Библиографическое описание:

Петрова И. Ю. Развитие универсальных учебных действий младших школьников средствами проектно-исследовательской деятельности [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 114-118.

Всякий здоровый ребёнок рождается исследователем.

Младший школьник с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь, которая каждый день раскрывает перед ним что-то новое.

Однако, как показывает практика, очень часто стремление узнать новое и объяснить непонятное постепенно становится всё менее и менее заметным.

У маленьких учеников

Спросил художник Токмаков:

«А кто умеет рисовать?»

Рук поднялось — не сосчитать.

Шестые классы. Токмаков

И тут спросил учеников:

«Ну, кто умеет рисовать?»

Рук поднялось примерно пять.

В десятом классе Токмаков

Опять спросил учеников:

«Так кто ж умеет рисовать?»

Рук поднятых и не видать.

А ведь, ребята, в самом деле

Когда-то рисовать умели,

И солнце на листах смеялось.

Куда всё это подевалось?

(В.Берестов)

Пожалуй, впервые в истории отечественного школьного образования «формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию», рассматриваются в качестве важнейшей задачи системы образования на государственном уровне. В связи с этим чрезвычайно актуальным становится вопрос о том, как можно и нужно развивать универсальные учебные действия.

На мой взгляд, определение эффективности используемых в начальной школе образовательных технологий будет определятся тем, насколько они могут способствовать формированию у младших школьников универсальных учебных действий. С этой точки зрения наиболее востребованной в современной начальной школе становится проектно — исследовательская деятельность.

Для чего нужны проекты?

Прежде всего, работа над проектами является способом формирования:

  • регулятивных,

  • познавательных,

  • личностных,

  • коммуникативных учебных умений.

В соответствии с требованиями нового стандарта по окончании начальной школы предполагается оценивание сформированности у школьников универсальных учебных действий. Организация работы детей над проектами позволит существенно дополнить усилия учителей по формированию универсальных учебных действий на уроках по базовым дисциплинам и в результате позволит продемонстрировать хорошие показатели в итоговой диагностике. Кроме того, эта работа позволяет:

  • обрести ученикам ощущение успешности, с одной стороны, независящее от успеваемости и, с другой стороны, не на пути асоциального поведения,

  • позволяет научиться применять полученные знания.

На сегодняшний день метод проектов распространён в школьном обучении не в полной мере и ориентирован в основном на старшеклассников и учащихся среднего звена. Лишь фрагментарно исследована и освещена проблема специфики и возможностей использования проектной деятельности на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе. Как создать проект? С чего начать? Очень много вопросов возникает у педагога. В связи с этим использование метода проектов вызывает различные затруднения у учителей в начальных классах или же игнорируется ими.

Анализируя свою деятельность, я и мои коллеги сталкиваемся с рядом проблем:

  • низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;

  • неспособность детей внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;

  • разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями.

Нельзя не учитывать и тот факт, что очень часто дети уже в начальной школе не хотят учиться, у них страдает мотивация учения и интерес к получению новых знаний.

Для решения этих задач как нельзя лучше подходит метод проектов, который позволяет организовать поисковую деятельность мальчишек и девчонок, обеспечить рост их коммуникабельности и развивает умения находить пути решения поставленных задач.

Основываясь на собственном опыте работы, считаю реальным и целесообразным применение проектного метода учителями начальной школы как на различных уроках, так и во внеурочное время, поскольку универсальность этого метода позволяет совместить его с существующими системами обучения и программами в начальном звене.

Однако внедрение учителем начальных классов проектного метода в свою практику не должно происходить стихийно: следует проводить целенаправленную работу по подготовке учащихся младшего школьного возраста к проектной деятельности.

Готовность учащихся начальных классов к проектной деятельности — это совокупность коммуникативных, проектных и рефлексивных умений.

В 1 классе ведётся подготовка. В качестве первого компонента готовности к проектной деятельности выделяют формирование коммуникативных умений, поскольку они лежат в основе выполнения групповых и коллективных проектов как наиболее распространённых. К таким умениям, по моему мнению, относятся:

  • умение слушать, получать информацию (не перебивая, внимательно и уважительно выслушивать любого отвечающего, говорящего на уроке: учителя, одноклассника, соотнося содержание его высказывания со своим мнением);
  • умение проявлять инициативу в общении, обмениваться информацией, (выяснять точки зрения других учеников, обращаться с вопросом к учителю);
  • умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость, силу голоса в зависимости от ситуации: чтобы все слышали, при выступлении перед классом и чтобы не мешать другим при групповой работе);
  • умение адресовывать свое высказывание (обращаясь к кому-либо, стараться смотреть на него и употреблять в своей речи местоимения «ты», «вы», а не «он(а)» и «они»);
  • умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументированно его объяснять и доказывать);
  • умение договариваться, находить компромисс (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

Данные умения необходимо формировать у младших школьников с первых дней их обучения, когда дети совместно с педагогом в специально смоделированных учебных ситуациях «открывают» и доступно формулируют «Правила учебного общения».

Освоение учащимися правил общения на уроках возможно при систематической организации учителем различных видов взаимодействия в процессе обучения: работы в парах («ученик — ученик», «ученик — учитель»); в малых и средних группах от трех до шести человек («ученик — группа учеников», «учитель — группа учащихся»). Совместное решение учебных задач особенно проблемного характера, с недостающими данными, является необходимой подготовкой к дальнейшей проектной деятельности.

Возможно ли проведение урока — проекта уже в 1 классе? Отвечу, да. Большое поле деятельности возможно на уроках технологии и изобразительного искусства (Синтез искусств)

Следует отметить, что коммуникативные умения, навыки учебного взаимодействия формируются у учащихся начальной школы далеко не сразу и требуют длительного закрепления.

Выполнение любого учебного и внеучебного проекта младшими школьниками крайне затруднительно и неэффективно без минимальной сформированности у детей специальных проектных умений. В качестве первоочередных из таких умений, базовых и необходимых на этапе введения в проектную деятельность, мы выделяем следующие:
  • умение прогнозировать, представлять конечный продукт, итог работы (Что я хочу сделать, придумать, узнать? Как это будет или может выглядеть?);
  • умение анализировать имеющиеся возможности и ресурсы для выполнения деятельности (Что у меня есть для работы и чего не хватает? Какие нужны информация, материалы, инструменты, технические средства?);
  • умение составлять план своей работы и следовать ему;

  • умение искать необходимую информацию в различных источниках (в т. ч. адресовать информационный запрос к учителю и другим взрослым).

Такие умения формируются в результате систематически проводимых тренингов.

Например: Задание «Посмотрите на мир чужими глазами»

Учитель: Представьте, что вы гуляете с друзьями во дворе. Как вы отнесетесь к появлению первого снега? Затем представьте, что вы — водитель грузовика, едущего по дороге, или летчик, отправляющийся в полет, либо ворона, сидящая на дереве, зайчик или лисичка в лесу.

(Развивая предложенные сюжеты, можно формировать у детей разные точки зрения на одни и те же явления)
Задание «Вариативная сказка»
Дети разбиваются на группы, каждой группе раздают карточки, на которых напечатаны темы сказок. Ребята должны придумать концовку сказки и написать ее на большом листе бумаги. Вариантов концовок сказки может быть много, учителю необходимо контролировать развитие сюжета.

Учитель: Однажды утром Петя проспал школу. Он посмотрел на будильник и увидел, что... Ты хочешь, чтобы начались чудеса? (Дети отвечают. Если ответ «да», то продолжение может быть, например, таким: Будильник ему подмигнул. «Что же делать?" — подумал Петя. Если ответ «нет» то можно предложить следующее продолжение: Петя протер глаза... В комнату зашла бабушка...)

Отмечу, что формирование названных проектных умений будет успешным при постепенном повышении уровня детской самостоятельности. Кроме того, необходимо подчеркнуть, что все названные проектные умения, изначально сформированные на минимально необходимом уровне, в дальнейшем совершенствуются и качественно усложняются уже в процессе проектной деятельности.

В 1 классе провожу самостоятельные занятия с включением заданий, направленных на овладение общелогическими умениями (сравнение, классификация, обобщение). На этих уроках ребята получают представление о свойствах и признаках предмета, о сравнении и классификации, причине и следствии.

С первых занятий знакомлю детей с теоретическими понятиями: исследование, открытие, исследователь, исследовательские умения, опыт, наблюдение и наблюдательность, эксперимент, гипотеза, схемы, результат, защита, доклад. С 1-го классе практикую проектно-исследовательские задания: игра — исследование, мини-исследование, мини-проект исследовательского характера, наблюдение. Работа проходит под руководством учителя. Тема предлагается пока общая. Объём работы небольшой.

В качестве примера приведу индивидуальный проект «Маленькая дверь в большой мир». Очень интересная работа. Всем известно, что книги — наши самые верные спутники в жизни! Нас с ними знакомят родители, читая на ночь стихи и сказки. Мы познаем через них мир, продолжая встречаться с ними в школе.

Почти у всех литературных произведений есть автор — человек, подаривший свою историю нам. И этот реальный человек, как и мы учился в школе, заводил знакомства и дружбу, прогуливался по улицам своего города. А может быть, вы с ним ходили по одним улочкам?

Опираясь на данные биографий детских писателей, составлена презентация, в которой на втором слайде размещена «интерактивная карта России», с выделенными городами — гиперссылками, ведущими на соответствующие слайды, рассказывающие нам о том, какой именно автор жил (живет) в этом городе, как это связано с его биографией, какие его произведение прочитал ребёнок, описано наиболее понравившееся произведение. А также мы видим три геперссылки на территории Камчатского края, ребёнок познакомился с литературой родного края.

Во 2 классе для организации проектно-исследовательской деятельности применяю те же исследовательские задания: мини-исследование, мини-проект... Работа проходит в основном под руководством учителя. Тема предлагается как коллективная, так и самостоятельная. Объём работы немного увеличивается. Со 2 класса с детьми организую тренировочные занятия и специальные занятия по отработке этапов исследовательской работы.

Прообразом проектной деятельности для младших школьников могут стать проектные задания, применение которых становится возможным, начиная со 2 класса. Цель данного этапа работы: учить детей поэтапной организации коллективного исследования с элементами проектной деятельности.

В качестве примера приведу два проектных задания, которые были выполнены детьми после изучения тем по предмету «Окружающий мир».

После изучения темы «Земля в космосе», дети выполнили следующее задание: «Как выглядит орбита планет» (индивидуальное или парное проектное задание)

Все планеты движутся вокруг Солнца по круговому пути, называемому орбитой. Орбита представляет собой геометрическую фигуру, называемую эллипсом.

Узнайте из энциклопедий по математике или других источников, как выглядит эллипс.

Проведите построение.

Для построения эллипса понадобятся две чертёжные кнопки, карандаш, лист бумаги, картон, чтобы его подложить под лист, толстая нить длиной около 30 сантиметров.

Последовательность действий такова:

  1. Подложите под бумагу картон и воткните в середину листа две кнопки на расстоянии около 12 см друг от друга.

  2. Свяжите концы нитки, чтобы получилась петля, и накиньте её на кнопки.

  3. Натягивая карандашом нитку, как показано на рисунке, начертите замкнутую кривую. Это и будет эллипс.

  4. Измените расстояние между кнопками и повторите задание. Изменилась ли форма эллипса?

Спросите у взрослых или найдите в математических справочниках, как ещё можно построить эллипс.

Продемонстрируйте своё умение одноклассникам.

После изучения темы «Притяжение Земли», дети выполнили задание: «Инопланетяне» (индивидуальный проект).

Возможно, жизнь существует не только на Земле, но и на других планетах. Найти её признаки пока не удалось, но химические элементы, из которых состоят земные организмы, обнаружены во всех уголках Вселенной.
Предположи, какие существа могли бы жить на планетах Солнечной системы.
Выбери одну из планет Солнечной системы. Собери об этой планете как можно больше информации. Узнай её размеры, силу тяготения, холодная она или жаркая (далеко или близко находится к Солнцу), какова её поверхность.
С учётом собранной информации представь, какой формы и размеров может быть тело придуманного тобой инопланетянина, как он дышит, передвигается, питается.

Нарисуй своего инопланетянина и расскажи о нём и о его планете своим одноклассникам.

«То, что упущено в детстве, трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы» (В. А. Сухомлинский).
В 3 классе исследовательские задания усложняются. Также дети знакомятся с этапами работы над проектом.

К 4-му классу учащиеся должны научиться:

  • принимать и сохранять цель познавательной деятельности;

  • планировать свои действия в соответствии с целью;

  • осуществлять пошаговый и итоговый контроль своей деятельности;

  • осуществлять поиск необходимой информации, используя учебник, ресурсы библиотеки, сети Интернет;

  • сопоставлять информацию, представленную в разных источниках, сравнивать; обобщать;

  • строить логическую цепочку рассуждений на основе анализа информационных различных источников;

  • установление причинно-следственной связи изменений;

  • сравнивать и классифицировать объекты по самостоятельно выбранной или заданной классификации;

  • обобщать наблюдения, формулировать выводы;

  • систематизировать информацию, уметь публично представить.

По мере развития уровня самостоятельности на каждом этапе исследования необходимо давать определённую свободу в работе, т. к. только собственные интересы, предпочтения и цели, реализуемые в ходе исследования, будут двигать ученика к творческой, авторской позиции.

Отмечу, что в процессе проектной деятельности в классе заметно повышается статус учеников, склонных к творчеству, фантазированию, — «романтиков» и мечтателей. Проектная деятельность ставит каждого ребенка в позицию активного участника, дает возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, учит работать в команде. Это ведет к сплочению класса, развитию коммуникативных навыков учащихся, создает обстановку общей увлеченности и творчества. Каждый вносит посильный вклад в общее дело, выступает одновременно и организатором, и исполнителем, и экспертом деятельности, а значит, становится более самостоятельным и ответственным.

Какова же роль учителя в проектной деятельности?

Она своеобразна. Первое правило, о котором должен помнить учитель: я выступаю не как толкователь готовых знаний и их транслятор, а как равноправный участник их добывания. Я некий вдохновитель для проектно-исследовательской деятельности учащихся.

Если на первом этапе я сама предлагаю ребятам общую тему для их творческой работы, то на 3 — ученики самостоятельно выбирают тему, которую им интересно решить. Здесь я только помогаю последовательно определить цели и правильно наметить пути преодоления каждого этапа.

Главное — увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности. Если ребёнку дать почувствовать свою умелость, право на авторство, произойдёт чудо: раскроются способности, о которых мы даже не подозревали, ребёнок начнёт успешно управляться с тем, что ему было недоступно ранее.

Нельзя не отметить, что в силу своих возрастных особенностей, младшие школьники далеко не сразу способны быть абсолютно самостоятельными на всех этапах выполнения проекта. Дети испытывают трудности в решении ряда организационных, технических, оформительских задач. Безусловно, главную помощь ребёнку оказывает педагог. Однако младшему школьнику нужна ещё и поддержка родителей, особенно в тех проектах, выполнение которых происходит во внеурочное время. Объединение в едином творческом процессе не только детей и педагога, но и родителей особенно важно в ситуации дефицита внутрисемейного общения.

Задача взрослых — поддержать детскую любознательность, не пресекать активность ребенка многочисленными запретами, тогда с возрастом естественная познавательная потребность ребенка станет основой его успешного обучения в школе. Проектная деятельность — хороший механизм для реализации этой потребности непосредственно в учебной работе.

Многие родители отмечают, что детям после подготовки своего проекта стали легче даваться устные предметы, появилась уверенность.

Более того, работа над проектами сплачивает не только детский коллектив, но и родителей. Они тоже объединяются в группы, общаются, лучше узнают друг друга и переносят это своё положительное общение за рамки проекта в обыденную реальность.

Я нахожусь в самом начале пути реализации метода проектов в своей педагогической деятельности. Считаю, что впереди еще много кропотливой работы по усовершенствованию проектной деятельности учащихся.

Тем не менее, накоплен определённый опыт работы в этом направлении, которым хочу поделиться.

Ежегодно в нашей школе проводятся «Ломоносовские чтения», в которых учащиеся класса принимают активное участие. Темы работ, выбранные детьми, настолько разнообразны, что оказать помощь не всегда легко. Приходится самой прорабатывать много материала. Но работа стоит того: победители в разных номинациях — дети нашего класса.

Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.

Девизом к реализации проектно-исследовательской деятельности в обучении могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».


Литература:

  1. Дубова М. В. Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов//- М:Баласс, 2010.-80 стр. (Образовательная система «Школа 2100». Серия «Методическая библиотека учителя начальных классов»)

  2. Воронцов А. Б. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя //2-е изд. — М.: Просвещение, 2010.-176 с.- (Стандарты второго поколения)

  3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.: ил.

  4. Примерные программы начального общего образования. В 2ч. Ч.1. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2009. 317с. — (Стандарты второго поколения).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle