

Однако следует признать, что при использовании виртуального образовательного пространства есть проблема объективности оценки: не возможно оценить уровень сформированности навыков, но по набору умений можно отследить личностный рост каждого ученика.

Тем не менее, наши наблюдения показывают, что использование виртуального образовательного пространства в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы несет много позитивного, а использование при подготовке к ГИА-9 и ЕГЭ-11 повышает эффективность изучения материала.


Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897.

  2. Кузьменков Д. А., Прончев Г. Б. Организация личного информационного пространства в общеобразовательной школе / в кн. Электронные ресурсы в непрерывном образовании («ЭРНО-2012»): Труды III Международного научно-методического симпозиума. — г. Геленджик. — Ростов-н/Д: Изд-во ЮФУ, 2012, С. 114–117.

  3. Фесенко В. В., Прончев Г. Б. Современные информационные технологии в общеобразовательной школе // Молодой ученый, 2011, № 10(33), Т.1, С. 88–92.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle