Кейс-стади как средство взаимодействия педагога с родителями по формированию учебной мотивации у младших школьников | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Горбунова, П. А. Кейс-стади как средство взаимодействия педагога с родителями по формированию учебной мотивации у младших школьников / П. А. Горбунова, Е. А. Соловьева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 32-35. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/371/15841/ (дата обращения: 17.05.2024).



Современная образовательная система на уровне начальной школы должна быть ориентирована на обеспечение максимального проявления в деятельности учащихся положительных мотиваций: создание положительного настроения на получение знаний, эмоционального подъема в познавательной деятельности. Для этого следует обеспечить соответствующие условия развития и обучения младших школьников не только в учебном заведении, но в кругу семьи — для осмысленных действий учащихся, поощрения ученической инициативы и самостоятельности. Реализации выделенных принципов и направлений будет способствовать сотрудничество педагога с родителями младших школьников посредством использования современных технологий обучения и воспитания, среди которых особое место занимает метод кейс-стади.

Ключевые слова: учебная мотивация, взаимодействие, семья, педагог, кейс-стади, младшие школьники.

Изменение государственной политики в области образования обусловило признание ведущей роли семьи в воспитании детей, поэтому возрастает ее роль как основополагающего института государства. Сегодня родители нуждаются в педагогической помощи, которую может предоставить им педагог-специалист качественно нового поколения, подготовленный в соответствии с запросами нового времени, эпохи гуманизма и демократии. Это особенно актуально в прагматическом информационном XXI веке, когда отчасти нивелируются моральные ценности, морально-этические идеалы прошлых поколений. Целью данной статьи является исследование метода кейсов как формы взаимодействия педагогов и родителей по вопросам формирования учебной мотивации у детей младшего школьного возраста.

В целом, профессиональная компетентность учителя начальных классов — это владение не только профессиональными знаниями и опытом, но и умением сформировать внутреннюю мотивацию младших школьников к познавательной деятельности; четко, логично и доступно изложить свои мысли; организовать во время урока сотрудничество, найти пути оптимального общения; раскрыть творческий потенциал, развить мышление учащихся [5, с. 90]. Среди условий адаптации ребенка к школьному обучению в первые годы именно учебная мотивация играет роль основного стимула к познавательной активности, а, следовательно, особое значение имеет создание мотивационно-стимулирующей образовательной среды на основе сотрудничества и взаимопонимания педагога и родителей младшего школьника, сочетания педагогических и человеческих ценностей; первичности педагогической культуры; самоуправления и самоорганизации.

Создание положительной учебной мотивации должно осуществляться через практическую направленность обучения, ориентацию на успех, регистрацию настоящего продвижения в обучении; создание условий, позволяющих каждому ученику оценить свои результаты и обдумать возможности их улучшения; отбор методов, не только способствующих усвоению базовых знаний на репродуктивном уровне, но и применение частично-поисковых и проблемных методов обучения в соответствующих ситуациях [3, с. 163].

Непосредственное осуществление взаимодействия в данном контексте педагога и родителей основывается на изучении особенностей семьи и использовании методов воздействия участников педагогического процесса друг на друга. Среди данных методов можно выделить: метод убеждения (обмен мнениями, совет, объяснение, высказывание своих мыслей, суждений, аргументов, внушение); метод упражнения (личный пример педагога, родителей, просьба, поручение, показ-инструкция, практические занятия с элементами тренинга, моделирование и проигрывание педагогических ситуаций); метод педагогической оценки (похвала, благодарность, замечания, поощрения) [1, с. 256]. Выбор любой модели поведения педагога для взаимодействия с родителями младшего школьника с целью формирования у него учебной мотивации должен предполагать использование соответствующих средств и форм взаимодействия. Так, данные средства должны быть практичными, удобными, наглядными и уместными для каждой конкретной ситуации. Современными педагогами-практиками в ряду таких средств и форм выделяется метод кейс-стади (Case Study), который был впервые применен в учебном процессе Гарвардской школы бизнеса в начале XX века: в дополнение к лекциям преподаватели начали использовать различные ситуации, которые активно обсуждались студентами и рассматривались различные варианты их решения. Поэтому нередко данный метод называют ситуационной методикой или гарвардским методом [2, с. 21].

Кейс-метод определяется как метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на использовании конкретных случаев (ситуаций, историй, текстов, которые называются «кейсом») для совместного обсуждения, анализа и выработки решений [4, с. 97]. Метод кейсов позволяет одновременно отображать не только практическую проблему, но и актуализировать определенный комплекс знаний, который должен быть результатом решения проблемы. Основное в изложенной проблеме то, что она не имеет однозначных решений. Работа над проблемной ситуацией происходит в группах, и ее можно условно разделить на следующие фазы:

– анализ представленного кейса, формулирование проблемы;

– поиск и сбор дополнительной информации (в случае необходимости);

– обсуждение различных вариантов решения проблемы;

– выбор лучшего варианта решения на основе сравнения всех предложенных вариантов [6, с. 76].

Кейс состоит из трех частей: информации необходимой для ситуационного анализа, описания конкретной проблемной ситуации и практических задач. В совокупности это единый информационный комплекс, где удачно сочетаются обучающая, аналитическая и познавательная деятельность, что, безусловно, является эффективным и деятельным в реализации современных задач системы образования.

В качестве примера рассмотрим педагогический кейс на тему: «Психологическая готовность ребенка к обучению». Ситуация: мальчик 7-ми лет гиперактивен, не может заниматься учебными видами деятельности, на занятии вертится, шумит, не усваивает материал, отвлекает других детей. Когда преподаватель настаивает на спокойном виде деятельности, ребёнок теряет равновесие в поведении, плачет, отказывается от общения. Проблема кейса состоит в том, что диагноза «гиперактивность» как такового не существует. Взрослые, которые взаимодействуют с этим ребенком, не знакомы с видами психологической природы ребенка. Цель кейса — сформировать у родителей умение целостно использовать методику определения степени психологической готовности младшего школьника к обучению и применить результаты оценки готовности в создании принципов учебной мотивации на практике. Родителям предлагается охарактеризовать эмоционально-психологические изменения в поведении ребенка, произошедшие с приходом в школу (или для учеников 2–4 классов — с началом и концом учебного года), к которым могут относиться: заторможенность, возбуждение, повышенная активность, болтливость, что приводит к неэффективной учебной деятельности, не раскрываются в полно мере умственные способности ученика. Задача кейса: углубить и систематизировать знания принципов оценки психологического состояния школьника у родителей, сформировать умение применять эти знания на практике развития учебной мотивации. Вопросы для обсуждения: принципы оценки поведения учащихся; умственная активность — основная и общая характеристика школьника; определение уровня познавательной активности младшего школьника; учет психологической готовности учащихся к обучению. Предлагаемое решение проблемы кейса: ребенок с подобным поведением является носителем коммуникативной природы. Таким детям противопоказаны монотонные действия, жесткие, неаргументированные ограничения и отсутствие свободы. Ребенок с коммуникативной природой быстро заинтересовывается и также быстро теряет интерес. Это творческие, разносторонние и очень энергичные дети. Родителям необходимо изучить особенности данного типа и формировать учебную мотивацию у младшего школьника исходя из потребностей его природы. Кейс заканчивается анализом и оценкой деятельности и опыта каждого ее участника.

Для эффективности проведения кейсов учитель должен уметь анализировать, рефлексировать собственные оценочные действия, свое эмоциональное состояние, знать критерии собственной деятельности, владеть навыками саморегуляции, средствами взаимодействия и навыками общения. То есть, профессиональная рефлексия является качественным показателем готовности к профессиональной деятельности, в частности, к взаимодействию с родителями и формированию мотивации к обучению у младших школьников. В ходе создания кейсов направленной тематики педагогу необходимо проявить собственные коммуникационные способности, уровень эмпатии, фантазии, компетентности в выбранной ситуации для кейса. При правильно составленном, организованном и проведенном взаимодействии с родителями посредством кейс-стади педагог полноценно сможет донести ключевые принципы формирования учебной мотивации младшего школьника в семье, вне школьных стен, а, следовательно, у родителей могут появиться собственные идеи для развития и поощрения познавательной деятельности своих детей.

Литература:

  1. Белухин Д. А. Личностно ориентированная педагогика в вопросах и ответах: учеб. пособ. М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. 312 с.
  2. Долгоруков А. М. Сase-stady как способ понимания // Практическое руководство для тьютора системы Открытого образования на основе дистанционных технологий. М.: Центр интенсивных технологий образования, 2002. С. 21–44.
  3. Леонтьев В. Г. Мотивация и психологические механизмы ее формирования. Новосибирск: ГП Новосибирский полиграфкомбинат, 2002. 264 с.
  4. Неустроева М. И. Развитие мотивации у младших школьников посредством кейс-технологий // International scientific review. 2016. № 1 (11). С. 97–99.
  5. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение. М.: Издательский центр «Академия», 2009. 192 с.
  6. Савельева М. Г. Педагогические кейсы: конструирование и использование в процессе обучения и оценки компетенций студентов: учебно-методическое пособ. Ижевск, УдГУ, 2013. 94 с.
Основные термины (генерируются автоматически): учебная мотивация, младший школьник, познавательная деятельность, родитель, ребенок, коммуникативная природа, метод кейсов, обучение, познавательная активность, проблемная ситуация.

Похожие статьи

Формирование мотивации и познавательной активности...

Обучение — это вид деятельности по приобретению, усвоению знаний, умений, навыков, нахождение решений учебных задач на практике и теории. Говоря о младших школьниках, нужно отметить, что учебная деятельность для них является ведущей.

Развитие познавательной активности младших школьников по...

Познавательная активность является одним из самых важных мотивов учебной деятельности школьников. При условии, что познавательная активность, с помощью учителя, организована на высоком уровне, ученики, имеющие проблемы в обучении могут выйти на новый уровень...

Роль современных технологий в развитии познавательной...

В развитии познавательной активности младших школьников значительную роль играет использование игровой технологии.

игра, учебная деятельность, учебный процесс, ребенок, младший школьный возраст, группа игр, игровая деятельность, игровая ситуация, игровая...

Учебная мотивация младших школьников | Статья в журнале...

В данной статье раскрывается суть понятий «мотивация» и «учебная мотивация» в трудах отечественных психологов. Показана взаимосвязь учебной деятельности и необходимости формирования учебной мотивации у младших школьников...

Развитие познавательной активности младших школьников...

Ключевые слова: познавательный интерес, познавательная активность, учебный процесс.

Исходя из проблемного поля, тема нашего научного исследования, о котором коротко будет

познавательная деятельность, познавательный интерес, учебная деятельность, процесс...

Формирование познавательной мотивации дошкольников через...

школьная мотивация, обычная школа, учебная деятельность, вариант обучения, ребенок

Ребенок, выбор, совместная деятельность, ситуация выбора, дошкольное образование

В дошкольном возрасте велика познавательная активность ребенка, разнообразны формы...

Учебно-познавательная мотивация к предмету

Учебно-познавательная мотивация к предмету. Автор: Федотова Галина Михайловна.

Использование инновационных методов в образовании.

учебный процесс, познавательная задача, проблемная ситуация, учитель, учащийся, познавательная деятельность учащихся...

Работа педагога-психолога по развитию учебной мотивации...

2. Исследование учебной мотивации младших школьников по методике М.Р. Гинзбурга, по

В ее основе лежат игровые упражнения, как наиболее действенный метод развития учебной

учебная мотивация, ребенок, учебная деятельность, школьная мотивация, Школа...

Проблемная ситуация как условие развития познавательной...

Проблемная ситуация— это состояние умственного затруднения детей

Проблемная ситуация — это задача, которую необходимо решить, основным звеном проблемной ситуации является противоречие.

Решение проблемных ситуаций с детьми младшего...

Похожие статьи

Формирование мотивации и познавательной активности...

Обучение — это вид деятельности по приобретению, усвоению знаний, умений, навыков, нахождение решений учебных задач на практике и теории. Говоря о младших школьниках, нужно отметить, что учебная деятельность для них является ведущей.

Развитие познавательной активности младших школьников по...

Познавательная активность является одним из самых важных мотивов учебной деятельности школьников. При условии, что познавательная активность, с помощью учителя, организована на высоком уровне, ученики, имеющие проблемы в обучении могут выйти на новый уровень...

Роль современных технологий в развитии познавательной...

В развитии познавательной активности младших школьников значительную роль играет использование игровой технологии.

игра, учебная деятельность, учебный процесс, ребенок, младший школьный возраст, группа игр, игровая деятельность, игровая ситуация, игровая...

Учебная мотивация младших школьников | Статья в журнале...

В данной статье раскрывается суть понятий «мотивация» и «учебная мотивация» в трудах отечественных психологов. Показана взаимосвязь учебной деятельности и необходимости формирования учебной мотивации у младших школьников...

Развитие познавательной активности младших школьников...

Ключевые слова: познавательный интерес, познавательная активность, учебный процесс.

Исходя из проблемного поля, тема нашего научного исследования, о котором коротко будет

познавательная деятельность, познавательный интерес, учебная деятельность, процесс...

Формирование познавательной мотивации дошкольников через...

школьная мотивация, обычная школа, учебная деятельность, вариант обучения, ребенок

Ребенок, выбор, совместная деятельность, ситуация выбора, дошкольное образование

В дошкольном возрасте велика познавательная активность ребенка, разнообразны формы...

Учебно-познавательная мотивация к предмету

Учебно-познавательная мотивация к предмету. Автор: Федотова Галина Михайловна.

Использование инновационных методов в образовании.

учебный процесс, познавательная задача, проблемная ситуация, учитель, учащийся, познавательная деятельность учащихся...

Работа педагога-психолога по развитию учебной мотивации...

2. Исследование учебной мотивации младших школьников по методике М.Р. Гинзбурга, по

В ее основе лежат игровые упражнения, как наиболее действенный метод развития учебной

учебная мотивация, ребенок, учебная деятельность, школьная мотивация, Школа...

Проблемная ситуация как условие развития познавательной...

Проблемная ситуация— это состояние умственного затруднения детей

Проблемная ситуация — это задача, которую необходимо решить, основным звеном проблемной ситуации является противоречие.

Решение проблемных ситуаций с детьми младшего...