Реализация механизма практикоориентированной модели дуального обучения | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

IX международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Казань, январь 2018)

Дата публикации: 05.01.2018

Статья просмотрена: 988 раз

Библиографическое описание:

Агеева, И. С. Реализация механизма практикоориентированной модели дуального обучения / И. С. Агеева. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2018 г.). — Казань : Бук, 2018. — С. 77-79. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/274/13570/ (дата обращения: 02.05.2024).



Дуальная форма обучения — одна из возможных форм организации образовательного процесса практико-ориентированного профессионального образования.

Сегодня в России дуальное обучение называется самым перспективным направлением в подготовке специалистов с участием крупного бизнеса, так ли оно?

Как утверждает Есенина Екатерина Юрьевна, в узком смысле дуальное обучение — это форма организации, реализации образовательного процесса, которая подразумевает теоретическое обучение в образовательной организации, а практическое — в организации работодателя. В широком смысле дуальное образование — это инфраструктурная региональная модель, обеспечивающая взаимодействие разных систем. [4]

Для того чтобы разобраться о необходимости дуального обучения, обратимся к истории, в России в законодательной системе и по определённой, исторически сложившейся традиции действует Закон об образовании, который вбирает в себя все его уровни. Следует согласиться с мнением, В. И. Блинова, что с начала 90-х гг. прошлого века произошло резкое обрушение плановой экономики. Приватизированные же предприятия экономической сферы уже не считали своей обязанностью участвовать в подготовке рабочих и инженерных кадров. В результате традиционные связи между учреждениями профессионального образования и базовыми предприятиями, при которых они создавались в советское время, разрушились, а существовавшие при крупных предприятиях учебные центры были закрыты. [1] С тех же самых 90-х годов прошлого века законодательством у нас не предусмотрено определение каких-либо обязательств по отношению к образовательным организациям профессионального образования со стороны организаций работодателей в силу того, что многие из них перестали быть государственными. В Германии существует уже давно сложившееся мнение о дуальном обучении и у работодателей, и у работников сферы профессионального образования. Их взаимоотношения определены федеральным законодательством. При этом в дуальном обучении участвует примерно 25 % работодателей. Но это добровольное решение.

Но ведь помимо дуальной формы обучения существуют другие формы обучения, использующиеся как в России, так и за рубежом в рамках практико-ориентированного профессионального образования. Это организация практики на рабочем месте в рамках образовательной программы, обучение на специально оборудованных рабочих местах в структурных подразделениях образовательных организаций (в мастерских, лабораториях, учебных фирмах, на полигонах, в ресурсных центрах и т. д.). Как правило, эти формы комбинируются или используются по отдельности в силу специфики направлений подготовки (например, для социальной сферы, сферы услуг, сервиса эффективна форма обучения на специально оборудованных рабочих местах в структурных подразделениях образовательных организаций). [4] Столько лет работали без дуального образования, зачем все переделывать? Ведь для того чтобы перейти на дуальное обучение необходимо подготовить огромное количество документов, ведь нельзя прийти на предприятие и сказать — хочу, чтоб мои студенты у вас проходили практику! Руководителю предприятия должно быть выгодно это предложение, потому что не стоит забывать, мы с вами живем в таком обществе, где на каждом углу то и дело слышно — «а что мне за это будет?» Но ведь есть работодатели, которые идут на встречу, да их единицы, но они есть, на инициативных людях всегда строился весь мир, стоит идти и разговаривать, предлагать и рассказывать о преимуществах. Но для этого и руководство средне-профессионального обучения должно быть готово к инновациям.

Поэтому начинать стоит с анализа условий образовательного процесса, необходимых в колледже. Требуется проанализировать цель, условия работы, потребности и возможности, потому что организовать дуальную форму обучения или хотя бы внедрить её элементы — непросто, но ведь это не значит, что улучшить качество профессиональной квалификации выпускника невозможно.

Как сделать так чтобы дуальное обучение стало возможным?

Учебные планы составить с учётом предложений работодателей. То есть студенты в учебных аудиториях изучают, прежде всего, то, что им непосредственно понадобится на производстве, на основании чего полученная ими в ходе обучения в учебном заведении квалификация будет соответствовать действующим на производстве профессиональным стандартам. Необходимо, чтобы сами работодатели понимали выгоду от ведения обучения. [2]

Практика показывает, что для реализации программ с элементами системы дуального обучения требуется соответствующее нормативно-правовое обеспечение, современная материально-техническая база, квалифицированные кадры и финансовое обеспечение. К примеру, большинство практик внедрения дуальной модели обучения в Свердловской области держится на трехсторонних соглашениях с участием исполнительной власти.

В комплект нормативно–правового обеспечения должны быть включены документы:

– нормативные документы (договоры, соглашения) с предприятием-партнером о реализации основной профессиональной образовательной программы (ОПОП);

– локальные нормативные документы (Положения, инструкции, должностные обязанности, инструкции), закрепляющие функции участников образовательных отношений, в том числе, кадров работодателя (инженер-консультант, наставник, инструктор и др. — те, кто непосредственно участвует в образовательном процессе);

– локальные нормативные документы (договор, соглашение), регулирующие взаимные обязательства профессиональной образовательной организации, предприятия-партнера с участниками образовательных отношений: обучающимися, их родителями или лицами, их заменяющими;

– документы о согласовании ОПОП с профессиональными стандартами (в том числе, стандартами предприятия-партнера);

– документы об использовании профессиональной образовательной организацией для реализации ОПОП производственных площадок и оборудования предприятия-партнера;

– договоры о сетевом взаимодействии при реализации ОПОП;

– документы о порядке допуска и перемещения обучающихся на площадках предприятия-партнера. Приведу яркий пример необходимого нормативно-правового обеспечения для реализации модели в Первоуральском металлургическом колледже. Между Министерством общего и профессионального образования Свердловской области, Первоуральским новотрубным заводом и Первоуральским металлургическим колледжем в ноябре 2012 года было подписано Соглашение о намерениях по совместной разработке и введению дуальной модели профессионального образования. После этапа разработки программы применения дуальной системы профессионального обучения по германской модели в компании ОАО

«ЧТПЗ» на площадке ОАО «ПНТЗ», проведенного совместно с немецкими коллегами-консультантами, смешанная проектная группа из представителей завода, колледжа и министерства в 2013 году разработала комплект нормативных документов для регулирования отношений частно-государственного партнерства.

Тем самым Свердловская область осуществила ряд задач в системе образования

– формирование системы подготовки квалифицированных рабочих кадров, удовлетворяющей потребностям работодателей по качеству квалификаций, компетенций и количеству выпускников, требуемых экономике для повышения ее конкурентоспособности;

– уровень квалификации выпускников = ожиданиям работодателей;

– повышение инвестиционной привлекательности региона;

– привлечение инвестиций в систему профобразования. [3]

Но ведь далеко не всегда работодатели идут навстречу образовательным организациям. Руководители малого и среднего бизнеса считают, что лучше взять подготовленного специалиста. Тем самым приглашая на работу «кота в мешке», и на месте переучить его как необходимо работать именно на его производстве или же найти через рекрутское или кадровое агентство сотрудника или, в крайнем случае, сотрудник из отдела кадров найдет на различных сайтах (а их сейчас предостаточно) нужного сотрудника по уровню подготовки. Вот именно по уровню подготовки, а не по качеству квалификации подготовки данного специалиста.

Так в чем же «плюс» практико-ориентированного обучения как элемента дуального образования?

По словам методиста, Уманской Марины Александровны, это:

– практическая часть проводится на предприятиях, а не только в лабораториях, мастерских и на полигонах образовательных организаций;

– содержание рабочих программ согласовано между образовательной организацией и работодателями;

– между образовательной организацией и предприятием развиваются тесные отношения;

– при трудоустройстве возможно немедленное применение приобретённых знаний;

– постоянное чередование обучения в образовательной организации и на предприятии способствуют лучшей мотивации, и производственный процесс сильно не прерывается;

– гарантирует ясные и однозначные описания профессии, а также унифицированный уровень подготовки.

Надежность дуальной системы, объясняется тем, что она предполагает тесное сотрудничество системы образования, предприятий и государства. [5]

У каждого участника процесса дуальной системы обучения есть обязательства, которые должны четко выполняться.

Конечно же, все участники дуальной системы обучения остаются в выигрыше, но самое главное то, что выпускники учебных заведений, которым предстоит заниматься поднятием уровня экономики и промышленности страны, будут гарантированно трудоустроены и конкурентоспособны на рынке труда.

Тесное сотрудничество и совместная зона ответственности государства, образования и работодателей, несомненно даст значимый эффект в развитии данной системы.

Литература:

  1. Актуальные вопросы развития среднего профессионального образования: практическое пособие / В. И. Блинов, Е. Ю. Есенина, О. Ф. Клинк, А. И. Сатдыков, И. С. Сергеев, А. А. Факторович; под общ. ред. А. Н. Лейбовича. — М.: Федеральный институт развития образования, 2016. — 256 с. «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования».
  2. Иванычева Т.А ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ (ДУАЛЬНАЯ) МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ КАДРОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА (методическое пособие) МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖУРНАЛ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ № 4, 2017
  3. Опыт внедрения элементов системы дуального обучения в профессиональных образовательных организациях Свердловской области: методические рекомендации / авт.-сост.: Е. Н. Байдало, М. А. Герасимова, Е. В. Шлыкова; Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования». — Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования», 2016. — 70 с.
  4. https://educationmanagers.ru/materialy/proforientaciya_i_professional_noe_obrazovanie/dualnaya_forma_obucheniya_podhodit_ne_vsem_i_ne_vsegda/ Есенина Екатерина Юрьевна, ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования и систем квалификаций «ФИРО».
  5. http://www.informio.ru/publications/id3012/Dualnyi-podhod-kak-yelement-povyshenija-kachestva-professionalnogo-obrazovanija Уманская Марина Александровна, методист
Основные термины (генерируются автоматически): дуальное обучение, профессиональное образование, образовательная организация, образовательный процесс, документ, дуальная форма обучения, дуальное образование, предприятие, Россия, Свердловская область.

Похожие статьи

Сущность и основные признаки дуальной модели обучения

дуальное обучение, образовательная организация, дуальная модель обучения, профессиональное образование, будущий специалист, дуальная система, производственная деятельность, производственный процесс...

Дуальное обучение – залог качественного образования

дуальное обучение, профессиональное образование, образовательный процесс, образовательная организация, Россия, предприятие, документ, дуальное образование, дуальная форма обучения, Свердловская...

дуальное обучение, образовательная организация, дуальная...

Сущность и основные признаки дуальной модели обучения. дуальное обучение, образовательная организация, дуальная модель обучения, профессиональное образование, будущий специалист, дуальная система, производственная деятельность...

дуальное обучение, образовательная организация, дуальная...

Россия, дуальная система, предприятие, дуальное обучение, вуз, дуальное образование, профессиональная подготовка, рабочая сила, место работы, подготовка специалистов. Дуальное обучение – залог качественного образования.

Инклюзивное образование в условиях современной...

Инклюзивное образование в условиях современной образовательной организации СПО.

Инклюзивное образованиепроцесс обучения и воспитания с особыми потребностями в общеобразовательных учреждениях.

Место индивидуальной формы организации процесса обучения...

Наличие этих двух факторов определяет успешность индивидуальной формы организации процесса обучения как образовательного инструмента. Ключевые слова: индивидуальная форма, индивидуализированный подход, система профессионального обучения...

образовательный процесс, дистанционное обучение...

дуальное профессиональное образование

профессиональное обучение, профессиональное образование, учебный процесс, учебно-производственная деятельность, учебная деятельность, техническое творчество, средство обучения...

Дуальная система — главный механизм подготовки специалистов...

Ключевые слова: профессиональное образование, дуальная система подготовки кадров, интеграция образования и производства, нефтехимическое производство, колледж, социальное партнерство.

Методология современного образования. Болонский процесс

академическая мобильность, программа, вуз, академическая мобильность студентов, Россия, обучение, высшее образование, Болонский процесс, студент, Болонская декларация.

Похожие статьи

Сущность и основные признаки дуальной модели обучения

дуальное обучение, образовательная организация, дуальная модель обучения, профессиональное образование, будущий специалист, дуальная система, производственная деятельность, производственный процесс...

Дуальное обучение – залог качественного образования

дуальное обучение, профессиональное образование, образовательный процесс, образовательная организация, Россия, предприятие, документ, дуальное образование, дуальная форма обучения, Свердловская...

дуальное обучение, образовательная организация, дуальная...

Сущность и основные признаки дуальной модели обучения. дуальное обучение, образовательная организация, дуальная модель обучения, профессиональное образование, будущий специалист, дуальная система, производственная деятельность...

дуальное обучение, образовательная организация, дуальная...

Россия, дуальная система, предприятие, дуальное обучение, вуз, дуальное образование, профессиональная подготовка, рабочая сила, место работы, подготовка специалистов. Дуальное обучение – залог качественного образования.

Инклюзивное образование в условиях современной...

Инклюзивное образование в условиях современной образовательной организации СПО.

Инклюзивное образованиепроцесс обучения и воспитания с особыми потребностями в общеобразовательных учреждениях.

Место индивидуальной формы организации процесса обучения...

Наличие этих двух факторов определяет успешность индивидуальной формы организации процесса обучения как образовательного инструмента. Ключевые слова: индивидуальная форма, индивидуализированный подход, система профессионального обучения...

образовательный процесс, дистанционное обучение...

дуальное профессиональное образование

профессиональное обучение, профессиональное образование, учебный процесс, учебно-производственная деятельность, учебная деятельность, техническое творчество, средство обучения...

Дуальная система — главный механизм подготовки специалистов...

Ключевые слова: профессиональное образование, дуальная система подготовки кадров, интеграция образования и производства, нефтехимическое производство, колледж, социальное партнерство.

Методология современного образования. Болонский процесс

академическая мобильность, программа, вуз, академическая мобильность студентов, Россия, обучение, высшее образование, Болонский процесс, студент, Болонская декларация.