Библиографическое описание:

Суетин М. И. Coleus frederici, как объект ботанических опытов [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 94-95.

Специфической особенностью преподавания биологии является широкое использование натуральной наглядности, постановка опытов и наблюдений за живыми объектами. Умелое использование натуральных объектов в сочетании с другими средствами обучения, организация самостоятельной работы учащихся с живыми растениями на уроках и во внеурочное время активизирует детей. В жизни городского человека очень редки контакты с естественной природой, ее отдельными биоценозами. Вместе с тем есть великолепные объекты природы, интересные для изучения со всех точек зрения и явно недостаточно оцененные педагогами, - это комнатные растения. Выполнение работ, связанных с проведением опытов и наблюдений за комнатными растениями, способствуют выработке у учащихся приемов и навыков самостоятельной познавательной деятельности, которые впоследствии могут стать основой для более серьезных исследований. Работая с комнатными растениями, учащиеся усваивают важнейшие приемы и трудовые навыки по уходу за ними, пересадке и размножению их.

Рис. 1. Coleus frederici


Среди комнатных растений, широко используемых в школе в учебных целях, особое место занимает вид Coleus frederici. Представители этого вида чрезвычайно просты в выращивании и удаются даже у начинающих цветоводов, если следовать нехитрым правилам ухода. Метелки с невзрачными мелкими голубыми или лиловыми цветками, напоминающие соцветия шалфея, часто появляются при неблагоприятных условиях содержания (слишком плотная почва, мало питательных веществ в субстрате, недостаточный полив и др.). Чтобы растение не тратило на цветение много сил, не задерживалось в развитии и у него не мельчали листья, цветочную стрелку удаляют сразу после её появления. Чтобы получить красивый куст с множеством боковых побегов, у растений также прищипывают верхушки для усиления ветвления. Этот вид отличается интенсивным ростом, легко размножаются вегетативным способом, обладают яркой окраской листьев, благодаря наличию в них пигмента антоциана.

Coleus frederici прекрасный объект не только для постановки учебных опытов по ботанике но и проведения кружковых занятий по цветоводству. Тематика учебных опытов с колеусами может быть самая разнообразная. Вот лишь несколько примеров которые могут изучаться в 6-7 классе на уроках биологии.

  1. Интенсивность образования придаточных (адвентивных) корней у черенков C.frederici.

  2. Влияние минерального питания на рост укоренённых черенков в условиях водной культуры. Контроль – полная питательная среда Кноппа. При этом могут быть использованы варианты – без азота, без калия, без фосфора, без железа.

  3. Наблюдения за интенсивностью роста при условиях выращивания в почвенных условиях и на гидропонике.

  4. Если изучаются пигменты, то можно провести опыт по влиянию интенсивности освещения на образование антоциана в листьях. Количество антоциана можно оценить с помощью прибора фотоэлектрокалориметра, однако реакцию на свет можно оценить и визуально.

  5. Опыт по наблюдению скорости фототропической реакции. Coleus frederici обладает ярко выраженной листовой мозаикой и фототропической реакцией.

  6. Опыт со стимуляторами роста - ауксином. Сравнение реакции листьев на воздействие ауксина листьев разных ярусов.

Необходимо отметить, что Coleus frederici особенно ценен как объект для демонстраций, доказывающих необходимость света и хлоропластов для образования крахмала.

Представители вида интересны как живые объекты для изучения форм листовых пластинок и листорасположения. Растения могут быть использованы учителем в курсе общей биологии для формирования понятий вид, фенотипическая изменчивость.

Просматривая и анализируя различную педагогическую и методическую литературу, можно отметить, что проблема проведения уроков и внеклассной работы с учащимися по предмету стоит достаточно остро перед учителями и молодыми педагогами в частности.

Биологические опыты на уроках имеют большое учебно-воспитательное значение. Они являются важным средством для развития у учащихся интереса к изучению учебного предмета, совершенствования и углубления знаний по предмету. В ходе подготовки опыта учащиеся, наряду с изучением поставленной темы по биологии, дополняют его материалом по химии и физики, что так же является важным подспорьем в их дальнейшей учёбе.


Литература:

  1. Батурицкая Н.В., Фенчук Т. Д. «Удивительные опыты с растениями» Минск, Минск «Народная асвета» 1991

  2. Клинковская Н.И., Пасечник В.В. «Комнатные растения в школе» М. Просвещение, 1986

  3. Павлов А.А. «Система экологического воспитания в школе», Орёл – 2004

  4. Пугал Н.А., Розенштейн А.М. «Кабинет биологии» М. Просвещение 1983.

  5. Травкин М. П. Занимательные опыты с растениями. М., Учпедгиз, 1960.

  6. Тетюрев В.А. «Методика эксперемента по физиологии растений» М., Просвещение, 1980

  7. http://stud.biol.ru/komnatnye-rasteniya-biologia/mms.html

Основные термины: Coleus frederici, учебных опытов, вид coleus frederici, комнатными растениями, Coleus frederici прекрасный, объект ботанических опытов, Тематика учебных опытов, постановки учебных опытов, проведением опытов, постановка опытов, яркой окраской листьев, неблагоприятных условиях содержания, особенностью преподавания биологии, навыков самостоятельной познавательной, самостоятельной работы учащихся, невзрачными мелкими голубыми, и практика образования в современном, использование натуральной наглядности, живыми растениями, Сравнение реакции листьев

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle