Библиографическое описание:

Щербакова Т. Н. Профессиональный имидж современного учителя иностранного языка [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 200-203.

В последние годы появляется большое количество публикаций, посвященных педагогической, методической подготовке педагогов, формированию их компетентности. В этой статье мы обратимся к вопросу формирования имиджа учителя иностранного языка.

Выделим основные понятия.

В переводе с английского «имидж» означает «образ». Можно сказать, что имидж – это образ человека, который складывается среди других людей.

Толковый словарь Вебстера дает следующее определение этого понятия: «имидж - искусственная имитация или подача внешней формы определенного объекта, особенно личности. Он является мысленным представлением о человеке, товаре или институте, направленно формируемым в общественном созна­нии с помощью паблисити, рекламы или пропаганды».

Другие исследователи утверждают, что термин «имидж» имеет англоязычные корни и наиболее часто употребляется для определения того образа, кото­рый конструируется, создается с целью вызвать желаемые изменения в созна­нии и поведении людей, оказать на них определенное социально-психологическое воздействие.

С точки зрения психологии имидж рассматривается как образ, возникающий в психике человека в процессе восприятия (перцепции). Имидж представляет собой психический образ, специально конструируемый, принимающий характер стереотипа и имеющий манипулятивное воздействие на окружающих.

В социологии понятие «имидж» часто рассматривается через статусный образ: «Имидж – совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом, как должны соотноситься между собой права и обязанности в данном статусе».

А.П. Панфилова, автор книги «Имидж делового человека», определяет имидж как целенаправленно формируемый образ, призванный оказать эмоционально – психологическое воздействие на кого – либо в целях популяризации, рекламы, формирования репутации [3,с. 53].

Выделяют разные типы и виды имиджа. Мы обратимся к имиджу профессиональному.

Профессиональный имидж – образ человека, детерминированный его профессиональными характеристиками.

Так как имидж учителя относится к профессиональному, то рассмотрим важные слагаемые профессионально – личностного имиджа. Л.К. Аверченко и Г.М. Залесов к таким качествам относят:

  • профессионализм и компетентность;

  • нравственная надежность;

  • гуманитарная образованность: для качественного выполнения своей работы специалисту необходимы не только профессиональные знания и навыки, но и широкие познания в области мировой культуры, освоение общечеловеческих ценностей, таких, как духовность, здоровье и т.д.;

  • коммуникативная привлекательность;

  • использование психологических техник: знание закономерностей функционирования человеческой психики, а также законов психологии.

Имидж педагога условно делят на несколько составляющих:

  1. Сам образ, то есть некая целостная картинка, возникающая в сознании людей, когда они видят и воспринимают педагога, а также то, что впоследствии остается в их памяти .когда человек уходит.

  2. Внешние аспекты, к которым относят манеру поведения, походку, жесты, мимику, одежду, прическу и т.д.

  3. Внутренний аспект, включающий в себя интересы, эрудицию, творческий подход, хобби.

  4. Процессуальный аспект, включающий темперамент, темп, пластичность, эмоции, волевые качества.

  5. Ценностный аспект, который определяется жизненной позицией человека, приоритетами, ценностными установками, а также созданной легендой.

  6. Профессиональная репутация педагога, к которой можно отнести наработанный практический и теоретический опыт, авторские методики, отзывы детей, родителей, коллег о профессиональной компетентности, профессиональные награды и премии, фото и видео свидетельства его деятельности, авторские сайты, публикации и т.д.

Важно, чтобы имидж был цельным, когда его внешние проявления не расходятся с внутренними установками учителя, соответствуют его характеру и взглядам.

Для создания имиджа учителя важным является также профессиональный антураж, то есть совокупность предметов, которыми себя человек окружает, тем самым проявляя не только свой вкус и свои интересы, но и определенным образом демонстрируя принадлежность к конкретному культурному сообществу специалистов. Например, если в кабинете учителя иностранного языка есть необходимое для работы оборудование (например, магнитофон, компьютер, интерактивная доска, разные виды карт (которые нужны при изучении страноведения), учебники и методические пособия, словари и т.д.), то такой специалист будет вызывать больше доверия. Однако такая среда не возникает спонтанно, она целенаправленно формируется и далее влияет на имидж учителя.

Иногда созданная учителем среда призвана показать профессиональную и социальную позицию, которую занимает данный учитель в профессиональной сфере. В этом случае на стенах кабинета появляются многочисленные дипломы и фотографии в компании известных людей. В настоящее время существуют школы с этнокультурным компонентом. Для имиджа школы здесь будет значимо разместить в кабинетах (как администрации, так и учителей – предметников) предметы, демонстрирующие этнокультурную принадлежность.

Если говорить об отражении профессиональных качеств в имидже учителя, то здесь важно соотнести его с преподаваемым предметом, то есть должно быть соответствие «образа учебного предмета» и индивидуально - личностного стиля профессиональной деятельности учителя. Очевидно, что учитель иностранного языка должен хорошо ориентироваться в грамматике и стилистике языка, знать тенденции развития языка в странах, где живут носители языка (ведь не секрет, что язык изменяется, упрощаются или усложняются смысловые конструкции, существуют особенности языка в разных регионах и т.д.). В этом случае образ учителя будет иметь также воспитательное значение, которое трудно переоценить. Декларация идеала и правильного поведения без реального подкрепления образом самого учителя не будет иметь положительного воспитательного влияния.

Особый интерес представляет вопрос формирования идеального имиджа учителя, в том числе имиджа учителя иностранного языка. В каждый исторический период к педагогу предъявлялись разные требования, составлялись профессиограммы, в которых отражались основные компоненты личности и профессиональные характеристики педагога.

Каждое общество формирует определенные стереотипы образа учителя, что влияет на восприятие представителя педагогической профессии.

В книге Петровой Е.А. представлены интересные результаты исследований образа педагога [5,с. 6-9].

Вопрос представления «хорошего учителя» начал изучаться с 30-х годов XX века. По данным Прозорова Г.С. ученики 30-х годов включали в портрет «хорошего» учителя: знание предмета и владение методикой; хорошие взаимоотношений с учащимися; умение правильно оценивать знания учащихся; создание дисциплины; внешний вид.

Образ «плохого учителя»: слабое владение предметом; плохой подход к учащимся; неумение создать дисциплину; неправильная оценка знаний учащихся; внешний вид.

Исследования 40-х годов показали, что ученики больше ценят в учителе знание предмета, общую эрудицию, политическую зрелость.

«Идеальный учитель» 60-х годов обладал следующими характеристиками: уравновешенностью, гармоничностью, авторитетом, знанием предмета, сильной волей, храбростью, остроумием, приятной наружностью, пониманием своих учеников, умением говорить логично и выразительно, требовательностью самостоятельности, любовью к педагогической работе (Гоноболин Ф.Н., Кузьмина Н.В. и др.).

В семидесятые годы исследование Ж. Лендел позволило выделить такие качества «хорошего» учителя, как: справедливый, умный, энергичный, требовательный, авторитетный, хороший организатор, приветливый, любящий детей, любящий свой предмет.

В результате анкетирования школьных учителей и учеников, которым предложили проранжировать 58 качеств учителя, исследователи (Шепель В.М.) выявили, что на первом месте у школьников находится такое качество, как любовь к детям, а у учителей данное качество только на 28 месте.

Исследования Петровой Е.А., проведенные в отдельных московских школах в 90-х годах, показали, что пятиклассники охарактеризовали «хорошего» учителя, как: миролюбивого, веселого, серьезного, тактичного, откровенного, спокойного, активного, щедрого, уверенного, практичного, прощающего, осторожного, смелого, сотрудничающего, организованного, трудолюбивого, умного и приятного.

Исследование, проведенное нами в студенческой среде в 2010 году показало, что в первую очередь в педагоге студенты хотят видеть образованного и эрудированного человека, знающего основы детской психологии, владеющего методикой преподавания своего предмета, придерживающегося норм этики и эстетики, уважающего личность ребенка, умеющего слушать учащихся и сопереживать, имеющим чувство юмора, имеющего высокую культуру речи.

Наиболее значимыми компонентами, формирующими имидж педагога, являются профессиональная компетентность педагога и эруди­ция, педагогическая рефлексия, педагогическое целеполагание, педагогическое мышление и импровизация, педагогическое общение.

Необходимо, чтобы педагог понимал, что его положительный образ играет важную роль в педаго­гическом процессе (Л.М. Митина, А.К. Маркова, М.Н. Котлярова, В.А. Кан-Калик, Е. Русская, Е.А. Петрова и др). Важно, чтобы учитель был ориентирован на формирование собственного имиджа.

Благодаря удачно сформированному имиджу повышается учебная мотивация, внимание к излагаемому предмету и конкретному материалу, восприятие педагога как более про­фессионально-компетентного, а также самооценка педагога как специалиста.

При формировании имиджа современного педагога большое значение имеет мотивация. Исследователи выделяют 2 варианта мотивации формирования индивидуального и профессионального имиджа:

  1. Психологическая – повышение самооценки. Результат формирования имиджа – достижение внутренних целей человека, достижение психологического комфорта.

  2. Инструментальная – создание инструмента для социального влияния. Результат – достижение внешних целей.

Также при формировании имиджа следует опираться на определенные принципы:

  • формируя свой имидж, следует воздействовать в большей степени на подсознание людей, чем на их сознание. Мнение, возникающее у человека под влиянием подсознательной информации, расценивается человеком как собственное, так как не очевиден источник его возникновения. Так как люди себе доверяют больше, чем другим, то и подсознательному впечатлению они могут доверять больше, чем сознательному;

  • умение нравиться на всех уровнях взаимодействия в образовательном учреждении, которое достигается путем выявления положительных качеств и придания им соответствующей эстетической формы;

  • самовоспитание и самосовершенствование, обеспечивающие высокий уровень профессиональной компетентности;

  • гармонизация образа;

  • владение навыками самопрезентации;

  • саморегуляция, обеспечивающая психофизическое равновесие.

Построение профессионального имиджа – процесс сложный, многофакторный, специально спроектированный, развивающийся по определенным законам и технологиям.

Этапы формирования имиджа педагога (А.С. Ковальчук, В.М. Шепель, Е.Б. Перелыгина):

I - изучение личностных характеристик, составление «Я-концепции». Ос­новная цель – создание идеальной модели, образа – предмета имиджирования.

II - подбор и культивирование характеристик, присущих определенному этапу развития (зрелости), роду занятий, ожиданиям коллег, сотрудников, потребителей. Можно произвести ранжирование и выбор определенных востре­бованных и значимых профессиональных и личностных качеств, которые индивид способен развить в себе.

  1. - работа над внешним видом (стиль, поведение, техника презентации,
    произвольность).

  2. - работа над совершенствованием коммуникативных качеств: расширение опыта взаимодействия и воздействия, овладение педагогической техникой, технологиями самоподачи.

Г.Г. Почепцовым были выделены 10 технологий создания имиджа политика (для педагогов адаптированы А.А. Калюжным).

Дистинктивная – выделение индивидуальных качеств учителя на базе различных обобщений (н-р, изображение курящего или пьющего учителя в символическом варианте невозможно, а в действительности педагог может курить. Создавая свой имидж, наставник заполняет образовавшийся информационный вакуум в сознании учеников сведениями о себе).

Личностная – механизм продвижения педагога из человека незнакомого детям в сферу известного учащимся (из позиции «чужой» в позицию «свой»). Например, педагог может что – то рассказать о себе, о своих взаимоотношениях с окружающими, житейских проблемах.

Лидерская – набор качеств учителя, воспринимаемых школьниками как педагогически авторитетные. В данном случае имиджмейкер идеализирует образ учителя, делая акцент на определенном наборе его черт: любовь к детям, образованность, коммуникабельность, доброта, профессионализм, справедливость, заинтересованность, терпеливость и т.д.

Образцовая – стремление соединить образы современного учителя и авторитетного учителя прошлого при помощи символизации (визуально, вербально, невербально).

Артистическая – тип поведения учителя, близкий к актерскому мастерству.

Визуальная – охватывает сразу несколько каналов информации, основным из которых является внешний вид педагога.

Параллельная – символизация педагогической атрибутики, реализуемой на различных советах и совещаниях, родительских собраниях и т.д. Желание учителя иметь безупречный средовой имидж (специализированный кабинет, необходимое оборудование, красивый внешний вид, порядок на рабочем столе, грамоты, сертификаты и т.д.). Насыщение пространства значимой символикой должно быть оптимальным (перенасыщение или минимальное наполнение могут негативно сказаться на имидже педагога).

Коммуникационная – внедрение символизации в учебно – воспитательную работу. Это тактика предугадывания будущих действий и установок учащихся. Это:

  • на общем уровне – выпуск учебных и воспитательных программ, учебных пособий и т.д.

  • на частном уровне – проведение ролевых игр, мероприятий и т.д.

Защитная – помогает педагогу бороться с неблагоприятной косвенной информацией, которая формирует имидж (пресечение слухов и сплетен).

Габаритная – исследует функционирование независимых друг от друга каналов передачи сведений, доступных каждому педагогу (каналы: визуальный, слуховой, вербальный, невербальный, обонятельный, осязательный и т.д.).

Итак, мы кратко рассмотрели вопрос формирования профессионального имиджа учителя иностранного языка. Практическая реализация данного аспекта часто представляется весьма проблемной, так как педагоги не всегда имеют четкое представление о том, какой имидж у педагога должен быть, как правильно моделировать свой образ, создавать положительный профессиональный имидж.


Литература:

  1. Калюжный А.А. Психология формирования имиджа учителя. М.,2004.

  2. Калюжный А.А., Казаченко И.П. Использование имиджевой стратегии и имиджеологии в деятельности учителя // PR в образовании, 2006, № 4.

  3. Ковальчук А.С. Основы имиджелогии и делового общения: Учебное посо­бие для студентов вузов. 2-е изд., перераб. и доп. — Ростов н/'Д: Изд-во «Фе­никс», 2003

  4. Панфилова А.П. Имидж делового человека. М.,2007.

  5. Петрова Е.А. Имидж педагога. М.,2003.

  6. Перелыгина Е.Б. Психология имиджа: учебное пособие. М.,2007.

  7. Сорокина Г.Г. Профессиональный имидж. Пенза, 2004.

  8. Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. М., 1997

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle