Современные проблемы и инновационные подходы подготовки детей к школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №3 (83) февраль-1 2015 г.

Дата публикации: 22.12.2014

Статья просмотрена: 3758 раз

Библиографическое описание:

Абобакирова, О. Н. Современные проблемы и инновационные подходы подготовки детей к школе / О. Н. Абобакирова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 3 (83). — С. 891-893. — URL: https://moluch.ru/archive/83/15532/ (дата обращения: 26.04.2024).

Ключевые слова:дошкольное образование, мотивация, когнитивные способности, эмоционально-волевая сфера

 

Годы реформирования в Узбекистане системы национального образования поставили принципиально новые задачи во всех её сферах, введены новые образовательные концепции, изменились цели воспитания подрастающего поколения. Необходимо отметить, что созданная в Республике Узбекистан система непрерывного образования отвечает мировым требованиям и учитывает потребности современного общества, однако наряду с преобразованиями нельзя забывать о нерешенных проблемах — одной из которых является оптимизация процесса обучения и воспитания.

Подготовка ребенка к школе является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, ее решение в единстве с другими задачами дошкольного образования позволяет обеспечить целостное гармоническое развитие детей этого возраста.

Образование в нашей стране начинается в сети дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), самой главной задачей которых является подготовка детей к школе. Как известно, проблема формирования необходимых компетенций у будущих школьников не нова и, по сути, решена как педагогами, так и психологами — вопросы готовности к обучению в школе в течении многих лет изучались такими отечественными и зарубежными исследователями, как О.Мусурмонова, Ф.Вахобова, Р. Суннатова, Л. И. Божович, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, В. С. Мухина, Е. О. Смирнова и многими другими. Проведенными ими исследования позволили также четко выделить следующие компоненты готовности к школе: физическая, умственная, мотивационная, эмоционально-волевая, готовность к общению (классификация Гуткиной Н. И.) [2]

В исследованиях Кулагиной И. Ю. выделяются два аспекта психолого-педагогической готовности: личностная (мотивационная) и интеллектуальная готовность [3]

Как показывает практика, формирование и объективная оценка требуемого уровня школьной готовности, мотивационная и интеллектуальная подготовка невозможны без активного участия воспитателей и родителей, а для этого им необходимы определенные знания об особенностях детей старшего дошкольного возраста, способах формирования школьной готовности и возможных трудностях в начале школьного обучения. Дошкольное образование воспитывает ребенка и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Во всех случаях дошкольному образовательному учреждению необходимо определить условия работы с родителями, совершенствовать содержание, формы и методы сотрудничества детского сада и семьи в воспитании детей с учетом изменяющихся условий. Необходимо признать, что на сегодняшний день в ДОУ идет усиленная подготовка по интеллектуальному развитию, т. е. ребенка учат писать, считать, а также иметь знания в рамках указанных в Государственных требованиях к развитию детей дошкольного возраста. Более того, разработанная в республике методика диагностики готовности ребенка к школе также ориентирована в первую очередь на обследование когнитивной сферы. Поэтому, проблема взаимодействия детского сада и семьи как важного фактора эмоционально-волевой подготовки детей к обучению в школе остается на сегодняшний день актуальной.

Подготовка детей к обучению в школе начинается задолго до поступления в школу и осуществляется на занятиях в ДОУ на основе привычных для ребенка видов деятельности: игры, рисования, конструирования и др. Какой бы деятельностью ребенок ни занимался, в ней всегда присутствует когнитивный элемент, он старается узнать новое, старается самостоятельно что-то построить, слепить. Но не это главное в формировании готовности к учебной деятельности. Следует обратить внимание, что содержание обучения в первом классе и в подготовительной и старшей группах детского сада во многом совпадает. В то же время наблюдения за адаптацией выпускников ДОУ к условиям школы показывают, что первое полугодие в школе самое трудное. Все дело в том, что в основе усвоения знаний в условиях массовой школы лежат другие механизмы. Высокий уровень познавательной активности еще не гарантирует достаточную мотивацию учения, необходимо, чтобы познавательные интересы ребенка были связаны с содержанием и условиями школьного обучения, т. е. ребенок должен подготовиться и с психологической точки зрения, эмоционально-волевая сфера ребенка должна адаптироваться в новой среде (социальная адаптация), надо признать, что межличностные отношения с первых дней могут отрицательно повлиять на познавательную деятельность ребенка, если он не был к ним готов. К проблемам социальной адаптации детей ученые И. В. Дубровина, Н. В. Белякова относят следующие: для школьников 6–7 лет- угроза для интеллектуального развития: стресс, эмоциональная незрелость; для школьников 11–12 лет — выраженность эмоционально-волевых и поведенческих нарушений, для школьников 15–16 лет — тревожность в межличностных отношениях [7]. Впечатления «первого звонка» очень быстро проходят, когда ребенок начинает понимать, что не каждый день в школе –праздник, что надо сидеть по 45 минут на уроках, заниматься, готовиться. При чем все взрослые твердят ему что он уже вырос и пошел в школу, а в школе ребенок осознает, что он самое первое звено в цепи, что над ним очень много классов- именно отсюда начинаются стрессы и капризы.

Поэтому, обеспечить всестороннее развитие ребёнка и правильную подготовку его к школе могут только объединенные усилия учителей и родителей.     Семья первая и наиболее важная среда развития ребёнка

Инновационными и эффективными формами сотрудничества с родителями являются групповые семинары, круглый стол, диспуты, практикумы, тренинги для родителей, ролевые игры.

Инновационные формы предполагают активную позицию родителей, партнерство с педагогами, инициативность в процессе сотрудничества и побуждения к действиям и применение в семейной среде, т. е. то, что приобретали, надо интерпретировать сообразно своих индивидуальностей (родителя). Инновационные формы предполагают как теоретическое ознакомление с проблемой, так и практические выводы из конкретных ситуаций (например, проигрывание ситуаций самими родителями). При этом надо учитывать, что не все родители имеют педагогические и психологические навыки по работе с детьми. Метод проигрывания ситуаций поможет родителям реально посмотреть на себя со стороны, оценить адекватно и объективно оценить все трудности при поступлении в школьное обучение.

Эффективной является параллельная работа с детьми по этой же проблеме. Такой подход может быть легко организован в детском саду, в котором с детьми ведутся занятия по подготовке к школе, а родители имеют возможность наблюдать степень знаний и умений своих детей. Потом они обсуждают волнующие их проблемы на специально организованным мероприятиям (формам) — групповые семинары, круглый стол, диспуты по формированию готовности родителей к поступлению ребенка в школу. На этой основе можно наглядно рассмотреть двойственность ситуации, выявить позицию ребёнка и взрослого и суметь правильно ориентироваться на потребности и формирование необходимых компетентностей родителей.

Следует подчеркнуть, что эти важные для дальнейшего развития изменения психики ребенка не происходят сами по себе, а являются результатом целенаправленного педагогического воздействия. Давно замечено, что так называемые «неорганизованные» дети, если в семье не созданы необходимые условия, отстают в своем развитии от сверстников, посещающих детский сад.

Таким образом, формирование мотивов учения и положительного отношения к школе — одна из важнейших задач педагогического коллектива ДОУ и семьи в подготовке детей к школе.

При подготовке детей к школе необходимо учитывать и мотивацию дошкольника. Работа воспитателя дошкольного учреждения по формированию у детей мотивов учения и положительного отношения к школе направлена на решение трех основных задач:

1.      формирование у детей правильных представлений о школе и учении;

2.      формирование положительного эмоционального отношения к школе;

3.      формирование опыта учебной деятельности [4].

Для решения этих задач использую различные формы и методы работы: экскурсии в школу, беседы о школе, чтение рассказов и разучивание стихов школьной тематики, рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, и беседы по ним, рисование школы и игра в школу.

Рассказы и стихи о школе подбираются так, чтобы показать детям различные стороны школьной жизни: радость детей, идущих в школу; важность и значимость школьных знаний; содержание школьного обучения; школьная дружба и необходимость помогать школьным товарищам; правила поведения на уроке и в школе. При — этом важно показать детям образ «хорошего ученика " и «плохого ученика», строить беседу с детьми на сравнении образцов правильного и неправильного (с точки зрения организации школьного обучения) поведения. Дети старшего дошкольного возраста с интересом воспринимают и лучше запоминают тексты с юмористическим содержанием.

В формировании у дошкольника мотивов учения и собственно учебных мотивов решающую роль играет семья. Интерес к новым знаниям, элементарные навыки поиска интересующей информации (в книгах, журналах, справочниках), осознание общественной значимости школьного учения, умение подчинять свое «хочу» слову «надо», желание трудиться и доводить начатое дело до конца, умение сравнивать результаты своей работы с образцом и видеть свои ошибки, стремление к успеху и адекватная самооценка — все это является мотивационной основой школьного учения и формируется главным образом в условиях семейного воспитания. Если семейное воспитание построено неправильно (либо отсутствует вовсе), положительных результатов силами одного лишь дошкольного учреждения достигнуть не удастся.

Умение слушать и выполнять задания педагога одно из обязательных условий успешного обучения по любой программе начальной школы. Определить, насколько сформировано это умение, можно, наблюдая за ребенком во время занятий в детском саду. При этом обращаем внимание на такие особенности поведения дошкольника:

-        внимательно ли он слушает взрослого;

-        выслушивает ли задание до конца, не перебивает и не начинает выполнять задание, не дослушав его;

-        старается ли как можно точнее выполнить инструкции взрослого;

-        задает ли вопросы, если не понял или что-то забыл в процессе выполнения;

-        признает ли авторитет взрослого и положительно настроен на взаимодействие с ним.

Таким образом, задача современных родителей обеспечить полноценное всестороннее развитие ребенка, что требует системного подхода. Одно из оптимальных решений — дошкольные учреждения, современные детские центры образования и развития, направленные на то, чтобы облегчить и ускорить процессы образования и воспитания, сделать их более разнообразными, увлекательными и эффективными.

 

Литература:

 

1.    Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания.—Л.: ЛГУ, 1968. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания.—Л.: ЛГУ, 1968.

2.    Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе.- 4-е издание, перераб.25 стр.

3.    Кулагина И. Ю. Возрастная психология.-Москва 1991.

4.    Куликова Т. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учеб пособие. — М.: Академия, 1999.

5.    . Кузьмина Н. В. Методы системного педагогического исследования. — Л.: ЛГУ, 1980.

6.    Петрусинский В. В. Игры для интенсивного обучения. — М.: Прометей, 1991.

7.    Дубровина И.В. Особенности психического развития детей // Возрастные особенности психического развития детей. -М – 1992г.

Основные термины (генерируются автоматически): школа, детский сад, ребенок, школьное обучение, подготовка детей, родитель, воспитание детей, дошкольное образование, дошкольное учреждение, дошкольный возраст.


Похожие статьи

Педагогические условия подготовки детей к школе...

детский сад, ребенок, школа, учитель, школьное обучение, воспитатель, знание, взаимный обмен, дошкольное воспитание, дошкольное учреждение.

Роль воспитателя детского сада в подготовке детей к школе

ребенок, организованная образовательная деятельность, мелкая моторика, школа, задание, родитель, дошкольный возраст, детский сад, учебная деятельность, будущий школьник.

Преемственность в работе детского сада и школы как условие...

О преемственности дошкольного образования и начальной ступени школьного образования много говорят в последнее время. Преемственность предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу, с таким уровнем общего развития и воспитанности...

Воспитание основ здорового образа жизни детей старшего...

 обозначить организационно-педагогические условия приобщения детей дошкольного и младшего школьного возраста к здоровому образу жизни в условиях образовательного комплекса «Детский садшкола»

Особенности раннего развития ребенка. Консультационный пункт...

 Снижение охвата детей дошкольным образованием;  Педагогическая некомпетентность родителей в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста

Подготовка ребенка к школе — за или против?

Подготовка ребенка к школе является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, ее решение в единстве с другими задачами дошкольного образования позволяет обеспечить целостное гармоническое развитие детей этого возраста.

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании...

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья, образовательный процесс, домашнее воспитание, педагогический процесс, личная готовность.

Роль дошкольного воспитания в жизни ребенка

ребенок, образовательная среда, детский сад, психологическая безопасность, физическое здоровье, дошкольный возраст, дошкольное образование, дошкольное воспитание, воспитание дошкольника, воспитание детей.

Особенности подготовки детей дошкольного возраста...

дошкольный возраст, школьное обучение, дошкольное образование, учебная деятельность, школа, ребенок, ходя учебы, будущий школьник, образовательная программа, качество личности.

Похожие статьи

Педагогические условия подготовки детей к школе...

детский сад, ребенок, школа, учитель, школьное обучение, воспитатель, знание, взаимный обмен, дошкольное воспитание, дошкольное учреждение.

Роль воспитателя детского сада в подготовке детей к школе

ребенок, организованная образовательная деятельность, мелкая моторика, школа, задание, родитель, дошкольный возраст, детский сад, учебная деятельность, будущий школьник.

Преемственность в работе детского сада и школы как условие...

О преемственности дошкольного образования и начальной ступени школьного образования много говорят в последнее время. Преемственность предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу, с таким уровнем общего развития и воспитанности...

Воспитание основ здорового образа жизни детей старшего...

 обозначить организационно-педагогические условия приобщения детей дошкольного и младшего школьного возраста к здоровому образу жизни в условиях образовательного комплекса «Детский садшкола»

Особенности раннего развития ребенка. Консультационный пункт...

 Снижение охвата детей дошкольным образованием;  Педагогическая некомпетентность родителей в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста

Подготовка ребенка к школе — за или против?

Подготовка ребенка к школе является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, ее решение в единстве с другими задачами дошкольного образования позволяет обеспечить целостное гармоническое развитие детей этого возраста.

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании...

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья, образовательный процесс, домашнее воспитание, педагогический процесс, личная готовность.

Роль дошкольного воспитания в жизни ребенка

ребенок, образовательная среда, детский сад, психологическая безопасность, физическое здоровье, дошкольный возраст, дошкольное образование, дошкольное воспитание, воспитание дошкольника, воспитание детей.

Особенности подготовки детей дошкольного возраста...

дошкольный возраст, школьное обучение, дошкольное образование, учебная деятельность, школа, ребенок, ходя учебы, будущий школьник, образовательная программа, качество личности.

Задать вопрос