Библиографическое описание:

Ермакова Е. Е., Прончев Г. Б. Анализ использования виртуального образовательного пространства при подготовке школьников к ГИА-9 и ЕГЭ-11 [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 186-187.

Сегодня в России идет становление новой системы образования, основанной на информатизации [1]. Этот процесс ориентирован на вхождение в мировое информационное образовательное пространство и сопровождается существенными изменениями в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы. В настоящее время учитель должен не только обучить ребенка преподаваемому предмету, но и способствовать его гармоничному вхождению в информационное общество [2].

Использование современных информационно-коммуникационных технологий становится обязательным при проведении различных видов работ в учебно-воспитательном процессе. Обзор современных информационно-коммуникационных технологий, применяемых в общеобразовательной школе в настоящее время можно найти в нашей работе [3]. Введение Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения [1] подразумевает для учителя создание и поддержку виртуального информационного образовательного пространства.

Организация учебного виртуального образовательного пространства подразумевает:

  • создание информационного обеспечения и техническую поддержку;

  • создание учебно-методического обеспечения;

  • разработка занятий;

  • организация информационно-обучающей среды.

При использовании виртуального образовательного пространства в учебном процессе возрастает значимость школьного курса информатики. От учителя требуется не только уметь определять материалы занятий, но и спрогнозировать результат. При этом необходимо учитывать личностные потребности и интересы учеников.

Модернизация образования и введение новых образовательных стандартов способствуют формированию у ученика новых компетенций, приоритетные из которых:

  • исследовательские;

  • коммуникативные;

  • ИКТ-компетенции.

Формирование таких компетенций требует создания такой среды обучения, которая способствует самостоятельному поиску и обработке информации самим учеником, появлению навыком моделирования и прогнозирования.

Следует заметить, не смотря на введение Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения [1] в учебно-воспитательный процесс российских школ, до настоящего времени не существует “отлаженной” методологии, теории и практики использования виртуального образовательного пространства. Опубликованные по данной теме исследования (см., например, [2]) показывают, что виртуальное образовательное пространство может с успехом использоваться на всех этапах обучения: для объяснения нового материала, для выполнения проектных работ, подготовки уроков, организации комбинированных форм обучения и др.

Данная работа посвящена анализу возможности использования виртуального образовательного пространства при подготовке школьников к Государственной итоговой аттестации (ГИА-9) и Единому государственному экзамену (ЕГЭ-11).

ГИА-9 и ЕГЭ-11 в настоящее время является неотъемлемой частью обучения старшеклассников и вызывает у них определенные трудности в подготовке.

В век информационных технологий все меньше учеников готовятся к экзаменам, используя методическую литературу на “бумажном” носителе. Чаще они стараются найти ответы на нужные им вопросы на специализированных интернет-ресурсах и в социальных сетях. Однако, зачастую это вызывает большую путаницу и непонимание, т. к. на разных ресурсах по-разному объясняется один и тот же материал.

Сложность в подготовке к экзамену заключается в том, что ГИА-9 и ЕГЭ-11 требует от учащихся затрат дополнительного времени, так же требуется отработка навыков. Однако небольшое количество занятий в школе не дает полного охвата всех вопросов. Помимо подготовки учащихся к экзамену и проведению тренировочных работ, необходимо выполнение государственной программы по предмету. При большом объеме изучаемых дисциплин свободное время для подготовки выпадает на вечерние часы или выходные дни.

В свою очередь, создание специального виртуального образовательного пространства с заданиями для подготовки, тренировочными работами, правильным и подробным объяснением, дает возможность:

  • реализации специализированных методов обучения за счет визуализации учебной информации;

  • контроля за результатами усвоения материала;

  • автоматизированной обработки результатов, т. е. после анализа работы учащихся учитель может уже к следующему уроку подобрать индивидуальное или дополнительное задание для ученика;

  • индивидуализации обучения.

Оптимальное сочетание уроков в “традиционной” форме и занятий с использованием виртуального образовательного пространства формируют положительную мотивацию к изучению предмета, позволяет:

  • отслеживать умения работать с учебным текстом в сжатые временные сроки;

  • отслеживать динамику овладения способами обработки информации;

  • повышается интенсивность мыслительной деятельности;

  • ускоряет формирование информационной и коммуникационной деятельности;

  • осуществляет интеграцию различных способов учебной деятельности;

  • осуществляет контроль как специальных, так и общеучебных компетенций.

Использование виртуального образовательного пространства позволяет моделировать различные условия обучения, к которым учащимся приходится быстро адаптироваться, что способствует повышению эффективности обучения.

Однако следует признать, что при использовании виртуального образовательного пространства есть проблема объективности оценки: не возможно оценить уровень сформированности навыков, но по набору умений можно отследить личностный рост каждого ученика.

Тем не менее, наши наблюдения показывают, что использование виртуального образовательного пространства в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы несет много позитивного, а использование при подготовке к ГИА-9 и ЕГЭ-11 повышает эффективность изучения материала.


Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897.

  2. Кузьменков Д. А., Прончев Г. Б. Организация личного информационного пространства в общеобразовательной школе / в кн. Электронные ресурсы в непрерывном образовании («ЭРНО-2012»): Труды III Международного научно-методического симпозиума. — г. Геленджик. — Ростов-н/Д: Изд-во ЮФУ, 2012, С. 114–117.

  3. Фесенко В. В., Прончев Г. Б. Современные информационные технологии в общеобразовательной школе // Молодой ученый, 2011, № 10(33), Т.1, С. 88–92.

Основные термины: образовательного пространства, виртуального образовательного пространства, использования виртуального образовательного, факторов образовательного пространства, условиях образовательного пространства, использовании виртуального образовательного, образовательного стандарта второго, государственного образовательного стандарта, Федерального государственного образовательного, средовых факторов образовательного, информационного образовательного пространства, здоровья школьников, мирового образовательного пространства, построения образовательного пространства, учебного виртуального образовательного, специального виртуального образовательного, Использование виртуального образовательного, использованием виртуального образовательного, использование виртуального образовательного, учебно-воспитательном процессе общеобразовательной

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle