Библиографическое описание:

Николаева Л. Н. Детский фитнес как активная форма физического развития детей с нарушением слуха в условиях инклюзивного дошкольного образования [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 45-47.

Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время большое значение. Дошкольный период детства относится к возрасту наиболее стремительного развития человека, первоначального формирования физических и психических его качеств, необходимых в течение всей его последующей жизни, складывания свойств и особенностей, определяющих его индивидуальное личностное развитие. Высок процент физиологической незрелости, что является причиной роста функциональных и хронических заболеваний. Современное общество развивается на основе идей гуманизации, предполагающей раскрытие и реализацию потенциала каждого человека, в том числе и людей с отклонениями в здоровье.

В настоящее время процесс интеграции детей с нарушенным слухом расширяется благодаря ранней диагностике и коррекционно-компенсаторной направленности учебно-воспитательного процесса. Полноценное развитие детей, имеющих нарушение слуха, невозможно без физического воспитания, обеспечивающего не только необходимый уровень физического развития, но и коррекцию отклонений различных сфер деятельности ребенка. Такие дети с нарушением слуха посещают наш детский сад № 396.

Многие исследователи отмечают, что практически у всех детей с нарушением слуха существуют проблемы формирования двигательных функций. (Б. И. Пинский, 1977г.; В. А. Кручинин, 1989г; Н. Г. Байкина, Б. В. Сермеев, 1991 г; Л. Б. Дзержинская, 1997; Е. М. Маслокова, 1997г; Л. Д. Хода, 1999г.) У большинства слабослышащих детей четко прослеживается недостаточный уровень сформированности координационных способностей, которые лежат в основе двигательных навыков детей. [1, 2]

Решение проблемы подбора средств и методов педагогического воздействия с целью повышения уровня физической подготовленности является одним из главных направлений физического воспитания детей с нарушением слуха.

Эффективной формой оздоровительной физической культуры дошкольников является фитнес-аэробика. Аэробика активизирует все системы организма, кровообращение, дыхание, слух, она приносит ребенку положительные эмоции. На первый взгляд может показаться, что занятия фитнесом под музыку не решают главной задачи — научить слушать и говорить.. Но это не так. Помочь детям ощутить звук всем своим существом, соединить музыкальный ритм и движение, научить воспитанника, раскрепостившись, управлять своим телом, делая движения свободно. Доступность и увлекательность, высокая эмоциональность, многообразие двигательных действий и функциональные нагрузки позволяют использовать данный вид спортивной деятельности как одно из средств физического развития дошкольников с нарушением слуха..

Именно поэтому я выбрала это направление, поставив цель — формирование разносторонне физически развитой личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, целостного развития физических, психических, морально-волевых качеств.

Задачи:

  1. Развивать слуховое восприятие и координацию движений.

  2. Осваивать базовые знания фитнес-аэробики (базовые шаги).

  3. Развивать и укреплять все мышечные группы.

  4. Повышать функциональные возможности вегетативных органов, укреплять сердечно-сосудистую и дыхательные системы.

  5. Формировать правильную осанку, предупреждать плоскостопие..

  6. Развивать двигательные навыки, физические качества — силу, скоростные качества, выносливость.

  7. Воспитывать положительный интерес к занятиям спортом.

Все что нужно для занятий аэробикой — это спортивный зал, аудицентр для музыкального сопровождения и соответствующая музыка.

Предлагаю ознакомиться с базовыми шагами (элементы) без смены лидирующей ноги (унилатеральные), со сменой лидирующей ноги (билатеральные).

Базовые шаги (элементы) без смены лидирующей ноги (унилатериальные) [5]

Марш на месте и с перемещениями вперед, назад.

March (марш).

Марш на месте, ноги врозь.

Out (оут)

Два шага (ноги врозь), два шага(ноги вместе) без перемещения.

Out-in (оут-ин)

Два шага вперед (ноги врозь), два шага назад (ноги вместе).

V-step (ви-степ)

Два шага назад (ноги врозь), два шага вперед (ноги вместе).

A-step (ей-степ)

Одна нога выполняет наг вперед — назад, другая на месте.

Mambo (мамбо)

Два шага вперед (ноги вместе), два шага назад (ноги вместе).

Basic (бейзик)


Базовые шаги (элементы) со сменной лидирующей ноги (билатеральные). [5]

Шаг в сторону, приставить вторую ногу.

Step Touch (степ-тач)

Два приставных шага в сторону.

Double Touch (дабл степ-тач)

Шаг в сторону, подъем колена.

Knee Up (кни ап)

Шаг в сторону, два подъема колена.

Double Knee Up (дабл кни ап)

Шаг в сторону, подъем прямой ноги вперед.

Kick (кик)

Шаг в сторону, два подъема прямой ноги вперед.

Double Kick (дабл кик)

Шаг в сторону, подъем прямой ноги в сторону.

Lift side (лифт сайт)

Шаг в сторону, два подъема прямой ноги в сторону.

Double Lift side (дабл лифт сайт)

Шаг в сторону, захлёст голени (согнув ногу, направить колено в пол, пятку к ягодице).

Curl (карл)

Шаг в сторону, два захлеста голени (согнув ногу, направить колено в пол, пятку к ягодице.

Double Curl (дабл карл)

Шаг в сторону, вторая нога выполняет касание на месте.

Open Step (опен степ)

Шаг в сторону, приставить вторую ногу (касание вперед носком или пяткой.

Heel Touch (хил тач)

Шаг в сторону, скрёстный шаг в сторону, приставить.

Grapevine (грепвайн)

Три быстрых шага на месте на «раз и два».

Cha–cha-cha (ча-ча-ча)

Три быстрых шага на «раз и два» с интенсивным перемещением.

Shasse (шассе)


При обучении и выполнении базовых элементов аэробики необходимо учитывать и соблюдать следующие рекомендации: сохранять правильную осанку (живот и ягодицы подтянуты, грудная клетка «раскрыта», сохранять все нормальные физиологические изгибы позвоночника); отсутствие излишнего разгиба в коленных суставах, а также их излишнего сгибания. Упражнения необходимо выполнять на полной стопе (перекат с пятки на носок). Сохранять естественный разворот стоп наружу, особенно при широких движениях. Мышечный контроль на протяжении всего движения, не допускать инерционных движений. При выполнении «мамбо», повторов и выпадов пятка не ставится на пол.

Требования по технике безопасности во время занятий фитнес-аэробикой. [3, 4]

Во время выполнения комплексов и упражнений классической аэробики существуют запрещенные движения: быстрые вращения головой и излишнее наклоны вперед и назад шеи; упражнения (махи ногами) в стойке на коленях с опорой на кисти; прогиб туловища в положении лежа на спине; переход из положения, лежа в положение, сидя с прямыми ногами; глубокие приседания, где упор в коленном суставе составляет менее 90 %; наклоны вперед, стоя на прямых ногах; прогиб туловища назад в положении стоя; осевая нагрузка; глубокие наклоны туловища в стороны; круговые движения туловищем; вращательные движения коленями; работа с отягощениями на выпрямленных руках; продолжительная работа руками выше уровня плеч; резкие скручивания туловища («мельница»); все баллистические движения (высокие махи ногами и т. п.); упражнения в позе барьериста; движения с чрезмерной амплитудой; максимальные нагрузки; продолжительное изометрическое напряжение.

Для слабослышащих дошкольников, чьи первые попытки выполнить базовые элементы в аэробике гораздо более несовершенны, чем у слышащих сверстников, крайне важен индивидуальный подход и хорошо продуманная поощрительная тактика. Шаг за шагом ребята осваивают сложное искусство владения собственным телом, и каждый находит свой собственный путь.

Я уверена, что занятия фитнес-ааробикой помогут слабослышащим (инклюзивным) детям в будущем, кем бы они не стали и какую бы профессию не выбрали. Занимаясь фитнесом, ребята эмоционально богаче, у них появляется постоянный источник радости и возможность для самоутверждения, они становытся физически сильнее и выносливей. Одним из главных результатов — легкость и уверенность детей при общении с людьми.


Литература:

  1. Головчиц Л. А. Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста. Москва, 1991. — 70 с.

  2. Лехонгард Э. И. Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста в детском саду. Москва,1997. — 271 с.

  3. Лисицкая Т. С. Базовые виды аэробики (классическая аэробика, степ-аэробика, силовые виды групповых упражнений, фитнес-гимнастика). Москва,2009. — 12 с.

  4. Ростовцева М. Ю., Александрова В. А., Жерносек А. М. Оздоровительная аэробика и степ-аэробика. Москва,2010. — 11 с.

  5. Слуцкер О.С, Полухина Т. В., Козырев В. С. Программа для обучающихся 8–11 классов по физической культуре на основе фитнес-аэробики. Москва, 2012. — 132 с.

Основные термины (генерируются автоматически): нарушением слуха, физического развития, показателей физического развития, физического развития учащихся, детей дошкольного возраста, динамики показателей физического, смены лидирующей ноги, физического воспитания, слабослышащих детей, физического развития детей, Исследование динамики показателей, воспитания детей, физического воспитания детей, физического развития дошкольников, прогиб туловища, слабослышащих детей дошкольного, большинства слабослышащих детей, воспитания детей дошкольного, уровень физического развития, условиях инклюзивного.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle