Библиографическое описание:

Гаврилова Е. Э. Формирование творческой активности школьников средствами проектной деятельности [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 66-72.

Инновационная политика Российского государства, направленная на улучшение качества жизни людей и социальное самочувствие общества, ставит перед социальными институтами ряд требований. Так, например, национальный проект "Образование" по государственной поддержке талантливой молодёжи призван обеспечить условия для реализации инновационного потенциала российской молодёжи. Участие в национальном проекте талантливой, способной молодёжи рассматривается в перспективе как важнейший фактор и ресурс развития общества; её деятельное включение в образовательные, экономические, политические и социальные процессы способно придать дополнительные импульсы развития, как отдельному региону, так и стране в целом [1]. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная в феврале 2010 года ставит перед школой конкретные задачи. «Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации» [2].

Изучая историю развития человечества, мы увидим, что инновационная составляющая развития в той или иной мере сопутствовала процессу развития на протяжении всего периода. Сам термин "инновация" вошел в науку в XIX в. через антропологию и этнографию, где стал использоваться при исследовании процессов изменений в культуре, выступая как антоним термину "традиция" [3] и означает согласно англо-русскому словарю нововведение, новшество, изменение. Инновации могут происходить в любой сфере деятельности человека, являясь результатом его интеллектуальной деятельности, творческого процесса, трансформации идей, исследований, разработок, открытий изобретений, рационализации стремящийся к общественному признанию через использование его в практической деятельности людей.

Отметим, что в области образования инновации направлены, прежде всего, на воспитание инициативной творческой личности, способной мыслить творчески и находить нестандартные решения в разных жизненных ситуациях. Это привело образовательное пространство к созданию ряда новых образовательных технологий, позволяющих максимально поддержать и развить творческую деятельность учащихся, среди которых метод учебных проектов является наиболее перспективным.

Свое начало метод проектов берет в философии прагматизма Джона Дьюи, американского философа, оказавшего существенное влияние на педагогику США. По мнению Д. Дьюи, полноценное обучение ребенка возможно лишь посредством организации его деятельности по решению познавательных проблем, в неразрывной связи с развитием самостоятельного критического и творческого мышления. Образование должно базироваться на исследовательском методе, помогающем ребенку самостоятельно формулировать и решать проблемы, стимулирующем познавательную активность, связывающем освоение мира с личным опытом. Сторонник прагматической педагогики У.Х. Килпатрик, ученик и последователь Дж. Дьюи, отвергая традиционную школу, предлагал строить учебный процесс как организацию деятельности ребёнка в социальной среде, ориентированную на обогащение его индивидуального опыта. Он стал основоположником метода проектов, придавая ведущее место в обучении проектной деятельности [4].

В России идеи проектного обучения возникли в начале 20 столетия у русских педагогов С.Т. Шацкого и А.У. Зеленского. Вместе со своими коллегами они создали многопрофильный клуб для детей, а в 1911 году – загородную летнюю трудовую колонию. В своей педагогической практике идеи Дж. Дьюи и метод проектов использовали также А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Росинский, П.П. Блонский, В.В. Игнатьев, Е.Г. Каганов, П.Ф. Каптерев, М.В. Крупенина, В.Н. Шульгин и другие. Они считали, что нельзя создать рациональную организацию школьной жизни ученика без проектной деятельности, а полученные знания должны реально применяться на практике.

И сегодня само общество выдвигает требования, смысл которых заключается в том, чтобы полученные в школе знания были не мертвой теорией, а востребованным, осознанным знанием, которое ученик может применить в своей жизненной практике. Вопрос «Как научить школьника получать самому знания?» становится в современной школе главным и ответ на него лежит в «продуктивном методе обучения, который формирует ученика как творческую личность. Анализ основных видов творческой деятельности показывает, что при ее систематическом осуществлении у человека формируются такие качества как быстрота ориентировки в изменяющихся условиях, умение видеть проблему и не бояться ее новизны, оригинальность и продуктивность мышления, изобретательность, интуиция» [5]. Проектная и исследовательская деятельность становится для нас тем методом, который естественным образом встраивается в учебно-воспитательный процесс, а ученик в нем становится субъектом своей деятельности.

Автор статьи, являясь руководителем ШНО, в течение нескольких лет занимается проектной и исследовательской деятельностью, готовит учеников для участия в окружных и городских конкурсах: «Первые шаги», «Открытие», ЮТМ и др. Опыт работы в данном направлении показывает, что одной из главных проблем проектной и исследовательской деятельности является слабая заинтересованность и низкая компетентность преподавателя. Мы знаем, чтобы организовать любое творческое дело, руководитель сам должен быть активной, творческой, личностью, инициирующий ученика на поиск и открытие. Такой преподаватель уходит от традиционного подхода обучения, имеющего типичную последовательность «объяснение – усвоение – самостоятельное действие», и встраивает в ход занятий эвристический метод, метод проекта, исследования, в основе которого лежит творческая активность ученика «самостоятельное действие – усвоение – объяснение» [6]. Выстроив, таким образом, урок учитель меняет мотивацию ученика на сам процесс обучения и, как следствие, его результат. Занятия, выстроенные подобным образом:

– с одной стороны, стимулируют воображение, развивают наблюдательность школьника, способствуют пытливости ума, вырабатывают умение задавать вопросы и находить на них ответы;

– с другой стороны, учат ставить цель, задачи, вырабатывать методы поиска решения этих задач, контролировать и корректировать ход деятельности, дает возможность получения первого субъектного опыта, наконец, мотивирует учащихся на самостоятельную более длительную индивидуальную или групповую работу [7].

Рассмотрим подробнее структуру проектной деятельности. Проект всегда подразумевает решение некоторой проблемы, поставленной автором проекта. Если данная проблема совпадает с имеющимися в социуме проблемами целевой группы, то проект называется социальным. Кроме того, в зависимости от конкретной области деятельности и сферы ее применения, проекты могут быть образовательными, культурными, экономическими, инженерными, шоу (развлекательными).

Проектная деятельность включает в себя:

- постановку или решение поставленной проблемы;

- проектирование или планирование действий (определение вида продукта и его презентации);

- поиск информации (информация обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы);

- продукт (конечный результат проектной деятельности);

- презентация (представление продукта, защита проекта);

- портфолио проекта (составление папки из рабочих материалов: черновиков, чертежей, отчетов и проч.).

Классификация проектов по доминирующей деятельности может рассматриваться следующим образом:

- практико-ориентированный проект (нацелен на решение социальных задач);

- исследовательский проект (по структуре напоминает научное исследование, при его выполнении должны быть использованы методы современной науки);

- информационный проект (направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении);

- творческий проект (альманахи, театрализации, спортивные игры, видеофильмы - предполагает свободный подход к его выполнению и презентации результатов);

- ролевой проект (является наиболее сложным с точки зрения разработки и результатов, результат до конца проведения проекта может оставаться открытым).

Проекты могут быть монопроектами (в рамках одной области знаний) и межпредметными проектами; индивидуальными и групповыми; краткосрочными и долгосрочными; а также различаться по диапазону контактов (класс, школа, город, страна и т.д.) [8].

В качестве примера приведу несколько проектов, проводимых автором на базе ГБОУ СОШ №507 г. Москвы. Ко всем проектам создаются положения, в которых указываются цели и задачи проекта, сроки и место его проведения, направления проектной деятельности, критерии оценивания, даты проведения мастер классов и консультаций, итоговая программа представления работ участников проекта.

Общешкольный творческий проект «Театральный фестиваль: Русская классика на школьной сцене». Участники проекта – учащиеся 5-11 классов. Проект включает в себя несколько направлений: постановка и показ драматургических и инсценированных произведений русских классиков, выставка «Афиши и программки к спектаклю», «Эскизы костюмов к спектаклю», «Портрет любимого героя спектакля», выпуск альманаха, с тематическим разделом «Мой любимый литературный герой». Каждому классу раздается положение театрального фестиваля. Внутри класса участники выбирают для себя вид проектной деятельности в рамках проекта. Подготовительная работа над проектом идет в течение одного месяца. Представление работ участников проекта проходит на фестивале в течение пяти дней и включает в себя открытие, показ спектаклей, работу выставок, презентацию альманаха и награждение участников. Видео записи спектаклей выкладываются на сайте школы.

Ниже представлены стихи из раздела школьного альманаха «Мой любимый литературный герой», выпущенного в 2011 году.

-И все-таки я хочу войти, –

сказала девушка и перешагнула порог.

И.С. Тургенев «Порог»


За порогом
Здание с узкой распахнутой дверью.
За дверью – угрюмая серая мгла.
Девушка тихо стоит перед дверью,
Войти или нет? – рассуждает она.

Никто не знает, что там, за порогом,
Вперед, в неизвестность, страшно шагнуть.
Но если есть потайная дорога,
То надо узнать, куда этот путь?!

Она зашла. Дверь захлопнулась шумно.
И – изумленные взоры ей вслед.
Одни сказали: это безумно!
Смело – сказали другие в ответ.


«Полковнику никто не пишет» Г. Маркес

***
Полковнику совсем никто не пишет…
А может, все уже написано давно?
Но он упрямец никого не слышит,
Воспоминаниями прошлого он дышит,
И в этом смысл
Существования его.

Полковник. Глас в пустыне. Одиночество.
Почтовый ящик, спам, а писем снова нет…
И только пустота «Ее Высочество».
Он знает завтра… это не пророчество.
Надежды нет,
и все ж Полковник ждет ответ.

Анне Карениной

Анна – история любви, отчаянья и мести.

Анна – история падения, достоинства

и чести

Анна – история рождения и смерти

человека

Анна – история России 19 века….


Межпредметный проект «Колесо истории. Серебряный век». Руководителями проекта являются учителя истории, МХК, литературы. Итог проекта представляется на сдвоенном уроке, в виде обобщающей видео презентация, с подготовленными работами учащихся 10 классов по разным предметным направлениям и в разных формах проектной деятельности.

Сценарный план проведения межпредметного проекта «Колесо истории. Серебряный век»

Введение
Кадр 1. 1895 -1910 период в литературе обозначенный как «Серебряный век». Какие события происходили в это время в стране?
Кадр 2-3. Политическая арена конца 19 начала 20 веков.
Общественная жизнь
Кадр 4-5. Музеи – Открытие музея «Изобразительных искусств» Цветаевым
Кадр 6 -12. Меценаты (Третьяковы, Морозов и т.д.)
Искусство
Кадр 13 – 20. Художники.
Кадр 21-26. Балет (балетные сезоны Дягилева, Большой театр)
Кадр 26 – 31. Музыканты (прослушивание аудиозаписей, инструментальное исполнение музыкальных произведений учащимися участниками проекта).
Кадр 32-40. Литераторы и поэты «Серебряного века». (Художественное чтение)
Кадр 41-46. Театр – К.С.Станиславский МХТ. (театрализованные сцены по рассказу А.П. Чехов «Верочка», сцены из пьесы М.Горький «На дне»).

Ролевой проект «День дублера». Участники проекта – учащиеся 10, 11 классов. Конечным результатом проекта являются проведенные уроки учеником-дублером учителя-предметника и мероприятие, разработанное и проведенное учеником дублером классного руководителя. Проект готовится в течение одного месяца. Классам раздается положение о проведение проекта разработанное представителями метод объединений учителей предметников, зам. директора по воспитательной работе и методистом по ВР. Учащиеся выбирают свою роль: учитель начальных классов, учитель-предметник, административная должность (директор, завуч по учебной части, воспитательной работе, хозяйственной работе). В течение одного месяца идет подготовка к урокам, участники готовят внеклассное мероприятие и с представителями административного аппарата изучают должностные обязанности и практическую деятельность, разрабатывая план проведения конкретного рабочего дня работы. В процесс подготовки включаются все этапы внутри проектной деятельности. День дублера проходит в два учебных дня. В первый показывают результат своей деятельности учителя-дублеры, во второй - дублеры классные руководители. Во время проведения самого дня дублера учителя и административный аппарат находятся рядом с учащимися 10-11 классов. Завершение проекта происходит в форме обратной связи «Ученик – учитель» и награждения участников проекта.

Практико-ориентированный проект «Экономическая игра». Проект проходит в выездном творческом лагере «Лидер» с учащимися 7-11 класса. Подготовка и организация проекта занимает примерно около месяца. В нее входит подготовка положений, законопроектная часть, разработка системы финансирования участников, разработка экстремальных ситуаций и т.д. Для участников подготовка к проекту длится 2 дня. Во время подготовки ребята участвуют в интерактивной программе «Политика и экономика государства», в тренингах «Навыки делового общения» и «Достижение цели», и определяют вид своей дальнейшей деятельности в экономической игре. Сам проект проходит в течение 3-4 дней.

Целью игры является моделирование реальной жизни в свободной Экономической зоне, формирование представления о юридических и экономических законах социума, деловых и межличностных отношениях, в которых каждый игрок сможет реализовать свой интеллектуальный и творческий потенциал; получить навыки быстрого просчёта экономических ситуаций; развить деловые качества: собранность, творческую активность, быстроту принятия решений, ответственность. Участники должны за время проведения игры потратить максимальное количество денег, совершив наибольшее количество покупок или потратив их на социальные услуги. Экономическая игра завершается подведением итогов в виде обратной связи, в которой все участники делятся своими ощущениями и полученным опытом.

Долгосрочный общешкольный творческий проект «Война 1812 года». Проект является общешкольным, рассчитан на пять лет и посвящен 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года.

Проект разрабатывался заместителем директора по ВР, методистом по ВР, педагогами дополнительного образования, педагогами-предметниками, заведующей библиотекой школы. После разработки проекта каждому классу раздается положение о его проведении. На каждом этапе проекта класс определяет форму презентации своей деятельности в рамках общей темы проходящего этапа. Проекты могут быть индивидуальные, парные, групповые. Руководителем проекта может быть классный руководитель, учитель предметник, педагог дополнительного образования, родители. В течение года для участников и руководителей проходят мастер классы; промежуточные – коррекционные этапы, на которых участникам проекта и руководителям даются рекомендации; этапы-конкурсы, в которых определяются лучшие работы. Работы участников победителей составляют итоговую программу каждого этапа проекта.

Этапы реализации проекта «Война 1812 года»:

Первый этап 2007-2008г.г. «Бородинское сражение. Генералы русской армии войны 1812 года».

Второй этап 2008-2009гг. «Мое Бородино» (Подготовка участниками проекта рефератов, литературных альманахов, исторических альбомов «История 1812 года»).

Третий этап 2009-2010гг. «Война 1812 года. Быт и нравы России» (Одежда, культура быта и культура общения, нравственные ценности и идеалы и т.д.).

Четвертый этап 2010-2011 гг. «Война 1812 года в памятниках культуры». (Живопись, музыкальные произведения, проза, поэзия, драматургия, художественные фильмы и т.д., в которых запечатлены события 1812 года).

Пятый этап 2011-2012 гг. «Война 1812 года в памятниках архитектуры» (Улицы, города, памятники, станции метрополитена и т.д.).

Сентябрь 2012 года – заключительный праздник «200-летие победы в Отечественной войне 1812 года».

Итоги первого этапа завершаются театрализованной программой. В программе были представлены работы учащихся с 1 по 11 класс. От начальной школы представлена презентация литературного сборника «Бородино» с размышлениями на тему «Что я знаю о Бородинском сражении» и иллюстрациями к стихотворению «Бородино»; от учащихся 5 классов представлена литературно-музыкальная композиция «Генералы 1812 года»; от 6 классов – инсценировка стихотворения «Бородино»; от 7 классов инсценированный отрывок из пьесы Карпова «Пожар в Москве»; от 8 классов – видеофильм «Бородино – глазами современников» по материалам экскурсии на Бородинское поле; от 9-11 классов представлены выдержки из исследовательских работ.

На втором этап «Мое Бородино», были представлены работы в форме рефератов, литературных альманахов, исторических альбомов «История 1812 года».

Результатом третьего этапа «Война 1812 года. Быт и нравы России», стала конференция «Нравственные ценности и идеалы 18 – 21 веков» и театрализованное дефиле «Мода 19 века». После конференции работа продолжилась в секциях по направлениям: технология, литература, химия и физика, МХК. Вот некоторые темы проектно-исследовательских работ, представленные учащимися школы: «Женское платье и головные уборы 18 века», «Женские и мужские аксессуары 18 века», «Военное обмундирование французской и русской армии в войне 1812 года», «Оружие в войне 1812 года», «Что ели солдаты в русской армии», «Дух русской армии в пословицах и поговорках», «Что читали наши деды» и т.д.

