Формирование познавательной мотивации дошкольников через применение технологии «Ситуация» в конструктивной деятельности | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №9 (26) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 09.10.2019

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Муляр Н. В., Черниговских Е. В., Цуканова И. А. Формирование познавательной мотивации дошкольников через применение технологии «Ситуация» в конструктивной деятельности // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — №9. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/141/4487/ (дата обращения: 24.10.2019).

Препринт статьи



Дошкольный возраст — это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. Именно с мотивации начинается всякое взаимодействие между ребенком и взрослым. Познавательные мотивы побуждают детей к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели. Благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором становления личности ребенка.

Исследования, посвященные мотивации учения и причинам неуспеваемости младших школьников (Л. И. Божович, Н. С. Денисенкова, А. К. Дусавицкий), свидетельствуют, что у части обучающихся познавательный интерес не имеет характера действенной познавательной мотивации, не играет существенной роли в структуре мотивов учения. Одной из причин подобного положения следует признать недостаточный уровень сформированности познавательной мотивации к концу дошкольного возраста.

Психологи и педагоги отмечают, что на развитие личности ребенка его мотивационной сферы плодотворно влияет конструирование.

Переходом ребенка от присущего всем детям любопытства к любознательности и дальнейшему её преобразованию в познавательную потребность может стать конструирование из различных материалов. Опыт, получаемый ребёнком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. Конструктивная деятельность с дошкольниками способствует формированию умения учиться, раскрывает им, что основной смысл деятельности не только в получении результата, но и в приобретении знаний и умений. Такой познавательный мотив вызывает существенные изменения в психических процессах. Эти изменения состоят в основном в способности произвольно управлять своими познавательными процессами (направлять их на решение образовательных задач), в достижении определённого уровня развития мыслительных операций, способности систематически выполнять умственную работу, необходимую для сознательного усвоения знаний. Таким образом, конструктивная деятельность больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития умственных, творческих познавательных способностей дошкольников.

Выстроенная модель педагогической системы по формированию познавательной активности у дошкольников охватывала множество взаимосвязанных элементов — это не только цели и задачи, но и методы, средства, организационные формы образовательной деятельности, как в организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности дошкольников. Основой этой модели стала технология «Ситуация», построенная на проблемных ситуациях

Технология «Ситуация» имеет следующую структуру:

  1. Введение в ситуацию.
  2. Актуализация и затруднение ситуации.
  3. «Открытие» детьми нового знания или способа действий.
  4. Включение нового знания в систему знаний ребенка.
  5. Осмысление содержания (итог).

В своей целостности данная технология положена в основу специально моделируемых проблемных ситуаций. Все ситуации строятся с учетом возрастных особенностей и соответствуют изучаемым темам. Например:

тема

«Как куколка превратилась в бабочку»

Ситуация

Дети находят в природном уголке модель кокона бабочки. Проводят исследовательскую работу по изучению незнакомого предмета: д/и, рассматривание схем, энциклопедий. Приходят к выводу, что из куколки появляется бабочка. Решают подарить новые крылышки.

Основная образовательная цель

Обобщить и систематизировать знания о бабочках. Формировать устойчивый интерес к живой природе воспитывать чувство ответственности за все живое на земле.

Новое знание = детское «открытие»

У каждого вида бабочек свой окрас крыльев

Какие понятия, способы действия необходимо актуализировать

Актуализировать знания о насекомых

Причина затруднения

Не знаем кого вида бабочка и какие крылышки ей понравятся.

Цель деятельности по преодолению затруднения

Выполнение для бабочки в технике оригами крылышек с различной окраской.

При создании и решении проблемных ситуаций применялись следующие методические приемы:

– подводим детей к противоречию и предлагаем им самим найти способ его разрешения;

– излагаем различные точки зрения на один и тот же вопрос;

– побуждаем детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

– ставим конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения), эвристические вопросы;

– определяем проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские);

– ставим проблемные задачи.

Таким образом, организованная система работы убедительно доказывает, что применение технологии «Ситуация» в конструировании способствует формированию познавательной мотивации у дошкольников. Выстроенная педагогом модель педагогической деятельности — это средство познания окружающего мира, способствующая развитию познавательной мотивации и поисковой активности у дошкольников.

Литература:

  1. Виноградова Е. А. Условия становления познавательной мотивации дошкольников 5–6 лет. Журнал «Психологическая наука и образование», 2004 № 2
  2. Лыкова И. А. Конструирование в детском саду. Старшая группа: Учебно-метод. Пособие, — М.:ИД Цветной мир, 2017
  3. Петерсон Л. Г., Лыковой И. А. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий»,— М.: Издательский дом «Цветной мир», 2015.
  4. Шайдурова Н. В. Развитие ребенка в конструктивной деятельности: Справочное пособие, — М.: ТЦ Сфера, 2008
  5. http://lawru.info/dok/2011/02/28/n494077.htm
Задать вопрос