Библиографическое описание:

Васильева Н. Н., Галямина И. А. Подготовка к спортивным состязаниям, как фактор формирования ключевых компетенций у детей дошкольного возраста [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 64-67.

Российское общество вступило в фазу поступательного развития, в условиях которого социально-экономические и политические преобразования направлены на утверждение гуманистических ценностей и идеалов, создание развитой экономики и устойчивой демократической системы. Важное место в этом процессе занимают вопросы, связанные с жизнедеятельностью самого человека, его здоровьем, образованием и образом жизни.

Из совокупности понятия «здоровый образ жизни», объединяющего все сферы жизнедеятельности личности, коллектива, социальной группы, нации, наиболее актуальной и универсальной составляющей является физическая культура и спорт. Сфера физической культуры и спорта выполняет в обществе множество функций и охватывает все возрастные группы населения. Полифункциональный характер сферы физкультуры и спорта проявляется в развитии физических, эстетических и нравственных качеств человеческой личности, организация общественно-полезной деятельности, досуга населения, профилактика заболеваний, воспитание подрастающего поколения, физическая и психоэмоциональная рекреация и реабилитация, зрелище, коммуникация и т.д.

Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры человека, его здорового образа жизни, во многом определяет поведение человека в учебе, на производстве, в быту, в общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач.

Физическая культура и спорт являются наиболее универсальным способом физического и духовного оздоровления нации, но надо признать, что их возможности не используются в полной мере. Это обусловлено многими обстоятельствами.

В современных социально-экономических условиях, приобщаясь к новым моделям поведения, производственных отношений, досуга, при удорожании лекарств, медицинских и образовательных услуг, многие категории граждан проявляют активный интерес к здоровому образу жизни. В России возникает социальный феномен, выражающийся в острой экономической заинтересованности людей в сохранении здоровья, как той основы материального благополучия, которая досягаема для различных социальных групп граждан и способна обеспечит досуг всей семьи.

Такая заинтересованность, хотя и проявляется активно, к сожалению, еще не приобрела черты устойчивой и целостной системы поведения каждого человека индивидуально. В представлении российских граждан о здоровом образе жизни присутствуют стандарты и стили, унаследованные или заимствованные из разных исторических систем и разных культур, и поэтому они зачастую слабо совместимы между собой.

В настоящее время, в системе образования представлен достаточно широкий круг спортивно-оздоровительных мероприятий различного уровня, предлагаемых для участия детей дошкольного возраста.

В ходе работы по организации подготовки детей к таким соревнованиям педагоги часто сталкиваются с низким уровнем заинтересованности в этом направлении образовательной деятельности, как родителей, так и коллег по образовательному учреждению.

Между тем, анализ методологических основ спортивной психологии и педагогики, опыта работы специалистов в области дошкольного образования позволяет сделать вывод о позитивном влиянии процесса подготовки к спортивным соревнованиям и самого участия в них на развитие личности ребенка в целом и формирование метапредметных ключевых компетенций, в том числе, предпосылок к развитию универсальных учебных действий.

Прежде всего, следует отметить, что участие в спортивно-оздоровительных мероприятиях в дошкольном возрасте способствует решению одной из важнейших приоритетных задач дошкольного образования – приобщению к здоровому образу жизни. А также, направлено на формирование таких качеств личности как целеустремленность, настойчивость, способность к контролю и самоконтролю своих действий, таким образом, оказывая положительное влияние на развитие произвольно-волевой и эмоциональной сферы.

Главная составляющая готовности ребенка к участию в спортивных состязаниях - это сформировавшаяся установка на полную реализацию всех своих возможностей для достижения цели — победы или намеченного результата.

Компетентный, высокопрофессиональный педагог во взаимодействии с другими специалистами, в том числе, с педагогом-психологом учреждения, формирует индивидуализированные для каждого ребенка цели участия в соревнованиях. Необходимо помнить о том, что намеченная соревновательная цель должна быть реальной, пусть труднодостижимой, но такой, которой ребенок на данном конкретном этапе своей подготовленности способен добиться. Массовые спортивные соревнования в дошкольном возрасте не являются способом демонстрации высоких спортивных результатов, прежде всего, это средство личностного развития ребенка, раскрытия и осознания им самим его ресурсов и потенциала личности.

Психологическая подготовка ребенка к участию в каждом конкретном соревновании должна включать:

  • определение индивидуальной для каждого ребенка цели участия в соревновании;

  • создание установки на достижение этой цели;

  • формирование уверенности в высокой вероятности такого достижения.

В таблице, приведенной ниже, подробно представлены элементы психологической готовности ребенка к участию в спортивных соревнованиях и их характеристика, показывающая возможность переноса данного качества в другие сферы жизни ребенка дошкольного возраста.

Элементы готовности

Характеристика

уверенность в своих силах

основывается на умении определить соотношение своих возможностей и сил с учетом условий предстоящих соревнований

стремление упорно и до конца бороться за достижение соревновательной цели, в том числе своей индивидуальной.

выражается в целеустремленности ребенка, в его готовности мобилизовать свои ресурсы и направить их на достижение цели

эмоциональный настрой на ситуацию публичной презентации своего наработанного двигательного или иного опыта

эмоциональное возбуждение должно соответствовать условиям ситуации соревнований, ограничивать продуцирование ребенком действий и поступков, препятствующих или создающих помехи для достижения цели

способность к концентрации внимания на достижении целей, как основной, так и промежуточных.

должна проявляться по отношению к неблагоприятным внутренним и внешним влияниям, в максимально возможной с учетом возраста «нечувствительности» к разнообразным помехам или в активном противодействии к их отрицательному влиянию

способность произвольно управлять своими действиями, чувствами, поведением

при условии возможной вариативности соревновательной обстановки ребенок должен принимать целесообразные решения, регулировать свои действия, согласовывать их с другими членами команды, в рамках возрастных возможностей управлять своими эмоциями, контролировать свое поведение соответственно морально-этическим нормам и представлениям о соревновании как об условно-игровой форме взаимодействия друзей и единомышленников


В целом, представленные в таблице элементы готовности ребенка к соревнованиям соответствуют аналогичным для взрослых спортсменов [5, с. 65]

В ходе подготовки к соревнованиям различного уровня командой специалистов образовательного учреждения должна быть разработана система работы, направленной на поэтапное решение целого ряда задач, большинство из которых соответствуют общим задачам дошкольного образования в контексте действующих в настоящее время Государственных требований к образовательной программе дошкольного образовательного учреждения. По опыту работы можем отметить, что оптимальным вариантом является системная, целенаправленная работа воспитателя по физкультуре, старшего воспитателя, воспитателя группы и педагога – психолога при административной поддержке руководителя образовательного учреждения.

  1. Совместная деятельность педагогов и ребенка по определению и формулированию индивидуальной для ребенка и общекомандной цели участия в состязании (для каждого конкретного мероприятия).

В цели находят выражение объективно существующие возможности достигнуть определенного результата, она является главным регулятором деятельности ребенка и взрослых участников образовательного процесса, в том числе, родителей, при подготовке к соревнованиям.

  1. Формирование и актуализация мотивов участия в соревновании.

Побуждения, вытекающие из понимания ребенком социальной значимости достижения намеченной цели, в дошкольном возрасте это могут быть побуждения только личного значения. Мотивы повышают интерес к соревнованию, способствуют созданию увлеченности процессом подготовки и самой соревновательной борьбой, стремлению достигнуть цели, повысить свой социальный статус.

  1. Развитие навыков саморегуляции внутреннего состояния.

Задача, реальная к выполнению только при условии тесного взаимодействия педагогов и психологической службы учреждения. Уже на этапе проектирования программы действий необходимо учитывать такие моменты как: возрастные и индивидуально-личностные особенности детей дошкольного возраста, возможности использования ресурсов семьи в данной работе, психологическое просвещение педагогов, участвующих в подготовке каждого конкретного ребенка к соревнованиям.

  1. Развитие навыков командного взаимодействия.

Для детей дошкольного возраста опыт командного взаимодействия в условиях подготовки к соревнованиям и участия в них часто является первым опытом такого рода. Умение подчинять свои сиюминутные желания общекомандной цели, соподчинение мотивов деятельности и каждого поведенческого акта – все эти моменты сложны для ребенка любого возраста, и представляется позитивным фактором для дальнейшего развития личностных качеств ребенка, направленная, системная работа по формированию вышеперечисленных умений в дошкольном возрасте.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что работа по подготовке ребенка дошкольного возраста к участию в спортивных состязаниях способствует формированию у него таких ключевых компетенций [7, с. 91] как:

  • социальные компетенции

способы взаимодействия с окружающими людьми, сотрудничество в групповом общении, навыки взаимодействия в группе, способность брать на себя ответственность, регулировать и предупреждать возникновение конфликтных ситуаций;

  • коммуникативные компетенции

овладение способами передачи информации, умениями слушать и понимать другого, мобилизовать в процессе общения свои знания, умения, навыки, способы деятельности при решении тех или иных проблем;

  • общекультурные компетенции

осведомленность ребенка в вопросах особенностей общечеловеческой культуры (духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, культурологические основы семейных, социальных общественных явлений и традиций), развитие информированности ребенка о способах организации бытовой и культурно-досуговой сторон жизнедеятельности в аспекте приобщения к здоровому образу жизни;

  • специальные, физические компетенции

содержание данного вида компетенций включает в себя обогащение и расширение двигательного опыта ребенка, развитие основных физических качеств, укрепление его здоровья;

  • компетенция личностного самосовершенствования направлена на самореализацию ребенка в деятельности и овладение способами саморегуляции, саморазвития, самоподдержки.

Реальным объектом в сфере данной компетентности выступает сам ребенок. Он овладевает различными способами деятельности в собственных интересах, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии личностных качеств, культуры мышления и поведения. К данной компетенции относятся осознанное отношение к собственному здоровью и безопасности жизнедеятельности.

Таким образом, спортивно-оздоровительная работа в целом, и организация участия детей дошкольного возраста в спортивных состязаниях в частности, являются эффективным и универсальным средством развития личности ребенка.

В физкультурно-спортивной сфере через многообразие ее организационных форм максимально сбалансированы и приближены личные и общественные интересы, она способствует долголетию человека, сплочению семьи, формированию здорового, морально-психологического климата в различных социально-демографических группах и в стране в целом, снижению травматизма, заболеваемости.

В настоящее время, для развития обозначенного направления образовательной деятельности в дошкольных учреждениях, представляются актуальными следующие направления работы:

  • повышение ответственности родителей за здоровье детей;

  • совершенствование программно-методического и организационного обеспечения физического воспитания в образовательных учреждениях;

  • внедрение новых эффективных форм организации занятий;

  • популяризацию спортивного движения и здорового образа жизни среди семей воспитанников и коллег;

  • массовое издание популярной литературы, видеокассет и компьютерных программ;

  • создание при образовательных учреждениях комплексных физкультурно-спортивных центров, включающих спортивный зал, бассейн, плоскостные сооружения.

  • обеспечение условий для совместного досуга детей и взрослых в рамках физкультурно-оздоровительной деятельности и спортивно-массовых мероприятий.


Литература:

  1. Арушанова А.Г. Образовательная область «Коммуникация»: формы организации психолого-педагогической работы / Современный детский сад, 2011-№ 2 – С.19.

  2. Белая К.Ю. Образовательная программа ДОУ с учётом федеральных государственных требований: Рекомендации к написанию// Справочник старшего воспитателя, 2010 - № 10 - С.6.

  3. Божович Л.И., Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] /Л.И.Божович. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.

  4. Коларевой З.И. Физиология высшей нервной деятельности ребенка, 1968 130 с. Ил.

  5. Пуни А. Ц. Очерки психологии спорта. М., 1959.

  6. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования // Дошкольное воспитание 2010 - № 4 - С. 4.

  7. Чекунова Е.А. Формирование ключевых компетенций у детей дошкольного возраста в условиях вариативности содержания дошкольного образования // Управление качеством вариативной системы дошкольного образования: актуальные проблемы и перспективы развития. Тезисы выступлений участников межрегиональной научно-практической конференции - Ростов-на-Дону, 2004 - 144 с.

Основные термины (генерируются автоматически): детей дошкольного возраста, ключевых компетенций, дошкольного образования, ребенка дошкольного возраста, формирования ключевых компетенций, компетенций детей дошкольного, готовности ребенка, ребенка цели участия, фактор формирования ключевых, участия детей дошкольного, сферы детей дошкольного, здоровому образу жизни, дошкольном возрасте, коммуникативных компетенций детей, Формирование коммуникативных компетенций, жизни ребенка дошкольного, личности ребенка, подготовке ребенка дошкольного, деятельности ребенка, дошкольного возраста опыт.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle