Работа с одаренными учащимися в урочное и внеурочное время | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

XI международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Краснодар, август 2019)

Дата публикации: 04.08.2019

Статья просмотрена: 765 раз

Библиографическое описание:

Окунева, Н. Ф. Работа с одаренными учащимися в урочное и внеурочное время / Н. Ф. Окунева. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2019 г.). — Краснодар : Новация, 2019. — С. 13-16. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/341/15236/ (дата обращения: 01.05.2024).



В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат.

В. А. Сухомлинский

Ни для кого не секрет, что сегодня задача школы определяется новой реальностью, новым социальным заказом — потребностью в высокообразованной, высококультурной, самостоятельно мыслящей личности. Поэтому выявление и поддержка одаренных талантливых детей является одним из приоритетов государственной политики.

Именно эта задача приоритетна в современном образовании. Одаренные дети составляют бесценное национальное достояние нашей страны. Обладая высокими способностями, они в скором времени во многом будут определять содержание и темпы социального и экономического прогресса, займут ключевые позиции в экономике, администрировании, науке, искусстве, идеологии, и это лучшее, на что мы можем надеяться.

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей. Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности. Одаренность следует рассматривать как достижения и как возможность достижения. Смысл утверждения в том, что нужно принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться.

Каждый ребенок неповторим, но при всем индивидуальном своеобразии реальных проявлений детской одаренности существует много черт, характерных для большинства одаренных детей.

Категории одаренных детей:

– дети с необыкновенно высоким уровнем умственного развития при прочих равных условиях;

– дети с признаками специальной умственной одаренности (профильная одаренность);

– дети потенциально одаренные, обладающие яркой познавательной активностью и незаурядными умственными резервами, но не достигшие успехов в учении и пока себя не проявившие.

Характерные черты одаренных детей (модель одаренности Ж. Рензулли)

Согласно теории Дж. Рензулли, одаренность есть сочетание трех основных характеристик:

1) интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);

2) креативность или творческость (уровень развития творческого воображения, его оригинальность и продуктивность);

3) настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу, познавательная и исследовательская активность).

Теория трех колец — Дж. Рензулли — одна из наиболее известных концепций одарённости в американской и мировой практике.

одаренные дети, детская одаренность

Пересечение всех трех компонентов при достаточно высоком уровне их развития дает нам качественное своеобразие ярко выраженных способностей, которым и отличается одаренный ребенок.

Этапы организации работы с одаренными детьми:

– Знакомство с научной литературой о психологических особенностях и методических приемах, эффективных при работе с одаренными детьми.

– Проведение целенаправленных наблюдений за учебной и внеурочной деятельностью учащихся.

– Подбор материалов и проведение с психологом школы специальных тестов, анкет, диагностических обследований, позволяющих определить наличие одаренности.

– Создание условий, способствующих оптимальному развитию одаренности.

Работа с одаренными учениками во внеурочной деятельности включает следующие виды:

– предметные недели, в том числе и конкурсы чтецов;

– научно-практические конференции;

– олимпиады по предмету;

– участие в конкурсах исследовательских работ;

Для успешной работы с одарёнными детьми также необходимы эффективные педагогические приёмы.

Работу с одаренными детьми необходимо выстраивать, исходя из следующих принципов:

– дифференцированный и индивидуальный подход в обучении;

– обеспечение внеурочной деятельности детей через увеличение количества разноплановых кружков, через работу в научном обществе учащихся,

– усиление внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися (через интеллектуальные марафоны, участие в олимпиадах, в предметных неделях и т. д.).

Необходимо отметить, что выявление и развитие одаренных учащихся в школе осуществляется не только через факультативы, кружки, конкурсы, олимпиады, но и через систему воспитательной работы. Для этого используются разнообразные формы работы:

– ролевые тренинги,

– предметные викторины,

– творческие и интеллектуальные конкурсы,

– интеллектуальные марафоны и т. д.

Применение различных методик, приёмов и техник для повышения эффективности работы с одарёнными детьми показало, что они не только отвечают современным требованиям к школьному образованию, обеспечивая достижение качественных результатов обучения, но и приводят к повышению мотивированности обучающихся, стимулированию их познавательной активности и творчества, всестороннему раскрытию и развитию способностей.

«Подобно тому, как квалифицированный ювелир может превратить природный алмаз в роскошный бриллиант, благоприятная окружающая среда и квалифицированное педагогическое руководство способны превратить дар в выдающийся талант» (А. И. Савенков).

Работа с одаренными детьми дает свои результаты. Юрченко Екатерина, Окунева Алена, Харченко Т., Круглиева М., Джурко А., Жамкачян Г., Апресян А. становились неоднократными победителями и призерами всероссийских конкурсов. В 2017–2018 учебном году Окунева Алена получила диплом II степени в V Международном конкурсе научно-исследовательских и творческих проектов учащихся «Старт в науке» (Российская Академия естествознания) и приглашена на итоговое заседание школьного форума в г. Сочи. А годом раньше Алена стала победителем во Всероссийском детском конкурсе научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке», получив диплом победителя и Знак отличия «Первые шаги в науке». С удовольствием учащиеся приняли участие во Всероссийский конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Литературная Россия». Из 8 учащихся семеро получили диплом второй степени и одна ученица — диплом 3-й степени.

Но все-таки главным критерием эффективности работы для меня является устойчивый интерес школьников к предмету, их качественные знания, подтверждённые результатами экзамена. Вот уже который год учащиеся 9 класса МОБУООШ № 27 сдают ОГЭ с успеваемость 100 %, при этом качество тоже растет с каждым годом. Учащиеся 8–9 классов на страницах сайта «Сдам ГИА» пробуют свои силы в выполнении вариантов ГИА, а я могу контролировать их работу, затем мы совместно разбираем ошибки и снова решаем варианты.

Подводя итог, еще раз хочу подчеркнуть: работа с одаренными детьми строится на строго добровольной основе, заинтересованности с обеих сторон, максимально оптимизированном учебном процессе и строгом контроле загруженности ребенка.

«Ученик — это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь». К. Д. Ушинский

Школа — достаточно консервативное учреждение. И я тоже ничего особенно нового не придумала. Я просто постаралась еще раз воплотить в жизнь классические принципы педагогики, сформулированные еще Яном Коменским: индивидуальный подход к каждому ученику при групповом обучении, высокие требования, как к профессиональной подготовке, так и к педагогическим способностям преподавателей, формирование высокой мотивации ученика в изучении любимого предмета.

В своей работе я использую элементы дистанционной образовательной технологии. Работа ведется также с использованием личного сайта в сети Интернет. На странице своего сайта я размещаю работы учащихся, поздравляю их с победой, благодарю родителей за оказанную помощь. Таким образом, работа с одарёнными детьми — одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Её основная цель — способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и одарённых детей.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, работа, высокий уровень, индивидуальный подход, Окунево, способность, учащийся.

Похожие статьи

Психолого-педагогические основы реализации индивидуального...

«Индивидуальный подход в воспитании и обучении, — отмечает Г. М. Коджаспирова [20, с. 100]

Проблема учёта индивидуальных особенностей учащихся относится к традиционным для

Индивидуальный подход направлен на преодоление несоответствия между уровнем...

Система работы с одаренными школьниками в рамках...

высокий уровень интеллектуального развития (широкий кругозор, начитанность, ораторские способности)

Основными формами работы с одаренными детьми является индивидуальная и групповая. Реализуется она в ходе урочной и внеурочной деятельности.

Особенности познавательных процессов как причина...

Психологический подход к проблемам неуспеваемости широко представлен в работах В. И

В этой связи говорят обычно о разных способностях учащихся, а точнее, о разных учебных

Выявление уровня обучаемости у ребёнка предполагает определение восприимчивости...

Использование технологии разноуровневой дифференциации...

Важной индивидуальной особенностью учащихся является их способность к усвоению знаний.

Школа является важным этапом возрастного развития и становления личности детей, она должна и непременно обязана гарантировать высокий уровень образования.

Дифференцированный и индивидуальный подходы в обучении...

Дифференцированный и индивидуальный подходы в обучении как развитие творчества

3 группа — дети с высокой степенью подготовки к школе, у них выражена познавательная

Высокий уровень информационно-технического оснащения школы № 11 в сочетании с...

Возможности практического применения технологии...

Индивидуальный подход — это принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности.

Разноуровневое и дифференцированное обучение как фактор...

Дифференцированный подход к учащимся обеспечивает успех в учении, что ведет к

Данный уровень позволяет ребенку проявить себя в дополнительной самостоятельной работе.

Индивидуально-групповые задания, предлагаемые в виде запрограммированных карточек.

Индивидуальный подход в обучении английскому языку в школе

Основными условиями реализации индивидуального подхода выступает дифференциация

Изучение учащихся, их склонностей и интересов, их учебных возможностей, а также анализ

Языковые способности учащихся могут проявляться не только в легкости, быстроте, и...

Возможности сопровождения одаренных детей при обучении...

Именно данная категория учащихся требует особого индивидуального подхода в процессе обучения. Именно для таких детей мало просто учителя, им необходим наставник, который поможет в раскрытии всех возможных потенциалов учащихся. Тьютор выступает в роли...

Учебная деятельность учащихся в условиях личностно...

Специально организованная работа учащихся и преподавателя приводит к тому, что усваиваемое знание не «обезличивается», а становится личностно-значимым, а проводимое занятие становится формой коллективного общения, обеспечивающего развитие учащихся.

Похожие статьи

Психолого-педагогические основы реализации индивидуального...

«Индивидуальный подход в воспитании и обучении, — отмечает Г. М. Коджаспирова [20, с. 100]

Проблема учёта индивидуальных особенностей учащихся относится к традиционным для

Индивидуальный подход направлен на преодоление несоответствия между уровнем...

Система работы с одаренными школьниками в рамках...

высокий уровень интеллектуального развития (широкий кругозор, начитанность, ораторские способности)

Основными формами работы с одаренными детьми является индивидуальная и групповая. Реализуется она в ходе урочной и внеурочной деятельности.

Особенности познавательных процессов как причина...

Психологический подход к проблемам неуспеваемости широко представлен в работах В. И

В этой связи говорят обычно о разных способностях учащихся, а точнее, о разных учебных

Выявление уровня обучаемости у ребёнка предполагает определение восприимчивости...

Использование технологии разноуровневой дифференциации...

Важной индивидуальной особенностью учащихся является их способность к усвоению знаний.

Школа является важным этапом возрастного развития и становления личности детей, она должна и непременно обязана гарантировать высокий уровень образования.

Дифференцированный и индивидуальный подходы в обучении...

Дифференцированный и индивидуальный подходы в обучении как развитие творчества

3 группа — дети с высокой степенью подготовки к школе, у них выражена познавательная

Высокий уровень информационно-технического оснащения школы № 11 в сочетании с...

Возможности практического применения технологии...

Индивидуальный подход — это принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности.

Разноуровневое и дифференцированное обучение как фактор...

Дифференцированный подход к учащимся обеспечивает успех в учении, что ведет к

Данный уровень позволяет ребенку проявить себя в дополнительной самостоятельной работе.

Индивидуально-групповые задания, предлагаемые в виде запрограммированных карточек.

Индивидуальный подход в обучении английскому языку в школе

Основными условиями реализации индивидуального подхода выступает дифференциация

Изучение учащихся, их склонностей и интересов, их учебных возможностей, а также анализ

Языковые способности учащихся могут проявляться не только в легкости, быстроте, и...

Возможности сопровождения одаренных детей при обучении...

Именно данная категория учащихся требует особого индивидуального подхода в процессе обучения. Именно для таких детей мало просто учителя, им необходим наставник, который поможет в раскрытии всех возможных потенциалов учащихся. Тьютор выступает в роли...

Учебная деятельность учащихся в условиях личностно...

Специально организованная работа учащихся и преподавателя приводит к тому, что усваиваемое знание не «обезличивается», а становится личностно-значимым, а проводимое занятие становится формой коллективного общения, обеспечивающего развитие учащихся.