Библиографическое описание:

Селюкова Е. А., Фокина М. Н. Межэтнические отношения учащихся школы [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 82-84.

В настоящее время одной из важнейших проблем воспитания является формирование личности нового человека, носителя гуманистических, толерантных идей в системе межэтнических отношений. Значительная роль в решении этой проблемы принадлежит школе как важнейшему институту социализации личности. Условия проживания большого числа этносов на ограниченной территории объективно приводят к росту межэтнической напряженности, и в связи с этим толерантность выступает в качестве формирующей основы культуры межнационального общения.

Проблема культуры межэтнического взаимодействия и толерантности особенно актуальна для полиэтнических регионов нашей страны. Это одна из наиболее сложных проблем из тех, с которыми когда-либо сталкивались педагоги. Формирование этнотолерантного сознания школьника является основой формирования межэтнической толерантности личности.

Межэтническая нетерпимость представляет собой симптом, указывающий на наличие опасной для жизни общества болезни – насилия. И хотя всестороннее, непрерывное воспитание в духе мира прав человека и демократии является самым эффективным средством, все же необходимы усилия по эффективному реагированию на появление самых ранних симптомов межэтнической интолерантности.

Толерантность – явление сложное и многогранное. Ее формирование происходит в процессе межличностных контактов, приобщения человека к ценностям других культур, взаимодействия с представителями иных этнических и социальных общностей. Однако современные педагоги являются сторонниками идеи целенаправленного воспитания толерантного сознания [1,с.127].

Толерантность является важнейшим условием нахождения компромиссов, преодоления конфликтов. Проблема межэтнической толерантности в настоящее время обрела международный смысл.

Генеральный директор ЮНЕСКО Ф. Майор, в обращении ко всем людям, ответственным за образование, отчетливо обозначил основные принципы обучения и воспитания подрастающих поколений в духе терпимости. Среди важнейших из них обозначены следующие:

  • воспитание в духе открытости и понимания других народов, многообразия их культур и истории;

  • обучение пониманию необходимости отказа от насилия, использованию мирных средств разрешения разногласий и конфликтов;

  • привитие идей альтруизма и уважения к другим, солидарности и сопричастности, базирующихся на осознании и принятии собственное самобытности и способности к признанию множественности человеческого существования в различных культурных и социальных контекстах [4,с.117].

Особенно велико влияние сложившейся этнической ситуации на процесс социализации подрастающего поколения, поскольку от того, какие установки на процесс общения личности с миром, окружающими людьми будут заложены в сознании молодежи, зависит будущее. Позиция этнической толерантности, терпимости и доверия – основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мирного сосуществования человечества.

Межэтнические отношения могут рассматриваться не только как взаимные отношения этнических групп друг к другу, но также и как система сформировавшихся между ними связей, обладающих конкретным психологическим содержанием и отражающаяся в статических и динамических особенностях этих отношений.

Исходя из определения межгрупповых отношений как отношений между группами, можно рассмотреть межгрупповое восприятие как взаимное восприятие групп, а не отдельных их членов, как групповое образование, обладающее характеристиками, отличающими его от восприятия межличностного.

Т.Г.Стефаненко выделяет такие характеристики межгруппового восприятия:

1) структурную: согласованность – высокую степень совпадения представлений членов какой-либо группы о ней самой или чужой группе; унифицированность – высокую степень переноса представлений о группе на ее отдельных членов; 2) динамическую – большую устойчивость (ригидность, консервативность) межгрупповых социально-перцептивных процессов по сравнению с процессами межличностными; 3) содержательную – тесную связь когнитивных и эмоциональных компонентов, большую оценочность, чем при восприятии межличностных отношений [7, с.294].

Условия проживания большого числа этносов на ограниченной территории приводит к росту межэтнической напряженности. В связи с этим социально-психологические взаимодействия этнических групп часто приобретают конфликтный характер. Сегодня этническая нетерпимость уже является реальной формой проявлений кризисных трансформаций многонационального общества. Зоны межэтнической напряженности, зараженные этнофобиями, порождающие потоки миграции, с полным основанием можно назвать зонами этнической нетерпимости.

Именно в школе личность активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Глобальная жизненная ориентация зависит от того, как личность будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире.

Позиция терпимости и доверия – это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мирного сосуществования человечества. Укоренение в школе духа толерантности, формирования отношения к ней как важнейшей ценности общества – значимый вклад школьного образования в развитие культуры мира на Земле.

Известно, что знание культур других этносов, национальностей развивает творческую личность, свободную от предрассудков и стереотипов мышления. Следовательно, одним из способов воспитания толерантности у школьников является ознакомление их с культурами разных народов [2,с.58].

Таким образом, педагогические задачи национально-культурного воспитания толерантности состоят в следующем: глубокое и всестороннее овладение культурой своего народа; формирование представления о многообразии культур в России и мире; создание условий для интеграции учащихся в культуры других народов; развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур; воспитание в духе мира; развитие этнотолерантности; воспитание уважения к истории и культуре других народов; создание поликультурной среды как основы для взаимодействия личности с элементами других культур; формирование способности учащегося к личностному культурному самоопределению.

Развитие межэтнической толерантности школьника в процессе изучения региональной культуры требует совершенствования занятий по изучению традиций, обычаев, правил, ритуалов, фольклора, искусства на основе рационального сочетания форм и методов, направленных на постижение национальных и общечеловеческих ценностей, основ мировой и отечественной культуры, раскрывающих целостную картину мира и обеспечивающих осмысление его ребенком. Поэтому возникает необходимость в разработке концепции формирования межэтнической толерантности у школьников на основе изучения этнической культуры, народов, проживающих на одной территории, как основного фактора их интенсивного развития и духовного самообогащения [5,с.26].

В педагогике накоплен значительный опыт фрагментарного использования: регионального материала на уроках в общеобразовательной школе (А.Р. Батыршина, Г.И. Веденева, Г.Н. Волков, Н.М. Головин, Л.Л. Дадон, А.Н. Матвеева, З.В. Чащина и др.), однако, в их исследованиях вопрос о специфике знакомства детей с явлениями этнической культуры с целью формирования у них межэтнической толерантности не актуализировался.

Несомненно, что все люди входят в какую-либо социальную группу, являясь творцами и потребителями культурных ценностей, но при этом они остаются представителями всего человечества, т.к. в любой культуре всегда присутствует общечеловеческое начало, раскрывающее сущностную природу человека, являющееся ее неотъемлемой частью со времени возникновения самого общества и самой культуры. Важность этих положений обуславливается тем, что именно культура может стать тем средством, с помощью которого люди находят взаимопонимание и увлеченность другой этнической, не менее интересной культурой, искусством, традициями, фольклором, что способствует формированию у них толерантности [3,с.33].

К изучению этого феномена можно подойти с позиций исследований, раскрывающих различные методологические подходы:

  • онтологический подход (Н.А. Кормина, А.Ж. Овчинникова, В.А. Разумный, Е.Г. Яковлев),

  • гносеологический (Э.В. Ильенков, А.С. Канарский, В.П. Копнин),

  • семантический (Г. Гадамер, Э. Гуссерль, А.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман, Г.Г. Шпет),

  • культурологический (М.Я. Виленский, И.Ф. Исаев).

Формирование межэтнической толерантности у школьников с опорой на онтологический подход базируется на: совокупности теоретических положений, необходимости развития способностей к рефлексии внутреннего мира ребенка, умении принимать неординарные решения в процессе познания этнической культуры народов своего региона, эмоциональной отзывчивости на объекты и явления этнической культуры и желании активно выразить себя в диалоге субъектов и культур; закономерностях; от активности школьника как субъекта, включенного в многообразие контактов с объектами и явлениями этнической культуры, яркости открытий духовных ценностей народов, проживающих на территории региона, от наделения явлений культуры личностным смыслом зависит эффективность формирования этнотолерантного сознания у школьника; принципах гуманизации осознанного онтологического единства ребенка с миром, синтеза чувственного, рационального и рефлексивного, субъект-субъектного взаимодействия (диалога субъектов, диалога культур), индивидуального развития этнотолерантных качеств личности и творческой активности.

Педагогические условия, ведущими из которых являются: систематизация чувственных образов культуры родного края с опорой на интенциональность духовной жизни; раскрытие смысла и значения свойств объектов на основе выделения рационального; развитие рефлексии у школьника [8,с.32].

А также необходимо учитывать следующие условия, необходимые для эффективного развития межэтнической толерантности школьников: учет возрастных особенностей школьников при отборе произведений этнической культуры народов региона; учет специфики этнопсихологических особенностей элементов культуры родного края; воспитательные возможности субъектно-объектных и субъектно-субъектных отношений в диалоге культур; комплексное: воздействие культуры на этнотолерантное отношение к лицам, принадлежащим к разным этносам; использование тренингов, игровых форм и приемов обучения и воспитания, приучающих к толерантному отношению, общению между собой детей разных наций и народностей; обеспечение тесной связи с родителями, семьей, что дает возможность "раздвинуть" рамки урока, связать его с жизнью, дать возможность толерантности быть деятельной;

Учитель должен научить ребенка основным приемам урегулирование конфликтов: обсуждению, дискуссии и дебатам, критическому мышлению, разрешению конфликтов (конфликтная компетентность, владение различными способами разрешения конфликтов), примирению, решению проблем и задач на основе сотрудничества, овладению альтернативными способами конструктивного разрешения конфликтов, разновидности позитивного отношения к различиям между людьми [7,с.216].

Таким образом, содержание школьных программ должно дать более широкую» перспективу, учитывающую новые проблемы, а предметы должны излагаться в контексте их взаимоотношений и взаимозависимости [6,с.74].

Ведущая роль в преобразовании будущего общества отводится учителю. На него возлагаются большие надежды в формировании личности человека. Он должен как можно активнее вырабатывать у учащихся умение кооперироваться, учитывая разнообразие мира, в котором они живут. Необходимо учиться общаться и конструктивно работать с теми, кто совсем другой и не похож на отдельную личность, что чрезвычайно важно для умения жить в многоликом мире. Изучение этнической культуры народов региона, где живет ребенок, будет являться эффективным средством формирования межэтнической толерантности у школьников. Способность, принимать других и взаимодействовать с ними может быть и есть одно из качеств, определяющих выживание человека.


Литература:

  1. Бондырева, К.С. Колесова, Д.В. Толерантность: введение в проблему, – Москва МПСИ; Воронеж НПО «МОДЭ», 2003. – 240 с.

  2. Бромлей, Ю.В. Национальные процессы в СССР: в поисках новых подходов. Текст. / Ю.В. Бромлей. – М.: Наука, – 1985. – 208 с.

  3. Валитова, P.P. Толерантность: порок или добродетель? // Вестник Моск.ун-та. –Сер.7. Философия, – 1996, – № 1, – С.33-34.

  4. Грушевицкая, Т.Г. Основы межкультурной коммуникации /Т.Г. Грушевицкая, В.Д. Попков, А.П. Садохин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА. – 2002. – 352с.

  5. Пименова, В.Н. Знать и ценить культуру друг друга. Текст. / В.Н. Пименова, J1.H. Михеева // Педагогика, – 1990. – № 6. – с.25-27.

  6. Рюлькер, Р. Поликультурное образование: реформа учебных программ Текст. / Р. Рюлькер // Перспективы: вопросы образования, – 1993.– № 1. – с. 64-80.

  7. Стефаненко, Т.Г. Этнопсихология: Учебник. Издание 4-е, испр. и доп. М.: Аспект Пресс – 2009 – 368 с.

  8. Тайчинов, М.Г. Развитие национального образования в пол и культурном, многонациональном обществе. Текст. М.Г. Тайчинов // Педагогика, – 1999. – №2. – с. 30-35.

Основные термины (генерируются автоматически): межэтнической толерантности, этнической культуры, формирования межэтнической толерантности, этнической культуры народов, явлениями этнической культуры, культуры народов региона, воспитания толерантности, межэтнической напряженности, Позиция этнической толерантности, межэтнической толерантности личности, межэтнической толерантности школьника, росту межэтнической напряженности, культуры родного края, Проблема межэтнической толерантности, межэтнической толерантности школьников, Похожая статья, большого числа этносов, Формирование межэтнической толерантности, мирного сосуществования человечества, национально-культурного воспитания толерантности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle