Формирование гражданской позиции молодёжи в рамках деятельности детских объединений и детских общественных организаций | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Черкасских, О. Т. Формирование гражданской позиции молодёжи в рамках деятельности детских объединений и детских общественных организаций / О. Т. Черкасских, И. Е. Котова, Е. А. Проскурникова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 51-53. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/316/14657/ (дата обращения: 04.05.2024).



В данной статье рассматривается деятельность детских объединений и детских общественных организаций в рамках гражданско-патриотического воспитания, приобретения опыта деятельности как гражданина общества.

Детство и юность — самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Патриотизм — одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. Чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, — эти качества должны воспитываться в детях с самого раннего возраста.

Учитывая неспокойную обстановку в мире, патриотическое воспитание молодежи сегодня является главной задачей образовательных организаций.

Особое место в воспитании чувства патриотизма, углублении представлений обучающихся о своей стране, создании условий для понимания её истории и культуры отводится детским объединениям и детским общественным организациям. Целесообразность патриотического воспитания определяется возможностью развития каждого члена детских организаций и объединений.

Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения — это, в первую очередь, формирование гражданской сознательности и активности. В силу эмоциональности и стремления детей действовать объединено, их активность в выражении гражданской позиции будет возрастать, если:

– проводить обучение с целью самоконтроля, самооценки и самокоррекции в выборе своей гражданской позиции;

– использовать формы и методы, соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся;

– развивать способность использовать потенциал социальной среды для собственного развития, проявлять активность к социальной адаптации в обществе;

– использовать технологии, направленные на социализацию личности;

– осуществлять мониторинг уровня интереса членов детских организаций и объединений;

– выявлять опыт обучающихся и включать их в сотрудничество.

Одним из главных условий в работе детских общественных организаций и детских объединений является то, что любые мероприятия патриотической направленности должны задействовать обучающихся в качестве организаторов, участников, а не зрителей.

Изменения в обществе потребовали пересмотра основополагающих принципов патриотического воспитания. Возникает необходимость и в выборе новых форм:

– патриотического характера (беседы, тематические вечера, творческие диалоги, встречи с ветеранами, героями России);

– военной направленности (военно-спортивные игры, технические объединения с патриотической направленностью);

– комбинирование (многоплановые системные мероприятия, направленные на гражданско-патриотическое воспитание молодёжи, социально-ориентированные проекты).

Таким образом, патриотическое воспитание школьников характеризуется появлением ряда новых форм, причем таких, которые предполагают включение учащихся в непосредственную патриотическую деятельность: военно-спортивная игра «Зарничка», смотры строя и песни, поиск материалов о подвигах родных и близких, героев-земляков, оформление летописей, альбомов патриотической тематики. Важная предпосылка эффективности гражданско-патриотического воспитания школьников — своевременное приобщение их к традициям, родившимся в школе и нацеленным на воспитание патриотов.

Так как работа по формированию у молодежи патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга многоплановая, систематическая, целенаправленная, то для лучшей адаптации подрастающего поколения в обществе, его социализации и развития личности необходимо использовать в работе детских объединений и организаций уже известную методику коллективных творческих дел (далее — КТД) И. П. Иванова. Основные задачи КТД: формирование и развитие коллектива; развитие личности каждого ребенка, его способностей, индивидуальности; развитие творчества как коллективного, так и индивидуального; обучение правилам и формам совместной работы. Все представленные задачи полностью удовлетворяют современным условиям. К тому же, организация и проведение КТД позволяет включить в деятельность большое количество обучающихся, предоставляя возможность каждому проявить свои творческие способности, высказать свою точку зрения и укрепить свою позицию в детском коллективе. Именно в коллективной деятельности происходит становление личности каждого ребенка, непосредственное обогащение каждого участника собственным опытом гражданского отношения к окружающей жизни и к себе, как к гражданину. Основу содержания такой деятельности составляет нравственный опыт, накапливаемый школьниками в процессе реализации таких КТД, как «Хочу служить России», «Помнит сердце, не забудет никогда», «Звездный марш-поход» и др.

Особая роль в воспитании гражданственности отводится проектной деятельности, цель которых — создание среды для самовыражения и реализации интеллектуальных и творческих ресурсов обучающихся, готовых к социальному и гражданскому выбору. Для ребенка проект — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала, деятельность, позволяющая проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Цель проекта формулируется зачастую самими учащимися, результат этой деятельности носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих участников проекта (Например, проекты «Благодарная память», «Внуки Победы», «С чего начинается Родина» и др.)

Таким образом, деятельность детских объединений и детских общественных организаций имеет большие возможности для осуществления гражданско-патриотического воспитания:

– включение подрастающего поколения в гражданско-правовые отношения;

– расширение знаний по истории Отечества;

– формирование умения оценивать события с позиции справедливости, гуманизма;

– приобретение школьниками опыта деятельности как гражданина общества.

Всё это помогает в формировании чёткой гражданской позиции у молодёжи — поколения, которое является частью огромной страны.

Литература:

  1. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. — М.: Айрис-пресс, 2002.
  2. Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей: учебное пособие текст. / Т. С. Комарова, А. И. Савенков. М.: Роспедагентство,1988.
  3. Мазыкина Н. В., Монахов А. Л. Методические рекомендации по совершенствованию военно-патриотического воспитания детей и подростков. // Воспитание школьников. — 2003. — № 5. — С. 12–13.
Основные термины (генерируются автоматически): гражданско-патриотическое воспитание, подрастающее поколение, гражданин общества, гражданская позиция, детская, деятельность детских объединений, объединение, патриотическая направленность, патриотическое воспитание, развитие личности.

Похожие статьи

Формирование гражданско-патриотического воспитания...

Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы. Школа призвана постепенно формировать у учащихся любовь к своей Родине, постоянной готовности к её защите, формирование активной гражданской...

Актуальные вопросы организации патриотического воспитания...

Наиболее эффективной, в плане патриотического воспитания, формой внешкольной деятельности учащихся являются творческие объединения

Гражданско-патриотическое воспитание является фундаментальной основой патриотического воспитания общества.

Патриотическое воспитание современной молодежи

Проблема гражданско-патриотического воспитания молодежи в соответствии со

Проблема патриотического воспитания не может быть решена без формирования у молодого

Формирование патриотических чувств у подрастающего поколения и воспитание чувства...

Патриотическое воспитание как основа формирования...

Патриотическое воспитание молодёжи, подготовка её к защите Родины — эти вопросы всегда были и остаются важными направлениями государственной политики России. Государство уделяет большое внимание патриотическому воспитанию...

Актуальные проблемы организации патриотического воспитания...

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, гражданско-патриотическое воспитание

Изменения, которые происходят в российском обществе, обостряют все социальные

Патриотическое воспитание – это не разовые мероприятия, а многоплановая...

Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся...

Патриотическое воспитание — это целенаправленная деятельность по формированию духовно развитой личности, чувства верности и любви к своему Отечеству, народу, высокого уровня гражданственности, готовности к выполнению конституционного долга.

Гражданско-патриотическое воспитание — одно из...

Занятия воспитанников в детском объединении системы дополнительного образования детей не только обогащают детей знания

Гражданско-патриотическое воспитание — одно из приоритетных направлений воспитательной работы Казанского суворовского военного училища.

Развитие патриотического воспитания в России | Статья...

Современное развитие российского государства и общества ставит серьезные задачи в вопросе воспитания нового поколения. В настоящее время существует социальный заказ государства на воспитание здорового, мужественного, смелого, инициативного человека...

Патриотическое воспитание как основа формирования личности

Патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений в системе образования России, так как способствует формированию у

Патриотическое воспитание — многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность...

Гражданское воспитание подрастающего поколения

Гражданское воспитание — это такое воспитание, которое готовит человека быть ответственным гражданином, активным

Цели и задачи формирования гражданственности у подрастающего поколения включают в себя реализацию ценностных ориентаций, обучение...

Похожие статьи

Формирование гражданско-патриотического воспитания...

Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы. Школа призвана постепенно формировать у учащихся любовь к своей Родине, постоянной готовности к её защите, формирование активной гражданской...

Актуальные вопросы организации патриотического воспитания...

Наиболее эффективной, в плане патриотического воспитания, формой внешкольной деятельности учащихся являются творческие объединения

Гражданско-патриотическое воспитание является фундаментальной основой патриотического воспитания общества.

Патриотическое воспитание современной молодежи

Проблема гражданско-патриотического воспитания молодежи в соответствии со

Проблема патриотического воспитания не может быть решена без формирования у молодого

Формирование патриотических чувств у подрастающего поколения и воспитание чувства...

Патриотическое воспитание как основа формирования...

Патриотическое воспитание молодёжи, подготовка её к защите Родины — эти вопросы всегда были и остаются важными направлениями государственной политики России. Государство уделяет большое внимание патриотическому воспитанию...

Актуальные проблемы организации патриотического воспитания...

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, гражданско-патриотическое воспитание

Изменения, которые происходят в российском обществе, обостряют все социальные

Патриотическое воспитание – это не разовые мероприятия, а многоплановая...

Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся...

Патриотическое воспитание — это целенаправленная деятельность по формированию духовно развитой личности, чувства верности и любви к своему Отечеству, народу, высокого уровня гражданственности, готовности к выполнению конституционного долга.

Гражданско-патриотическое воспитание — одно из...

Занятия воспитанников в детском объединении системы дополнительного образования детей не только обогащают детей знания

Гражданско-патриотическое воспитание — одно из приоритетных направлений воспитательной работы Казанского суворовского военного училища.

Развитие патриотического воспитания в России | Статья...

Современное развитие российского государства и общества ставит серьезные задачи в вопросе воспитания нового поколения. В настоящее время существует социальный заказ государства на воспитание здорового, мужественного, смелого, инициативного человека...

Патриотическое воспитание как основа формирования личности

Патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений в системе образования России, так как способствует формированию у

Патриотическое воспитание — многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность...

Гражданское воспитание подрастающего поколения

Гражданское воспитание — это такое воспитание, которое готовит человека быть ответственным гражданином, активным

Цели и задачи формирования гражданственности у подрастающего поколения включают в себя реализацию ценностных ориентаций, обучение...