На четвертом этапе проекта «Война 1812 года в памятниках культуры» изучались живопись, музыкальные произведения, проза, поэзия, драматургия, художественные фильмы и т.д., в которых запечатлены события 1812 года. Результатом четвертого этапа стала концертная программа «Герои художественных произведений на школьной сцене»: «Живые картины по художественным полотнам», Театр инсценированной песни, Инсценированные сцены из произведений и художественных фильмов о войне 1812 года, выставка копий полотен, посвященных событиям Отечественной войны.

Результатом пятого этапа стало торжественное открытие выставки художественного и прикладного творчества (рисунки, макеты, фотографии) и фестиваль видео работ, рекламных роликов учащихся школы по теме: «Война 1812 года в памятниках архитектуры – улицы, города, памятники, станции метрополитена». На выставке и во время фестиваля были представлены индивидуальные и групповые проекты.

Приведу пример индивидуальной проектной работы по теме «Исторические памятники Отечественной войны 1812 года г. Подольска», выполненный Труевцевой Серафимой, учащейся 8 класса «Б». (Проектная работа представлена в сокращении).

Цель работы: Изучить материал о памятниках г. Подольска, посвященных событиям Отечественной войны 1812 года и сделать видеофильм.

Задачи.

1. Изучить материал посвященный событиям 1812 года, которые происходили на территории г. Подольска и микрорайона Кутузово г. Подольска.

2. Отобрать и систематизировать теоретический материал, посвященный событиям 1812 года происходящим в г. Подольске и микрорайоне Кутузово.

3. Съездить в город Подольск и снять фото и видеоматериал посвященный памятникам Отечественной войны 1812 года.

4. На основе собранного материала сделать фильм «Памятники Отечественной войны 1812 года города Подольска».

Список литературы

1. Энциклопедический словарь 2009 http://dic.academic.ru/

2. Большая советская энциклопедия.

3. Советская историческая энциклопедия.

4. Википедия – Подольск.

5. Газета «Подольский рабочий» от 2 сентября 2006 года// статья Л. Кустовой

директора историко-краеведческого музея М.И. Кутузова.

6. А. Поцелуев И. Петреев "Подольск и окрестности", - М. 1999.

7. Фотографии из интернета.

Содержание

1. Роль г. Подольска в истории Отечественной войны 1812 года.

2. История села Кутузово, современного микрорайона г. Подольска.

3. Памятники героям Отечественной войны 1812 года в г. Подольске.

4. Памятники героям Отечественной войны 1812 года в микрорайоне Кутузово города Подольска.

5. Текст к фильму «Исторические памятники Отечественной войны 1812 года г. Подольска».

6. Приложения (1-7).

Актуальность проекта. Нам, потомкам России важно не просто помнить о событиях ушедших лет, но и активно принимать участие в судьбе своего Отечества. В канун 200-летия празднования Отечественной войны 1812 года хочется не просто слушать экскурсию, вспоминать и говорить на уроках о силе духа народа, о его подвигах в тех далеких событиях, а хочется самим открыть для себя что-то новое, то, чего нам было неизвестно, самим соприкоснуться с нашей историей. А затем, как итог поделиться открытиями с другими людьми, представив свои работы в виде коллажей, фотовыставок и фильмов. Данная работа будет представлена в форме фильма на заключительном празднике второго этапа школьного проекта «Война 1812 года в памятниках архитектуры».

Текст для фильма «Исторические памятники Отечественной войны 1812 года г. Подольска» (в сокращении)

Мы с вами находимся в подмосковном городе Подольске. В преддверие празднования 200-летия победы в Отечественной войне 1812 года Подольск нам интересен тем, что по его территории проходил знаменитый Тарутинский марш-маневр, разработанный фельдмаршалом Кутузовым осенью 1812 года и сыгравший большое значение в ходе Отечественной войны.

6-7 сентября русская армия находилась в Подольске, в селе Кутузове, нынешнем микрорайоне города, а 8 сентября в 5 часов утра двумя колоннами выступила в поход. Позднее, французская армия, заняв Подольск, нанесла значительный урон городу и его жителям. В память о победе в Отечественной войне 1812 года в период с 1819 по 1832 год в Подольске был возведён Троицкий собор, рядом с которым мы сейчас находимся. Собор возведен по проекту архитектора О. И. Бове. Перед собором был установлен памятник-обелиск гренадерам Милорадовича, павшим на Подольской земле в 1812 году.

Во время войны 1812 года на территории села Кутузово, ныне микрорайона Подольска, русские войска также расположились для боевых действий. И как пишет в своих воспоминаниях участник событий осени 1812 года капитан артиллерии Гавриил Мешетич «От сего места армия уже не отступала…». Название улиц микрорайона Кутузово связаны с событиями 1812 года: Бородинская, Дорохова, Давыдова, Багратиона, Раевского. На пересечении улиц Бородинская и Сосновая сооружен памятник М.И. Кутузову.

Завершить наше знакомство с историческими памятниками г. Подольска, посвященными событиям 1812 года я хотела бы словами великого греческого историка Фукидида: «Помните и любите историю своего Отечества, ведь история – это свидетель прошлого, свет истины, живая память и учитель жизни».

Завершится долгосрочный общешкольный творческий проект «Война 1812 года» в сентябре 2012 года в виде большого праздника, который будет проходить в течение нескольких дней. На празднике будут представлены итоги предыдущих этапов проекта в фильме «2007-2012г.г. Время. События. Люди», пройдет выставка прикладного творчества, показ видео работ, концертная программа.

Анализ проектной деятельности школы показывает ее прямое влияние на развитие творческой активности учащихся. Результаты «включенности учащихся в проектную деятельность» говорят о том, что в течение учебного года практически каждый школьник принимает участие в одном или нескольких проектах. Возможность выбора в различных направлениях деятельности: научного, культурного, спортивного, социально-экономического, также позволяет задействовать максимальное количество учеников школы. Индивидуальный и групповой подход к выполнению проектов позволяет учащимся освоить различные навыки деятельности, сформировать определенные компетенции. Так индивидуальный подход в проектной деятельности позволяет учащимся самостоятельно выстроить план действий и отслеживать его с максимальной точностью, формируется чувство личной ответственности приобрести практический опыт на всех этапах работы: от замысла до итоговой рефлексии, у учащегося формируются важнейшие общеучебные навыки (мыслительные, экспериментальные, презентационные, оценочные), управление и контроль собственных действий. В процессе групповой работы у участников формируются также навыки сотрудничества. Результаты совместной деятельности могут оказаться по сравнению с индивидуальной работой более глубокими и разносторонними. На каждом этапе появляется свой ситуативный лидер (генератор идей, исследователь, оформитель продукта, режиссер презентации и т.д.), который в зависимости от своих сильных сторон реализует себя на определенном этапе. В процессе работы между подгруппами возникает элемент состязательности, повышающий мотивацию участников и положительно влияющий на качество результатов.

Обобщая вышесказанное, мы можем сделать вывод, что проектная деятельность является пространством для творчества, которое поощряет самостоятельную работу учащихся, предоставляет им свободу выбора области приложения сил и способов достижения цели, создает условия для конкретного воплощения идей, предоставляет возможность вносить вклад в общее дело группы, а также уважает возможности всех учащихся без исключения. Творческая атмосфера проектной деятельности позволяет школьникам максимально раскрыть свои индивидуальные способности и реализовать свои интересы, что в конечном итоге способствует формированию их творческой активности и мотивирует на дальнейшую самореализацию и самосовершенствование.


Литература:

  1. Национальный проект «Образование», 2005.

  2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» , 2010.
  3. Российская социологическая энциклопедия. // Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998.
  4. Корнетов Г.Б. Реформаторы образования в истории западной педагогики: Учебное пособие. М., 2007.
  5. Кроль В.М. Психология и педагогика, – М., 2006.

  6. Финкельштейн Э.Б. Исследовательская деятельность школьников и интеграция (приглашение к исследованию). – М., 2006.

  7. Развитие творческих способностей школьников и формирование различных моделей учета их индивидуальных достижений // статья Туктаевой Л.И. – М., 2004.

  8. Журнал «Лицейское образование» №8, приложение «педагогическая лоция – метод проект в учебном заведении». – М., 2007.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle