Проектная деятельность на уроках информатики | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, август 2015)

Дата публикации: 27.07.2015

Статья просмотрена: 1584 раза

Библиографическое описание:

Белаш М. А. Проектная деятельность на уроках информатики [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2015. — С. 65-67. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/202/8581/ (дата обращения: 22.08.2018).

Статья посвящена вопросу организации учебной деятельности в условиях новых федеральных государственных стандартах на уроках информатики. Автор говорит о проектном методе обучения, раскрывает этапы реализации метода. На основе собственного педагогического опыта предлагает проекты, которые можно выполнить, используя прикладные программы, изучаемые в школе.

Ключевые слова: федеральный государственный стандарт второго поколения, требования к результатам обучения, объект и субъект обучения, проектная деятельность, алгоритм выполнения проектов, реализация проектов на уроках информатики.

 

В Федеральных государственных стандартах второго поколения четко обозначены требования к результатам образования, а именно: личностным результатам — смотивированость к обучению, метапредметным результатам — сформированность умения учиться, предметным результаты — овладение системой научных знаний по учебным предметам.

Эти требования ведут к изменению деятельности педагога, так как традиционные формы работы, где ученик считался объектом обучения, уже не доказывают свою эффективность. Поэтому в современных условиях информационной перенасыщенности наиболее эффективной является модель обучения, где ученик тоже становится субъектом обучения, а работа учителя теперь направлена на организацию и координирование учебной деятельности детей. Главная задача учителя создавать условия для такой учебной деятельности. Одной из моделей такого обучения является проектная деятельность.

Алгоритм выполнения проекта состоит из следующих этапов [1, c.12]

1.        Поисковый этап: выбор темы, формулирование проблемного вопроса, составление плана, определение методов и приемов исследования.

2.        Аналитический этап: разработка плана программы исследования, собор и изучение необходимой информации.

3.        Практический этап: создание конкретного продукта изложения проекта.

4.        Презентационный этап: представление результатов и продуктов проектной деятельности, оценка деятельности.

На каждом этапе работы над проектом ученики приобретают навыки самообразования: навыки работы в сотрудничестве, навык исследования, навык реализации, навыки защиты, самооценки и оценки проекта.

Применение метода проектов на уроках информатики продиктовано особенностью предмета: всегда есть компьютер, выполнение творческих практических заданий становится неотъемлемой частью урока. Метод проектов предполагает решение какой — либо проблемы с последующим созданием продукта, который наглядно представляет решение. Все практические работы, которые ученик выполняет на уроке информатики трудно называть проблемными, в большинстве случаев ученик выполняет алгоритм и приходит к какому — либо результату. Если на основе полученных знаний ученик получает дополнительное задание, которое он реализует в виде творческого продукта, то это уже можно считать проектом.

На уроках информатики проектная деятельность базируется на прикладных программах, языках программирования, с помощью которых ученик представляет итог выполнения проекта в форме конкретного разработанного продукта.

-                   Microsoft PowerPoint — с помощью этой программы, ученики могут подготовить выступление с использованием слайдов.

-                   Microsoft Excel — с помощью этой программы, ученики могут обработать большое количество информации представленной в табличном виде, произвести необходимые расчёты, построить диаграммы и графики.

-                   Microsoft Access — с помощью этой программы ученики могут создать базу данных, по ней строить запросы, отчеты, формы.

-                   HTML — язык гипертекстовой разметки — с помощью этого языка могут создать сайт.

-                   Microsoft Word — с помощью этой программы ученики могут подготовить доклад, статью, реферат, журнал, публикацию.

-                   Paint, Photoshop, CorelDRAW — с помощью этих программ ученики могут отредактировать графические материалы.

-                   Windows Movie Maker — с помощью этой программы ученики могут создать видеофильм или отредактировать уже полученный видеоматериал.

Проекты, которые можно реализовать на уроках информатики

5 класс — творческие работы, выполненные в Microsoft Word, Paint, например открытки к праздникам, создание движущихся объектов в Microsoft PowerPoint.

6 класс — создание чертежей, рисунков в Microsoft Word, Paint.

7 класс — создание вычислительных таблиц, построение графиков, работы, выполненные для конкретного исполнителя в программе Робот.

8 класс — творческие работы, выполненные в Microsoft Word.

9 класс — творческие работы, выполненные в Microsoft Word, Microsoft PowerPoint, Microsoft Excel, создание программ, решающих поставленную задачу в программе ABC Pascal.

10 класс — создание базы данных в Microsoft Access.

11 класс — web-сайты, буклеты, презентации.

Знания, полученные на уроке информатики, а именно, во время изучения прикладных программ, помогают учащимся активно включаться в проектную деятельность по другим предметам. Поэтому возникает необходимость интеграции с другими предметами

В качестве примеров рассмотрим лишь некоторые проекты выполненные моими учениками:

1.                  Проект «Новые средства получения энергии» (информатика + экология), проект посвящен новым методам и средствам получения энергии.

2.                  Проект «Азбука пешехода» (информатика + ОБЖ), проект посвящен безопасному поведению людей на дорогах.

3.                  Проект «Школа пассажира» (информатика + ОБЖ), в проекте описаны правила безопасного поведения на разных видах транспорта.

4.                  Проект «Маленькие герои большой войны» (информатика+ история+ изобразительное искусство), проект посвящен 70 — летию Победы в Великой Отечественной войны, где описаны подвиги пионеров.

5.                  Проект «Пожарные во время Великой Отечественной войны» (история + информатика), проект посвящен 70 — летию Победы в Великой Отечественной войны, где описаны подвиги пожарников г. Саратова.

6.                  Проект «Любимый Автор» (информатика + литература), в ходе проекта дети создавали презентации о любимом авторе и его произведениях.

7.                  Проект «Любимая книжка» (литература + информатика), в ходе проекта ученики создавали презентации о любимой книге и ее героях.

8.                  Проект «Места, которые я хотел посетить» (информатика + английский язык), обучающиеся создавали брошюры — путеводители на английском языке.

9.                  Проект «Здоровье и компьютер» (ОЗОЖ + информатика), в проекте описывались основные правила поведения при работе с компьютером, которые направлены на сбережения здоровья пользователя.

10.              Проект «Симметрия вокруг нас» (информатика + математика + биология), в проекте говорится о симметрии в живой и неживой природе.

Практика показывает, что здания, добытые самостоятельно и с использованием высокой мотивации прочны и эффективны. Ученики, выполнившие работу от начало и до конца, видят, как полученные знания находят практическое применение.

Научить детей проектному мышлению важно, так как это поможет организовать их жизнь, сделает их успешными, а для этого нужно уметь определять цель, найти ресурсы, спланировать, осуществить и оценить то чего достиг.

 

Литература:

 

1.                  Гудкова М. И. Проектная деятельность учащихся на уроке информатики. По материалам сайта «Социальная сеть работников образования». http://nsportal.ru/shkola/informatika-i-ikt/library/2011/12/31/proektnaya-deyatelnost-na-urokakh-informatiki

2.                  Информатика. 8 класс: Проектная деятельность /.Автор — сост. М. Г. Гилярова. — Волгоград: ИТД «Корифей»Учитель, — 112 с.

3.                  Информатика. 9 класс: Проектная деятельность / Автор — сост. М. Г. Гилярова. — Волгоград: ИТД «Корифей»Учитель, — 112 с.

4.                  Информатика. 10 класс: Проектная деятельность / Сост. М. Г. Гилярова. — Волгоград: ИТД «Корифей»Учитель, — 128 с.

5.                  Информатика. 9–11 классы: проектная деятельность / авт. — сост. Э. С. Ларина. — Волгоград: Учитель, 2009–155 с.

6.                  Семенова О.В Проектная деятельность на уроках информатики. По материалам сайта «Фестиваль педагогических идей» http://festival.1september.ru/articles/413625/

Основные термины (генерируются автоматически): проект, урок информатики, проектная деятельность, ученик, помощь этой, программа, информатик, Великая Отечественная война, учебная деятельность, английский язык.

Ключевые слова

проектная деятельность, федеральный государственный стандарт второго поколения, требования к результатам обучения, объект и субъект обучения, алгоритм выполнения проектов, реализация проектов на уроках информатики

Похожие статьи

Проектная деятельность учащихся с использованием ИКТ

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы. проектная деятельность, русский язык, урок, задача проекта, прилагательное, навык работы, литература, Имя, Знание части речи, учебный проект.

Метод проекта как средство развития универсальных учебных...

Решать эту проблему можно с помощью метода проектов.

В сущности, изучение любой темы по истории, литературе, иностранному языку и другим предметам может пройти через метод проектов при изучении на уроках информатики программы PowerPoint.

Исследовательская деятельность учащихся через...

Исследовательская деятельность учащихся через концептуальный подход на уроках информатики. Проектная деятельность как способ мотивации учащихся на уроках английского языка.

Проектирование урока информатики, направленного на...

Реализация системно-деятельностного подхода при решении... подход, прием, задача, основная образовательная программа, этап урока, ученик, урок, учебная деятельность, самостоятельная работа, Ананьев.

Проект на уроке английского языка | Статья в журнале...

Проектная деятельность учащихся с использованием ИКТ. Метод учебного проектаэто одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта...

Метапредметные связи на уроках информатики

Урок информатики, использующий ИКТ — технологии, позволяет учащимся перейти от объяснительно-иллюстративного подхода в обучении к деятельностному, что и предполагают ФГОС. Ученик занимается проектной, исследовательской деятельностью и решает задачи...

Компьютерная презентация результатов проектной...

компьютерная презентация, проектная деятельность, проект, электронные

Проектная деятельность на уроках информатики.

Знания, полученные на уроке информатики, а именно, во время изучения прикладных программ, помогают учащимся активно включаться в.

Проект «Великая Отечественная Война глазами детей»

автобус для экскурсии, слайды «Великая Отечественная Война», семейные фотографии

Учебно-методическое

– 205 с. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. [текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса.

Современный урок информатики условиях введения ФГОС

учебная деятельность, активный метод обучения, знание, обратная связь, учебная ситуация, учебная рефлексия, урок информатики, деятельность учащихся, главная задача, учебное занятие.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Проектная деятельность учащихся с использованием ИКТ

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы. проектная деятельность, русский язык, урок, задача проекта, прилагательное, навык работы, литература, Имя, Знание части речи, учебный проект.

Метод проекта как средство развития универсальных учебных...

Решать эту проблему можно с помощью метода проектов.

В сущности, изучение любой темы по истории, литературе, иностранному языку и другим предметам может пройти через метод проектов при изучении на уроках информатики программы PowerPoint.

Исследовательская деятельность учащихся через...

Исследовательская деятельность учащихся через концептуальный подход на уроках информатики. Проектная деятельность как способ мотивации учащихся на уроках английского языка.

Проектирование урока информатики, направленного на...

Реализация системно-деятельностного подхода при решении... подход, прием, задача, основная образовательная программа, этап урока, ученик, урок, учебная деятельность, самостоятельная работа, Ананьев.

Проект на уроке английского языка | Статья в журнале...

Проектная деятельность учащихся с использованием ИКТ. Метод учебного проектаэто одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта...

Метапредметные связи на уроках информатики

Урок информатики, использующий ИКТ — технологии, позволяет учащимся перейти от объяснительно-иллюстративного подхода в обучении к деятельностному, что и предполагают ФГОС. Ученик занимается проектной, исследовательской деятельностью и решает задачи...

Компьютерная презентация результатов проектной...

компьютерная презентация, проектная деятельность, проект, электронные

Проектная деятельность на уроках информатики.

Знания, полученные на уроке информатики, а именно, во время изучения прикладных программ, помогают учащимся активно включаться в.

Проект «Великая Отечественная Война глазами детей»

автобус для экскурсии, слайды «Великая Отечественная Война», семейные фотографии

Учебно-методическое

– 205 с. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. [текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса.

Современный урок информатики условиях введения ФГОС

учебная деятельность, активный метод обучения, знание, обратная связь, учебная ситуация, учебная рефлексия, урок информатики, деятельность учащихся, главная задача, учебное занятие.

Задать вопрос