Анализ имиджа преподавателя в казахстанских школах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Коростелева Н. А., Леонов В. В., Краснов А. М., Володина Е. Г. Анализ имиджа преподавателя в казахстанских школах // Молодой ученый. — 2014. — №15. — С. 276-279. — URL https://moluch.ru/archive/74/12519/ (дата обращения: 18.08.2018).

В связи с быстрым развитием экономических и социальных отношений в Казахстане изменяются требования к личности профессионала [1]. Профессия учитель по классификации Е. А. Климова относится к типу «Человек-человек», что подразумевает постоянное общение с различными людьми [2]. Профессиональный педагог должен уметь найти подход к каждому из них. Это зависит от умения производить на людей «правильное» впечатление. Успешной презентации своих профессиональных и личностных качеств, способствует имидж, т. е. то представление, которое человек, неосознанно или намеренно, создает о себе в глазах других [3]. Часто имиджелогию сводят к советам о цвете галстука или рубашки, но это неверный подход, потому что, заботясь о красоте учителя, нужно прежде всего начинать с сердца и души [4].

Профессиограмма учителя включает в себя личностные, профессиональные и врожденные качества педагога. Учитель должен обладать такими личностными качествами, как ответственность, пунктуальность, эмпатия, справедливость, трудолюбие и многими другими. К профессиональным качествам педагога относятся: наличие педагогического образования, знание своего предмета, знание методики преподавания, знание основ психологии, знание возрастных особенностей детей, обладание педагогическим тактом. Согласно профессиограмме к врожденным качествам преподавателя относятся: отсутствие дефектов речи, отсутствие дефектов умственной сферы, достаточный уровень здоровья и уравновешенность нервной системы. Из этого можно сделать вывод, что имидж это не только внешний вид, но и внутренние качества человека. «Важно, чтобы имидж не расходился с внутренними установками учителя, соответствовал его характеру и взглядам», — пишет В. М. Шепель [3].

Итак, объектом нашего исследования был профессиональный имидж в целом, а предметом исследования — профессиональный имидж преподавателя в школе. В процессе исследования нами была выдвинута следующая гипотеза: требования предъявляемые учениками и учителями к профессиональному имиджу педагога — идентичны. Целью исследования было: проанализировать имидж преподавателя в школе, составить профессиограмму современного учителя с точки зрения основных субъектов образовательного процесса. Базой исследования явилась ОСШ № 81, г. Караганды. Исследованием было охвачено 15 учащихся 11 класса и 10 преподавателей.

Анализ проведенного исследования показал, что отношение к имиджу у самих педагогов разное. Отрицательно относятся к нему те представители старшего поколения учителей, которые его понимают как маску. Они убеждены в приоритете внутреннего содержания над внешним и считают, что главное «быть, а не казаться». В структуре имиджа профессионала, предложенной Л. М. Митиной, выделены внешний, процессуальный и внутренний компоненты, которые представлены ниже (Таблица 1).

Таблица 1

Структура имиджа профессионала

Внешний компонент

Процессуальный компонент

Внутренний компонент

Мимика, жесты, тембр и сила голоса, костюм, манеры, походка. Внешний вид преподавателя, безусловно, может создать рабочее или нерабочее настроение на уроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение.

Профессионализм, пластичность, выразительность и т. д. Эмоционально богатый учитель, владеющий приемами вербального и невербального проявления чувств и целенаправленно их применяющий, способен оживить урок, сделать его экспрессивным, приблизить к естественному общению.

Внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом.

Основным диагностическим средством выступал разработанный нами тест «Профессиональный имидж идеального учителя». Тестирование учащихся проводилось анонимно, без классного преподавателя, без оценки. Задания для исследования были разработаны с учетом темы, возрастных особенностей школьников и не вызывали сложностей в понимании. При анализе ответов тестируемых нами были изучены требования предъявляемые учениками 11кл. и учителями ОСШ к профессиональному имиджу идеального педагога. Проанализировав ответы учеников, было выявлено что:

1.      27 % (4 ученика) хотели бы, что педагогом была женщина, 33 % (5 чел.) хотели бы видеть педагогом мужчину, а 40 % (6 чел.) полу педагога не придают значения (Рис. 1).

Рис. 1. Данные, полученные в результате анализа «Пол идеального учителя»

1.      Возраст учителя: 40 % (6 уч.) считают, что педагог должен быть в возрасте 30–40 лет, 20 % (3 чел.) хотят видеть педагога в возрасте 20–30 лет, 27 % (4 уч.) считают, что преподаватель должен быть в возрасте 40–50 лет и 13 % (2 чел.) считают, что возраст преподавателя не имеет значения (Рис. 2).

Рис. 2. Данные, полученные в результате анализа «Возраст идеального учителя»

2.      Профессиональные качества учителя: 54 % (8 уч.) считают, что главным профессиональным качеством идеального педагога должно быть глубокое знание своего предмета и умение увлечь им учеников, 20 % (3 чел.) выделяют главными качествами знание делового этикета, соблюдение субординации, 13 % (2 уч.) ответили, что преподаватель должен уметь найти индивидуальный подход к каждому ученику, 13 % (2уч.) считают, что учитель должен любить детей (Рис.3).

Рис.3. Данные, полученные в результате анализа «Профессиональных качеств учителя»

3.      Личностные качества идеального учителя: 33 % (5 уч.) считают, что главными личностными качествами педагога являются строгость, справедливость и требовательность, 20 % (3 чел.) выделили ответственность, порядочность и пунктуальность, 20 % (3 уч.) отметили, что преподаватель должен быть общительным, дружелюбным, доброжелательным, 20 % (3 уч.) считают главными личностными качествами педагога эмпатию (способность сопереживать), чуткость и отзывчивость, 7 % (1 чел.) выделил юмор и креативность (Рис.4).

Рис.4 Данные, полученные в результате анализа «Личностных качеств учителя»

4.      На вопрос должен ли идеальный учитель заниматься спортом 47 % (7 уч.) ответили да, 6 % (1 чел.) нет, и 47 % (7 уч.) ответили, что это не имеет значения.

5.      Речь преподавателя: 40 % (6 детей) ответили, что она должна быть выразительной и содержательной, 33 % (5 уч.) считают, что учитель должен обладать правильной и понятной речью, 20 % (3 уч.) ответили, что речь должна быть уместной и в умеренном темпе, 7 % (1 чел.) считает, что речь педагога не имеет значения.

6.      При рассмотрении вопроса об используемых преподавателем жестах 87 % (13 чел.) ответили, что они должны быть уместны, эстетичны, выразительны, 13 % (2 уч.) затрудняются ответить на данный вопрос.

7.      Действия и передвижения преподавателя во время урока: 40 % (6 чел.) считают, что преподаватель должен постоянно передвигаться по классу, 40 % (6 уч.) ответили, что учитель должен постоянно менять тембр голоса и скорость речи, 20 % (3 чел.) считают, что во время урока преподавателю необходимо сидеть за столом и не вставать. (Рис.5).

Рис.5. Данные, полученные в результате анализа «Действий преподавателя во время урока»

8.                         Арома-имидж преподавателя: 73 % (11 уч.) считают, что преподаватель должен обладать свежим, притягивающим, легким, едва заметным ароматом духов, 27 % (4 чел.) ответили, что запах преподавателя не имеет значения.

9.                         Внешний вид преподавателя: 40 % (6 чел.) ответили, что преподаватель должен выглядеть опрятно, аккуратно, ухоженно, 27 % (4 уч.) считают, что внешний вид должен быть строгим, официальным, деловым, для других 27 % (4 уч.) внешний вид преподавателя не имеет значения, а 6 % (1 чел.) хотят видеть педагога в скромной, неприметной (серый), не вызывающей одежде. Влияет ли внешний вид преподавателя на отношение к нему и к преподаваемому предмету: 54 % (8 чел.) ответили да, 20 % (3 уч.) ответили нет, а 26 % (4 уч.) затрудняются ответить на данный вопрос.

10.                     На вопрос есть ли в вашей школе преподаватель с идеальным имиджем: 67 % (10 уч.) ответили — нет, 26 % (4 чел.) ответили, что в их школе есть 1–2 преподавателя, 7 % (1 чел.) считает, что все преподаватели их школы обладают идеальным имиджем.

Затем идентичные вопросы были использованы при тестировании преподавателей. Проанализировав ответы учителей, было выявлено, что:

1.    30 % (3 учит.) считают идеальным педагогом женщину, а 70 % (7 чел.) полу педагога не придают значения.

2.    Возраст учителя: 40 % (4 учит.) считают, что педагогом должен быть специалист в возрасте 30–40 лет, 20 % (2 чел.) ответили, что идеальный возраст педагога 40–50 лет, 40 % (4 учит.) считают, что возраст преподавателя не имеет значения.

3.    Профессиональные качества учителя: 50 % (5чел.) считают, что главным профессиональным качеством идеального педагога должно быть глубокое знание своего предмета и умение увлечь им учеников, оставшиеся 50 % (5 учит.) ответили, что преподаватель должен уметь найти индивидуальный подход к каждому ученику.

4.    Личностные качества идеального учителя: 20 % (2 учит.) считают, что главными личностными качествами педагога являются строгость, справедливость и требовательность, 30 % (3 чел.) выделили ответственность, порядочность и пунктуальность, 10 % (1чел.) отметил, что педагог должен быть общительным, дружелюбным, доброжелательным, а 40 % (4 учит.) выделили юмор и креативность.

5.    На вопрос должен ли идеальный учитель заниматься спортом 10 % (1 педагог) ответил, да, и 90 % (9 чел.) считают, что это не имеет значения.

6.    Речь преподавателя: 40 % (4 учит.) ответили, что она должна быть выразительной и содержательной, 50 % (5 чел.) считают, что учитель должен обладать правильной речью, 10 % (1 чел.) ответил, что речь должна быть прежде всего уместной.

7.    При рассмотрении вопроса об используемых преподавателем жестах 100 % (10 чел.) ответили, что они должны быть уместны, эстетичны, выразительны.

8.    Арома-имидж преподавателя: 100 % (10 учит.) считают, что преподаватель должен обладать свежим, притягивающим, едва заметным ароматом духов.

9.    Внешний вид преподавателя: 90 % (9 учит.) ответили, что преподаватель должен выглядеть опрятно, аккуратно, ухоженно, 10 % (1 чел.) считает, что внешний вид должен быть строгим, официальным, деловым.

10.     Влияет ли внешний вид преподавателя на отношение к нему и к преподаваемому предмету: 60 % (6 чел.) ответили да, 30 % (3 чел.) ответили, нет, а 10 % (1 чел.) затрудняется ответить на данный вопрос.

11.     На вопрос есть ли в вашей школе преподаватель с идеальным имиджем: 100 % (10 чел.) ответили, что в их школе есть 1–2 преподавателя с идеальным имиджем.

Проведя тестирование «Идеальный учитель» и составив профессиограмму имиджа современного педагога, мы составили портрет преподавателя с идеальным имиджем. В результате исследования выяснилось, что идеальным учителем может быть как мужчина, так и женщина в возрасте 30–40 лет. Педагог, по мнению учащихся и учителей в первую очередь должен хорошо знать свой предмет и уметь увлечь им учащихся, уметь найти индивидуальный подход к каждому. Также он должен быть умным, уверенным в себе, в меру строгим, добрым человеком с хорошим чувством юмора.

Итак, мнения о возрасте, профессиональных качествах педагога и его внешнем виде у тестируемых обеих групп совпадают. Главными профессиональными качествами идеального педагога, как учащиеся, так и учителя считают знание предмета и умение увлечь им учеников, профессионализм, умение найти индивидуальный подход к каждому ученику. Однако мнения об индивидуально-личностных качествах у учащихся и учеников различные. Главными личностными качествами педагога учителя выделяют наличие чувства юмора, креативность, а учащиеся считают, что преподаватель в первую очередь должен быть строгим, справедливым и требовательным.

Таким образом, мы пришли к выводу о том, что не существует готовых рекомендаций в вопросе создания имиджа. Каждый педагог самостоятельно решает, каким ему быть. Именно, представление учителя о самом себе является фундаментом, на котором строится его индивидуальность.

Литература:

1.    http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/professionalnyi-imidzh-sovremennogo-pedagoga-prezentatsiya-i-statya

2.    http://www.psylive.ru/articles/1753_psihologicheskie-tipi-professii-po-e-a-klimovu.aspx

3.    Шепель В. М. Имиджелогия. Как нравиться людям. — М.: Народное образование, 2004.

4.    Калюжный А. А. Психология формирования имиджа учителя.- М.: Изд — Владос, 2004.

Основные термины (генерируются автоматически): идеальный учитель, преподаватель, внешний вид преподавателя, идеальный имидж, идеальный педагог, внешний вид, педагог, индивидуальный подход, учитель, профессиональный имидж.


Похожие статьи

Портрет идеального учителя глазами будущих педагогов с точки...

учитель, идеальный учитель, качество, педагогическая деятельность, рабочий инструмент, представление студентов, особый акцент, идеальный педагог, выпускной курс направления подготовки, внешний вид учителя.

Профессиональный имидж современного учителя иностранного...

иностранный язык, имидж, педагог, учитель, имидж учителя, имидж педагога, качество, образ, знание предмета, профессиональный имидж, внешний вид.

Имидж педагога как составляющая профессиональной...

Профессиональный имидж преподавателя педагогического вуза это интегральная характеристика, включающая в себя совокупность внешних и внутренних индивидных, личностных, индивидуальных и профессиональных качеств педагога...

Имидж современного учителя глазами учеников

Педагог — профессия публичная, так как учитель всегда находится в центре внимания. Как бы ни был профессионален, опытен и успешен

В настоящее время проведено ряд исследований значимости личностного имиджа преподавателя как для учеников, так и для учителей.

Структурные компоненты профессионального имиджа педагога

В образе конкретного педагога соединяются индивидуальный, профессиональный и возрастной имиджи.

Внешний вид преподавателя, безусловно, может создать рабочее или нерабочее настроение на занятии, способствовать или препятствовать взаимопониманию...

Образ современного педагога высшей школы | Статья в журнале...

Образ идеального преподавателя высшей школы. Образ идеального преподавателя высшей школы.

Компетентностный подход в педагогическом образовании / Под ред. В. А. Козырева, Н. Ф. Радионовой, А. П. Тряпицыной.

Портрет учителя как собирательный образ исследований ученых...

Профессиональный педагог — это единственный человек, который большую часть своего времени

Творческая деятельность учителя, предполагающая развитие ребенка, строится на опережении, на постоянном творческом искании во всех видах взаимодействия с учащимися [6].

Формирование имиджа и авторитета в системе...

Имидж педагога — это эмоционально окрашенный, стереотипно воспринимаемый образ учителя, возникающий в сознании учащихся, коллег-педагогов, всего социального окружения. Основные характеристики профессионального имиджа педагога...

Имидж как фактор успешной профессиональной деятельности...

Благодаря грамотному имиджу педагог-психолог имеет качественные профессиональные взаимоотношения с коллегами, обучающимися и их родителями.

Профессиональный имидж включает в себя следующие составляющие: – внешний имидж: одежда, прическа, аксессуары...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Портрет идеального учителя глазами будущих педагогов с точки...

учитель, идеальный учитель, качество, педагогическая деятельность, рабочий инструмент, представление студентов, особый акцент, идеальный педагог, выпускной курс направления подготовки, внешний вид учителя.

Профессиональный имидж современного учителя иностранного...

иностранный язык, имидж, педагог, учитель, имидж учителя, имидж педагога, качество, образ, знание предмета, профессиональный имидж, внешний вид.

Имидж педагога как составляющая профессиональной...

Профессиональный имидж преподавателя педагогического вуза это интегральная характеристика, включающая в себя совокупность внешних и внутренних индивидных, личностных, индивидуальных и профессиональных качеств педагога...

Имидж современного учителя глазами учеников

Педагог — профессия публичная, так как учитель всегда находится в центре внимания. Как бы ни был профессионален, опытен и успешен

В настоящее время проведено ряд исследований значимости личностного имиджа преподавателя как для учеников, так и для учителей.

Структурные компоненты профессионального имиджа педагога

В образе конкретного педагога соединяются индивидуальный, профессиональный и возрастной имиджи.

Внешний вид преподавателя, безусловно, может создать рабочее или нерабочее настроение на занятии, способствовать или препятствовать взаимопониманию...

Образ современного педагога высшей школы | Статья в журнале...

Образ идеального преподавателя высшей школы. Образ идеального преподавателя высшей школы.

Компетентностный подход в педагогическом образовании / Под ред. В. А. Козырева, Н. Ф. Радионовой, А. П. Тряпицыной.

Портрет учителя как собирательный образ исследований ученых...

Профессиональный педагог — это единственный человек, который большую часть своего времени

Творческая деятельность учителя, предполагающая развитие ребенка, строится на опережении, на постоянном творческом искании во всех видах взаимодействия с учащимися [6].

Формирование имиджа и авторитета в системе...

Имидж педагога — это эмоционально окрашенный, стереотипно воспринимаемый образ учителя, возникающий в сознании учащихся, коллег-педагогов, всего социального окружения. Основные характеристики профессионального имиджа педагога...

Имидж как фактор успешной профессиональной деятельности...

Благодаря грамотному имиджу педагог-психолог имеет качественные профессиональные взаимоотношения с коллегами, обучающимися и их родителями.

Профессиональный имидж включает в себя следующие составляющие: – внешний имидж: одежда, прическа, аксессуары...

Задать вопрос