Библиографическое описание:

Белоусова А. А. Методика обучения детей музыке в условиях предшкольной подготовки в системе дополнительного образования [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 54-61.

Необходимым условием успешного обучения детей в начальной школе (и в дальнейшем обучении) является предшкольная подготовка. Предшкольное образование направлено на уравнивание возможностей подготовки детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные учреждения, с целью обеспечить им доступ к получению качественного образования при поступлении в школу [6, с.39].

В дошкольном возрасте происходит закладка фундамента свойств личности, формируется основание личностной культуры, которое в дальнейшем позволяет ребенку успешно усвоить любые специальные научные дисциплины [12, с.11]. В связи с этим возникают повышенные требования к предшкольной подготовке ребенка, актуализирует проблемы подготовки детей к переходу в школу, их готовности к постоянному обучению. К тому времени, когда дошкольник пойдет в школу, он должен достичь определенного уровня не только физического развития, но и познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы, у него требуется сформировать соответствующие личностные качества. Главной целью этого возрастного этапа должно стать реальное развитие и социализация ребенка, формирование возрастной культуры и эрудиции, психических и личностных новообразований. Основным результатом этого процесса должно стать формирование у детей эмоциональной, интеллектуальной, коммуникативной готовности к школе. Отсутствие у ребенка данной готовности негативно отражается на его способности к обучению, комфортности пребывания в классе.

Именно поэтому в научной литературе, в нормативных документах Министерства образования и науки РФ, в выступлениях педагогов-психологов, физиологов и общественных деятелей предшкольная подготовка рассматривается в аспекте обеспечения непрерывности образования и поступательного развития ребенка. А отсюда понятна необходимость выделения проблем предшкольного воспитания детей в самостоятельное предшкольное образовательное пространство, которое наиболее эффективно сопрягается с образовательным пространством начальной школы.

В последние годы многие исследователи (М.М. Безруких, Г.А. Дорофеева и др.) констатируют интенсивное увеличение числа учащихся первых классов с нарушениями поведения, общения, психосоматическими заболеваниями, вызванными трудностями адаптации к новым социальным условиям [2, с.10]. Эта проблема особенно характерна для детей, не посещавших детский сад. Вот почему такое большое внимание должно уделяться вопросам организации специальной предшкольной подготовки детей в системе дополнительного образования [5, с.7].

1.Теоретические основы предшкольной подготовки детей в системе дополнительного образования

1.1 Сущность понятия «Предшкольная подготовка»

Впервые термин «предшкольное образование» прозвучал в проекте «Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации», предложенном Министерством образования и науки и одобренном Правительством России. В документе указывалось, что «Предшкольное образование» не носит обязательного характера и может быть рекомендовано гражданам как эффективный способ выравнивания дошкольных возможностей детей, идущих в первый класс начальной школы. В основе «предшкольного образования» должны лежать игровые формы и методы обучения. При этом занятия целесообразно проводить главным образом на базе сети учреждений дошкольного образования» [16].

Предшкольное образование является одним из элементов системы непрерывного образования, которое находится на стыке образования дошкольного и начального школьного. Правовыми основами развития и функционирования предшкольного образования в России являются документы, принятые международными организациями, такие как: Международная конвенция о правах ребенка, Декларация прав ребенка, а также законы Российской Федерации - Конституция Российской Федерации, Закон РФ «Об образовании».

Для предшкольного образования важными являются следующие документальные положения:

  • конституционное право каждого ребенка как члена общества на охрану жизни и здоровья;

  • получение гуманистического по своему характеру образования;

  • бережное отношение к индивидуальности каждого ребенка;

  • способность системы образования адаптироваться к уровню и особенностям развития детей [11, с. 6].

Психологическая и социальная готовность ребенка к обучению в школе, а, значит, и успешность его дальнейшего обучения обусловлена всем ходом его предыдущего развития. Для его вовлечения в учебный процесс, в дошкольном возрасте должен быть выработан определенный уровень умственного и физического развития, выработан ряд учебных навыков, получено достаточно много представлений об окружающем мире. Однако нужно учитывать, что накопления необходимого количество знаний и усвоения только специальных умений и навыков недостаточно, так как учение – это деятельность, предъявляющая особые требования к личности. Чтобы учиться, важно обладать силой воли и терпением, контролем над своими действиями, умением критически отнестись к собственным неудачам и успехам. Таким образом, ребенок должен осознать себя как субъекта учебной деятельности и соответственно строить свое поведение. В связи с этим, особого внимания заслуживает развитие внутреннего мира ребенка, его самосознания, которое отражается в самооценке и саморегулировании маленькой личности в сложной системе общественных отношений [13, с.10 – 12].

Сложилось определенное противоречие между требованиями школы и готовностью детей их принять. Сегодня значительное количество детей, несмотря на соответственный возраст и те навыки и умения, которые они приобрели при подготовка, испытывают большие трудности в адаптации к школьному обучению, основной причиной которых является то, что они психологически не готовы к школьному типу обучения. К тому же в связи с разным состоянием социальных условий дети имеют разный уровень готовности к школе в зависимости от того, посещали ли они детский сад нет.

Подготовка к школьному обучению предполагает, прежде всего, повышение уровня общего развития детей: укрепление их здоровья, стимулирование работоспособности, совершенствование мышления, познавательных интересов, воспитание определенных качеств личности, формирование элементов учебной деятельности, принятие учебных задач, осознание способов решения, умение планировать и контролировать свои действия, работать в соответствии с указаниями взрослого и так далее [8, с.25].

В связи с этим введение системы предшкольного образования можно рассматривать как оптимизацию процесса образования детей дошкольного возраста, осуществляемого как на базе детских садов, так и на базе других образовательных учреждений системы дополнительного образования. Главной задачей при этом является возможность максимально полно охватить предшкольным образованием будущих первоклассников. Для этого предлагаются образовательные учреждения способные осуществлять предшкольную подготовку. К ним относятся:

  • центры развития ребенка (ЦРР), которые в большинстве своём открываются при центрах дополнительного образования с 5 лет в учреждениях дополнительного образования.

  • предшкольное образование на базе детских дошкольных учреждений как вид группы кратковременного пребывания для получения базисного компонента со школьным учителем (на основании договора со школой).

  • предшкольное образование на базе школы (4 часа) + на базе детского дошкольного учреждения как вид группы кратковременного пребывания (для реализации воспитательно-образовательных целей)

  • прогимназии;

  • введение так называемых «нулевых» классов в школе с системой обучения и воспитания;

  • другие формы подготовки, в основном, кружковые, ориентированные на оказание платных услуг населению.

  • домашнее образование (система гувернерской службы на базе ЦРР).

  • семейные способы подготовки ребенка к школе в свете существующих стандартов (по договоренности под контролем ДОУ или органов образования, осуществляющих эту деятельность (например, Школы матерей) на базе учреждений дополнительного образования).

Успешное решение вопросов формирования у дошкольников социально-личностной зрелости и ее дальнейшего эффективного развития в процессе предшкольного образования могут быть объективно оценено по индикаторам наличия у обучающихся определенных знаний и умений. Важнейшими среди них являются следующие: сохранение устойчивого внимания к интересной учебно-творческой деятельности, умение воспринимать обращение к группе как обращение к себе, речевые возможности, умение адекватно реагировать на обращение или вопрос, умение успешно взаимодействовать в группе сверстников [17, 33-38].

Таким образом, предшкольная подготовка является очень важным этапом в воспитании дошкольников и определяет дальнейшие возможности в обучении и развитии ученика начальной, а в дальнейшем и средней школы. На сегодняшний день нет чёткого определения понятия «предшкольное обучение», т.к. разные авторы данную проблему рассматривают по-разному.

Идея предшкольного обучения рассматривается как способ и средство психологической и интеллектуальной подготовки детей к школе, а также создание условий для получения образования максимально большим количеством детей.

1.2 Анализ проблемы обучения детей в условиях предшкольной подготовки

В условиях модернизации образования, вариативности программ и типов дошкольных учреждений все острее обозначается необходимость решения проблемы целостного развития ребенка.

В педагогических исследованиях мы можем встретить различное трактованние системы целостности развития ребенка:

  • целостность как гармоничное сочетание всех сторон развития — физического, умственного, нравственного, эстетического (В.И. Логинова, А. П. Усова, С. Г. Козлова);

  • целостность как сочетание биологического, социального и культурного начала в ребенке (Б. Г. Ананьев, М. С. Каган, Р. М. Чумичева);

  • целостность как интеграция желаний (потребностей, мотивов), чувств, разума (познавательных процессов), характера, способностей ребенка (В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев) [7, с.15-17].

Таким образом, специально организованное развитие ребенка — это воспитание, обучение и образование вместе.

Предшкольная подготовка осуществляется в детских дошкольных учреждениях, то есть в детских садах. Однако сегодня много «неорганизованных» детей, поскольку предшкольное образование в нашей стране носит не обязательный характер и может быть только рекомендовано как эффективный способ обучения ребенка для последующей адаптации его в школе.

Дошкольные учреждения на определенном уровне готовят детей к школе, но в результате отсутствия единых правил этой подготовки, в начальную школу дети приходят со навыками чтения и счета, но при этом у 35-40 % из них не развита мелкая моторика, у 60% - устная речь, у 70 % первоклассников не сформировано умение организовывать свою деятельность [4, с. 12].

Предшкольная подготовка, определяется социальным конструктом «готовность к школе». Сегодня предшкольная подготовка проводится в подготовительной группе детского сада, и ставит свой акцент на предметную подготовку (чтение, письмо, счёт), психологическую (развитие внимания, памяти, мышления, воображения, усидчивости), логопедическую (развитие речи), общую (развитие кругозора). Однако физическая подготовка носит маловыраженный характер и это несмотря на общую тенденцию ослабления здоровья детей. Снижена значимость эстетической подготовки (рисование, лепка, музыка). Происходит уменьшение внимания к миру детской игры. Особенно печально констатировать тот факт, что родители сегодня в силу разных обстоятельств, мало включены в содержательный процесс подготовки к школе их детей [1,с.19-20].

Также следует отметить, что в настоящее время у нас много детей, которые не посещают ДОУ. Это вынуждает родителей к поиску способов «натаскивания» ребенка, которые, как правило, отрицательно сказываются на развитии и здоровье детей, как физическом, так и психологическом. В результате этого возникает необходимость в альтернативных формах подготовки детей, в предшкольной подготовке в системе дополнительного образования.

Основные задачи модернизации российского образования - повышение его доступности, качества и эффективности. Это в первую очередь предполагает значительные обновления содержания образования, прежде всего дошкольного, приведение его в соответствии с требованиями времени и задачами развития страны, а не только масштабные структурные, организационно-экономические изменения. Главным условием решения этой задачи является введение предшкольного образования.

Однако в современном дошкольном образовании есть определенные негативные моменты, ограничивающие возможность реализации этого направления работы с дошкольниками:

  • сложность освоения программ дошкольного образования;

  • дублирование форм, методов, содержания начального образования;

  • ограниченное количество мест в детских садах.

При этом главенствует тенденция к ускорению темпов детского развития. Стремительная предшкольная подготовка вытесняет характерные формы жизнедеятельности ребенка (игру, разные виды творчества и т. д.). На занятиях они уступают своё место обучению, в их сущности начинают проступать черты, свойственные учебным предметам.

Таким образом, с одной стороны существует определенная социальная необходимость, которая предопределяет потребность в создании равных условиях для всех детей в получении предшкольной подготовки, с другой стороны, современная практика дошкольного образования позволяет выделить ряд противоречий, существенно затрудняющих выполнение такого заказа:

  • между объективно возрастающими требованиями к результату дошкольного образования и нежелательными последствиями раннего обучения, в результате которого у детей теряется интерес к учебе, а также наносится ущерб полноценному развитию ребенка;

  • между наличием разнообразных программ дошкольного образования и их вариативностью, что не создаёт условия преемственности при возможных изменениях: переходе детей в иные образовательные учреждения, приход нового педагога, приобретение новых учебных материалов и т.д.;

  • между программами дошкольных учреждений и общеобразовательных школ;

  • между непониманием и неприятием многими школьными педагогами тех форм поведения, которые еще являются преобладающими у части детей 6–7 лет;

  • между повышением психической и физической нагрузки у бывшего дошкольника, сменой его привычного распорядка дня и отсутствием в школьной обстановке возможностей для разгрузки.

При исследовании данных противоречий, можно сделать вывод о том, что система дошкольного образования активно развивается в связи с разработкой новых методик, увеличением научных материалов, но, как ни прискорбно, а дети все меньше готовы к начальной школе. Процесс адаптации детей к школе затягивается.

Предшкольная подготовка обычно предназначена для детей шестого и седьмого года жизни, посещающих детские сады либо обучающихся самостоятельно. Поэтому, даже при декларируемом лидерстве детского сада, как формы предшкольной подготовки, структура организационных форм является гораздо более сложной.

В свою очередь, школы предлагают в качестве формы предшкольной подготовки группы кратковременного пребывания, которые рассчитаны только на обучающие занятия. Значит они, во-первых, не способны обеспечить детям развитие тех социальных навыков и умений, которые считаются неотъемлемой составляющей школьной готовности, во-вторых, реализация предшкольного обучения в условиях школы позволяет выделить и такой недостаток, как уязвимость особенностей психического развития старших дошкольников (условия для организации педагогического процесса, специфика взаимодействия со взрослыми и сверстниками). «Правильная» подготовка, должна быть сосредоточена на игровой деятельности, познавательном, физическом, физиологическом и психологическом развитии ребенка [1, с.19-20].

Анализ существующих на сегодняшний день в системе дошкольного образования форм организации работы по подготовке детей к школе показал, что предшкольное обучение на базе дошкольных образовательных учреждений не дает качественной подготовки, так как работа воспитателя будет лишь традиционным продолжением учебно-воспитательного процесса с детьми дошкольного возраста. Если же подготовка детей предшкольного возраста осуществляется на базе школы, то в большей степени деятельность педагога практически полностью дублирует работу учителя начальной школы.

Таким образом, практика внедрения предшкольного обучения в данных учреждениях выявила такую проблему, как необходимость специальной подготовки педагогов предшкольного обучения [4, с. 10-12].

В существующих традиционных программах педагогами выделяется блок работы с детьми дошкольного возраста, однако необходимым условием правильной подготовки дошкольников к школе является наличие специально разработанных программ для реализации предшкольного обучения.

Среди них программа комплексного обучения и развития детей старшего дошкольного возраста «Предшкольная пора», разработанная под руководством профессора Н.Ф. Виноградовой, и направленная на развитие тех качеств и видов деятельности, которые определяют становление познавательных интересов детей и успешное обучение их в школе. Исходя из этого, программа построена не по учебным предметам и не по областям знаний, а в соответствии с логикой психического развития дошкольника: особенностями его мышления, внимания, воображения, объяснительной речи, ценностного отношения к к себе и окружающему миру. Она является предварительным этапом следующей программы Н.Ф. Виноградовой, которая называется «Начальная школа XXI века» [15].

Разработана авторским коллективом (А.А. Леонтьев, Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев, М.В. Корепанова, О.А. Степанова, О.В. Чиндилова) программа «Детский сад 2100». Она является одним из структурных компонентов образовательной системы «Школа 2100». Это реально позволяет ей решить проблему непрерывности и преемственности дошкольного и начального образования. Основная цель данной программы – реализовать принцип преемственности и обеспечить развитие и воспитание дошкольников в соответствии с концепцией Образовательной системы «Школа 2100».

Главная задача образовательной системы «Школа 2100» – создание условий для развития функционально грамотной личности ребенка. В данной системе знание и использование педагогом предшкольного образования психолого-педагогических принципов рассматриваются как требования к организации взаимодействия с детьми, и способствуют полноценному личностному психическому развитию детей. Одним из ведущих принципов в системе «Школа 2100», которые определяют содержание, технологию, методы и приемы работы с детьми является принцип обучения деятельности. Для обучающих занятий с дошкольниками разработана технология, специально адаптированная к возрасту детей. Детям не только сообщаются готовые знания, но и проводится такая деятельность, в процессе которой они самостоятельно делают «открытия», узнают что-то новое и используют полученные знания и умения для решения поставленных задач. Такой подход позволяет обеспечить преемственность между дошкольным этапом и начальной школой, как на уровне содержания, так и на уровне технологии [14].

Именно эта программа соответствует требованиям к организации обучения детей на этапе предшкольной подготовки и соответствует сущности и содержанию предшкольного обучения.

Таким образом, в сложившейся системе предшкольной подготовки можно выделить некоторые перспективные решения в данной области:

  • реализация содержания предшкольного обучения,

  • изучение и внедрение новых форм организации преемственности между ДОУ и школой,

  • подготовка педагогов предшкольного обучения.

Проблемы внедрения предшкольного обучения на сегодняшний день являются актуальными, так как отражают современные тенденции развития образования в нашей стране, а также наметившуюся потребность охвата всех детей предшкольного возраста на этапе подготовки к школе.

1.3 Методические подходы к музыкальному обучению детей в условиях предшкольной подготовки в системе дополнительного образования

Задачи и содержание музыкального воспитания определяются общими целями всестороннего развития личности и, в частности, эстетического воспитания. К ним относятся приобщение детей к деятельности в области искусства, развитие эстетического восприятия и эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения, воспитание любви к музыке, развитие музыкальных способностей, формирование музыкального вкуса и воспитание стремления посильно проявить себя в музыкальной деятельности, то есть развитие художественно-творческих способностей детей, подготовка к школе.

Впервые музыкально-образовательная деятельность была выделена как отдельный вид деятельности Ветлугиной Н.А. («Эстетического воспитание в детском саду»), как музыкально-образовательные знания. А О.П. Радыновой («Музыкальное воспитание дошкольников») – как музыкально-образовательная деятельность.

Единый процесс музыкального развития дошкольников выражается [7, с.23]:

  • в многообразных, многовариантных, индивидуальных проявлениях;

  • в накоплении ценностного отношения, интереса к музыке;

  • в накоплении опыта субъекта деятельности и поведения в музыкальной культуре;

  • в создании системы специальных педагогических условий, обеспечивающих становление, саморазвитие и образование дошкольника.

В условиях предшкольной подготовки обучение музыке предусматривает ознакомление детей с разнообразными произведениями — инстру­ментальными, вокальными, различными по те­матике, жанрам, характеру и средствам выразительности. На этой основе укрепляется интерес, воспитывается эстетическое отношение к окружающему миру.

Музыка сопровождает жизнь ребенка постоянно. Взрослые чаще всего не обращают на это никакого внимания, поскольку музыка и в их быту представлена широко и естественно, гармонично сочетаясь с самой жизнью.

Как показывают результаты исследований, дети обычно самостоятельно поют песни во время игровой деятельности или при одевании на прогулку, а также в процессе рисования или мытья рук перед обедом и т.д. [гог, 88].

Познавательные задачи решаются в тесной связи, с развитием музыкальных способностей и переживаний детей. Они интересу­ются общественными событиями, им читают книги, рассказывают, поют песни. Все это отража­ется в музыке присущими ей средствами.

Музыка обогащает детей переживаниями. Разнообразное содержание произведений побуждает ребенка к сопереживанию, активизирует его чувства.

Репертуар музыкальных произведений составляется с учетом педагогических задач и отражает ос­новные виды музыкального искусства: песню, марш, пляску, которые хорошо воспринимаются детьми. Причем развитие детского восприятия расширяется за счет усвоения этих жанровых особенностей. В песне естественно и органично слива­ются, слово и музыка. Песенное начало характеризует и инструментальные произведения.

Таким образом, дети 6—7 лет должны слушать разнообразную вокаль­ную и инструментальную музыку, самостоятельно отличать различ­ные выразительные средства и характер музыки, знать произведения известных композиторов современности и классиков.

Система формирования музыкальной культуры музыкально-творческого развития детей предполагает использование различных методов:

а) наглядно - слуховой метод. Все знания детям даются при наличии музыки. Использование наглядных приемов облегчает усвоение определенных знаний, заинтересовывает детей, придает обучению проблемный характер.

б) наглядно-зрительный метод. Это показ картин, игрушек, изображений инструментов, портретов композиторов. Опора на зрительную наглядность значительно облегчает усвоение музыкальных знаний. С этой целью создаются музыкальные уголки в старших группах. Там размещаются музыкальные инструменты или их аналоги в виде игрушек, музыкально-дидактические игры, атрибуты и костюмы к музыкальным сказкам.

в) словесный метод. Рассказ детям различные сведений о музыке, ее содержании, о применении того или иного приема и навыков исполнения.

г) практический метод. Показ приемов и способов исполнения, вариантов творческих импровизаций и т.д. Этот метод помогает детям не только усвоить музыкальные знания, но и закрепить их на собственном опыте. Практические приемы – оркестровка, передача характера музыки в движении – позволяет глубже почувствовать и осознать значение средств музыкальной выразительности: акцента, динамики, пауз и т.д.

Для реализации системы музыкального обучения детей дошкольников используются следующие методические подходы к обучению:

Одним из главных подходов в работе с детьми является создание обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно. Нельзя принуждать детей к действиям (играм, пению), нужно дать возможность ребенку освоиться, захотеть принять участие в занятии.

Согласно Концепции о правах ребенка, он имеет полное право на выражение своих чувств, желаний, эмоций. Нежелание ребенка участвовать в занятии обуславливается несколькими причинами:

  • Стеснительность, застенчивость. Этот факт не должен уходить от внимания педагога. При каждой возможности педагог должен давать положительную оценку действию ребенка.

  • Неумение, непонимание. Это относится к тем детям, которые не адаптированы пока к новой, на первых порах незнакомой, среде. Здесь требуется большое внимание к ребенку, проявление индивидуального подхода.

  • Неуравновешенный, капризный стиль поведения. Лучшее для педагога - акцентировать внимание ребенка на игру, сюрпризы; положительные оценки быстрее отвлекут ребенка.

  • Второй подход - целостный, т.е. в решении педагогических задач:

  • Обогащение детей музыкальными впечатлениями через пение, слушание, музыкальную ритмику, музицирование.

  • Претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности.

Таким образом, преодоление педагогом перечисленных причин создаст комфортные условия на занятиях музыкой.

Следующий подход – это метод последовательности, который предусматривает усложнение поставленных задач по всем разделам музыкального воспитания. Выполняемые детьми задания, усложняются по мере надобности.

Упражнения по тренингу вокально-исполнительских навыков, ритмики, знаний музыкальной литературы и др. начинаются с простейших, требующих элементарных умений. А потом они постепенно усложняются, одновременно становятся все более интересными.

Например, рассмотрим приемы усложнения в пении:

Перед началом пения детям предлагаются упражнения для распевания, построенные на от­дельных звуках, например: «ку-ку», «лё-лё» или русские народные попевки «Бай, качи-качи», «Чики-чики-чикалочки», «Скок-скок поскок, молодой дроздок» и др. Систематическое их повторение формирует навык чистого интонирования. Исполь­зуются также упражнения на развитие слуха: «музыкальное эхо» (ребенок воспроизводит заданный звук). Эти занятия обычно приобретают игровую форму.

После этого исполняется песня, знако­мая детям, но требующая работы над ее выразительностью. Затем разучивается новая песня, которая требует более со­средоточенного внимания. В за­ключение дети поют любимые и хорошо знакомые им песни [9, с. 205].

Каждый из трех основных методов обучения музыке – наглядный, словесный, практический применяется с нарастанием проблемности: от прямого воздействия (исполнение музыкальной сказки, рассказ сказок и показ иллюстраций) через закрепление на музыкально-дидактических играх (воспроизводящее и творческое), создание поисковых ситуаций (придумать сказку по данным иллюстрациям) к самостоятельному поиску детьми способов деятельности. Использование педагогических методов с нарастанием проблемности формируют музыкальное мышление детей, способность к элементарным суждениям и оценкам, развивают творческое воображение, углубляют эмоциональное сопереживание, интерес к музыке.

Четвертый подход - соотношение музыкального материала с природным и историко – культурным календарем. В силу возрастных особенностей дети не всегда могут осмыслить значение того или иного календарного события. Нужно дать им возможность принять в нем посильное участие, посмотреть выступления других детей и воспитателей и в какой-то мере проявить свои творческие способности (станцевать, спеть песенку или частушку, принять участие в веселой игре).

Одним из важнейших методических подходов музыкального воспитания является метод партнерства. Авторитарный стиль поведения педагога («Я взрослый», «Я больше тебя знаю», «Делай, как я говорю») - недопустим. Общение с детьми должно происходить на равных, партнерских отношениях. «Давайте поиграем», «Покажите мне», «Кто мне поможет» - эти фразы должны быть в лексиконе педагога. Дети, общаясь на таком уровне, интуитивно все равно воспринимают взрослого как учителя, педагога. Но мягкий, спокойный тон и дружеское общение создают непринужденную, теплую и доверительную обстановку. Следовательно, группа детей, воспитатель и музыкальный руководитель становятся единым целым.

Немаловажным является и метод положительной оценки деятельности детей, что способствует еще более высокой активности, эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальнейшего участия в творчестве.

Замечания должны высказываться в очень корректной, деликатной и доброжелательной форме. Обучаясь в школе, других учебных заведениях, дети будут получать замечания. Поэтому задача педагогов предшкольной подготовки - научить детей правильно и адекватно на них реагировать. Детям в этом возрасте нужно говорить, обязательно акцентируя на положительных моментах: «Ты старался, попробуй вот так»; «Ты молодец, но немного ошибся», «Очень хорошо, но я вижу маленькую ошибку. Может ты заметишь ее сам или кто-то из детей хочет подсказать»; «Ты поторопилась, не подумала, постарайся сделать еще раз» и т.д. При более серьезных замечаниях: «Так нельзя, это неправильно»; «Вы не справились с заданием, потому что…», «Давайте еще раз повторим, но будем все стараться». Тон педагога должен оставаться спокойным, добрым. Улыбка обязательна. Дети спокойно воспринимают такие замечания и стараются все сделать лучше.

Метод паритета заключается в том, что любое предложение ребенка должно быть зафиксировано, использовано. Оно должно найти свое отражение в любом виде музыкальной деятельности. В силу очень маленького опыта дети не могут подать интересную идею, показать яркое оригинальное движение. Подчас это получается у детей непроизвольно, стихийно. Педагог, внимательно наблюдая за детьми, должен увидеть этот момент, зафиксировать его, похвалить ребенка.

Обучение детей музыке должно отражать в целях и действиях сегодняшние и будущие требования к музыкально – эстетическому развитию детей.

Таким образом, мы рассмотрели методические подходы к музыкальному обучению детей. Понимая, что к ним прислушиваются, их хвалят, их замечают и хорошо оценивают, дети начинают думать, стараться, творить.

Заключение

Задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в области дошкольного образования.

Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению.

В структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты:

  1. Личностная готовность. Включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей.

  2. Интеллектуальная готовность. Этот компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний.

  3. Социально-психологическая готовность. Этот компонент готовности включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителем.

На сегодняшний день практически общепризнано, что готовность к школьному обучению - многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических подходов.

Методические подходы к музыкальному обучению, показанные в работе, направлены на целостное изучение материала и подготовку дошкольника к обучению в школе в данной области.

За последние годы проводимая государством демографическая политика, меры, принимаемые по поддержке семей с детьми, привели к росту рождаемости. И как следствие, увеличилась потребность мест в детских дошкольных учреждениях, а соответственно подготовительных групп стало больше. В настоящее время все больше внимания уделяется подготовке детей к школе, причем осуществляется преемственность между детским садом и школой, что способствует более эффективному обучению дошкольников.

Использование современных образовательных технологий, разнообразие методов и приемов в предшкольной подготовке способствуют стабильному повышению результатов освоение программы и развитию воспитанников в системе предшкольного образования. В результате систематической работы повышается уровень музыкально-творческих способностей детей.


Литература:

  1. Агапова И.Ю., Чеховская В.Б. Подготовка детей к школе // Начальная школа. – 2004. – № 3. – С. 19 – 20.

  2. Безруких М.М., Парамонова Л.А., Слободчиков В.И. и др. Предшкольное обучение: «плюсы» и «минусы»//Начальное образование.-2006.-№3.-С.9-11.

  3. Безруких, М.М. Готов ли ребёнок к школе? / М.М. Безруких. – М.: Вентана-Граф,2002 – 215с.

  4. Бунтова А.В., Кузнецова Е.Б. Предшкольная подготовка и ее роль в формировании личности младшего школьника // Начальная школа - 2008. - №6. – с. 12 -14.

  5. Буршит И.Е. Из опыта работы годичных курсов адаптации к школе детей, не посещающих детский сад // Начальная школа плюс До и После - № 10, 2010, с. 6–9

  6. Веденеева И.М, Хохлова Л.И Преемственность предшкольного и начального образования // Начальная школа плюс До и После - № 04, 2010, с. 39-42

  7. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пос. для студ. высш. учеб. заведений /А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. — М.: «Академия», 2005. — 320 с.

  8. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Академический проект, 2000. – 168 с.

  9. Давыдова М.А. Музыкальное воспитание в детском саду. Москва «Вако» - 2006 г.

  10. Дорофеева, Г.А. Психоэмоциональная адаптация первоклассников при вхождении в школьную жизнь : дисс.... канд. психол. наук / Г.А. Дорофеева. – Ростов н/Д. – 2001 - 100с.

  11. Конституция Российской Федерации. - М.: Эксмо, 2012. - 32 с. - (Законы и кодексы).

  12. Корепанова М.В Приоритеты дошкольного детства, или Какое обучение нужно сегодняшнему дошкольнику? // Начальная школа плюс До и После. - № 05, 2003, с. 11–13

  13. Луньков А.И. Как помочь ребенку в учебе в школе и дома. 2-е изд. - М., 2005. – 125 с.

  14. Образовательная система «Школа 2100». «Детский сад 2100». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования (Проект) / Под науч. ред. О.В. Чиндиловой. – М.: Баласс, 2012. – 496 с. (Образовательная система «Школа 2100»).

  15. Программа обучения и развития детей 6 лет «Предшкольная пора» (организация учебно-воспитательного процесса на этапе предшкольного образования) / под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентана-Граф, 2005. – (Предшкольная пора).

  16. Проект «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации» от 9 декабря 2004 г; одобрены на заседании Правительства Российской Федерации 9 декабря 2004 г (протокол № 47, раздел I)

  17. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Изд-во: «Академия», 2006. - 384 с.

2


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle