Библиографическое описание:

Селюкова Е. А., Фокина М. Н. Межэтнические отношения учащихся школы [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 82-84.

В настоящее время одной из важнейших проблем воспитания является формирование личности нового человека, носителя гуманистических, толерантных идей в системе межэтнических отношений. Значительная роль в решении этой проблемы принадлежит школе как важнейшему институту социализации личности. Условия проживания большого числа этносов на ограниченной территории объективно приводят к росту межэтнической напряженности, и в связи с этим толерантность выступает в качестве формирующей основы культуры межнационального общения.

Проблема культуры межэтнического взаимодействия и толерантности особенно актуальна для полиэтнических регионов нашей страны. Это одна из наиболее сложных проблем из тех, с которыми когда-либо сталкивались педагоги. Формирование этнотолерантного сознания школьника является основой формирования межэтнической толерантности личности.

Межэтническая нетерпимость представляет собой симптом, указывающий на наличие опасной для жизни общества болезни – насилия. И хотя всестороннее, непрерывное воспитание в духе мира прав человека и демократии является самым эффективным средством, все же необходимы усилия по эффективному реагированию на появление самых ранних симптомов межэтнической интолерантности.

Толерантность – явление сложное и многогранное. Ее формирование происходит в процессе межличностных контактов, приобщения человека к ценностям других культур, взаимодействия с представителями иных этнических и социальных общностей. Однако современные педагоги являются сторонниками идеи целенаправленного воспитания толерантного сознания [1,с.127].

Толерантность является важнейшим условием нахождения компромиссов, преодоления конфликтов. Проблема межэтнической толерантности в настоящее время обрела международный смысл.

Генеральный директор ЮНЕСКО Ф. Майор, в обращении ко всем людям, ответственным за образование, отчетливо обозначил основные принципы обучения и воспитания подрастающих поколений в духе терпимости. Среди важнейших из них обозначены следующие:

  • воспитание в духе открытости и понимания других народов, многообразия их культур и истории;

  • обучение пониманию необходимости отказа от насилия, использованию мирных средств разрешения разногласий и конфликтов;

  • привитие идей альтруизма и уважения к другим, солидарности и сопричастности, базирующихся на осознании и принятии собственное самобытности и способности к признанию множественности человеческого существования в различных культурных и социальных контекстах [4,с.117].

Особенно велико влияние сложившейся этнической ситуации на процесс социализации подрастающего поколения, поскольку от того, какие установки на процесс общения личности с миром, окружающими людьми будут заложены в сознании молодежи, зависит будущее. Позиция этнической толерантности, терпимости и доверия – основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мирного сосуществования человечества.

Межэтнические отношения могут рассматриваться не только как взаимные отношения этнических групп друг к другу, но также и как система сформировавшихся между ними связей, обладающих конкретным психологическим содержанием и отражающаяся в статических и динамических особенностях этих отношений.

Исходя из определения межгрупповых отношений как отношений между группами, можно рассмотреть межгрупповое восприятие как взаимное восприятие групп, а не отдельных их членов, как групповое образование, обладающее характеристиками, отличающими его от восприятия межличностного.

Т.Г.Стефаненко выделяет такие характеристики межгруппового восприятия:

1) структурную: согласованность – высокую степень совпадения представлений членов какой-либо группы о ней самой или чужой группе; унифицированность – высокую степень переноса представлений о группе на ее отдельных членов; 2) динамическую – большую устойчивость (ригидность, консервативность) межгрупповых социально-перцептивных процессов по сравнению с процессами межличностными; 3) содержательную – тесную связь когнитивных и эмоциональных компонентов, большую оценочность, чем при восприятии межличностных отношений [7, с.294].

Условия проживания большого числа этносов на ограниченной территории приводит к росту межэтнической напряженности. В связи с этим социально-психологические взаимодействия этнических групп часто приобретают конфликтный характер. Сегодня этническая нетерпимость уже является реальной формой проявлений кризисных трансформаций многонационального общества. Зоны межэтнической напряженности, зараженные этнофобиями, порождающие потоки миграции, с полным основанием можно назвать зонами этнической нетерпимости.

Именно в школе личность активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Глобальная жизненная ориентация зависит от того, как личность будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире.

Позиция терпимости и доверия – это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мирного сосуществования человечества. Укоренение в школе духа толерантности, формирования отношения к ней как важнейшей ценности общества – значимый вклад школьного образования в развитие культуры мира на Земле.

Известно, что знание культур других этносов, национальностей развивает творческую личность, свободную от предрассудков и стереотипов мышления. Следовательно, одним из способов воспитания толерантности у школьников является ознакомление их с культурами разных народов [2,с.58].

Таким образом, педагогические задачи национально-культурного воспитания толерантности состоят в следующем: глубокое и всестороннее овладение культурой своего народа; формирование представления о многообразии культур в России и мире; создание условий для интеграции учащихся в культуры других народов; развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур; воспитание в духе мира; развитие этнотолерантности; воспитание уважения к истории и культуре других народов; создание поликультурной среды как основы для взаимодействия личности с элементами других культур; формирование способности учащегося к личностному культурному самоопределению.

Развитие межэтнической толерантности школьника в процессе изучения региональной культуры требует совершенствования занятий по изучению традиций, обычаев, правил, ритуалов, фольклора, искусства на основе рационального сочетания форм и методов, направленных на постижение национальных и общечеловеческих ценностей, основ мировой и отечественной культуры, раскрывающих целостную картину мира и обеспечивающих осмысление его ребенком. Поэтому возникает необходимость в разработке концепции формирования межэтнической толерантности у школьников на основе изучения этнической культуры, народов, проживающих на одной территории, как основного фактора их интенсивного развития и духовного самообогащения [5,с.26].

В педагогике накоплен значительный опыт фрагментарного использования: регионального материала на уроках в общеобразовательной школе (А.Р. Батыршина, Г.И. Веденева, Г.Н. Волков, Н.М. Головин, Л.Л. Дадон, А.Н. Матвеева, З.В. Чащина и др.), однако, в их исследованиях вопрос о специфике знакомства детей с явлениями этнической культуры с целью формирования у них межэтнической толерантности не актуализировался.

Несомненно, что все люди входят в какую-либо социальную группу, являясь творцами и потребителями культурных ценностей, но при этом они остаются представителями всего человечества, т.к. в любой культуре всегда присутствует общечеловеческое начало, раскрывающее сущностную природу человека, являющееся ее неотъемлемой частью со времени возникновения самого общества и самой культуры. Важность этих положений обуславливается тем, что именно культура может стать тем средством, с помощью которого люди находят взаимопонимание и увлеченность другой этнической, не менее интересной культурой, искусством, традициями, фольклором, что способствует формированию у них толерантности [3,с.33].

К изучению этого феномена можно подойти с позиций исследований, раскрывающих различные методологические подходы:

  • онтологический подход (Н.А. Кормина, А.Ж. Овчинникова, В.А. Разумный, Е.Г. Яковлев),

  • гносеологический (Э.В. Ильенков, А.С. Канарский, В.П. Копнин),

  • семантический (Г. Гадамер, Э. Гуссерль, А.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман, Г.Г. Шпет),

  • культурологический (М.Я. Виленский, И.Ф. Исаев).

Формирование межэтнической толерантности у школьников с опорой на онтологический подход базируется на: совокупности теоретических положений, необходимости развития способностей к рефлексии внутреннего мира ребенка, умении принимать неординарные решения в процессе познания этнической культуры народов своего региона, эмоциональной отзывчивости на объекты и явления этнической культуры и желании активно выразить себя в диалоге субъектов и культур; закономерностях; от активности школьника как субъекта, включенного в многообразие контактов с объектами и явлениями этнической культуры, яркости открытий духовных ценностей народов, проживающих на территории региона, от наделения явлений культуры личностным смыслом зависит эффективность формирования этнотолерантного сознания у школьника; принципах гуманизации осознанного онтологического единства ребенка с миром, синтеза чувственного, рационального и рефлексивного, субъект-субъектного взаимодействия (диалога субъектов, диалога культур), индивидуального развития этнотолерантных качеств личности и творческой активности.

Педагогические условия, ведущими из которых являются: систематизация чувственных образов культуры родного края с опорой на интенциональность духовной жизни; раскрытие смысла и значения свойств объектов на основе выделения рационального; развитие рефлексии у школьника [8,с.32].

А также необходимо учитывать следующие условия, необходимые для эффективного развития межэтнической толерантности школьников: учет возрастных особенностей школьников при отборе произведений этнической культуры народов региона; учет специфики этнопсихологических особенностей элементов культуры родного края; воспитательные возможности субъектно-объектных и субъектно-субъектных отношений в диалоге культур; комплексное: воздействие культуры на этнотолерантное отношение к лицам, принадлежащим к разным этносам; использование тренингов, игровых форм и приемов обучения и воспитания, приучающих к толерантному отношению, общению между собой детей разных наций и народностей; обеспечение тесной связи с родителями, семьей, что дает возможность "раздвинуть" рамки урока, связать его с жизнью, дать возможность толерантности быть деятельной;

Учитель должен научить ребенка основным приемам урегулирование конфликтов: обсуждению, дискуссии и дебатам, критическому мышлению, разрешению конфликтов (конфликтная компетентность, владение различными способами разрешения конфликтов), примирению, решению проблем и задач на основе сотрудничества, овладению альтернативными способами конструктивного разрешения конфликтов, разновидности позитивного отношения к различиям между людьми [7,с.216].

Таким образом, содержание школьных программ должно дать более широкую» перспективу, учитывающую новые проблемы, а предметы должны излагаться в контексте их взаимоотношений и взаимозависимости [6,с.74].

Ведущая роль в преобразовании будущего общества отводится учителю. На него возлагаются большие надежды в формировании личности человека. Он должен как можно активнее вырабатывать у учащихся умение кооперироваться, учитывая разнообразие мира, в котором они живут. Необходимо учиться общаться и конструктивно работать с теми, кто совсем другой и не похож на отдельную личность, что чрезвычайно важно для умения жить в многоликом мире. Изучение этнической культуры народов региона, где живет ребенок, будет являться эффективным средством формирования межэтнической толерантности у школьников. Способность, принимать других и взаимодействовать с ними может быть и есть одно из качеств, определяющих выживание человека.


Литература:

  1. Бондырева, К.С. Колесова, Д.В. Толерантность: введение в проблему, – Москва МПСИ; Воронеж НПО «МОДЭ», 2003. – 240 с.

  2. Бромлей, Ю.В. Национальные процессы в СССР: в поисках новых подходов. Текст. / Ю.В. Бромлей. – М.: Наука, – 1985. – 208 с.

  3. Валитова, P.P. Толерантность: порок или добродетель? // Вестник Моск.ун-та. –Сер.7. Философия, – 1996, – № 1, – С.33-34.

  4. Грушевицкая, Т.Г. Основы межкультурной коммуникации /Т.Г. Грушевицкая, В.Д. Попков, А.П. Садохин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА. – 2002. – 352с.

  5. Пименова, В.Н. Знать и ценить культуру друг друга. Текст. / В.Н. Пименова, J1.H. Михеева // Педагогика, – 1990. – № 6. – с.25-27.

  6. Рюлькер, Р. Поликультурное образование: реформа учебных программ Текст. / Р. Рюлькер // Перспективы: вопросы образования, – 1993.– № 1. – с. 64-80.

  7. Стефаненко, Т.Г. Этнопсихология: Учебник. Издание 4-е, испр. и доп. М.: Аспект Пресс – 2009 – 368 с.

  8. Тайчинов, М.Г. Развитие национального образования в пол и культурном, многонациональном обществе. Текст. М.Г. Тайчинов // Педагогика, – 1999. – №2. – с. 30-35.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle