Автор: Данилова Евгения Вениаминовна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (127) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 14.11.2016

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Данилова Е. В. Система работы с одаренными школьниками в рамках общественных дисциплин // Молодой ученый. — 2016. — №23. — С. 464-466.



Сегодня, когда отмечается резкое возрастание спроса на людей, обладающих нестандартным мышлением, умеющих ставить и решать новые задачи в условиях развития постиндустриального общества существует социальная необходимость выявления и развития детской одарённости.

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка [2, c. 4].

Каким образом я, учитель истории и обществознания, могу определить, что ребенок обладает незаурядными способностями к изучению общественных дисциплин?

Использую следующие методы: наблюдение на уроках и во внеурочной деятельности, анализ результатов самостоятельных, контрольных творческих работ, участия в олимпиадах и конкурсах различных уровней, беседы с учителями начальных классов, родителями.

Одаренные дети обычно демонстрируют:

− высокий уровень интеллектуального развития (широкий кругозор, начитанность, ораторские способности),

− высокий уровень познавательной потребности,

− неординарность мышления, умение видеть явление в развитии,

− склонность к логическому мышлению, анализу, синтезу,

Лабиринт − стремление к творческой деятельности,

− перфекционизм (стремление добиться совершенства),

− устойчиво высокую самооценку,

− независимость,

− укоренившиеся интересы и склонности,

− особую систему ценностей.

За годы работы в школе сложилась определенная система, которая позволяет не только выявлять талантливых детей, но и развивать их способности, добиваться положительных результатов. Основными формами работы с одаренными детьми является индивидуальная и групповая. Реализуется она в ходе урочной и внеурочной деятельности.

Наиболее оптимальной формой работы, учитывающей личностные особенности школьников, считаю разработку индивидуальных планов. Это позволяет создать условия для подготовки к олимпиадам, турнирам, успешного выполнения учебно-исследовательских и проектных работ. Основные приемы индивидуальной работы с одаренными школьниками: организация самостоятельной работы с дополнительной литературой, с интернет-ресурсами, энциклопедиями, словарями, консультирование учащихся во внеурочное время, решение олимпиадных заданий прошлых лет.

Одним из основных подходов к обучению, способствующего развитию способностей обучающихся на уроке является, по-моему мнению, деятельностно-компетентностный подход, который позволяет школьникам приобрести, кроме знаний, умений, и опыт практической деятельности. Деятельностно-компетентностный подход ориентирован, прежде всего, на достижение определенных результатов, приобретение значимых компетентностей. Развитию компетентностей способствует технология проблемного обучения. Она реализуется через следующие приемы:

− создание проблемных ситуаций путем сообщения противоречивых точек зрения на изучаемое явление. Например: в 11 классе на уроке истории при изучении темы «Новое политическое мышление: достижения и проблемы» обучающихся знакомятся с точками зрения на «новое политическое мышление»: «Новое политическое мышление» привело к капитуляции перед Западом, к явному поражению в холодной войне»; «М. С. Горбачев начал процесс, позволивший всему миру избавиться от угрозы ядерной катастрофы, а России занять достойное место в системе современных международных отношений». Вопрос: «Как вы думаете, каковы причины неоднозначности оценок политики нового политического мышления?».

− постановка проблемных вопросов (например, при изучении темы по истории в 11 классе «Кризис и распад советского общества» перед обучающимися ставится проблема «Распад СССР — закономерное явление или цепь случайностей?»).

− решение проблемных задач (например, при изучении темы по обществознанию «Основы административного права РФ» организуется работа по технологии УМШ (учебный мозговой штурм), класс делится на группы по 7 человек. Каждая группа получает пакет материалов: Кодекс РФ об административных правонарушениях, тексты с задачами, листы формата А4 (на них необходимо указать номера разделов, глав, статей Кодекса РФ, которые содержат указания на правильное решение проблемы). Первый этап УМШ — создание банка идей. Второй этап — анализ идей. Третий этап — обработка результатов, группа отбирает правильное решение, назначает спикера, который представляет его всему классу.

Проблемный материал развивает способность к анализу, умение аргументировано отстаивать свою точку зрения, вести дискуссию, позволяет учителю решать задачи развития интереса к общественным явлениям, усиления мотивации учащихся к изучению предметов общественного цикла, развития социализации, творческой самостоятельности.

Лабиринт В 10–11 классах предпочтение отдается урокам-практикумам, лабораторным занятиям, которые характеризуются высокой степенью самостоятельности учащихся в овладении знаниями и умениями, использованием иных источников учебной информации, деятельностью учителя уже не в качестве информатора, а как организатора и консультанта (уроки, «Реформаторская деятельность М. М. Сперанского», Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов», «Общественное движение: либералы и консерваторы», «Начальный период Великой Отечественной войны. Июнь 1941 — ноябрь 1942 г.»). В старших классах практикуются уроки-семинарские занятия, на которых преобладает самостоятельная работа старшеклассников при изучении нового материала, его обобщении и систематизации (например, «Причины, цена и значение великой Победы», «Наука, литература, искусство, спорт 1960-1980 гг.».). Эти уроки направлены на формирование и углубление знаний, их систематизацию и обобщение на основе самостоятельного изучения разнообразных источников, развитие широкого спектра аналитических умений, в том числе: конспектирование, рецензирование, подготовка развернутых проблемно-тематических вступлений, оппонирования, критического сопоставления источников и др. На семинаре школьники не просто овладевают новыми знаниями и умениями, а выносят их на коллективное обсуждение в классе после предварительной работы дома с рекомендованной литературой.

Особое внимание уделяется использованию интегрированного подхода в обучении [1]. Интеграция в современном образовательном пространстве, является средством формирования ключевых компетенций школьников. Предметная интеграция строится по нескольким линиям [3] (рисунок 1).

Рис. 1. Направления предметной интеграции

Разработаны рабочие программы с учетом интеграции истории и обществознания с предметами география и литература.

Практикуются такие формы интеграции, как:

− использование информации из других учебных предметов — география, литература, английский язык, биология;

− бинарные уроки (например, в 7 классе тема по географии «Изучение материков и океанов» и тема по истории «Великие географические открытия»; в 9 классе — тема по географии «Административно-территориальное устройство России» и тема по обществознанию «Национально-государственное устройство. Формы правления»;

изучение материалов уроков средствами компьютерных технологий (анализ статистических данных при изучении тем социально-экономического развития стран, составление таблиц, диаграмм, схем);

− интегрированные учебные проекты, исследовательские работы (исследовательские работы «Роль карандаша в жизни современного школьника», «Состояние образования в земских школах Курской губернии в 1904–1906 гг.»., «Влияние темперамента на результаты учебной деятельности школьников»; проекты: «Семь чудес света», «Сайт «Холодная война», «Книга будущего предпринимателя», «Бизнес-план»);

− обучение способам деятельности, алгоритм формирования которых является общим для разных предметных областей (анализ, синтез, сравнение, конструирование понятий, перевод информации из одной знаковой системы в другую и др.).

Традиционными стали в школе Декады предметов общественного цикла, их основная цель — пропаганда исторических знаний, развитие в школьниках любознательности и интереса к прошлому, вовлечение ребят в активные формы изучения истории, развитие их творческих способностей. В Декаде принимают участие обучающиеся 5–11 классов. В ходе Декады применяются массовые (конференции, встречи с интересными людьми, экскурсии в музеи) и групповые формы работы: КВН, исторические викторины, турниры знатоков истории, конкурсах исторических коллажей, плакатов и др. Ежегодно растет количество обучающихся, принимающих участие в Декаде.

Ежегодно школьники участвуют в Международном заочном конкурсе «Золотое Руно». Конкурс «Золотое Руно» — это, прежде всего, стимулирование поисковой деятельности обучающихся и формирование интереса к познавательной деятельности. Запретов в использовании различных источников информации не существует. Это семейная форма конкурса, чем она и привлекает, при которой школьник может обсудить вопросы с родителями, учителями и друзьями, использовать справочники, книги, Интернет.

Лабиринт Системная и целенаправленная работа по выявлению перспективных и одаренных детей, созданию условий для развития их личностного потенциала приводят к успешной самореализации школьников во внеурочной деятельности. Обучающиеся постоянно участвуют в различных олимпиадах, творческих конкурсах муниципального, регионального и всероссийского уровней и добиваются позитивных результатов.

Литература:

  1. Абинова Н. М. Интеграция в образовании: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ido.tsu.ru
  2. Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми/ авт.-сост. Н. И. Панютина и др. — Волгоград: Учитель, 2007.
  3. Шешукова Н. Н. Реализация межпредметных связей на уроках истории: [Электронный ресурс]. – Режимдоступа: www.oouk.vko.gov.kz/ru.
Основные термины (генерируются автоматически): внеурочной деятельности, изучении темы, одаренными школьниками, предметов общественного цикла, Система работы, «Новое политическое, политическое мышление», общественных дисциплин, правильное решение, исследовательские работы, «Золотое Руно», изучении темы «Новое, ином виде деятельности, приемы индивидуальной работы, оптимальной формой работы, Основными формами работы, «Новое политическое мышление», нескольких видах деятельности, Электронный ресурс, анализ результатов самостоятельных.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос